Логистика экспорта внешних грузов в Беларуси сейчас подчинена одной цели – получить максимальную эффективность, что достигается благодаря диверсификации потоков, в том числе через порты стран Балтии. Теперь же белорусские власти в угоду политике в очередной раз предпринимают попытки сломать годами сложившиеся логистические связи и направить белорусские грузы в российские порты. При этом платить за неэффективную логистику официальный Минск не готов, – он ждет, что это сделает РФ.

Отметим, что сейчас основной транзит белорусских экспортных грузов осуществляется через порты стран Балтии (Клайпеда, Вентспилс, Рига, Мууга), а также через украинские порты (Одесса, Николаев). Теперь Лукашенко  заявил о готовности  забрать белорусские грузы из портов стран Балтии и направить их в порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В числе крупнейших портов северо-запада РФ — Большой порт Санкт-Петербург; Порт Приморск; Морской порт Усть-Луга; Рыбный порт; Петербургский нефтеналивной терминал. В портах Ленинградской области насчитывается 20 терминалов различной специализации.

Следует отметить, что в РФ  почти все морские порты были приватизированы в первой половине 90-х годов прошлого века, в том числе и порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области. За последние годы собственность в этих портах не раз переходила из рук в руки. Поэтому сегодня территории порта и все, что построено на них, зачастую принадлежат разным собственникам. При этом собственниками портового бизнеса в каждом крупном порту, как правило, являются несколько компаний.

От Солигорска до Клайпеды по железной дороге – 712 км, до Санкт-Петербурга – 998 км

В конце августа Александр Лукашенко на фоне политического кризиса в Беларуси и реакции на него стран Балтии поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков из портов Литвы на российские порты. Но уже через  пару дней признал, что такая переориентация будет стоить дорого. Поэтому, как было сказано, он рассчитывает договориться с РФ о льготных тарифах на перевалку белорусских грузов, поскольку они все равно получат выгоду от перевалки белорусских грузов.

Через Клайпедский порт Литвы в 2019 году было перевалено 15,5 млн тонн белорусских грузов, в том числе более 9 млн тонн калийных удобрений. Однако, как можно предположить профильные чиновники пояснили Лукашенко, что экспериментировать с логистикой поставок калийных удобрений – одного из ключевых экспортных товаров Беларуси – нельзя.  В свое время ОАО «Белорусская калийная компания» (БКК, спецэкспортер калийных удобрений) в весьма непростых условиях выстроила эффективную логистику, благодаря чему  смогла к 2019 году увеличить свою долю в мировом экспорте удобрений до рекордного  уровня – 21,3% (около 10,3 млн тонн в физическом весе).

Компания смогла этого добиться в том числе благодаря быстрой и эффективной логистике. Одно из важнейших конкурентных преимуществ БКК в том, что «Беларуськалий» владеет 30% грузового терминала Biriu Kroviniu Terminalas в Клайпедском порту. Весной 2013 года «Беларуськалий» купил 30% акций клайпедского терминала за 30 млн долларов с 10-летней рассрочкой и под гарантию перевалки калийных удобрений. Поэтому в случае разворота экспорта калия на российские порты «Беларуськалий» потеряет вложенные инвестиции, а БКК – конкурентные преимущества.

К тому же сейчас у российских портов на Балтике нет достаточных свободных мощностей для перевалки минеральных удобрений.

Газета «Коммерсант» пишет, что сейчас в Усть-Луге  строится терминал «Ультрамар» общей мощностью по перевалке удобрений и железорудного сырья около 12 млн тонн в год с возможностью дальнейшего расширения до 25 млн тонн. При этом терминал «Ультрамар» уже занят грузами «Фосагро», «Акрона» и других компаний.

«Еврохим» рассчитывает в 2022 году ввести в Усть-Луге терминал на 6 млн тонн, который будет специализироваться на удобрениях, что, как отмечают российские эксперты, в принципе позволит предоставить часть мощностей для «Беларуськалия».

Но будет ли работать этот шаг на повышение потенциала и конкурентоспособности белорусского производителя хлоркалия, учитывая дополнительные издержки на удлинившееся экспортное плечо? Не следует  также забывать, что БКК на мировом калийном рынке конкурирует с российскими компаниями. Поэтому с точки зрения стратегических интересов БКК абсолютно невыгодно ломать сложившуюся логистику поставок калийных удобрений.

Переориентация транзита нефтепродуктов на российские порты ударит по БНК

Таким образом, если говорить о переориентации ключевых товаров белорусского экспорта, то ее теоретически можно допустить лишь в отношении нефтепродуктов.

Глава Минэнерго РФ Александр Новак 7 сентября поспешил заявить, что Москва и Минск проработают взаимовыгодные условия переброски белорусских нефтепотоков из литовского порта в порты РФ уже до конца сентября. «Мы оцениваем потенциал – 3−4 млн тонн нефтепродуктов. Может, будут другие цифры», – сказал Новак.

Заметим,  что Лукашенко заявлял о переориентации  товарных потоков из литовского порта. Через Клайпеду в 2020 году будет перевалено, по оценкам, около 2 млн тонн нефтепродуктов. По данным главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, сейчас перевалка светлых нефтепродуктов в Клайпеде стоит в 2-3 раза дешевле, чем в Усть-Луге.

Таким образом, без предоставления очень существенных тарифных скидок повернуть белорусские нефтепродукты в российские порты не получится. Как показала действующая практика, сегодня скидка РЖД в размере 50% к тарифам на перевозки белорусских нефтепродуктов не работает – их по-прежнему невыгодно переваливать через российские порты.

В то же время предполагаемый для переориентации из Клайпеды объем нефтепродуктов в 2 млн тонн, вероятно, слишком мал, чтобы российские компании всерьез могли обсуждать тарифные скидки. Но и объем переброски в 3-4 млн тонн, видимо, также не устраивает российскую сторону. Неслучайно министр энергетики РФ Александр Новак недавно повысил прогноз по объему перенаправления поставок белорусских нефтепродуктов из портов страны Балтии в Россию до 4-6 млн тонн.

«Как известно, в нашем северо-западном кластере есть свободные мощности портов Приморск, Санкт-Петербург, Усть-Луга… В настоящее время идет проработка условий. Объемы могут составить от 4−6 млн. тонн нефтепродуктов, – сказал он. Речь идет о дополнительной загрузке свободных мощностей в российских портах на условиях «взаимовыгодных коммерческих договоренностей», – заявил Новак.

Вероятно, в РФ рассчитывают, что Беларусь перенаправит из портов стран Балтии в Россию весь свой экспорт нефтепродуктов, который сейчас составляет около 6 млн тонн. Однако такой шаг полностью поломает всю экспортную  стратегию Белорусской нефтяной компании (БНК), которая сегодня также строится на получении максимального эффекта от экспорта нефтепродуктов, в том числе за счет включения в логистическую цепочку белорусских компаний.

Сегодня БНК имеет договоры на перевалку с 12 терминалами в 7 портах. В прибалтийском направлении сразу несколько портов с развитой инфраструктурой (Клайпеда, Вентспилс, Рига) конкурируют за белорусские грузы. Благодаря высокой межпортовой конкуренции белорусские компании могут выбирать оптимальные маршруты. При этом на рынке стран Балтии БНК работает через свое дочернее предприятие TransBaltic OIL (создано в июне 2012 года). В Латвии доля TransBaltic OIL составляет около 1/5 рынка, но компания планирует довести ее за счет увеличения реализации нефтепродуктов мелким оптом с нефтебаз и в розницу на АЗС до 30%.

Нельзя однако исключить того, что вопрос переориентации белорусского транзита нефтепродуктов на российские порты белорусская сторона может использовать как инструмент для торга в вопросах компенсации потерь от налогового маневра в нефтяной отрасли.

Теперь Минску в РФ нужен уже свой порт?

Возможно, оценив негативные последствия возможной переориентации белорусских грузов в РФ, Лукашенко спустя несколько дней выдвинул новую идею – строительства своего порта в Ленинградской области.

Об этом Лукашенко сообщил 25 сентября во время встречи с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко в Минске. И даже назвал механизм финансирования проекта – за счет сэкономленных средств российского кредита на строительство БелАЭС.

Напомним, Россия выделила государственный кредит на строительство БелАЭС в размере до 10 млрд долларов. В 2019 году Лукашенко заявлял, что итоговая цена будет ниже 7 млрд долларов. По прогнозам российского генподрядчика – «Атомстройэкспорта» (структура «Росатома»), реальная стоимость проекта БелАЭС не превысит 6 млрд долларов. По данным Минфина РФ, на начало сентября на строительство станции было использовано 4,5 млрд долларов российского кредита. Снизить стоимость строительства БелАЭС удалось благодаря возможности расчетов в российских рублях, на чем в свое время настояла белорусская сторона.

Лукашенко  рассказал, что Путин «загорелся этим вопросом». «Поэтому если у вас будет желание, мы с большим удовольствием можем реализовать с вами этот совместный проект», – сказал губернатору Лукашенко. По его словам, «этот вопрос надо обязательно продвигать».

В свою очередь, Дрозденко рассказал Лукашенко, что сейчас в Усть-Луге строится три новых терминала: для универсальных грузов, минеральных удобрений, накатных и контейнерных грузов.  Стоимость участия в таком проекте зависит от того, какой это будет терминал. Самой недорогой терминал стоит от 2,5 млрд российских рублей (примерно 32,5 млн долларов), самый дорогой – 25 млрд российских рублей (примерно 325 млн долларов).  «Поэтому нужно понимать, под какие грузы конкретно будет строиться терминал», – сказал Дрозденко.

При этом Дрозденко отметил, что для белорусов предпочтительнее вхождение в акционерный капитал российских компаний, которые сегодня уже строят терминалы.

Если российскому губернатору пришлось рассказывать Лукашенко о таких очевидных вещах, то его заявление о строительстве белорусского порта в РФ выглядит как экспромт.

В этой связи напомним, что 8 лет назад, 9 ноября 2012 года, Лукашенко на встрече в Минске с губернатором Ленинградской области точно также говорил о планах переориентировать перевалку белорусских грузов. Тогда Лукашенко тоже отметил, что «принципиальное решение» по этому вопросу они с президентом РФ Владимиром Путиным приняли на своей последней встрече (15 сентября в сочинской резиденции Бочаров Ручей). «Нам надо договориться с железнодорожниками Беларуси и России и побыстрее реализовать эти договоренности», – заявил тогда Лукашенко. Он подчеркнул, что белорусская сторона рассчитывает на уступки: «Думаю, что если даже вы где-то пойдете на уступки белорусам, то в объемах вы значительно выиграете, потому что это не один десяток миллионов тонн грузов, которые мы переваливаем в портах балтийских государств».

В свою очередь, губернатор Дрозденко в ответ пообещал приложить «максимум усилий» для того, чтобы тарифы «были справедливые».

Для справки: По данным ЦДУ ТЭК, за 8 месяцев 2020 года РФ продала через порты на 20,9% меньше, чем за тот же период год назад. В августе поставки российской нефти в Европу через порт Усть-Луги обвалились на 43% относительно апреля — до 1,098 млн. тонн. Экспорт через Приморск упал почти вдвое: 2,003 млн. тонн в августе против 3,993 млн. тонн в апреле. В целом  за 8 месяцев 2020 года РФ продала через порты 64,817 млн. тонн нефти — на 20,9% меньше, чем за тот же период год назад.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,