29.05.2015, 12:53
Зеркало эффективности белорусской модели
Почему белорусские предприятия неконкурентны, имея дешевый газ и нефть?
Как минимум быть конкурентоспособными с немецкими компаниями потребовал А. Лукашенко от белорусских предприятий. Для этого власть, по его словам, сделала все: прежде всего, обеспечила дешевым газом (по цене примерно в 2,5 раза ниже, чем в Европе) и дешевой нефтью (наполовину дешевле).
«Вы сегодня от государства получили то, чего не имеет ни Украина, ни Европейский Союз», — подчеркнул А. Лукашенко 11 июня на совещании по вопросам развития промышленности и реализации продукции.
«Сегодня что, промышленники, строители потребляют природный газ, как Германия, по 400 долларов за тысячу кубов? Нет. В два раза как минимум дешевле. Вы что, сегодня нефть по мировым ценам потребляете? За полцены. Это вклад государства. Вам дали хорошие условия, вы чего еще ждете? Скажите, что надо для вас, чтобы вы завтра начали работать в два раза лучше, чем в Германии, или хотя бы вровень с Германией?» — заявил А. Лукашенко.
Как было отмечено, таких льготных условий по поставкам энергоресурсов, как Беларусь, ни одно государство не имеет, за исключением разве что России, — но там, как известно, «это свое».
Эти результаты, как было сказано, дались руководству страны «потом и кровью», поэтому «начинайте работать, все в ваших руках — руках руководителей предприятий и министров».
Цена энергосубсидий — 10 млрд. USD
Вот ведь в чем парадокс: Беларусь действительно импортирует российский газ по самым низким ценам в сравнении с соседними государствами: с 2012 года цена российского газа на входе в страну составляет 165 USD/тыс. куб. м, а в этом году еще меньше — 160 USD/тыс. куб. м.
Чтобы оценить этот газовый пряник для Беларуси, достаточно сравнить уровень цен в соседних странах: прогноз по средней цене газа «Газпрома» в России на 2012 год — 106-107 USD/тыс. куб. м, для Украины — 414 USD/тыс. куб. м, для европейских потребителей — около 400 USD/тыс. куб. м.
Самое интересное, правда, что предприятия как платили в последнее время за газ в среднем 275 USD/тыс. куб. м (исключение сделано для ОАО «Гродно Азот» — 218 USD/тыс. куб. м и «Белэнерго» — 245 USD/тыс. куб. м), так и платят.
Однако для подавляющего большинства из них наиболее чувствительной позицией является не стоимость природного газа, а затраты на тепло и электроэнергию. А вот за электроэнергию белорусские предприятия платят больше, чем европейские. В Беларуси цена 1 кВт⋅ч сейчас приближается к 0,14 USD — это заметно выше, не только чем в России, но и в США и странах Евросоюза.
В этом году дошло до того, что проблематика формирования энерготарифов спровоцировала первый межведомственный конфликт — после того как концерн «Белнефтехим» назвал энерготарифы тормозом на пути развития предприятий отрасли.
Действительно есть вопросы. Ведь сами правительственные чиновники оценили суммарный эффект для своей экономики от ратификации белорусско-российских соглашений об условиях продажи акций «Белтрансгаза» и о порядке формирования цен на газ для Беларуси в 10 млрд. USD: 2,5 млрд. USD — это разовый платеж от «Газпрома» за 50% акций «Белтрансгаза» и 7,5 млрд. USD — эффект от снижения цены на газ в 2012-2014 годах.
Куда улетучился эффект?
«Примороженные» цены облегчили участь отечественных предприятий, но не избавили их от проблем с оплатой газа.
Ситуация усугубилась тем, что с 2011 года оплата газа в Беларуси на 100% привязана к текущему курсу доллара (на 73% — по электроэнергии и на 78-95% — по тепловой энергии). Если раньше оптовые потребители природного газа (облгазы) платили «Белтрансгазу» в белорусских рублях, то с января 2012 года они рассчитываются с ним в долларах США. В белорусских рублях они оплачивают лишь надбавку «Белтрансгаза» (эквивалент 15,95 USD/тыс. куб. м и 20% НДС).
Предприятия «Белэнерго» в последние годы испытывают хронический дефицит средств для расчетов с облгазами за поставленный природный газ. В 2011 году задолженность по этой статье достигла более 1 трлн. BYR. В 2012 году ситуация с задолженностью по расчетам за газ в «Белэнерго» еще более усугубилась. В конце 2012 года входящие в состав ПО «Белтопгаз» газоснабжающие организации по Указу президента № 577 перечислили в бюджет 156,5 млн. USD. Эти деньги из Фонда нацразвития были направлены на оплату природного газа энергоснабжающим организациям ПО «Белэнерго».
