Коммерческое будущее белорусско-китайского автомобильного проекта, ориентированного на российский рынок, выглядит туманно.

В числе других договоренностей, достигнутых в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь, особо следует отметить кредитные соглашения между Минфином РБ и Экспортно-импортным банком Китая о предоставлении белорусской стороне льготных кредитов на срок 12-15 лет в сумме около 330 млн. USD.

Часть этих средств будет направлена на организацию производства по сборке легковых автомобилей в СЗАО «БелДжи». Кроме того, «БелДжи» и Экспортно-импортный банк Китая заключили отдельное соглашение, по которому предприятие под гарантию китайской корпорации Geely получит кредит на 10 лет на сумму около 88 млн. USD для инвестирования в строительство завода по сборке легковых автомобилей.

Таким образом, получили финансовое обоснование планы возведения первой очереди нового завода «БелДжи» производственной мощностью 60 тыс. легковых авто, о начале реализации которых было объявлено за несколько дней до визита высшего китайского руководителя.

Стоимость этого производственного комплекса, включающего сварку, окраску и сборку кузовов, оценивается в сумму примерно 330 млн. USD. Плановый срок окончания работ – до 1 января 2017 года. К этому времени уровень локализации производства должен будет составить 30%, а к июлю 2018 года намечается довести этот показатель до 50%.

Если первая стадия проекта завершится успешно, то в 2018 году инициаторы проекта могут принять решение о строительстве второй очереди и удвоении производственных мощностей – до 120 тыс. автомобилей в год.

Здесь, очевидно, уместно будет напомнить, что меморандум о сотрудничестве в области производства легковых автомобилей был подписан Министерством промышленности Беларуси и китайской компанией Geely в октябре 2011 года. А в декабре того же года было основано совместное закрытое акционерное общество (СЗАО) «БелДжи». Инвесторами проекта являются БелАЗ, Geely и совместное белорусско-китайское предприятие СЗАО «Союзавтотехнологии».

Проектная мощность СЗАО «БелДжи» в режиме «отверточной» сборки (то есть из импортированных из КНР узлов и агрегатов высокой заводской готовности) составляет 10 тыс. автомобилей в год. В феврале 2013 года здесь был собран первый автомобиль. Сегодня «БелДжи» работает в режиме ежедневного выпуска порядка 40 автомашин.

Первые продажи Geely made in Belarus начались уже в марте 2013-го. В настоящее время дилерские центры «БелДжи» есть во всех областных центрах и крупных городах Беларуси. И наблюдается тенденция к дальнейшему росту дилерской сети предприятия.

Через запад на восток

Однако, вне всякого сомнения, главной целью соучредителей СЗАО «БелДжи» является соседняя Россия. И здесь им похвастаться пока нечем. Главная причина – жесточайший кризис, который в последнее время свирепствует на автомобильном рынке нашего ближайшего партнера в интеграционных начинаниях.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в РФ упали на 41,5%, до 132,5 тыс. машин, и почти достигли рекордного показателя падения сбыта.

Как заявил на днях председатель отраслевого комитета АЕБ Йорг Шрайбер, «рынок в 132.456 проданных автомобилей достиг в апреле самой низкой точки за десятилетнюю историю статистики АЕБ». Не считая ежегодных сезонных падений в январе (например, в начале 2010-го продажи падали до 74,4 тыс. машин), столь низкий спрос рынок демонстрировал только в летние и осенние месяцы кризисного 2009 года.

Между тем, как полагают некоторые аналитики, если посмотреть на динамику продаж с начала текущего года, то можно увидеть и положительный момент: в январе продажи рухнули на 24,4%, в феврале – на 37,9%, в марте – на 42,5%, но в апреле произошло небольшое замедление темпов – минус 41,5%. Это дало основание Йоргу Шрайберу впервые за полгода выразить уверенность в том, что негативный тренд перестанет прогрессировать.

Правда, директор автомобильного направления PwC в России Сергей Литвиненко отмечает, что потенциальная зона риска для очередного дна с точки зрения падения в процентах – это ноябрь-декабрь, но худшего можно избежать, если производители продолжат политику снижения цен, а денежные власти удержат курс рубля.

По его мнению, рассматривая ситуацию, следует понимать, что кризис автопродаж прошлого года сегодня накладывается на текущий кризис и ключевым фактором динамики рынка является низкая база. Поэтому есть основания полагать, что темпы падения объемов реализации во II и III кварталах будут снижаться.

В общем и в частности

Но это, как говорится, в «среднем по больнице». Если анализировать продажи в разрезе марок, то картина получается довольно пестрая. Несмотря на негативную динамику продаж (с января по март их падение составило 26%, а сейчас увеличилось до 38%), лидером по суммарным объемам реализации по-прежнему остается Ladа. В апреле было продано 22.859 машин под этим брендом.

На второе место вышла южнокорейская Kia, сумевшая замедлить темпы падения сбыта своей продукции с 32 до 22% и реализовать 13.902 машины. Ей удалось обойти Hyundai, который также достиг замедления темпов падения продаж (c 15 до 14%). Правда, опережение составило всего 201 ед., Hyundai реализовал 13.701 автомобиль.

«Наша» Geely, которую в России помимо СЗАО «БелДжи» продвигает и автосборочный завод «ДерВейс» в Черкесске, по продажам занимает 24-е место из 50 основных брендов, представленных на российском рынке. В апреле 2015 года там было продано 585 машин под этой маркой против 1.811 в апреле 2014-го (-67,7%). А за четыре месяца текущего года – 2.248, против 6.815 за аналогичный прошлогодний период (-67%).

Ни одной модели Geely нет и среди 25 самых популярных моделей в апреле 2015 года (как, впрочем, их не было и раньше). Согласно статистике постановки автомобилей на учет, приводимой компанией «Автостат-инфо», лидерами здесь являются Lada Granta, Hyundai Solaris и Kia Rio.

Эта тройка значительно опережает всех конкурентов. На 4-м месте – Renault Duster, который, даже несмотря на 50-процентное падение продаж, по-прежнему пользуется большим спросом у россиян. Кстати, из 20 самых популярных моделей в апреле 11 выпускает концерн Renault-Nissan-АвтоВАЗ.

Само собой это наводит на мысль о том, что для будущих 60.000 авто (не говоря уже о 120.000) может попросту не оказаться рынка, ведь такое количество машин (даже по президентской протекции) в одной Беларуси продать невозможно.

Что же касается перспектив развития конъюнктуры на российском автомобильном рынке, то прогнозы глав крупнейших мировых автоконцернов, имеющих свои производства в России, достаточно пессимистичны: российский авторынок не оживет, пока война в Украине не закончится.

И пусть конфликт в Украине не оказывает прямого воздействия на автобизнес глобальных игроков, но он провоцирует экономический кризис в России. А следовательно, деградация тамошнего автомобильного рынка продолжится неопределенно долго.

А табачок – врозь

Это делает более чем вероятным принятие руководством РФ новых протекционистских мер по отношению к своим автопроизводителям вкупе с затруднением доступа на рынок России «чужаков». И белорусским «китайцам» здесь вряд ли стоит ждать поблажек.

Как заявил вскоре после обнародования белорусско-китайского автомобильного проекта посол РФ в Беларуси Александр Суриков, «если такое решение состоится, это станет предметом серьезных обсуждений между белорусской и российской сторонами, потому что мы не хотим разрушить свое автомобилестроение».

Если верить заявлениям президента РБ Александра Лукашенко, то Беларусь и Россия урегулировали все спорные вопросы, касающиеся продажи китайских автомобилей Gееly белорусской сборки на российском рынке. Однако остаются очень большие сомнения на этот счет.

По информации ряда изданий, Минэкономразвития РФ уже разрабатывает проект документа «Об обращении моторных транспортных средств на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, произведенных с соблюдением условий применения понятия «промышленная сборка моторных транспортных средств». В соответствии с ним на транспортные средства, произведенные юридическими лицами на территории Беларуси в режиме промышленной сборки, вплоть до 1 января 2017 года выдача паспортов транспортных средств будет производиться «в соответствии с ежегодно согласовываемой суммарной квотой для легковых автомобилей».

Объем квоты Минпромторг РФ будет согласовывать с белорусскими властями. Но слово «согласовывать» давно уже никого не вводит в заблуждение: всем хорошо известно, как Россия умеет продавливать свои интересы. В данном случае – интересы своих автопроизводителей.

А это значит, что в обозримом будущем коммерческий успех автосборочных проектов на территории Беларуси выглядит достаточно сомнительным. И трудно представить, каким образом и тем более как скоро окупятся инвестиции в проект «БелДжи».

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,