• EUR  2.4086
  • USD  1.9593
  • RUB (100)  3.4625
Минск  -11.5 Погода в Минске

Государство оказалось не в состоянии стимулировать ее развитие в прежних масштабах

В Беларуси изменены условия инвестирования в строительство объектов возобновляемой энергетики. Теперь правительство будет квотировать объемы вырабатываемой на возобновляемых источниках энергии, хотя доля ВИЭ в энергобалансе Беларуси по-прежнему остается мизерной — около 1%.

Нововведения в сфере «зеленой энергетики» предусмотрены Указом № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», который Александр Лукашенко подписал 18 мая.

По информации пресс-службы президента, в целях создания более благоприятных условий для инвестирования в строительство объектов возобновляемой энергетики и предоставления гарантий государства по защите инвестиций в такие объекты указом предусматривается закрепить неизменными повышающие коэффициенты, применяемые при определении тарифов на электрическую энергию, производимую установками по использованию возобновляемых источников энергии, в течение 10 лет с даты ввода установок в эксплуатацию.

Документ также предусматривает дифференциацию повышающих коэффициентов не только в зависимости от вида возобновляемых источников энергии, но и от иных параметров установок (электрическая мощность, срок службы оборудования на дату ввода установок в эксплуатацию и другие).

Правительству предоставлено право на установление и распределение квот на строительство установок по видам (энергия солнца, ветра, воды, биогаз) для определения экономически оправданных объемов их строительства, исключения чрезмерного развития по отдельным направлениям, обеспечения выбора наилучших технических предложений и наиболее экономически совершенных установок.

Минэнерго настояло 

Документ пролоббировало Минэнерго Беларуси. Министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик еще в феврале 2015 года сообщил журналистам, что государство будет квотировать объемы вырабатываемой на возобновляемых источниках энергии. Основной аргумент Минэнерго в пользу квот: «зеленая энергетика» не по карману государству. Как отмечают энергетики, «Белэнерго» должно покупать эту энергию по тарифу 41 цент за 1 кВт.ч при себестоимости 9 центов, а всю разницу приходится оплачивать энергетикам.

В гособъединении подсчитали, что в 2014 году «Белэнерго» потратило на оплату «зеленой энергии» 29 млн. долларов, а в этом году сумма может увеличиться до 40 млн. Таким образом, говорят энергетики, «мы практически отвлекаем капитал от своей инвестдеятельности и стимулируем вывоз капитала».

Чтобы не допустить этого, «Белэнерго» еще в конце 2014 года направило в адрес РУП-облэнерго письмо о приостановлении выдачи технических условий на подключение к сетям энергосистемы установок с использованием ВИЭ. Как потом поясняли энергетики, таким образом они хотели остановить бум, связанный с получением разрешений на строительство «зеленых» энергоустановок, который активизировался вслед за тем, как «Белэнерго» приступило к подготовке введения квот.

Однако заморозить выдачу техусловий под строительство установок для ВИЭ не позволил белорусский антимонопольный регулятор – Минэкономики. Министерство указало на то, что своими действиями «Белэнерго» нарушило антимонопольное законодательство и предписало гособъединению отозвать свое письмо.

«Белэнерго» пришлось подчиниться этим требованиям.

Тогда было понятно, что «схватка» антимонопольного органа и энергетиков вряд ли завершится победой первого. Ведь сторонники новаций запаслись весомыми аргументами, чтобы доказать: стимулировать развитие «зеленой энергии» в прежних масштабах бюджет страны не в состоянии.

Романтический период для ВИЭ завершился

Подстегнуть развитие «зеленой энергии» в Беларуси помогла, как ни странно, Россия. Несколько лет назад российское руководство всерьез вознамерилось перевести ближайшего союзника на рыночные «рельсы», и прежде всего в сфере поставок энергоресурсов. В частности, цену поставок газа в Беларусь в то время РФ привязала к европейской формуле, что вызвало серьезную озабоченность белорусского руководства.

О степени этой озабоченности может свидетельствовать следующий факт: 27 декабря 2010 года – невиданно оперативно по белорусским меркам – в Беларуси был принят Закон № 204-3 «О возобновляемых источниках энергии» (вступил в силу через полгода). А замаячившая на горизонте перспектива покупать газ в России по ценам, близким к мировым, предопределила либеральный дух этого документа.

Новый закон гарантировал производителям «зеленой энергии» не только право на подключение к государственным энергетическим сетям установок по использованию ВИЭ, но и на покупку государственными энергоснабжающими организациями всей произведенной из этих источников энергии.

При этом законодательно было установлено, что в первые 10 лет со дня ввода в эксплуатацию установки по использованию ВИЭ тарифы на энергию устанавливаются на уровне тарифов для промышленных предприятий с применением повышающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от вида ВИЭ. В последующие 10 лет покупка энергии осуществляется с применением установленных в соответствии с законодательством коэффициентов, стимулирующих использование ВИЭ.

Кроме того, для производителей «зеленой энергии» установили налоговые льготы, а также предусмотрели возможность освобождения от уплаты таможенных пошлин ввозимого в страну технологического оборудования.

Этот закон стал серьезным стимулом для многих отечественных, а также зарубежных компаний, рискнувших прийти в Беларусь с проектами развития «зеленой энергетики» (окупаемость установок по ее производству в среднем составляет около 7 лет).

Однако, как видим, он не смог гарантировать инвесторам незыблемость правил игры на этом рынке.

Правда, как заверяли чиновники корр. «БР», условия по ранее заключенным инвестпроектам в сфере строительства установок для ВИЭ пересматривать не предполагается. Энергетики утверждают, что квотирование связано «не с закрытием рынка, а с конкурсом инвестпроектов — самых высокоэффективных проектов в пределах доведенной квоты».

Комментарии

В Беларуси завершились выборы в местные Советы депутатов

«Выборы прошли организованно, при высокой явке избирателей. Она была достаточно высокая в период досрочного голосования: 35% — это немало», — заявила глава ЦИК Лидия Ермошина. Как сообщил зампредседателя ЦИК Вадим Ипатов, предварительные итоги местных выборов в Беларуси будут известны к утру 19 февраля.  «Исходя из практики проведения избирательных кампаний, подсчет голосов начинается сразу после того, как

Есть еще одно «золото»: женская сборная Беларуси по биатлону стала победительницей эстафеты на ОИ-2018

Женская сборная Беларуси по биатлону на Олимпийских Играх в Пхенчахане в эстафетной гонке завоевала золотую медаль.

Единый день скидок пройдет в магазинах Минска 24 и 25 февраля 2018 года

Акция «Единый день скидок» пройдет 24 и 25 февраля 2018 года в крупных универмагах и магазинах города Минска. Информация об этом размещена на сайте учреждения.

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Прогноз курса рубля на неделю с 26 февраля по 2 марта

Ожидаем подъема средневзвешенного курса доллара США на Белорусской валютно-фондовой бирже на 1-2% вместе с ослаблением евро и российского рубля. В понедельник, 26 февраля, возможно увеличение этого курса на доли процента.

Выборы как механизм создания впечатления

По признанию руководителя белорусской ЦИК Лидии Ермошиной, 18 февраля избиратели поддержали выборы.

Беспилотные летательные аппараты: к белорусским дронам проявляют интерес

Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников гражданского и военного назначения.

Кто из работников болеет чаще?

На недавней коллегии Минтруда обсуждался вопрос о выплате листков по нетрудоспособности. Предметом для обмена мнениями стало то, что выплаты растут. По словам министра Ирины Костевич, рост расходов, особенно заметный в Минской, Брестской и Гомельской областях, требует серьезного совместного с органами здравоохранения анализа его причин с разработкой соответствующих мер. Разумеется, постановка задачи и ее решение доступны только специалистам. В самом первом приближении проблема выглядит так - работники стали чаще и дольше болеть, поэтому выросли расходы. Это как с дымом - он идет из трубы, потому что печка в доме топится, а на улице мороз. Чем сильнее мороз, тем выше дым над крышей и гуще. В такой ситуации людям приходится приспосабливаться - утеплять жилище или, не жалея дров, отапливать и дом, и окружающую среду.