Девальвация национальной валюты заметно пошатнула финансовое положение предприятий «Белэнерго». Руководство не скрывало, что в последние 3 года их работа бесприбыльна. Сводим концы с концами, но при этом ни народное хозяйство, ни население этого не чувствует. Основной удар на себя взяли газоснабжающие организации.
По итогам работы в 2012 году предприятия электроэнергетической и газоснабжающей отраслей получили чистую прибыль в размере 5,5 трлн. BYR (такая прибыль образовалась за счет значительного снижения цен на импортируемый газ), но она вся ушла на погашение образовавшейся в 2011 году задолженности за природный газ.
В «Белэнерго» не скрывали, что дефицит собственных средств у предприятий энергетики обусловлен в первую очередь увеличением объема перекрестного субсидирования по сравнению с 2011 годом в связи со снижением уровня возмещения затрат на оказание услуг по энергоснабжению установленными тарифами. В результате энергоснабжающие организации не смогли обеспечить в минувшем году 100% оплаты природного газа и были вынуждены привлекать на эти цели кредитные ресурсы.
Задачка для правительства
В Беларуси перекос в энерготарифах на фоне соседних стран просто разительный: средний тариф на электроэнергию для промышленных потребителей на 1 января 2012 года составлял 13,73 цента за 1 кВт⋅ч, в то время как для населения — 2,56 цента за 1 кВт⋅ч.
Для сравнения: в странах ЕС средний тариф на электроэнергию в первом полугодии 2011 года для промпотребителей был на уровне 12,8 цента за 1 кВт⋅ч, для населения — 25,9 цента за 1 кВт⋅ч. К примеру, в Польше тарифы составили соответственно 11,8 и 21,3 цента за 1 кВт⋅ч, в Литве — 14,6 и 17,6, в Латвии — 12,9 и 16,9, в Украине — 9,2 и 3,1, в России — 8,3 и 7,2.
Если бы белорусское правительство отказалось от перекрестного субсидирования, энерготарифы для промпредприятий были бы ниже — 9-9,5 цента за 1 кВт⋅ч. Пока оно двигается в этом направлении робкими шагами, поскольку президент ограничил свободу ценового маневра 5 USD в эквиваленте за весь год.
Перекрестное субсидирование означает, что реальный сектор экономики оплачивает часть расходов населения на тепло и электричество.
Процветающее в стране перекрестное субсидирование не только искажает ценовые ориентиры для населения и ведет к неэффективному потреблению энергоресурсов, но также является скрытым налогом на предприятия, что снижает их конкурентоспособность. Очевидно, что дальнейшее увеличение тарифов для реального сектора станет тормозом для развития предприятий.
Но снятие перекоса перекрестного субсидирования — лишь полдела. Параллельно нужно заниматься реформированием энергетической отрасли, а также всей экономической системы.
Отметим, что 16 апреля А. Лукашенко провел совещание по вопросам развития белорусской энергетики, на котором были вскрыты многие проблемы отрасли. Результатом этого совещания стали кадровые отставки министра энергетики и гендиректора «Белэнерго». Вслед за этим правительство создало межведомственную рабочую группу по вопросам развития энергетики под руководством первого замминистра экономики Анатолия Филонова, которая должна проанализировать обоснованность формирования энерготарифов.
Думается, что эта комиссия должна также найти ответ на ключевой вопрос: почему наши предприятия не могут конкурировать с европейскими, если у нас энергоресурсы на порядок дешевле, чем в Европе? В противном случае они и дальше будут деградировать.
Справка «БР»
По данным «Минскэнерго» за 2012 год, установленные тарифы на электроэнергию для населения (в среднем 3,1 цента за 1 кВт⋅ч) возмещали менее 35% затрат энергоснабжающих организаций на ее производство и доставку потребителю. В результате население не доплатило на оказание данной услуги почти 90 млн. USD.
Как следствие, с 2010 года «Минскэнерго» работает в условиях плановой убыточности и острого дефицита финансовых средств. Ситуация обусловлена тем, что при существующих тарифах реализация электроэнергии потребителям является рентабельной, а вот реализация тепла населению убыточна.
С января 2010 года без привлечения кредитных ресурсов «Минскэнерго» не в состоянии в срок и в полном объеме рассчитаться за природный газ.
Аналогичная ситуация сложилась и в других областных объединениях.
Материал был опубликован в газете «Белорусы и рынок» в июне 2013 г.
Читайте также:
- МАРТ опубликовал новые тарифы на прокачку нечти и нефтепродуктов по «Дружбе»
- МАРТ повысил тариф на транспортировку газа по распределительным трубопроводам
- Песков: Путин не говорил о передаче Минску ядерных ракет
- Кремль подтвердил встречу Путина с Лукашенко до конца недели
- Лукашенко зачитает послание. Потом будет концерт