• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Заморозка реформы собственности в Беларуси привела к ползучей деприватизации.

Государство не в состоянии помогать всем предприятиям, и нужно избавить его от этого непосильного бремени – такие заявления в последнее время звучат все чаще. А в жизни происходит все наоборот: госдоля в экономике Беларуси за последние годы не только не снизилась, а, напротив, стремительно увеличивается.

Акции взамен на госпреференции

Отсутствие реальных механизмов привлечения денег в развитие толкает белорусские предприятия в объятия государства: оно помогает, но требует взамен вернуть в госсобственность акции.

В соответствии с постановлением правительства № 433 от 22 мая 2015 года в Беларуси увеличивается или будет образована госдоля в уставных фондах 249 открытых акционерных обществ. Именно такое количество акционерных обществ получили в 2014 году господдержку из республиканского бюджета в виде возмещения процентов за пользование банковскими кредитами.

Среди них – ОАО «Белорусский цементный завод» (он передаст государству более 1,13 миллиона акций на общую сумму более 113,066 млрд. рублей (7,63 млн. долларов), ОАО «Витебскдрев» (передаст почти 10,935 миллиона акций на сумму 142,154 млрд. рублей, или (9,6 млн. долларов), ОАО «Речицадрев» (более 44,925 миллиона акций на сумму 134,776 млрд. рублей, или 9,066 млн. долларов), ОАО «Гомсельмаш»» – 87,278 тысячи акций на сумму 87,278 млрд. рублей, или 5,891 млн. долларов).

Также в соответствии с постановлением 3 ОАО, получившие в 2014 году финансовую помощь из республиканского бюджета, передадут свои акции в республиканский бюджет. ОАО «Борисовский завод медпрепаратов» передаст 45,492 тысячи акций на общую сумму 20,926 млрд. рублей (1,412 млн. долларов), ЗАО «Второй национальный телеканал» – 3,425 тысячи акции на сумму более 31,301 млрд. рублей (2,113 млн. долларов), ЗАО «Столичное телевидение» – 62,217 тысячи акций на сумму более 12,791 млрд. рублей (863,433 тыс. долларов).

Просителей все больше

Очевидно, что заявления о необходимости повысить эффективность белорусской экономики, актуализировавшиеся в последнее время, останутся пустыми декларациями, если в ее структуре по-прежнему будет доминировать госсобственность.

Между тем деприватизационные тенденции в Беларуси просто ошарашивают. Если еще в 2011 году государство оказывало помощь всего лишь 117 акционерным обществам республиканской собственности, то уже через пару лет – в 2013 году – их количество более чем удвоилось и достигло 279 АО. Только в 2014 году эти ОАО передали государству в республиканскую собственность 20,6 млрд. акций на сумму 2,3 трлн. рублей (около 156 млн. долларов по курсу Нацбанка).

Следует отметить, что в большинстве случаев акционерные общества оказались «попрошайками» не по своей воле. Ведь альтернативы господдержке у большинства предприятий сегодня практически нет. Где взять деньги на развитие? Кредиты безумно дорогие. Использовать статус акционерных обществ для привлечения денег весьма проблематично: IPO – сложный механизм, требующий серьезной подготовки, да и воспользоваться им могут немногие компании, и привлечь стратегического инвестора через продажу акций, что тоже, кстати, является большой проблемой, удается немногим.

Вот и приходится большинству акционерных обществ просить поддержки у государства. А механизм такой поддержки известен. Несколько лет назад его озвучил первый вице-премьер Владимир Семашко: хотите получить финансовую поддержку – акции на стол!

Закономерный результат

Сегодняшняя ползучая деприватизация в стране – в определенной степени результат точечной приватизации в стране, объявленной президентом в марте 2012 года. Тогда А. Лукашенко отверг составление перечней приватизируемых предприятий, заявив, что любое белорусское предприятие может быть приватизировано, но за хорошую цену и при определенных условиях.

То есть приватизационного «кнута» сейчас нет. Правительство ежегодно публикует списки ОАО, акции которых оно готово продать.

Например, приватизационный перечень-2014 включал 83 ОАО: по конкурсу инвесторы могли купить госпакеты в 33 акционерных обществах, на аукционах – в 50 ОАО. И хотя в этом перечне оказались достаточно интересные предприятия («Стеклозавод «Елизово», «Коралл», «БелГрузМагистраль», «Управляющая компания холдинга «Горизонт», «Белорусское морское пароходство», «Авиакомпания Трансавиаэкспорт», где государство собиралось продать все свои акции), удалось продать госпакеты лишь в 13 акционерных обществах и одно предприятие как имущественный комплекс. В результате

республиканский бюджет получил около 42 млн. долларов. Правда, еще около 73 млн. долларов покупатели пообещали вложить в развитие предприятий (с учетом дополнительных условий продажи акций), но это все равно небольшие деньги, учитывая сегодняшние потребности акционерных обществ. Слабый интерес к белорусским предприятиям объясняется многими причинами, в том числе долгой процедурой приватизации, завышенными требованиями продавца и т. д.

