28.08.2015, 19:18
Забытое имя
В издательстве «Беларусь» в серии «Знаменитые художники из Беларуси» вышла книга «Мiкалай Мiхалап».
Сейчас имя этого художника-графика и керамиста известно довольно узкому кругу специалистов и людей, увлекающихся искусством и историей, а в свое время он был первым директором Государственной картинной галереи в Минске, с которой началась история Национального художественного музея Беларуси.
«Николай Прокопьевич Михолап был уникальным человеком, проявившим себя в нескольких сферах деятельности, – рассказала БЕЛРЫНКУ автор книги, искусствовед Надежда Усова. – Он внес существенный вклад в искусство, музейное дело Беларуси, архитектурное украшение белорусских городов, фарфоровую и местную промышленность».
Николай Михолап родился в Минске в 1885 году в семье рабочего железнодорожного депо, пишет в своей книге Н. Усова. После окончания церковно-приходской школы и городского училища в 1905 году Михолап поступает в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, основанное в Петербурге на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем.
К слову, в этом учебном заведении (в настоящее время – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица) в разные годы учились Матвей Манизер, Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, Евгений Траугот, Ансис Цирулис и многие другие известные художники. Его выпускники работали в том числе на Императорском фарфором заводе, в ювелирной фирме Карла Фаберже, на Прохоровской Трехгорной мануфактуре, в московской ювелирной мастерской П. Овчинникова, в декорационной мастерской Императорского Мариинского театра.
Одним из близких друзей Михолапа в Петербурге в то время был Янка Купала, с которым он вместе посещал белорусский кружок студенческой молодежи.
Училище Михолап окончил в декабре 1915 года. Диплом художника, подписанный почетной опекуншей княгиней Оболенской, свидетельствовал, что выпускник «прошел специальные классы керамики и офорта… и удостоен звания художника по прикладному искусству со всеми правами, этому званию присвоенными, в котором и утвержден министром торговли и промышленности».
Дипломной работой Михолапа была фаянсовая статуэтка «Зубр». «Изображение зубра давно уже стало восприниматься символом Беларуси, ее национальным образом, метафорой глубокого содержания, но мало кто знает, что именно Михолап был первым белорусским художником, который почувствовал символичность этой темы и сумел выразить ее в скульптуре, – пишет Н. Усова. – Каким-то чудом скульптура сохранилась, хотя и пострадала от времени».
В годы Первой мировой войны и в послевоенное время он жил и работал в Минске, учительствовал на Витебщине, затем работал заведующим керамической мастерской в Черниговской губернии, с 1925 по 1930 год преподавал в Витебском художественном техникуме, после чего был приглашен работать заведующим керамической лабораторией в Научно-исследовательском институте промышленности в Минске.
Решение о создании в Минске Государственной картинной галереи было принято 24 января 1939 года, и уже в марте того же года Михолап особым распоряжением Совета народных комиссаров БССР был назначен ее директором.
Картинная галерея разместилась в пятнадцати залах дома № 29 по ул. К. Маркса. Двухэтажное здание (третий этаж надстроен позже) было построено во второй половине XIX века, в конце XIX века там располагалась Мариинская женская гимназия, в послереволюционные годы – Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа.
За неполные два предвоенных года Михолапу и его сотрудникам удалось собрать богатую коллекцию картин, гравюр, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства, икон. В информации, размещенной на сайте Национального художественного музея, сообщается, что в начале 1941 года фонды галереи насчитывали 2,711 тысячи произведений, из которых 400 находились в экспозиции. В числе экспонатов была и часть знаменитой коллекции Радзивиллов из дворца в Несвиже: слуцкие пояса, французские гобелены XVIII века, портретная живопись XVI-XIX веков. К сожалению, это богатейшее собрание утеряно практически полностью.
«Коллекция не сохранилась, но, судя по всему, она была уникальной, – считает Н. Усова. – Уже после войны Михолапа обвинили в том, что он не смог организовать ее эвакуацию. И Михолап, и его преемница на посту директора Елена Аладова, работавшая в галерее еще до войны, до конца своей жизни корили себя, что не смогли это сделать. Но, очевидно, это была непростая задача, потому что уже 24 июня 1941 года Минск бомбили и город горел, началась паника».
Тем не менее Аладовой и Михолапу удалось спрятать 48 слуцких поясов, что-то разобрали по домам художники Тихонович и Дучиц.
Николай Прокопьевич Михолап прожил долгую жизнь – 93 года. О нем и его творческом наследии и рассказывает книга, изданная параллельно на трех языках – белорусском, русском и английском. Кроме того, в небольшом по формату издании опубликовано более 30 уникальных иллюстраций из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь, частных собраний и коллекций Витебского областного краеведческого музея. На обложке помещено изображение его самой знаменитой вазы – «Бульба» (1956) из серии «Белорусская сюита». Книгу можно приобрести в книжном киоске в музее.
Издание о Николае Михолапе стало семнадцатым в серии «Знаменитые художники из Беларуси». Ранее уже выходили книги, посвященные творчеству Ивана Хруцкого, Валентия Ваньковича, Станислава Жуковского, Язэпа Дроздовича, Витольда Бялыницкого-Бирули и других художников. В ближайшее время ожидается выход книги о Фердинанде Рущице (1870-1936). Ее автор – генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь, кандидат искусствоведения, художник, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Владимир Прокопцов.