8.05.2020, 9:26
Реактивные системы залпового огня: громкая “Флейта”
Предприятия белорусского ВПК, основываясь на опыте современных вооруженных конфликтов, разрабатывают относительно недорогие, но достаточно эффективные средства огневого поражения.
Как следует из сообщений ряда источников, в настоящее время сирийские военные эксперты активно обсуждают возможность приобретения белорусских реактивных систем залпового огня (РСЗО) “Флейта” в качестве замены советским/российским РСЗО “Град”.
Сторонники такого шага упирают на то, что за один залп РСЗО “Флейта” может выпустить 80 снарядов, а РСЗО “Град” – только 40. При этом белорусская система имеет как минимум такую же высокую мобильность, как и российская, но гораздо меньшую стоимость.
Дополнительным аргументом “за” является тот факт, что РСЗО “Флейта” использует широко распространенные 80-миллиметровые авиационные неуправляемые ракеты (НАР) серии С-8, разработанные в СССР. Важно и то, что предприятия белорусского ВПК разработали оригинальную технологию реновации НУРС С-8 с истекшим сроком годности.
Противники резонно указывают на то, что боеприпасы РСЗО “Град” имеют существенно больший калибр – 122 мм, а следовательно большее могущество. Притом что дальность стрельбы “Града” может достигать 30 км, а “Флейты” – 3-5 км.
По мнению независимых аналитиков, белорусская РСЗО не является конкурентом российской, а может эффективно дополнить ее. Так как значительная часть боевых действий в Сирии ведется на ближних дистанциях, при высокой мобильности.
Не по слухам, а официально
Для того чтобы читатели могли составить собственное представление по данному вопросу, очевидно, есть необходимость привести тактико-технические характеристики РСЗО “Флейта” из специализированных источников.
Эта РСЗО действительно имеет 80 трубчатых направляющих. Заявленная дальность ее стрельбы составляет 1000-3000 м, в последующем планируется увеличить ее до 5000 м. В качестве боеприпаса в РСЗО применена НАР С-8 калибра 80 мм, имеющая несколько типов боевых частей: кумулятивно-осколочную, бетонобойную, осколочно-фугасную, тандемно-кумулятивную.
Практически все аналитики согласны в том, что выбор белорусскими разработчиками данного боеприпаса обусловлен широкой его распространенностью и наличием больших запасов. Массовый выпуск НАР С-8 был налажен еще в советские времена и продолжается по сию пору не только в России, но и в некоторых других странах.
Носителями НАР являлись и по сию пору являются различные типы боевых самолетов и вертолетов советского и российского производства.
Немаловажным является и то обстоятельство, что в нашей стране разработана технология переснаряжения НАР С-8 с истекшими сроками хранения зарядами из смесевого ракетного твердого топлива, разработанного белорусскими организациями на основе композиционного энергетического материала. Что позволяет обновить и задействовать запасы НАР этого типа, находящиеся на территории Беларуси с советских времен.
С учетом “народного” творчества
Справедливости ради следует сказать, что предприятия белорусского ВПК не являются первопроходцами в области использования НАР С-8 в качестве боеприпаса для РСЗО. Начиная с 80-х годов прошлого века, такие установки достаточно широко использовались (и по сию пору используются) в многочисленных вооруженных локальных конфликтах по всему миру.
Созданные в полевых условиях, эти кустарные РСЗО обычно состояли из авиационного подвесного блока направляющих и гусеничных или автомобильных шасси как военного, так и гражданского назначения.
Общим недостатком этих систем являлось отсутствие серьезных средств наведения и, как следствие, низкая точность стрельбы. Главным достоинством – дешевизна изготовления и обеспеченность боеприпасами практически по всему миру.
Помимо Афганистана, Абхазии, Чечни и стран Ближнего Востока, такие РСЗО засветились и в боевых действиях на Донбассе. Подразделения десантно-штурмовых войск вооруженных сил Украины применяли несколько таких установок на базе легкого тягача МТЛБ.
Поэтому неудивительно, что в ряде стран предпринимались неоднократные попытки создания и промышленных образцов РСЗО калибром 80 мм. Так, в августе 2018 года на очередном Международном военно-техническом форуме “Армия-2018” АО “Заслон” из Санкт-Петербурга представило “универсальный комплекс неуправляемого ракетного оружия” под названием “Сель” калибра 80 мм. С заявленной дальностью стрельбы от 800 до 4000 м.
В качестве колесной базы для пусковой установки (ПУ) и транспортно-заряжающей машины данной РСЗО был выбран обычный малотоннажный грузовик УАЗ “Карго”.
Интересной конструктивной особенностью этой РСЗО являлось размещение на полноповоротной артиллерийской части ПУ четырех сменных модулей по 10 трубчатых направляющих в каждом, предназначенных для запуска НАР семейства С-8. Что, очевидно, должно было ускорить процесс перезарядки ПУ.
