Продолжающееся падение промпроизводства демонстрирует, что власти пока не готовы предпринимать какие-то шаги по восстановлению экономического роста и переключили свое внимание на социальные вопросы.

Показатели по объемам производства продолжают ухудшаться. Падение за 4 месяца составило 7,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это хуже, чем по итогам квартала, – 7,3% – и свидетельствует об устойчивой отрицательной динамике, что подтверждают данные за апрель: падение по сравнению с апрелем прошлого года составило 8,6%.

При этом в апреле по сравнению с мартом объем промышленного производства сократился на 7,9%, полностью нивелировав довольно высокий мартовский (по сравнению с февралем) рост производства – 5,7%.

Впрочем, такие «сезонные» колебания статистических показателей наблюдаются уже не первый год. Как правило, после первых двух провальных зимних месяцев последний месяц I квартала демонстрирует бурный рост объемов производства (вероятно, чтобы подтянуть квартальные показатели). Так, в прошлом году правительство, якобы испугавшись президентской угрозы об отставке, разогнало промпроизводство в марте до двузначных величин: в марте 2014 года по сравнению с февралем рост производства составил более 11%. Тогда многие удивлялись резкому скачку (особенно на фоне последующего падения объемов производства в апреле 2014 года по сравнению с мартом на 7,7%) и искали причины в манипуляциях с показателями, но этот статистический «задел» помог в дальнейшем выйти на тенденцию постепенного улучшения показателей  промпроизводства, которое уже в середине года сменило минусовую динамику на положительный рост.

В текущем году эти прошлогодние хитрости только мешают преодолению отрицательного тренда, однако обращает на себя внимание отсутствие обеспокоенности властей по поводу не только провальных с точки зрения белорусской экономической модели показателей, но и усугубляющейся динамики, особенно в предвыборный год. То есть пока никто не собирается заниматься легкой подгонкой валовых показателей промышленного производства, чтобы продемонстрировать в очередной раз «белорусское экономическое чудо» по «запуску заводов».

Да и риторика правительства и президента переместилась из области производства в социальную сферу. За последнее время президент вроде бы провел несколько встреч с членами правительства, где говорил о проблемах промпроизводства, и даже пообщался с трудовым коллективом МТЗ, где, казалось бы, должен был нацелить рабочих на трудовой подвиг. Но сегодня он строит свое общение и с чиновниками, и с электоратом вокруг триады: цены – зарплата – занятость, не призывая никого работать больше, чтобы больше получать.

По сути, сегодняшняя производственная задача сводится к тому, чтобы «сохранить коллективы» в том состоянии, в котором они находятся сейчас, то есть с той же зарплатой, с тем же уровнем потребления и на тех же рабочих местах, а вовсе не на каких-то новых производствах с высокой добавленной стоимостью и производительностью труда, о которых нам еще пару лет назад взахлеб рассказывало правительство.

Но замораживание ситуации «в трудовых коллективах» является обратной стороной производственной стагнации, и очевидно, что власти пока не видят из нее выхода, хотя, возможно, и понимают (впрочем, необязательно), что дальнейшая рецессия может привести к глубокой экономической депрессии.

Однако сложившаяся макроэкономическая ситуация не дает возможности применить привычные рычаги для предвыборного разогрева экономики: напечатал деньги, включил настоящие станки, произвел продукцию, что-то распихал по личным связям на экспорт, а остальное – на внутреннем рынке, простимулировав покупки повышением зарплаты.

Но и в прошлые годы при такой схеме стимулирования спроса сразу же возникали те самые дисбалансы, которые потом приходилось корректировать очередной девальвацией (но уже после выборов) или новыми внешними займами, а сейчас ситуация гораздо более сложная и менее прогнозируемая.

Во-первых, прошедшая девальвация, если судить по статистическим показателям, не произвела вообще никакого оживляющего производственного эффекта, а только привела к снижению уровня жизни. Во-вторых, текущие госдолги настолько велики, что привлеченные средства сразу же уходят на выплату кредиторам, так что на «запуск заводов» их уже не хватает. А золотовалютные резервы находятся на столь низком уровне, что любой даже небольшой дисбаланс соотношения «зарплаты – цены» может моментально спровоцировать очередной финансовый кризис, который выйдет из-под контроля буквально за несколько недель. А уж сколько всевозможных внешних факторов, которые трудно просчитать и предвидеть не то что на период после выборов, но даже на ближайший квартал: что будет с ценами на нефть, с российским продовольственным эмбарго, с украинским конфликтом, с погодой и урожаем и т. д.

В такой очень зыбкой с точки зрения отсутствия подушек безопасности и слабо прогнозируемой со стороны внешней конъюнктуры ситуации, конечно, можно рискнуть и пойти на реформы. В любом случае они не позволят скатиться в депрессию и, скорее всего, привлекут дополнительные деньги в страну. Но это будет фактическим признанием того, что никакого «белорусского экономического чуда» не существует и никогда не существовало, а идти на выборы с такими тезисами можно только новому кандидату.

Поэтому власти, похоже, вспомнили поговорку о том, что не ошибается тот, кто ничего не делает, и решили применить ее «наоборот». То есть просто ничего не делать, чтобы избежать ошибок, возможно, непоправимых при нынешнем геополитическом раскладе, и «сохранить коллективы» без всяких ориентиров: для чего, для какого будущего рывка, на каких сегментах рынка, с какой продукцией и по какой цене?

А вдруг в ближайшие месяцы замаячит какой-то кредит или неожиданно откроются очередные растворительно-разбавительные конъюнктурные схемы? Тогда можно будет буквально на месяц-полтора до выборов показательно «запустить заводы», продемонстрировать изменение тренда валовых показателей, даже немного повысить зарплаты, застабилизировав при этом курс и цены, то есть осуществить все привычные экономические меры. Но только на очень коротком отрезке времени, чтобы последствия сказались уже после выборов.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,