• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Латвия потеряла транзит белорусских калийных удобрений более 10 лет назад, — не выдержала конкуренции с Клайпедским портом, которому удалось создать более выгодные условия для перевалки белорусских калийных удобрений.

Проигранная конкуренция

Фаворитом по перевалке белорусских калийных удобрений долгое время оставался Вентспилсский порт Латвии. Более 10 лет назад объем транзита белорусского хлоркалия через Вентспилс составлял около 3,8 млн. тонн  (из  7,2 млн. тонн которые Беларусь тогда поставляла на внешние рынки).

Однако в 2005 году перевалка снизилась до 3,5 млн. тонн, а по результатам 2006 года — до 3 млн. тонн. Это было время, когда в конкуренцию с фаворитом вступил Клайпедский порт. При этом латыши долгое время не воспринимали Клайпедский порт как серьезного конкурента. Ведь в 2002 году через литовский порт перегружалось всего лишь 774 тыс. тонн белорусских калийных удобрений.  Но через 3 года этот объем был практически удвоен и составил 1.306 тыс. тонн. А в 2007 году Клайпеда уже обогнала недавнего лидера фаворита: литовский порт перевалил 2,75 млн. тонн,в то время как через Вентспилс было транспортировано 2,46 млн. тонн.

В 2008 году Клайпеда полностью перехватила лидерство, перевалив  3,05 млн. тонн, в то время как через Вентспилсский порт перевалка упала до 1,390 млн. тонн. Для Вентспилса ситуация  еще более усугубилась в 2009 году, когда из-за кризиса «Беларуськалий» снизил экспорт калийных удобрений до 2. 948 тонн с 6,48 млн. тонн в 2008 году. При этом через Вентспилсский порт не было перегружено ни одной тонны белорусских калийных удобрений. В то же время Клайпедскому порту удалось сохранить максимальный объем этого груза: навалом через Клайпедский порт было поставлено 2,340 млн. тонн и еще 97 тыс. тонн — в контейнерах.

Стать лидером по перевалке белорусских калийных удобрений Клайпедскому порту удалось благодаря не только быстрому развитию, но и грамотная стратегия работы с белорусским экспортером. В 2008 году литовский порт и «Беларуськали» заключили 3-летний договор, в рамках которого литовские портовые компании стали применять конкурентоспособные тарифы на перевалку белорусского хлоркалия через свои терминалы. При этом стивидоры и белорусские грузовладельцы также стали заключать долгосрочные договоры на перевалку грузов в порту, что стало дополнительным козырем литовского транзитного коридора.

Но и Латвия не оставляла попыток переломить ситуацию, чтобы вернуть белорусский калий в Вентспилс. В 2010 году в целях оптимизации логистических затрат при транспортировке белорусских калийных удобрений в Вентспилсский порт латвийская сторона предложила отказаться от традиционной схемы поставки в обход Литвы, а  поставлять калий через Литву —  по маршруту Кяна/Стасилос — Йонишкис. То есть, в этом случае маршрут поставки проходил бы через Беларусь, Литву и Латвию. Благодаря чему расстояние перевозки сократилось на 273 км в сравнении с традиционным маршрутом, который проходит в обход Литвы через Беларусь и Латвию. Однако новый маршрут так и не заработал.

Между тем, спецэкспортер белорусского хлоркалия — Белорусская калийная компания (БКК) совместно с «Беларуськалием» за последние 4 года успели еще крепче «привязаться» к Клайпедскому порту. В апреле 2013 года «Беларуськалий» завершил сделку по покупке 30% акций терминала БКТ (ЗАО «Бирю Кровиню Терминалас», владеет терминалом насыпных грузов в Клайпедском порту. – Прим. автора). Успешная реализации совместного логистического проекта Солигорск-Клайпеда помогла  БКК повысить эффективность экспорта за счет оптимизации логистики и стать в 2014 году одним из мировых лидеров по продажам калийных удобрений, в том числе сделать серьезный рывок в наращивании контейнерных перевозок.

Кроме того, около двух лет назад БКК стала основным акционером литовской компании Fertimara (создана в 2004 году), которая занимается агентированием в Клайпедском порту и фрахтованием судов, а также предоставлением транспортно-экспедиторских услуг. Эта сделка также отвечает стратегии БКК, которая нацелена на эффективную доставку продукции «до дверей потребителя» с использованием в своих продажах преимущественно базисов поставки CFR/CIF. Сейчас БКК развивает компанию Fertimara в качестве своего приоритетного судового брокера, что позволяет ей получать дополнительные преимущества и доходы в области фрахта судов.

Таким образом, сейчас при поставке белорусского хлоркалия через Клайпедский порт все звенья логистической цепочки работают в одной связке: производитель, продавец, стивидор, судовой агент, брокер, а также Белорусская и Литовская железные дороги. Очевидно, что побороть такого конкурента – задача практически нереальная.

«Штаб» Латвийской железной дороги теперь уже и в Минске

Тем не менее, представительство Латвийской железной дороги в Беларуси в числе других задач по наращиванию грузопотоков ставит пред собой и такую – наладить поставки белорусских калийных удобрений через латвийский порт.

Уна ВИТОЛА: для грузовладельца самое главное, чтобы груз был доставлен максимально эффективно.

Уна ВИТОЛА: для грузовладельца самое главное, чтобы груз был доставлен максимально эффективно.

«Основные белорусские грузы, которые сейчас поставляются через латвийские порты — это нефтепродукты, минеральные удобрения. Калийные удобрения  через наши порты пока не идут, но мы над этим работаем»,  — отмечает глава представительства Латвийской железной дороги в Беларуси Уна Витола.

Она соглашается, что сейчас создать в прибалтийском направлении еще один транзитный коридор для перевалки белорусского хлоркалия в латвийском порту будет непросто. «Мы только-только стартовали, однако я готова сейчас сесть за стол переговоров с белорусским грузовладельцем и обсуждать конкретные предложения»,  — сказала У. Витола.

При этом она не стала прямо отвечать на вопрос, в чем заключается конкурентные предложения латвийской стороны для белорусского экспортера калийных удобрений. «Ведь для грузовладельца самое главное,  – чтобы груз был доставлен максимально эффективно. Поэтому мы можем вместе подумать, как это сделать, используя имеющуюся инфраструктуру», — подчеркнула глава белорусского представительства Латвийской ЖД.

Она сообщила, что министр сообщения Латвии Улдис Аугулис 24 января встречался с руководством «Беларуськалия» и обсуждал этот вопрос. «Речь, вероятно, может идти о диверсификации поставок белорусских калийных удобрений, а не о снижении перевалки через Клайпеду?», — поинтересовалась обозреватель БЕЛРЫНКА. «Конечно, — наше желание наладить поставки белорусских калийных удобрений через латвийский порт не означает, что мы хотим весь объем. Мы можем делиться объемами и сотрудничать», — сказала У. Витола.

Теперь самое слабое звено — нефтепродукты

Беларусь является одним из крупнейших латвийских партнеров для международных перевозок: перевозки грузов между Латвией и Беларусью  в 2016 году превысили 20 млн. тонн, —  более 40% от общего объема перевозок.

По данным ГАО «Латвийская железная дорога», по железной дороге через Беларусь в Латвию было поставлено 15,1 млн. тонн грузов. В направлении из Латвии в Беларусь общий объем грузоперевозок составил 6,83 млн. тонн. При этом из Беларуси в порты Латвии погружено 5,4 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, что составляет 78,9% от общего объема международных перевозок в этом сегменте. Из-за падения экспорта белорусских нефтепродуктов из-за резкого снижения РФ поставок нефти в Беларусь товарооборот между Беларусью и Латвией по итогам 2016 года снизился по сравнению с 2015 годом почти наполовину.

«Объемы грузов в последнее время падают, но не теряем оптимизма. Мы серьезно нацелены на то, чтобы переломить негативную тенденцию с падением грузопотока», — заявила У. Витола. Основной задачей представительства станет содействие более результативному сотрудничеству с белорусскими компаниями и организациями в сфере логистики и транзита. «Мы обязательно встретимся с белорусскими грузовладельцами и обсудим новые возможности. Ведь между нашими странами сейчас есть только одна граница – это таможня. Надеюсь, что наше представительство станет тем мостом между государствами, который поможет доставлять грузы быстрее и дешевле», — подчеркнула У. Витола.

Сквозные тарифы на Шелковом пути

Сейчас Латвийская железная дорога активно развивает свою логистическую компанию LDz Logistika. Основная задача этой компании – найти максимально оптимальный маршрут для доставки груза, используя все виды транспорта.

Летом 2016 года  LDZ Loģistika в сотрудничестве с партнерами – российско-белорусско-казахстанским совместным железнодорожным предприятием «ОТЛК», «Белинтетранс» и «TransContainer» – разработало единое тарифное предложение на железнодорожные грузовые перевозки по трем маршрутам от Китая до Латвии. Кроме того, LDZ Loģistika совместно с предприятиями латвийской транзитной отрасли разработало также комплексное предложение для дальнейших перевозок в страны Скандинавии и сейчас активно сотрудничает с атташе Министерства сообщений в Китае и с владельцами и отправителями грузов.

Осенью 2016 года апробирован маршрут тестового поезда Иу–Забайкальск–Рига протяженностью 11 066 км. Рейс этого контейнерного поезда организовали LDZ Loģistika и Китайские железные дороги в сотрудничестве с «TransContainer». Специалисты отмечают, что этот проект был реализован в нехарактерный для специфики отрасли короткий срок – спустя 3 месяца после подписания с Китайскими железными дорогами протокола о намерениях по сотрудничеству в развитии поезда China Railway Express. «Дочка» Латвийской ЖД — LDZ Loģistika, которая является координатором, вместе с партнерами обеспечила  разработку комплексной перевозки из Китая в Латвию, а теперь активно работает с клиентами, вскоре такие поезда курсировали регулярно.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА
В Беларуси общий доход от транзита в 2016 году снизился на 20,6%  и составил около 1,2 млрд. долларов,  сообщается в докладе министра транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолия Сивака на итоговой коллегии Минтранса, который опубликован на сайте министерства. При этом доходы от транзита в сфере транспорта (за исключением трубопроводного) снизились на 19,8 % и составили 700 млн. долларов.
По оценкам, годовой объем логистических услуг за 2016 г в Беларуси составил более 225 млн. рублей (около 117,321 млн. долларов). При этом было переработано более 200 тыс. том транзитных грузов. Общая складская площадь в стране составила порядка 400 тыс. кв м..
Объем грузооборота в Беларуси в 2016 г составил более 125 млн. т-км. Без учета трубопроводного транспорта, грузооборот которого  снизился, в целом рост грузооборота на уровне 101,0%. Положительная динамика достигнута по всем видам транспорта.На железнодорожном транспорте грузооборот при задании 100,1% выполнен на уровне 100,8%. Рост обеспечен за счет увеличения объема перевозок при ввозе (113,1%) и вывозе из страны (108,2%), при этом объем транзита и перевозок грузов в пределах страны снизился  на 16,1% и 11,1% соответственно. В основном на транзит грузов повлияло падение на 19,3% объемов перевозок каменного угля, на который приходится более половины объемов всего транзита. Кроме того, снизились объемы транзита нефти и нефтепродуктов на 31,7%, удобрений − на 21,0%.

Тэги:

, , , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Средства ПВО: простой ответ на сложный вопрос

Предприятия ВПК Беларуси разрабатывают средства противодействия ударным малогабаритным беспилотным летательным аппаратам. Практически сразу после атаки дронов и крылатых ракет хуситов на НПЗ Саудовской Аравии в СМИ началась полемика на тему защиты от кустарно изготовленных БПЛА и таких же крылатых ракет. Из которой однозначно следовал вывод о том, что на сцене появился очень серьезный противник для

Украинский рынок: бонус для белорусского дизтоплива и риски для бензина

Основной и самый высокомаржинальный украинский рынок для экспорта светлых белорусских нефтепродуктов может в скором времени преподнести сюрпризы. Сюрприз со знаком плюс – рост поставок дизтоплива в связи с новой возможностью транспортировки по трубе, со знаком минус – введение пошлин на белорусские бензины. Белорусский бензин «под напряжением» В последние годы Украина несколько раз пыталась ограничить импорт

Фольксваген выпускает первый народный электромобиль

Автомобильный концерн Volkswagen на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне представил свой первый серийный электромобиль, созданный на собственной платформе, который, как надеются в концерне, станет третьим народным автомобилем после «Жука» и «Гольфа». Модель называется ID.3. Ее запас хода в зависимости от батареи составляет от 330 до 550 км. Автомобиль действительно, будет сравнительно дешев: в базовой комплектации с пробегом в 330 км он

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП