Обострение отношений между Россией и США по поводу ЕвроПРО усугубляет ситуацию в нашем субрегионе и грозит вовлечь Беларусь в «разборки» великих держав.

8 октября 2016 года агентство Reuters со ссылкой на источник в американской разведке сообщил о приказе министерства обороны России перебросить в Калининградскую область оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер-М». В тот же день в военном ведомстве РФ данную информацию подтвердили. По словам официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова, подразделения ракетных войск, вооруженные ОТРК «Искандер», в прошлом не раз перебрасывались в Калининградскую область и будут перебрасываться туда и впредь в рамках боевой подготовки вооруженных сил России. Из чего российские военные не делают секрета.

А 9 октября последовала реакция НАТО, официальный представитель альянса в интервью немецкому агентству dpa, заявил, что переброска российских ракетных комплексов «Искандер-М» в Калининградскую область способствует росту напряженности в регионе. Возможное размещение там ОТРК «Искандер» вызывало «серьезную озабоченность» и у министра обороны Польши. Он и его коллеги из стран НАТО уже договорились в ближайшее время провести экстренную встречу для выработки мер реагирования.

Между тем в экспертном сообществе нет единого мнения относительно причин, побудивших Россию пойти на столь явную демонстрацию своей военной мощи в прибалтийском регионе. Например, президент российской Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков считает возможное размещение ОТРК «Искандер-М» в Калининградской области закономерным на фоне растущей напряженности между Россией и США. Сейчас это не просто политический жест Москвы, но и ведение реальной подготовки к потенциальному конфликту. По его словам, «переброска «Искандеров» к району, граничащему с местом дислокации сил НАТО — ожидаемая реакция на возможные угрозы».

«Партнер» — хитер и коварен

Другие военные аналитики считают, что потенциальными целями для «Искандеров», размещенных в Калининградской области станут объекты европейского эшелона американской противоракетной обороны (ЕвроПРО). Свои предположений они основывают на высказываниях высокопоставленных российских военных, прозвучавшие на Сяншаньском форуме по безопасности, недавно прошедшем в Пекине.

По словам замначальника Главного оперативного управления российского Генштаба Виктора Познихира, моделирование различных вариантов применения американской системы ПРО показало, что противоракеты Standard Missile-3 (SM-3), которые вскоре должны поступить на ее вооружение, обладают возможностью перехвата межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) не только на среднем, как это утверждают США, но и на начальном участке траектории полета. Что представляет гораздо более серьезную угрозу ядерному потенциалу РФ и КНР, чем это представлялось раньше, «так как противоракеты будут способны поражать российские и китайские баллистические ракеты до момента отделения их боевых блоков от маршевых ступеней».

Выяснилось, что противоракета SM-3 модификации 2А, выпущенная с корабля из акватории Балтийского моря, может сбить МБР, стартовавшую с европейской территории России. А при нахождении корабля ПРО в непосредственной близости от района старта этот ракетный перехватчик способен еще и перехватить БРПЛ, запущенную с подводной лодки из акватории Баренцева моря. Причем перехват в обоих случаях будет происходить на разгонных участках траектории полета ракет.

Специалисты утверждают, что противоракета SM-3 модификации 2А, выпущенная с корабля из акватории Балтийского моря, может сбить МБР, стартовавшую с европейской территории России.

Специалисты утверждают, что противоракета SM-3 модификации 2А, выпущенная с корабля из акватории Балтийского моря, может сбить МБР, стартовавшую с европейской территории России.

Российское военное руководство настораживает и тот факт, что универсальные пусковые установки (ПУ) Мk-41, размещенные на американских кораблях ПРО, помимо противоракет SM-3, служат еще и для запуска высокоточных крылатых ракет (КР) большой дальности Tomahawk. В связи с чем использование ПУ Mk-41 США на своих наземных базах ПРО в Румынии и Польше следует считать нарушением Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД). Этот документ запрещает развертывать наземные комплексы с дальностью стрельбы более 500 км. А зона досягаемости КР Tomahawk — 2,5 тыс. км. Что делает потенциальными целями американских КР объекты практически на всей европейская часть России.

Уверения представителей США, что в наземном варианте ПУ Mk-41 не способны применять КР, в российском Генштабе считают неубедительными. По словам В. Познихира, «любые устройства, якобы не позволяющие разместить крылатую ракету в контейнерах комплекса наземного базирования, легко демонтируются, а ограничения программно-алгоритмического характера и вовсе устраняются нажатием кнопки перезагрузки программы». При этом переоснащение ПУ Мk-41 для использования КР Tomahawk может быть осуществлено скрытно и в короткие сроки.

Но и это, по мнению В. Познихера, еще не все опасности, исходящие от американской ПРО: в США сейчас ведутся работы «в области использования пусковых установок Mk-41 для развертывания гиперзвуковых систем вооружения». Что сокращает подлетное время к целям в разы, и значительно повышает угрозу безопасности России. Таким образом, ПРО США обладает противоракетным, противокосмическим и ударным потенциалами. И по сути дела является составной частью американских стратегических наступательных сил США и основная ее задача — блокировка стратегических ядерных сил и космической группировки России и Китая.

ПРО и contra

Понятно, что в данном контексте есть настоятельная необходимость хотя бы вкратце составить представление о том, что представляет собой европейский эшелон противоракетной обороны США. Создание европейского сегмента американской ПРО получило одобрение президента США Барака Обамы еще в сентябре 2009 года. При этом основная ставка была сделана на мобильную систему ПРО, разворачиваемую в Средиземном, Балтийском и Черном морях и на территории ряда европейских государств. Ее основу должны были составить корабельная система Aegis, противоракеты Standard Missile-3 (SM-3), а также ряд других систем и элементов.

Первый этап, намеченный на 2011 год, предполагал базирование в Средиземном море кораблей, оснащенных ракетами-перехватчиками SM-3, а также радара ПРО в Южной Европе. Второй этап предусматривал размещение к 2015 году мобильных батарей с ракетами типа SM-3 в Румынии (как мы видели выше, здесь сроки сдачи объекта были скорректированы), третий — создание к 2018 году позиций ПРО в Польше. И, наконец, на четвертом этапе в 2020 году планировалось заменить все первые версии ракет SM-3 более совершенными SM-3 Block IIB.

В версии ракеты Block IIВ намечалось дальнейшее повышение боевых характеристик SM-3 за счет установки специальной ступени перехвата, обладающей более высокими возможностями по поиску и распознаванию целей, а также способностью энергично маневрировать на конечном участке. Для SM-3 Block IIB также предусматривается использование технологии дистанционного поражения цели.

К 2020 году ракеты SM-3 Block IIB должны были получить несколько ступеней перехвата (до 5). Введение подобных усовершенствований должно превратить SM-3 Block IIB в противоракету, обладающую серьезными возможностями по перехвату МБР и их боеголовок на внеатмосферных участках траектории полета. Как полагают военные эксперты, именно третий и четвертый этапы программы создания ЕвроПРО внушают наиболее серьезные опасения российскому руководству в плане ослабления боеспособности стратегических ядерных сил РФ.

В прошлом Россия неоднократно грозила Западу принятием жестких военных мер в ответ на создание европейского эшелона американской ПРО. Еще в ноябре 2008 года, а затем и в ноябре 2011 года Дмитрий Медведев, будучи президентом РФ, дважды предупреждал США, что если американцы начнут размещение баз ПРО в Польше, то в Калининградской области обязательно появятся оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер».

В подобном духе неоднократно высказываться и вернувшийся после Медведева на пост главы российского государства Владимир Путин, который на протяжении целого ряда лет заявлял, что система европейской ПРО США представляет непосредственную угрозу для России. Одно из подобных заявлений он сделал 27 мая 2016 года: «Это пусковые установки и радиолокационные станции. Сегодня там размещаются ракеты дальностью 500 км. Через несколько лет это будут ракеты дальностью 1 тыс. км. Мы даже знаем срок, когда эти ракеты будут поставлены на вооружение. Но как же это нам не угрожает? Еще как угрожает нашим ядерным силам».

Тот самый «Искандер»

Выбор ОТРК «Искандер» в качестве основного средства противодействия ЕвроПРО специалисты считают не случайным. Одной из главных особенностей комплекса является применение набора специальных средств поддержания заданной траектории полета и прицеливания, состоящего из автономной инерциальной системы управления, сопряженной с российскими и американскими глобальными системами спутниковой навигации (ГЛОНАСС, NAVSTAR), и головок самонаведения различных типов.

Несмотря на имеющиеся противоречия между союзниками, в российском руководстве рассчитывают в случае необходимости перебросить ОТРК «Искандер-М» на территорию РБ вместе с российским персоналом.

Несмотря на имеющиеся противоречия между союзниками, в российском руководстве рассчитывают в случае необходимости перебросить ОТРК «Искандер-М» на территорию РБ вместе с российским персоналом.

Причем «Искандер» может использоваться не только в режиме сопряжения с внешними системами разведки и управления, когда информация об объекте поражения передается со спутника, самолета-разведчика или беспилотного летательного аппарата. Целеуказание может быть получено со специальной общевойсковой разведывательной машины, от солдата-корректировщика артиллерийского огня или с фотоснимка местности, который прямо на боевой позиции через сканер вводится в бортовую вычислительную машину ракеты.

Непосредственное же наведение на цель осуществляется малогабаритной головкой самонаведения. Ее сверхчувствительный датчик в режиме оптоэлектронного и (или) радиолокационного сканирования при любом состоянии атмосферы прощупывает местность на конечном участке полета, отраженный сигнал преобразуется в цифровую форму и в бортовой ЭВМ сверяется с эталонной электронной картой. Это позволяет ракете на дальности 280-500 км (в зависимости от модификации) поражать цель, ограниченную семиметровым кругом.

При этом важно, что ракета не движется к цели по баллистической траектории, а управляется на протяжении всего полета, который проходит на высоте 50 км. На его начальной стадии — газодинамическими рулями, затем, после набора скорости, аэродинамическими. Ракета выполняет резкие маневры (в том числе и с изменением плоскости полета) с перегрузкой в пределах от 20 до 30 g как сразу после старта, так и при подходе к объекту поражения.

Применение технологий Stealth (использование спецпокрытий, сбрасывание выступающих элементов конструкции и т.д.) еще больше расширяет возможности ОТРК «Искандер» в плане преодоления ПРО и делает его сопоставимым на сегодня лишь с МБР «Тополем-М» и «Ярс». Расчеты показывают, что ни американский ракетный комплекс Patriot РАС-3, ни более продвинутый Standard SM-3 не смогут обеспечить надежный перехват ракет комплекса «Искандер».

Нельзя не упомянуть, что уже с самого начала противостояния между Москвой и Вашингтоном по поводу противоракетной обороны военные эксперты вели речь о возможности использования для подготовки российского ассиметричного ответа на ЕвроПРО и территории Беларуси (зря что ли кормим союзника). Так в перечне потенциальных мер противодействия едва ли не чаще всего упоминалось размещение в западных белорусских регионах ОТРК «Искандер».

Несмотря на имеющиеся противоречия между союзниками, в российском руководстве рассчитывают в случае необходимости перебросить ОТРК «Искандер-М» на территорию РБ вместе с российским персоналом. Ведь в условиях продолжения кризиса потребность Беларуси в кредитах и дешевых энергоносителях грозит стать хронической.

 


Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,