Чтобы хоть как-то сдвинуть процесс с мертвой точки, в этом году Госкомимущество снова попыталось расширить свои полномочия по принятию решений в сфере приватизации. В частности, ГКИ хочет получить полномочия принимать решения по предприятиям с численностью до 1 тыс. человек, а также расширить способы приватизации, в том числе развивать институт доверительного управления акциями и предприятиями, ввести новый способ продажи предприятий – аукцион с условиями, кроме того, запустить такой инструмент, как долгосрочная аренда предприятий.

Однако, по имеющимся данным, пока приватизационный орган так и не получил «добро» от правительства на запуск своих инициатив.

Нужно продавать не станки, а бизнес

Между тем административный директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROS) Павел Данейко 29 мая на конференции «Минск после Риги: форум о реформах, или Как Беларуси адаптироваться и развиваться в новых региональных контекстах» обратил внимание на то, что Беларусь сегодня оказалась в ситуации, «когда дальнейшее развитие экономики невозможно без реструктуризации государственного сектора».

«На сегодняшний день наличие неэффективного госсектора означает макроэкономическую нестабильность и завышенную стоимость ресурсов в стране – и материальных, и нематериальных», – подчеркнул эксперт.

В то же время сегодня очевидно, что значительную часть белорусских госпредприятий уже невозможно продать. «Нет ни внешнего, ни внутреннего покупателя», – отметил Павел Данейко.

По его словам, для некоторых чиновников большим откровением стало то, что сегодня нужно продавать не станки, а бизнес, то есть завтрашнюю прибыль. И если этой прибыли предприятие не зарабатывает, тут уже ничего не сделаешь. «А то, что можно продать, невозможно продать. Потому что в аппарате нет людей с должной квалификацией, способных грамотно продавать госпредприятия», – констатировал эксперт.

Чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, эксперт предложил привлечь к этому процессу международные инвестиционные банки, а также создавать соответствующую инфраструктуру под привлечение инвестиций в предприятия.

Справка «БР»

В госсобственности в Беларуси находится 2.300 унитарных предприятий. Государство владеет акциями или долями в 1.850 ОАО, в 73% из этих обществ контрольный пакет акций принадлежит государству.

Тэги:

, , , ,

По какой цене будет покупать газ Беларусь в 2020 году?

Впервые за последние годы Беларусь не подписала с Россией годовой контракт на поставку газа в страну. Временный контракт подписан только на два месяца – январь-февраль. Что будет с поставками газа в Беларусь потом? Чего хочет Беларусь? Белорусская сторона неоднократно озвучивала России свою позицию по газовому вопросу: нужно начать снижение цены на газ уже с 2020

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 января

 Рост курса доллара на БВФБ на текущей неделе может приостановиться, и доллар может подешеветь на 0-0,5%. Возможны значительные колебания курсов в связи с формированием нового правительства РФ. В понедельник 20 января курс доллара может подняться на доли процента. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже увеличился, как и прогнозировалось, но меньше ожидаемого:

МНС обобщило изменения на 2020 год, введенные указом №503 «О налогообложении»

Министерство по налогам и сборам распространило комментарий к Указу от 31 декабря 2019 года № 503 » О налогообложении». Как отмечено в комментарии, в условиях отсутствия изменений, вносимых в Налоговый кодекс Республики Беларусь в текущем году, Указом от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении»  проиндексированы ставки налогов, установленные в белорусских рублях, размеры доходов

Идет бычок, качается…

Или современный вариант старой песни о главном У властной вертикали в ее белорусском варианте четко различается два полюса: авторитарный лидер наверху и соборный народ внизу. Как и у магнита, знакомого по школьным урокам физики, эти полюса не могут существовать друг без друга.

По какой цене будет покупать газ Беларусь в 2020 году?

Впервые за последние годы Беларусь не подписала с Россией годовой контракт на поставку газа в страну. Временный контракт подписан только на два месяца – январь-февраль. Что будет с поставками газа в Беларусь потом? Чего хочет Беларусь? Белорусская сторона неоднократно озвучивала России свою позицию по газовому вопросу: нужно начать снижение цены на газ уже с 2020

Особенности налоговой оптимизации 2020 года

Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо

Беспилотные летательные аппараты: есть спрос — будет и предложение

Обострение военно-политической ситуации в мире помогает отечественным производителям высокотехнологичных вооружений найти свою рыночную нишу.

Беларусь-Россия: безальтернативный торг за нефть и газ

Минск рискует не добиться нужных результатов в торге с РФ за более приемлемые условия поставок российских энергоносителей (хотя определенные основания для этого имеются). Даже несмотря на то, что в стремлении отстоять свои интересы белорусское стороне пришлось в начале 2020 года добровольно отказаться от поставок российской нефти по причине несправедливо завышенной цены. С 1 января белорусские