В числе главных недостатков системы эксперты назвали несовершенство системы наведения и отсутствие бронирования боевых машин.
Скорее всего, именно второе обстоятельство и стало основной причиной того, что после премьеры на форуме “Армия-2018” больше никакой информации о судьбе РСЗО “Сель” не появлялось. Возможно потому, что ее относительно небольшая дальность делает вполне реальной ситуацию попадания незащищенных ПУ РСЗО под огонь не только малокалиберных артустановок, но и тяжелого стрелкового оружия противника.
“Мозги” плюс броня
Отслеживая упомянутую выше тенденцию, предприятия белорусского ВПК представили свою версию реактивной системы залпового огня калибра 80 мм – РСЗО “Флейта”, в конструкции которой они попытались избавиться от основных слабых мест предшествующих систем.
Во-первых, для повышения точности стрельбы РСЗО “Флейта” оснащена автоматизированной системой управления (АСУ) “Альянс” и бортовым навигационным комплексом (БНК). Благодаря чему также появилась возможность использования каждой ПУ в составе батареи под руководством единого пункта управления.
БНК позволяет определять: текущие координаты установки в режиме реального времени; текущие значения ее угловой ориентации (курс, крен, тангаж); параметры движения (пройденный путь), скорость. Осуществлять: топопривязку и ориентирование ПУ на местности; расчет маршрута движения; наведение пакета направляющих из кабины с использованием пульта наводчика.
Автоматизированное рабочее место командира РСЗО “Флейта”, интегрированное в АСУ “Альянс”, позволяет решать метеорологические, баллистические и топогеодезические задачи; осуществлять дистанционный ввод полетного задания НАР, обмениваться информацией с другими ПУ и пунктом управления; обеспечивать ввод данных о типе и характеристиках цели, отображать ее местоположение на электронной карте.
Во-вторых, для защиты ПУ и ее экипажа на поле боя в качестве шасси выбран бронированный автомобиль ASILAK, являющийся лицензионной версией российского бронеавтомобиля BURAN, созданного на основе узлов и агрегатов грузовика ГАЗ-3308 “Садко” (колесная формула 4×4). Двигатель ЯМЗ-53443 мощностью 150 л.с. позволяет шасси развивать скорость 100 км/час. Запас хода составляет 1400 км.
Кабина автомобиля-носителя защищена двухслойной броней по обе стороны дверей. Класс защиты – 6А, что позволяет ей выдерживать попадание пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов и мин. Днище машины имеет V-образную форму, что позволяет рассекать ударную волну при подрыве, тем самым снижая ее воздействие на экипаж. Бронирование моторного отсека не только защищает силовой агрегат, но и обеспечивает защиту кабины во фронтальной проекции.
Дополнительную живучесть боевой машине придает малое время ее перевода из походного положения в боевое. Время развертывания не превышает 60 сек., подготовка к залпу занимает менее 30 сек. Благодаря высокой маневренности шасси РСЗО способна быстро менять местоположение, в том числе и на труднопроходимых участках местности.
Но вопросы остаются
Между тем, как полагает ряд экспертов (в основном российских), применение в качестве боеприпаса для РСЗО “Флейта” НАР С-8, наряду с очевидными достоинствами, имеет и ряд недостатков. В частности, малая дальность стрельбы серьезно ограничивает боевой потенциал системы. Поражение объектов в глубине расположения противника не представляется возможным.
Еще одной проблемой является то, что приспособленная к запуску с воздушных платформ конструкция стабилизаторов С-8 обеспечивает правильную раскрутку и стабилизацию НАР в полете лишь при запуске с носителя, движущегося со скоростью 100-150 км/час. В противном случае серьезно падает точность стрельбы. Каким образом создатели РСЗО “Флейта” решили эту проблему, неизвестно (если решили вообще).
И тем не менее, по мнению немалого числа комментаторов, РСЗО “Флейта” можно рассматривать как средство непосредственной огневой поддержки переднего края, поражающее цели в зоне прямой видимости.
При оценке совокупности тактико-технических характеристик “Флейты” есть достаточно оснований говорить о том, что она появилась в результате анализа опыта военных конфликтов малой интенсивности (и украинского в том числе).
И предназначена главным образом для оснащения подразделений Сил специальных операций, на плечи которых в случае гибридной агрессии ляжет основная тяжесть борьбы с незаконными вооруженными формированиями, поддерживаемыми извне.
Согласно сообщению Государственного военно-промышленного комитета, увидеть в натуре РСЗО “Флейта” можно будет 9 мая в Минске на военном параде в честь 75-й годовщины Дня Победы.
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает