С тех пор как призрак коммунизма повадился бродить по Европе, баталии (далеко не всегда словесные) между его сторонниками и противниками не утихают. На очередной вызов одной из сторон противники немедленно организуют симметричный ответ. Естественно, что в преддверии 100-летнего юбилея Октября следует ожидать усиления телодвижений в пространстве взаимных вызовов-ответов.

Поводом для написания настоящей статьи стал ответ представителей левой идеологии на предложение методолога Владимира Мацкевича объявить 2017 г. годом антикоммунизма. Понятно, что позиционировать себя в роли нейтрального наблюдателя в подобном противостоянии невозможно в принципе. Тем не менее, несмотря на свой антикоммунистический бэкграунд, я готов поддержать предложение авторов ответа и направить свои скромные способности на борьбу с политическим невежеством.

Естественно, начинать следует с определения основного понятия. В данном случае это «коммунизм». Идеологические противники методолога так и поступают, констатируя неспособность оппонента «выяснить, что такое «коммунизм» вообще».

Ну, не способен человек на подобный подвиг. Случай тяжелый, но не смертельный, если призвать на помощь 5-й пункт «Кодекса строителя коммунизма», который обязывает проявлять коллективизм и товарищескую взаимопомощь.

К сожалению, в статье-ответе определения «коммунизма» не содержится. Авторы ограничиваются требованием четко различать коммунизм и его реализацию, идею и ее воплощение.

Согласно одному из отцов-основателей социальной психологии Курту Левину, нет ничего более практичного, чем хорошая теория. На протяжении многих лет я верил в универсальность данного принципа. Заблуждался, однако. Грешен. Каюсь. Нет правил без исключения. Идея коммунизма и ее воплощение в жизнь – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Коммунизм в представлении авторов ответа не обладает собственными характеристиками, а потому на помощь они призывают отрицательный частицу «не»: в отличие от рыночных принципов и индивидуализма в человеческих отношениях коммунизм не ведет к неравенству, всеобщему отчуждению и к социально-гуманитарной деградации общества.

Не являясь специалистом в логике, я был вынужден прибегнуть к помощи интернета и в два клика отыскал правило «недопустимости отрицательности». Цитирую: «Это правило связано с тем, что отрицательное определение не раскрывает содержание определяемого понятия. Примером отрицательного определения может быть следующее суждение: «Автомобиль не является каретой». Это суждение не раскрывает признаков автомобиля, но указывает лишь на то, что «автомобиль» и «карета» – разные понятия. Естественно, что такого указания недостаточно для полноценного определения».

Капитализм бяка. Это он уничтожил на постсоветском пространстве промышленность, в том числе аграрную, уронил уровень жизни и т.д. Возможно. Но чем во время «крупнейшей геополитической катастрофы XX века» занимались сторонники коммунистической идеологии? Нервно курили в стороне? Только численность обладателей партбилетов перед распадом СССР составляла 18.5 млн. человек. Они занимали все руководящие посты в стране.

СВЕРХФАШИЗМ

Среди подписавших симметричный ответ антикоммунисту-методологу выделяется группа студентов гуманитарных специальностей. На нее я и попытаюсь ориентироваться при дальнейшем изложении своих далеко небесспорных утверждений.

Начну со слова «антикоммунизм». Оно настораживает авторов ответа, ибо вызывает параллель с антикоммунизмом нацистского режима в Германии, франкистского – в Испании, фашистского – в Италии и далее по списку.

Не имея собственных исследований в области параллели, обращусь за помощью к книге нобелевского лауреата Фридриха Хайека «Дорога к рабству».

Одно из базовых утверждений автора – фашизм и коммунизм суть две разновидности тоталитаризма, создаваемого централизованным контролем всей экономической деятельности. Хайек, в частности, цитирует старого друга Ленина Макса Истмена: «Сталинизм не только не лучше, но хуже фашизма, ибо он гораздо более беспощаден, жесток, несправедлив, аморален, антидемократичен и не может быть оправдан ни надеждами, ни раскаянием». И далее: «Было бы правильно определить его как сверхфашизм».

Благодаря тоталитарному родству стала возможна интеллектуальная эволюция многих нацистских и фашистских руководителей в Германии и Италии, включая Гитлера и Муссолини.

Еще более характерна такая метаморфоза была для рядовых участников движений. Насколько легко обращался молодой коммунист в фашиста и наоборот, было хорошо известно преподавателям английских и американских университетов, т.к. в 30-е годы многие студенты, возвращаясь из Европы, не знали твердо, коммунисты они или фашисты, но были абсолютно убеждены в том, что они ненавидят западную либеральную цивилизацию.

Такое родство не противоречило реальности, в которой коммунисты и фашисты в Италии (соответственно, нацисты в Германии) чаще вступали в столкновение друг с другом, чем с членами иных партий. Ларчик открывался просто: они боролись за людей с определенным типом сознания и ненавидели друг друга так, как праведные католики ненавидели еретиков.

«Главным врагом, с которым они не могли иметь ничего общего и которого не надеялись переубедить, – поясняет Хайек, – был для обеих партий человек старого типа, либерал. Если для коммуниста нацист, для нациста коммунист и для обоих социалист были потенциальными рекрутами, т.е. людьми неправильно ориентированными, но обладающими нужными качествами, то с человеком, который по-настоящему верит в свободу личности, ни у кого из них не могло быть никаких компромиссов».

СТАЛИН И СОСИСКИ

Верить/не верить в потенциал рыночных принципов – дело вкуса. Но если не верить, то что взамен?

Тут мне потребуется небольшое социокультурное отступление. Подобно своим ближайшим биологическим родственникам, человек – животное социальное. Следовательно, наш коллективизм зашит в генах. Но у природного коллективизма – короткий радиус доверия. Поэтому человек легко и без помощи извне формирует малые группы, участники которых лично знают друг друга.

Координация действий в больших группах осуществляется с помощью культуры, под которой в данном случае понимаются внебиологические способы решения общебиологических проблем.

Несмотря на многотысячелетнюю историю культуры, человечеству удалось выработать только два способа координации действий в больших группах. В основе первого лежит приказ, в основе второго – рынок.

Приказ – это инструмент изъятия ресурсов вышестоящими у нижестоящих с целью их дальнейшего перераспределения. Без тотального учета и контроля тут не обойтись. Исторически наиболее эффективной формой для подобных манипуляций выступает государство-склад.

Казалось бы, время для подобных социальных структур навсегда кануло в Лету. Но «история, – тут я в очередной раз вынужден согласиться с авторами статьи-ответа, – не предстает перед нами некой рафинированной прямой линией».

Предлагаю совершить небольшой экскурс в историю.1918 г. Март. Правительство большевиков переезжает из Петрограда в Москву. Естественно, размещается оно не в рабочих окраинах, а в Кремле.

Для читателей, интересующихся историческими подробностями, я рекомендую отыскать в интернете книгу историка Тамары Кондратьевой «Кормить и править: о власти в России в XVI-XX вв.». Для остальных же, опираясь на столь потрясающий первоисточник, постараюсь быть предельно кратким в пересказе.

Если в стране отсутствует рынок, то простому человеку кормиться можно только от власти. Но прежде чем заняться кормлением других, новые обитатели Кремля создали за крепостными стенами свой закрытый мир, что позволило им улучшать свою повседневную жизнь по мере ухудшения жизни остального населения страны.

Для стороннего наблюдателя жизнь кремлян выглядела однородной, однако она была предельно иерархиезирована продовольственными пайками и льготами. По мере укрепления центральной власти принцип «планового социалистического распределения» охватывал всю страну.

К середине 30-х симбиоз партии и государства оформляется в единственного хозяина, монополизировавшего распределение материальных благ. В идеологии хозяин не нуждался, т.к. вместо «диктатуры пролетариата», а позднее «всенародного социалистического государства» формируется власть номенклатуры, чья легитимность определялась ее кормленческой функцией.

Не могу удержаться, чтобы не процитировать наркома продовольствия Анастаса Микояна. Более сочного примера, иллюстрирующего природу власти-кормилицы, не так-то просто подыскать: «Некоторые могут подумать, что товарищ Сталин, загруженный большими вопросами международной и внутренней политики, не в состоянии уделять внимание таким делам, как производство сосисок. Это не верно. Случается, что нарком пищевой промышленности (т. е. сам Микоян. – С. Н.) кое о чем забывает, а товарищ Сталин ему напоминает. Я как-то сказал товарищу Сталину, что хочу развить производство сосисок; товарищ Сталин одобрил это решение, заметив при этом, что в Америке фабриканты сосисок разбогатели от этого дела, в частности, от продажи горячих сосисок на стадионах и в других местах скопления публики. Миллионерами, «сосисочными королями» стали. Конечно, товарищи, нам королей не надо, но сосиски делать надо вовсю».

Два мира – две судьбы. Торжество рыночных принципов против торжества подлинной справедливости. Не знаю как современные студенты, но я время, когда отсутствовали миллионеры (разумеется, кроме подпольных), помню. Помню и сосиски, которые раз в квартал получал в столе заказов НПО «Интеграл».

БЕСПОЛОЕ БУДУЩЕЕ

Подлинным украшением статьи-ответа является цитата, позаимствованная у левого французского интеллектуала Жана-Поля Сартра: «Если коммунистическая гипотеза не верна… значит род человеческий ничем не лучше семейства муравьев или термитов… Если человеческое общество не более, чем коллекция индивидуумов, преследующих свои собственные интересы… то ясно, что философ может и должен бросить человеческое зверье на произвол его грустной судьбы».

В поведении общественных насекомых я разбираюсь на уровне рядового зрителя программы Animal Planet, но представить себе черного садового муравья (лат. Lasius niger), коих полно в любом минском дворе, в роли индивидуума, преследующего собственные цели… Не получается. Извините.

Но даже такой уровень индивидуализма недопустим для белорусских левых. Они пошли значительно дальше классиков, которые в своем патологическом стремлении к всеобщему равенству ограничились устранением различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом.

У рабочих особей общественных насекомых отсутствуют гендерные различия. Они бесполые. Об этом необходимо помнить всем, кто желает отправить коммунизм в наше будущее. Благо уровень развития современной медицины это позволяет.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,