• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Дешевизна билетов, которой лоукостеры заманивают туристов в Париж, наказывается удаленностью аэропорта и дороговизной трансфера. Так называемая «парижская» авиагавань экономичных перевозчиков, на самом деле, находится в 85 км от Парижа, близ городка Бове. И все бы ничего, это расстояние автобус преодолевает за час с небольшим, но цены! Поездка шаттлом до окраины Парижа в оба конца обходится в 34 евро, зачастую это больше, чем цена билета на авиарейс – трижды подумаешь, прежде чем покупаться на выгодное предложение лоукостера.

В такие стесненные условия поставил меня в марте короткий тур во Францию, и они заставили обратить внимание на раскрученный в Европе, но не слишком известный пока в СНГ французский интернет-сервис под названием bla-bla-car.

Сервис по поиску попутчиков на словах может показаться авантюрным предприятием, дескать, садишься в машину к невесть кому, но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что, как и в каучсерфинге, тут все продумано до мелочей.

Забиваешь в поиск нужную дату и направление и видишь список размещенных водителями заявок: отправляюсь во столько-то из точки А в точку В, в машине такой-то модели столько-то свободных мест, цена одного места – такая-то.

Далее смотришь информацию о водителе: как зовут, возраст, фото, верификация, рейтинг и отзывы пассажиров. При желании можно уточнить информацию о поездке в открытой переписке. Если все устраивает, бронируешь место при помощи карты или электронного кошелька и с этого момента получаешь доступ к личным контактам водителя. С ним можно держать связь по мессенджеру, по телефону, по е-мэйл.

Служба лимитирует максимальную цену в зависимости от расстояния, так как смысл затеи не извлечение прибыли, а взаимовыгода и эффективное использование транспорта. Пассажиры покрывают расходы водителя на бензин и платные дороги, водитель недорого довозит до нужного места. Добавьте приятное общение: участниками сообщества, как правило, становятся любители поболтать, недаром сервис называется бла-бла-кар. Поэтому в отзывах, среди прочего, пассажиры пишут и о коммуникативных качествах водителя.

Впрочем, при всей социальной направленности это все же бизнес. Поэтому интернет-сервис берет небольшой сбор за каждое бронирование (1.60 евро), а также строго регламентирует механизм оплаты и возврата денег в случае, если поездка не состоялась. Если все в порядке, пассажир при высадке отдает водителю код, с помощью которого тот может получить свои деньги, или же они становятся доступны по умолчании через несколько дней. Если поездка не состоялась по вине водителя, пассажиру вернут деньги, спорные случаи разрешаются администрацией сайта в переписке.

Меня, как новичка, заботили прежде всего не риск интернет-платежа и не приятное общество, а безопасность в сочетании с экономией и то, сумею ли я найти место отправления. Аэропорт Бове представлялся большим и со сложной системой парковок, но 66-летний водитель Петре, имеющий на сайте квалификацию эксперта, подробно описал место встречи: напротив выхода из терминала, у парковочного автомата. Описал и на французском, и на английском языке, а еще заявил, что при встрече сможет изъясниться по-русски, что я восприняла уже как неудачную шутку. Кстати, о языке: водитель может не знать никакого языка, кроме своего родного, в этом случае гугл вам в помощь.

Парковочный автомат нашелся сам собой, а спустя 3 минуты после назначенного времени появился и Петре. Ему в этот день не повезло. На два других забронированных места до Парижа пассажиры не явились: самолету из Польши, следующему за моим, запретили посадку в Бове из-за сильного ветра и отправили на запасной аэродром в бельгийский Шарлеруа. «Нам очень жаль, но вы же понимаете, что это не наша вина», – написали поляки через вотсап из Бельгии, и Петре, скрепя сердце, отменил бронирование, попросив администрацию сайта вернуть путешественникам их деньги.

Так я оказалась единственным пассажиром Петре, который следовал привычным маршрутом, из города Труа, где он живет и работает, через Бове, в Париж. Каково же было мое удивление, когда через пять минут знакомства он заговорил по-русски. Тут объяснилось необычное для Западной Европы имя моего водителя: не Пьер, не Питер, не Педро – Петре оказался болгарином, который уже почти 40 лет живет во Франции. Учился же и начинал карьеру он при СССР в Болгарии, где изучение русского языка было тогда обязательным.

По еще одному удивительному стечению обстоятельств, Петре оказался специалистом по производству полимеров и переработке полимерных отходов – теме, которую я за неделю до поездки изучала в пресс-туре на предприятии в Могилеве, так что всю дорогу до Парижа мы обсуждали технологию переработки ПЭТ-бутылок в Беларуси и во Франции. Сравнение, увы, оказалось не в пользу Беларуси.

Таким образом, первая поездка в бла-бла-кар не только позволила сэкономить почти в два раза (вместе с сервисным сбором попутное такси обошлось в 8,60 евро против 17 евро за билет на автобус), но и подарила контакт с экспертом, который разрешил обращаться к нему за консультацией в любое время.

Воодушевленная первым опытом, на обратном пути в Бове я также забронировала бла-бла-кар. Добавив телефон водителя в вотсапе, чуть напряглась, увидев в аватарке арабские письмена, но отступать было поздно. Радовало, что я бронирую последнее из свободных мест. Водитель Али тоже заметно напрягся, когда я стала задавать ему уточняющие вопросы на английском, оказалось, что из европейских языков он может изъясняться только на французском.

В назначенном месте (оно было отмечено на карте) в назначенный час Али на стареньком «Пежо» забрал меня и еще двоих пассажиров, по дороге он подобрал четвертую попутчицу, и вся компания весело затараторила на французском, так что я могла просто расслабиться и любоваться весенним пейзажем. Один из пассажиров, студент-биолог из университета Бове, лишь выразил удивление, что иностранка осведомлена о бла-бла-кар. Он предполагал, что в секреты дешевого передвижения по Франции посвящены лишь местные.

Насчет дешевизны. По моему наблюдению, экономический смысл в бла-бла-кар заметен лишь при передвижении на средние расстояния. Теоретически можно поймать попутку и из Марселя в Лондон, но стоить это будет порядка 75 евро, ехать 11 часов, логичнее поискать варианты попроще. Но если времени на поиски лоукост-рейса нет, то безопасная попутка – хорошая альтернатива.

В общем, и вторая поездка на бла-бла-кар прошла успешно, а уже в самом Бове одна из пассажирок нашего «такси» любезно подвезла меня на своей машине по нужному мне адресу. Мой самолет был только наутро. Добираться попуткой вплотную ко времени вылета я бы не рекомендовала: все же риск отмены поездки или опоздания велик.

Мое раздувшееся самомнение от того, что освоила новый европейский сервис «для местных», подспустилось очень быстро. Сосед по хостелу из России между делом обронил, что как-то подвозил людей на бла-бла-кар из Москвы в Тулу. А в автобусе Вильнюс-Минск девушки-минчанки обсуждали, что вообще-то должны были ехать домой на бла-бла-кар, но в последний момент у водителя сломалась машина. То есть сервис этот проник и на просторы СНГ тоже.

Правда, в нашем регионе предложений меньше, чем в Европе, и, допустим, найти попутку из Жодино в Осиповичи будет проблематично. Но между областными центрами и столицами соседних государств путешествовать можно без проблем. Например, из Минска в Гомель водители предлагают подвезти за 300-400 RUB (цена на российской версии сайта указана в российских рублях), из Минска в Москву – за 900 – 1.350 RUB, из Минска в Киев – за 350 – 1.000 RUB, из Витебска в Полоцк – за 100-250 RUB. На таком важном и недешевом для белорусов направлении, как Минск-Вильнюс, цены от 2 до 8 евро.

Единственное «но»: на маршруты за пределами Франции невозможно забронировать и оплатить рейс онлайн – только связаться с водителем. С одной стороны, в этом плюс, так как не надо платить комиссию интернет-площадке, расчет ведется наличными напрямую с «перевозчиком», а с другой стороны, это увеличивает риски и водителя, и пассажира. Без предварительного блокирования средств на карте пассажир, забронировавший место, может запросто «кинуть» водителя.

Однако же делать это не рекомендуется. Потому что система предусматривает размещение отзывов не только пассажиров о водителях, но и водителей о пассажирах. И если сегодня пассажир повел себя непорядочно, то кто завтра захочет его везти? 

Тэги:

, , , ,

Календарь майских праздников: рабочие и выходные дни в мае

С 5 по 9 мая в Беларуси будут длинные выходные. Напоминаем расписание праздничных и рабочих дней. Выходные и праздничные дни в Мае 2019:  1 Мая (среда) — День труда;  5 мая выходной день; 7 мая (вторник) — Радуница по календарю православной конфессии; 9 мая (четверг) — День Победы; 12 мая выходной день; 18 и 19

Прогноз курса рубля на неделю с 22 по 25 апреля

Белорусский рубль может еще раз укрепиться против доллара на БВФБ на 0,5-1%. В то же время возможны резкие колебания курса доллара. При этом оснований для существенного изменения курса доллара в понедельник 22 апреля в какую-либо сторону не имеется. На прошедшей неделе ситуация на валютном рынке РБ, как и ожидалось, оказалась такой же, как и на

Минтруда и соцзащиты назвало размер средних пенсий после повышения 1 мая

Министерство труда и соцзащиты Беларуси сообщает, что в результате перерасчета с 1 мая 2019 г. размеры трудовых пенсий, по оценке, увеличатся в среднем на 6,3 процента. Средний размер трудовых пенсий составит 411,5 руб., средний размер пенсии по возрасту – 418,4 руб. Размер (процент) увеличения пенсии в результате перерасчета у каждого пенсионера будет зависеть от индивидуальных параметров

Российский эксперт: «Сомневаюсь, что есть настрой на конфликт»

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности РФ Александр Пасечник в интервью обозревателю БЕЛРЫНКА рассказал, как в России воспринимают попытки Беларуси найти компенсацию налоговому маневру. Беседа состоялась в кулуарах международной конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы» 9 апреля в Минске — Беларусь с 1 февраля 2019 года повысила тарифы на транзит российской нефти. На

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась

Правовые новации белорусской экономической политики (январь-март 2019 года)

Экономическое нормотворчество государства в 1 квартале 2019 года характеризуется не столько новыми документами, сколько несбывшимися ожиданиями бизнеса по отмене старых. Так, по истечении первых трех месяцев текущего года так и не был отменен одиозный указ президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Несмотря на

Белорусские предприятия спасли курс рубля от обвала

Валютный рынок РБ в марте находился на краю пропасти: жители Беларуси бросились скупать валюту, как это было в кризисном 2014 году. Если бы не белорусские предприятия, которые сделали противоположный финт и начали сливать валюту, курс белорусского рубля ждал бы обвал. Что происходит? Население вдруг стало больше интересоваться валютой По данным Национального банка РБ, физические лица

Белорусские банки стремительно теряют вкладчиков

Около 147,4 тыс. срочных вкладов закрыли физические лица в банках Беларуси в 2018 году, при этом величина таких вкладов сократилась примерно на 0,5 млрд. рублей. Такова довольно печальная статистика, представленная Национальным банком РБ в рамках исследования данных о структуре срочных депозитов по программе «Знай своего клиента» на конец 2018 года. Количество счетов, открытых в банках