20.03.2018, 9:04
Колесные танки: гремя огнем, сверкая блеском стали
Вооружение
Учитывая гибридный характер возможных вооруженных конфликтов, Беларусь должна уделить первостепенное внимание как повышению мобильности сил специальных операций, так и их ударной мощи.
В данным момент в общественно-политических и специализированных СМИ широко обсуждаются новые перспективы унифицированной колесной боевой платформы среднего класса «Бумеранг», разрабатываемой ООО «Военно-промышленная компания» из России.
Как сообщил журналистам гендиректор компании Александр Красовицкий, на ее основе планируется производить не только бронетранспортер, колесную боевую машину пехоты и другие бронированные машины, но также боевую машину огневой поддержки с тяжелым вооружением и колесный танк. (Колесными танками неофициально называют бронеавтомобили, вооруженные танковым орудием в полноповоротной башенной установке.)
Нужно ли новое издание советских БТ?
Надо сказать, что тема оснащения сил быстрого реагирования колесными бронированными машинами (КБМ) с тяжелым вооружением активно обсуждается и прорабатывается российскими военными экспертами вот уже на протяжении целого ряда лет.
В качестве основы для создания таких КБМ некоторое время назад некоторыми из них предлагался БТР-90 «Росток». На базе этой машины планировалось создать целое семейство КБМ, в том числе и самоходную противотанковую артустановку под рабочим названием «Спрут-К», вооруженную 125-мм пушкой.
На колесную базу БТР-90 (8х8) предполагалось наложить модифицированный боевой модуль с орудийной башней, позаимствованный у серийно выпускаемой с 2006 года на Волгоградском тракторном заводе самоходной противотанковой пушки (СПТП) «Спрут-СД» (сейчас к производству готовится ее версия «СД1») на гусеничном шасси.
Артиллерийскую часть для этой машины разработали в Екатеринбурге на артиллерийском заводе № 9. Основное вооружение СПТП состоит из 125-мм гладкоствольной танковой пушки 2А75, созданной на базе 125-мм танковой пушки 2А46 (2А46М), которая устанавливается на основные боевые танки Т-72, Т-80 и Т-90.
Она полностью стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях, ведет огонь теми же 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания, которые используются для стрельбы из гладкоствольной танковой пушки 2А46, включая бронебойные подкалиберные оперенные снаряды и танковые ПТУР. Горизонтальный автомат заряжания пушки карусельного типа установлен за башней машины.
Однако по ряду объективных и субъективных причин проект «Спрут-К» так и не был реализован. Вместо него прежним руководством Минобороны России было решено наладить на Камском автозаводе сборку итальянских колесных боевых машин огневой поддержки (они же колесные танки) «Кентавр В1». Однако на испытаниях в полевых условиях эта модель не оправдала возлагавшихся на нее надежд и все работы над ней были прекращены.
Позже в качестве основы для перспективных колесных бронированных машин стала рассматриваться средняя унифицированная колесная боевая платформа «Бумеранг», которая считается одним из «хитов» российского ВПК. В состав нового семейства, создаваемого на ее базе, должна была войти и боевая машина огневой поддержки с тяжелым вооружением.
Но после периода активных дискуссий среди специалистов эта тема вскоре «заглохла». Причиной, по мнению некоторых комментаторов, стали технические и организационные трудности, возникшие у разработчиков «Бумеранга».
На колесах за террористами
И вот, через несколько лет затишья идея создания на этой платформе колесного танка с мощным вооружением вновь обсуждается в российском и международном экспертном сообществе. Возможно, что причиной изменения ситуации стало осмысление опыта боевых действий в Сирии.
Так, в частности, считают авторы военно-аналитическое издания Strategic Culture. Отработка различных тактических схем, подготовленных для сирийской армии, показала, что в городских условиях тяжелые основные боевые танки могут быть уязвимы в результате малой маневренности. В связи с чем в России и задумались над создании колесного танка с тяжелым вооружением, который будет в несколько раз маневреннее гусеничных машин.
Но это не единственный довод в пользу колес. В условиях песчаных пустынь коэффициент полезного действия гусениц резко снижается и в такой местности намного выгоднее использовать колесные шасси. Они позволяют развивать более высокую скорость (и намного проще справляться с так называемыми «джихадмобилями»), значительно повышает маневренность и живучесть машины. Кроме того, колесная база намного дешевле в производстве и ремонте в случае поражения.
Издание подчеркивает, что русским вполне по силам создать совершенно новый тип техники, установив на колесную платформу мощную броню и орудие большого калибра. И особых проблем в этом плане не должно возникнуть. Ведь они располагают современным орудием калибра 125-мм с уникальной системой наведения.
Кроме того, на колесный танк планируется установить комплекс с противотанковыми управляемыми ракетами «Корнет», пулеметы калибра 7,62 мм, а также другое оборудование как наступательного, так и оборонительного характера. Несомненно, что за счет подобной разработки российская армия существенно увеличит боевой потенциал.
Что касается самих представителей российского ВПК, то они (не отрицая учет при разработке колесного танка сирийского опыта) оценивают область его применения гораздо шире.
По словам руководителя направления по разработке данной боевой машины в ООО «Военно-промышленная компания» Сергея Суворова, колесный танк сможет быстрее и эффективнее решать задачи антитеррора, чем существующие гусеничные машины. «В условиях современных вялотекущих военных конфликтов и антитеррористических операций мобильный колесный танк сможет быстро обеспечить сосредоточение усилий на том или ином направлении, обеспечивая эффективную огневую поддержку контртеррористических подразделений, нежели громоздкие гусеничные машины».
Кроме того, отметил главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, колесная техника на порядок превосходит гусеничную по таким важным показателям, как ресурс или межремонтный пробег. Большой запас хода, «щадящее» воздействие на транспортную инфраструктуру, высокая надежность узлов и агрегатов позволит частям на колесной технике совершать оперативные маневры на большую глубину.
Благодаря своему мощному вооружению колесные танки могут применяться не только в антитеррористических, но и в общевойсковых операциях — на флангах, в разведке, дозорах, боевом охранении, на отдельных операционных направлениях.
И не только подвезти
Между тем, современные мощные КБМ необходимы не только вооруженным силам РФ. С каждым годом все острее потребность в них ощущается и белорусской армией. Особенно, если учесть первостепенную роль наших сил специальных операций в антитеррористических операциях и возможной гибридной войне. Что в общем и целом понимается военно-политическим руководством страны.
«Мы создали самые современные мобильные подразделения в наших вооруженных силах, в случае конфликта они разворачиваются в течение двух-трех часов. Они должны быть мобильными, и перед нами стала задача: а как перебрасывать подразделения в нужную точку военного конфликта. И нужно было создавать самые современные бронированные автомобили. Мы их создали», — заявил президент Беларуси Александр Лукашенко 22 февраля на торжественном собрании, посвященном 100-летию вооруженных сил страны.
Подобную мысль он изложил еще 17 февраля 2016 года, выступая перед участниками сбора по территориальной обороне: «Мы переоснащаем наши вооруженные силы, отдавая приоритет мобильной компоненте. Армия должна быть мобильной, она должна быть посажена на мобильную технику…»
Однако тогда же главнокомандующий всеми вооруженными силами страны высказал весьма спорный тезис. По его мнению, в течение ближайшего времени благодаря созданию легкобронированных автомобилей в белорусской армии и силовых структурах страны можно было бы вообще отказаться от «тяжелых и громоздких» бронетранспортеров.
Это высказывание вызвало недоумение у ряда экспертов. Так как оно явно идет вразрез с основными мировыми тенденциями. Ведь солдата следует не только быстро доставить к месту боя, но также прикрыть броней и поддержать огнем.
Возможно, именно благодаря подобной позиции главнокомандующего, вопрос оснащения белорусских сил специальных операций КБМ с тяжелым вооружением пока так не перешел в практическую плоскость. При ином раскладе десантно-штурмовые бригады уже могли бы быть оснащены такой боевой техникой.
Слишком смело — денег нет
Здесь, очевидно, следует вспомнить о семействе КБМ «Умка», работу над которым еще в 2008 году в инициативном порядке начал Минский завод колесных тягачей.
Изучив ситуацию на мировом рынке вооружений, на предприятии пришли к выводу, что его конструкторско-технологический и производственный потенциал, накопленный за долгие годы разработки и выпуска многоосных колесных вездеходов, позволяет создать широкую гамму КБМ с высокими боевыми свойствами.
При этом изначально было принято решение не разрабатывать машину на базе традиционных технических решений. Она должна была иметь инновационную электрическую трансмиссию с отдельным двигателем на каждом колесе. Для чего предполагалось использовать асинхронные электродвигатели, или электродвигатели на постоянных магнитах.
Для бронирования КБМ предполагалось использовать наиболее современные (в том числе композитные) материалы, а также те, разработка которых еще только ведется. Круговой обзор экипажу должны были обеспечить самые передовые опто- и радиоэлектронные средства наблюдения. То же можно сказать и относительно средств связи и корректировки огня.
В конструкцию КБМ планировалось заложить и возможность дистанционного управления движением и огнем. Башни и вооружение на первом этапе должны были приобретаться у зарубежных производителей (например, тот же боевой модуль, разработанный для «Спрута», можно было купить у России).
Инициаторы проекта были уверены, что реализация планов создания семейства КБМ помогла бы проявить инновационный потенциал не только МЗКТ, но и многим отечественным академическим и отраслевым институтам, специализированным КБ и промышленным предприятиям.
К середине 2010 года специалисты завода изучили конструкции многих существующих КБМ, их преимущества и недостатки, проведя при этом анализ различных типов электротрансмиссий, броневых материалов и т. д.
Состоялись предварительные переговоры с потенциальными партнерами, было получено их принципиальное согласие на участие в проекте. Однако в последующем, на стадии заключения договоров на проведение НИОКР и открытия по ним госфинансирования работа по созданию КБМ застопорилась.
Но проблему модернизации бронетанковых вооружений белорусской армии в соответствии с требованиями войн XXI века придется решать все равно. И всерьез надеяться на зарубежные поставки в этом плане не приходится. И по причине дороговизны, и по причине того, что российский союзник ничего не даст даром.
Наилучший вариант — это максимальное задействование собственных возможностей белорусской науки и индустрии. Что вполне по силам нашим оборонщикам. В качестве инвесторов или соинвестров вполне могли бы выступить страны, заинтересованные в оснащении своих армий самой современной бронетехникой.
Если говорить о техническом доноре, то учитывая опыт создания ракетного комплекса «Полонез», в качестве такового мог бы выступит Китай. Который, кстати, имеет богатый опыт создания колесных бронированных машин с тяжелым вооружением.
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает