• EUR  2.4469
  • USD  2.1506
  • RUB (100)  3.2401
Минск  -3.6 Погода в Минске

Возможная неудача украинской ракетной программы может серьезно усилить рыночные позиции белорусской ракетной промышленности.

Как сообщило на днях украинское издание AUTO-Consulting, на сентябрь-октябрь 2019 года запланированы первые испытательные стрельбы оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Гром-2». К заказчику ОТРК «Гром-2», в роли которого выступает Саудовская Аравия, должен поступить в 2022 году .

Впервые проект комплекса «Гром» был анонсирован на выставке «Оружие и безопасность-2015» в Киеве. Головным разработчиком системы является конструкторское бюро «Южное» (г. Днепр). Кроме того, к проекту привлечен Павлоградский химический завод. С определенного времени в работах участвуют Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. А. Морозова и Харьковский завод транспортного оборудования.

Характерной чертой ОТРК «Гром-2» является размещение на СПУ сразу двух одноступенчатых твердотопливных ракет типа «земля-земля» в прямоугольных транспортно-пусковых контейнерах (ТПУ). Перед стрельбой оба контейнера должны подниматься в вертикальное положение и опираться на грунт с помощью пары квадратных опор.

Каждая ракета должна оснащаться твердотопливным двигателем с корпусом из композиционных материалов. Ее длина — 3,74 м, масса — 3,14 т, заряд — 2735 кг взрывного вещества. В качестве топлива используется полибутадиен с кольцевыми гидроксильными группами.

Согласно имеющейся информации, двигатель ракеты имеет сопловой аппарат с электрическими системами управления вектором тяги. Управление ракетой на активном участке траектории осуществляется как за счет аэродинамических рулей, так и подвижного сопла. Скорее всего ракета ОТРК «Гром-2» будет иметь смешанную систему управления: инерциальную + спутниковую навигацию.

По данным разработчика, каждый такой боеприпас сможет нести боевые части разных типов: осколочно-фугасную, проникающую фугасную либо кассетную. Допустимая масса БЧ — 480 кг. Предполагается, что наличие нескольких разных БЧ позволит расширить круг решаемых боевых задач.

По заверениям разработчиков, все ракеты ОТРК «Гром» смогут преодолевать ПВО любой сложности. В том числе — российский «зонтик» из С-300 и С-400, поскольку, как и ракеты «Искандера», смогут летать по непредсказуемой траектории. Заявленная дальность стрельбы — от 50 до 280 км (с возможностью увеличения до 500 км).

Первоначально запуск опытного образца ракеты ОТРК «Гром» должен был пройти еще зимой 2015 года. Но из-за организационных, технических, а самое главное финансовых трудностей огневые испытания ОТРК были перенесены на осень 2016 года. И они также не состоялись вовремя. Сроки вновь были перенесены.

Лишь в самом начале января 2018 года было опубликовано видео испытаний двух опытных ракетных двигателей для ОТРК «Гром-2». Которые были частично успешными: первый двигатель отработал штатно, второй — разрушился. До пуска самих ракет дело так и не дошло. Хотя в опубликованном видео был показан полноразмерный макет самоходной пусковой установки.

Заметно лучше обстоят дела с многоосным колесным шасси для размещения СПУ ОТРК. Еще в мае 2017-го, на одной из автомобильных дорог Харьковской области была замечена неизвестная ранее специальная машина. Вскоре стало известно, что это был макетный образец шасси для СПУ ОТРК «Гром-2».

По утверждению издания AUTO-Consulting оно было разработано ЧАО «Харьковский завод транспортного оборудования», при участии ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А.Морозова», в рамках реализации проекта ОТРК «Гром-2». Ходовой образец этого самоходного колесного шасси имел колесную формулу 10х10. Такие машины Украина раньше никогда не производила. Максимально, что могла предложить тамошняя промышленность — это 4-осные шасси КрАЗ-7634НЕ (КрАЗ Н27.3ЕХ) колесной формулы 8х8.

Это шасси и послужило базой для СПУ ОТРК «Гром-2». В рамках этого проекта также предусмотрено создание двух других специальных колесных транспортеров: транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) и транспортной машины для перевозки ракет (ТРМ).

Следует сказать, что в мире немного стран способных выпускать многоосные колесные транспортеры для самоходных ракетных комплексов — это Беларусь (в лице МЗКТ), Россия (БЗКТ, КАМАЗ), Китай (DongFeng у истоков которого стоит тот же МЗКТ), а также Германия (MAN) и ряд компаний из США.

Данное обстоятельство дало основание ряду российских экспертов выразить сомнение в способности украинской промышленности создавать подобную автотехнику. Исходя из чего, основываясь на фото, выложенных рядом интернет-порталов, они предположили, что СПУ ОТРК «Гром-2» размещена на шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-79292 (10×10).

По их мнению, готовые МЗКТ-79292 либо поступают на Украину непосредственно из Беларуси, либо на украинских предприятиях ведется их лицензионная сборка из белорусских машинокомплектов. Что в обеих случаях является вопиющим нарушением Минском союзнических обязательств перед Москвой.

Правда, внимательный анализ и сопоставление конструктивных особенностей шасси СПУ ОТРК «Гром-2» и шасси МЗКТ-79292 позволяет сделать вывод, что это — две разные машины, несмотря на равное количество осей.

Так на шасси для СПУ «Гром-2» принято примерно одинаковое расстояние между всеми 5-ю мостами (первые 4 из которых ведущие, а последний, судя по фото, сделан поддерживающим). Управляемыми являются первых 2 моста.

У полноприводного шасси МЗКТ-79292 (10х10) три последних моста, как бы, образуют 3-осную тележку. Два передних моста смонтированы обособленно и находятся на значительном расстоянии и от тележки, и друг от друга. Чтобы придать автомобилю большую маневренность, первых три моста и последний сделаны управляемыми.

Таким образом нет никаких оснований говорить о передаче Беларусью Украине ракетных технологий направленных против России.

И тем не менее, учитывая, что украинский автопром до сих пор не имел опыта разработки колесных шасси c более чем четырьмя ведущими мостами, некоторые комментаторы продолжили искать в СПУ ОТРК «Гром-2» «белорусский след».

Они предположили, что за основу транспортера для его установки было взято старое советское шасси МАЗ-543. Большое количество таких машин досталось украинской армии в наследство от вооруженных сил СССР.

В процессе переделки МАЗ-543 вместо двух узких была смонтирована одна широкая кабина, а к четырем ведущим осям (с целью увеличения размера платформы для размещения более длинной ракеты) добавлена пятая — поддерживающая. Это хорошо заметно на фото СПУ сверху при поднятых ракетных контейнерах. (Примерно также поступали китайцы до тех пор пока с помощью МЗКТ не наладили производство шасси с числом ведущих осей больше четырех.)

Однако, вне зависимости от правоты сторонников той или иной версии, создание колесного шасси для СПУ следует считать, практически, единственным достижением разработчиков ОТРК «Гром-2».

К настоящему времени КБ «Южное» и его смежники смогли подготовить только макетные образцы отдельных компонентов комплекса, а вся система в сборе еще не готова. Хотя все плановые сроки уже вышли. Насколько можно понять из имеющейся информации, первые ОТРК «Гром-2» Саудовская Аравия, являющая заказчиком комплекса, желала получить его в 2018 году.

Между тем, разработчики проект ОТРК «Гром-2», также как и вся оборонная промышленность Украины, столкнулись с рядом самых серьезных проблем. Предприятия не только испытывают хронический недостаток финансирования, решению поставленных задач мешают их ограниченные технические и технологические возможности.

Поэтому трудно ожидать, что предприятиям ВПК Украины удастся в приемлемые сроки справится с проблемами возникшими при реализации проекта создания такого сложного ракетного оружия коим является ОТРК «Гром-2».

Велика вероятность того, что Саудовская Аравия не дождавшись реальных результатов, оплачиваемых ею работ, в обозримом будущем прекратит их финансирование и очередной украинский ракетный проект так и останется незавершенным.

И хотя это звучит обидно для украинских разработчиков, неудача их проекта избавит белорусскую ракетную систему «Полонез» от одного из потенциальных конкурентов.

 

Тэги:

, , ,

Крещение в Минске: адреса мест для купания

На Крещение места для купания оборудуют на восьми минских спасательных станциях. Все места для купания оборудуют безопасными подходами и спусками к воде. На спасательных станциях будут нести дежурство сотрудники ОСВОД, медики и милиционеры. 19 января можно будет окунуться в прорубь в следующих местах: Спасательная станция «Вяча» (водохранилище Вяча, Минский район, д. Пильница, 23 км от МКАД). Спасательная станция «Дрозды»

Прогноз курса рубля на неделю с 21 по 25 января

Возможно снижение средневзвешенного курса доллара на БВФБ примерно на 1% на фоне роста курсов евро и российского рубля. Но в понедельник 21 января курс доллара может подняться на доли процента. Как мы и прогнозировали, изменение курса доллара на БВФБ на прошедшей неделе оказалось близким к нулю и составило минус 0,02%. 18 января средневзвешенный курс американской

Жители Беларуси больше не забирают валюту из банков

Снижение курса белорусского рубля и рост ставок по валютным депозитам в банках улучшило отношение населения РБ к валюте. В декабре их срочные вклады в банках прекратили снижаться и увеличились на 11 млн. долларов, достигнув 6,1 млрд. долларов. В декабре 2017 года ситуация была совершенно другой, тогда население сократило свои срочные депозиты в иностранной валюте на

Ракетные технологии: кто-то теряет, а кто-то находит

Возможная неудача украинской ракетной программы может серьезно усилить рыночные позиции белорусской ракетной промышленности. Как сообщило на днях украинское издание AUTO-Consulting, на сентябрь-октябрь 2019 года запланированы первые испытательные стрельбы оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Гром-2». К заказчику ОТРК «Гром-2», в роли которого выступает Саудовская Аравия, должен поступить в 2022 году . Впервые проект комплекса «Гром» был анонсирован

Варианты для Беларуси и ее руководителя

В новогодние дни белорусов обрадовали социологи  Информационно-аналитического центра при Администрации президента (ИАЦ), обнародовав результаты  опроса населения по поводу ожиданий его от 2019 года. Оказывается, в народной среде преобладают хорошее настроение и чувство оптимизма — 64%. Правда, отметили президентские социологи, около четверти респондентов (28%) оказались относительно равнодушными к «новогодним переменам», но только 5% оказались в группе

Польский эксперт: белорусским предприятиям нужна интернационализация

Белорусский бизнес – вне зависимости от того, частный он или государственный — обязательно должен присутствовать на международных рынках, чтобы иметь дешевые деньги на развитие и получать твердую валюту за свою продукцию. «Только интернационализация может стать для белорусских предприятий достойным ответом на глобализацию мировой экономики», — подчеркнул председатель Польско-белорусской торгово-промышленной палаты Казимеж Здуновский на состоявшемся в

Прогноз курса российского рубля на 2019 год

Банк России с 15 января 2019 года собирается начать скупать валюту для предотвращения укрепления рубля, но одновременно готовится к его девальвации. Куда же двинется курс рубля? К числу загадок России можно, пожалуй, отнести и курс российского рубля. С 2014 года рубль подешевел по отношению к доллару примерно в 2 раза, хотя страна получает колоссальные доходы

Белорусская экономика-2019: перспективы с привкусом нефтяного маневра

Решающий раунд белорусско-российских переговоров по компенсации налогового маневра для Беларуси на уровне президентов Беларуси и России прошел 25 декабря. Минск пока не получил нужного для себя результата, хотя, как заявлялось, стороны договорились о сближении позиций по этому вопросу. Пока же белорусское правительство готовится к худшему сценарию – к тому, что в 2019 году компенсации не