1.06.2015, 8:09
«Белнефтехим» – лидер по чистке белорусских активов
Предприятия концерна, перешедшие на аутсорсинг, сработали с прибылью и не хотят возвращаться назад.
Аутсорсинг – это пока все еще новое и не совсем привычное слово в обиходе белорусских управленцев и чиновников. Но, судя по всему, в ближайшее время оно перестанет быть таковым.
В классическом понимании аутсорсинг – это передача на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании. Одним из лидеров в развитии этого процесса в Беларуси стал концерн «Белнефтехим».
Мягкий инструмент реструктуризации
Сама жизнь заставила нефтехимический концерн быть в авангарде этого процесса. Ведь еще пару лет назад во вспомогательных цехах и подразделениях предприятий «Белнефтехима» было занято 30% персонала от общей численности работников организаций концерна, а в социальной сфере – около 7%. Для профильных производств эта нагрузка стала слишком обременительной на фоне обострившейся конкуренции за рынки.
Тем более что конкуренция на мировых рынках, на которые ориентирована продукция предприятий «Белнефтехима», а также острейшая необходимость в диверсификации рынков продаж требуют от предприятий повышения эффективности и максимально ускоренной модернизации.
В «Белнефтехиме» аутсорсинг называют инструментом экономической модернизации и эффективной реструктуризации предприятий, который помогает снизить затраты на производство продукции и повысить конкурентоспособность предприятий.
Предприятия «Белнефтехима» проработали несколько вариантов перевода вспомогательных и обслуживающих подразделений на аутсорсинг. Один из них – создание отдельных юрлиц. Актуальной темой остается также выделение таких структурных подразделений в унитарные предприятия или же путем передачи вспомогательных функций другим компаниям.
Сейчас же в «Белнефтехиме» продолжается работа по переводу предприятий на аутсорсинг, хотя на начальном этапе не все было гладко – этот процесс вызывал отторжение у большинства работников предприятий, которые боялись уйти из-под опеки материнского предприятия в самостоятельную жизнь.
Назад никто не просится
Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Игорь Бобырь на пресс-конференции 27 мая не без удовольствия подвел итоги начавшейся в отрасли 2-3 года назад реформы по выведению вспомогательных производств из-под подчинения основному производству.
Он отметил, что в основном на аутсорсинг в концерне выводятся транспортные цеха, строительные организации. Сейчас на условиях аутсорсинга в «Белнефтехиме» работают 17 предприятий, на которых занято примерно 7,5 тысячи работников концерна. Ни одно из предприятий не стало убыточным. По данным концерна, выведенные на аутсорсинг предприятия получили выручку в объеме 853 млрд. рублей и 40 млрд. рублей чистой прибыли.
По словам зампредседателя концерна, к этому процессу «надо подходить с умом». «Есть вспомогательные службы, которые ни в коем случае нельзя выводить на аутсорсинг. Опыт российских предприятий показывает, что в таком случае они уходят на аутсорсинг, а потом возвращаются назад», – рассказал И. Бобырь.
В концерне подумали над тем, как сделать реформы максимально безболезненными для работников предприятий. Прежде всего, те предприятия, которые уходят на аутсорсинг, остаются 100-процентными «дочками» предприятия. Кроме того, в отношении их действуют коллективный договор, а также все льготы, которые имеет основное предприятие.
«Считаю, что это – эффективно. Самое основное – эти предприятия ищут заказы на стороне. Начинают шевелиться, зарабатывать на стороне. Некоторые предприятия уже сложно пригласить назад на завод, ибо они нашли более эффективную работу на стороне», – рассказал И. Бобырь.
В этом году концерн «Белнефтехим» планирует вывести на аутсорсинг еще 3 предприятия с персоналом около 1,5 тысячи работников.
Лидер реформаторских начинаний
Концерн «Белнефтехим» не в первый раз становится в авангарде реформаторских начинаний. Чуть ли не первым решением Игоря Жилина в должности председателя концерна «Белнефтехим» в феврале 2011 года стала принципиально новая задача: предприятия отрасли должны к концу года ликвидировать перекрестное субсидирование, товарное кредитование и выйти на «реальную безубыточность работы».
Тогда прозвучала фраза о том, что «задача современного реформирования отрасли поставлена лично президентом Беларуси Александром Лукашенко».
Однако реализовать эту задачу на практике оказалось достаточно сложно. Пока многие отечественные нефтехимические предприятия, а также предприятия АПК не смогут эффективно работать без поддержки. Если снять финансовое бремя перекрестного субсидирования с предприятий «Белнефтехима», его придется на кого-то переложить. На кого? Бюджет сегодня явно не потянет эту ношу.
В то же время чиновники и управленцы хорошо понимают, что, к примеру, будущее предприятия «Гродно Азот» во многом зависит от того, как скоро оно сможет реализовать программу модернизации, включающую амбициозный проект по строительству нового азотного комплекса стоимостью более 1 млрд. долларов.
Чтобы реализовать этот проект, у ОАО «Гродно Азот», казалось бы, есть все: близость к портам Балтийского моря, достаточно высокий инновационно-технический потенциал, наличие европейской (узкой) колеи, что позволяет оптимизировать логистику, а также имеется высококвалифицированный персонал.
Однако, хотя разговоры о строительстве комплекса ведутся давно, реального движения до недавнего времени не было. Осуществить такой масштабный проект за счет собственных средств предприятие не может. При этом «Гродно Азот» продолжает дотировать белорусские предприятия АПК, поскольку на внутреннем рынке установлены специальные цены на азотные удобрения. За последние годы из-за госрегулирования и льготных внутренних цен на азотные удобрения производитель потерял более 1 млрд. долларов (за эти деньги предприятие могло бы построить азотный комплекс).
Правда, как отметил 27 мая И. Бобырь, белорусская сторона, не дождавшись инвесторов, уже приступила к реализации масштабного проекта по строительству азотного комплекса в ОАО «Гродно Азот». «Мы приступили к реализации этого проекта своими силами. Но вхождение инвестора возможно на любом этапе. Даже если мы его построим, инвестор может прийти», – отметил И. Бобырь.
Недавно китайская корпорация инжиниринга CAMC заинтересовалась участием в реализации данного проекта. Но есть ли перспектива у этой компании войти в проект, учитывая, что среди требований к потенциальному инвестору белорусская сторона называет наличие у него сырья (природного газа)? И. Бобырь ответил утвердительно: «Это не значит, что они приобретут акции. Китайская компания может выступить инвестором в части денег – генеральным подрядчиком строительства».
Однако очевидно, что сама по себе реализация данного масштабного проекта не снимет с повестки дня вопрос дальнейшей оптимизации издержек предприятия, без чего ему будет сложно конкурировать с мировыми игроками.