На недавнем заседании Совета безопасности, посвященном принятию новой военной доктрины государства, президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что сохраняется угроза глобальной и региональной безопасности, при этом дальнейшая эскалация обстановки может иметь непоправимые последствия как для Европы, так и для всего человечества.

Активное использование механизмов «цветных революций» для свержения законной власти привело к увеличению количества вооруженных конфликтов. В связи с этим глава государства выразил готовность с оружием в руках отстаивать национальные интересы: «Мы с полным основанием можем публично подтвердить нашу миролюбивую политику и отсутствие враждебности к другим государствам. И вместе с тем заявить о решимости в отстаивании своих национальных интересов, в том числе, если потребуется, с применением всей военной организации государства».

По словам белорусского президента, народ не простит власть, если она не обеспечит его безопасность. «Поэтому, если останется последний рубль в бюджете или кармане государственном, то потратить его следует на безопасность нашего народа, на безопасную жизнь народа. Это главное».

В данном контексте возникает резонный вопрос: а каковы реальные боевые возможности белорусской армии? И что действительно необходимо сделать для приведения ее боеспособности в соответствие с требованиями момента?

Из советской шинели

У Вооруженных сил независимой Беларуси была весьма солидная база – Краснознаменный Белорусский военный округ (КБВО), самый мощный в Советском Союзе. Он «подпирал» Группу советских войск в Германии, дислоцировавшуюся на территории тогдашней ГДР, то есть находился на важнейшем в то время стратегическом направлении.

Кроме огромной вооруженной группировки, на территории БССР находилась инфраструктура, обеспечивавшая жизнедеятельность и боевое применение этих войск в случае необходимости. А именно: склады, самая густая в СССР сеть подъездных путей, запасы военного имущества, предназначенные для развертывания здесь армии в 500 тысяч, а по некоторым данным – и в миллион человек.

Датой создания белорусской армии можно считать 20 марта 1992 года, когда было принято постановление правительства «О создании Вооруженных сил Республики Беларусь». В соответствии с ним бывшие войска КБВО начали преобразовываться в армию независимой страны.

Реформирование шло в два этапа. На первом (1992 год) войска были сокращены почти на 30 тысяч человек, определено их оперативное предназначение, разработаны основные руководящие документы. На втором этапе (1993-1994 годы) сокращение армии в основном завершили, осуществили ее структурные преобразования, реформировали систему управления.

В советское время общая численность группировки войск на территории Беларуси составляла более 280 тысяч военнослужащих, рабочих и служащих. Концентрация воинских частей и соединений здесь была самой высокой в Европе. Один военный приходился на 43 человека гражданского населения. (Для сравнения: в Украине – на 98, в Казахстане – на 118, в России – на 634 человека.)

Относительно небольшой европейской стране с десятимиллионным населением такие непомерно большие Вооруженные силы были ни к чему: слишком дорого содержать и оснащать. К тому же их общая численность в соответствии с итоговым актом Хельсинкского соглашения от 10 июля 1992 года не должна была превышать 100 тысяч военнослужащих.

В связи с этим в 1992-1996 годах прекратили свое существование или были преобразованы свыше 250 воинских формирований, отошедших под юрисдикцию Беларуси. К 2005 году общая численность Вооруженных сил составила 62 тысячи человек: 48 тысяч военнослужащих и 13 тысяч лиц гражданского персонала. В этих пределах численность белорусской армии находится и поныне.

Одновременно серьезно сократили количество военной техники и вооружений. В соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе и принятыми в его развитие документами Беларусь согласилась ограничить свои вооружения 1800 танками, 2600 боевыми бронированными машинами, 1615 артиллерийскими системами, 260 боевыми самолетами, 80 ударными вертолетами.

Это сокращение было осуществлено к началу 1996 года. Примерно к тому же времени был завершен и процесс ракетно-ядерного разоружения Беларуси в соответствии с соглашениями, достигнутыми еще СССР и США.

Наследство – в достояние

К этому моменту в основном завершилось и структурное реформирование армии. Так, общевойсковые и танковые армии были преобразованы в армейские корпуса, а затем на их основе создали оперативно-тактические командования; мотострелковые и танковые дивизии – в отдельные механизированные бригады (или же в базы хранения вооружения и техники); воздушно-десантная дивизия, отдельная воздушно-десантная бригада, а также 5-я бригада спецназа ГРУ – в Мобильные силы (позднее – Силы специальных операций) в составе трех мобильных бригад; авиационные дивизии и полки – в авиационные базы.

На заключительном этапе реформирования произошло разграничение полномочий Министерства обороны и Генерального штаба, как это принято в большинстве стран мира. С декабря 2001 года был осуществлен переход Вооруженных сил на двувидовую структуру: сухопутные войска и военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны.

Сейчас в составе ВС Беларуси – два оперативно-тактических командования (Западное и Северо-Западное), которые включают 3 механизированные, 2 мобильные (десантно-штурмовые), 1 – спецназа, 2 ракетные, 5 артиллерийских, 2 зенитно-ракетные бригады сухопутных войск, 3 авиабазы, 5 зенитно-ракетных и 2 радиотехнические бригады ВВС и ПВО. (Особо подчеркнем: исходя из опыта первой и второй войн в Персидском заливе и балканской войны, в Беларуси была развернута мощная система ПВО.)

Что касается комплектования Вооруженных сил, то остановились на смешанном принципе: как за счет солдат срочной службы, так и за счет контрактников. Он сохраняется и поныне. Это позволяет Беларуси в случае необходимости поставить под ружье солидный контингент – около полумиллиона человек.

Призывной возраст в стране – с 18 до 27 лет. Призывник, окончивший высшее учебное заведение, служит 1 год, а для всех остальных срок нахождения в рядах армии составляет 18 месяцев. Кроме того, в Беларуси предусмотрена служба по контракту. А со второй половины 2016 года вводится альтернативная служба. Весенний призыв происходит в мае, осенний – в ноябре.
(более подробно с правовыми актами, связанными с военной службой, можно ознакомиться на официальном сайте Министерства обороны РБ).

 

Создана и единая система военного образования, подготовки и переподготовки армейских кадров, включая подготовку профильных специалистов на военных факультетах гражданских вузов.

И вооружить всех этих военных есть чем: в арсеналах ВС РБ порядка 1600 танков, 2500 бронированных машин, 1490 артиллерийских систем. Даже после всех сокращений по количеству танков, бронемашин и пушек на тысячу военнослужащих Беларусь занимает первое место в Европе.

Структура Вооруженных Сил Республики Беларусь

А своих ближайших соседей – Польшу и Украину (до событий в Донбассе и связанных с этим потерь) – Беларусь превосходит и по абсолютному количеству тяжелого вооружения наземных войск: по танкам – в 1,8 и в 2,1 раза соответственно; по бронемашинам – в 1,6 и в 1,2 раза; по тяжелым артсистемам – в 2 и 1,3 раза. Что касается еще одной соседки – Литвы, то тут и сравнивать нечего, так как у этого форпоста НАТО вообще нет собственных танков, а бронемашин и орудий «кот наплакал».

 

Впрочем, все эти сопоставления достаточно условны, так как на стороне Польши и Литвы – весь военный потенциал Североатлантического альянса. С другой стороны, Беларусь является союзницей огромной ядерной державы – России. Тем не менее эти выкладки вполне подкрепляют тезис о том, что белорусская армия представляет собой довольно значительную военную силу в масштабах Восточноевропейского региона.

И это касается не только количества оружия. Структура и принцип комплектования Вооруженных сил Беларуси в общем и целом соответствуют принятым в Европе. По выучке и подготовке солдат белорусская армия, по оценкам экспертов, тоже в числе самых боеспособных на континенте. Основной упор в подготовке личного состава делается на действиях в условиях мобильной обороны.

В числе приоритетных направлений технического совершенствования Вооруженных сил Беларуси – развитие ПВО, авиации, ракетных войск, сил и средств радиоэлектронной борьбы, разведки, связи.

По силам ли меч?

Однако говорить о белорусской армии только в превосходных тонах было бы необъективно. Одна из главных ее проблем – старение вооружений и военной техники (ВиВТ), а также инфраструктуры, обеспечивающей деятельность Вооруженных сил. Они еще советские, с течением времени состояние ВиВТ постоянно ухудшается, все дороже становится содержание их парка, все больше требуется средств на ремонт и модернизацию.

В определенный момент эти затраты становятся неподъемными. По этой причине в 2012 году из состава белорусских ВВС и войск ПВО были выведены все фронтовые бомбардировщики Су-24 и истребители Су-27. Но огромное количество денег необходимо для того, чтобы закупать новую технику взамен выбывающей. Сегодня боевой самолет стоит 30-50 млн. долларов, один танк – 2,5-3 млн. долларов. А нужно таких боевых единиц немало.

Небогатому белорусскому государству такие траты не по карману. Как следствие, удельный вес современных образцов вооружения и боевой техники в белорусской армии имеет тенденцию к уменьшению. Даже высокопоставленные военные вынуждены признать, что темпы ее перевооружения отстают от запланированных. Ситуация особенно обострилась с наступлением экономического кризиса.

Ускорить ход модернизации белорусской армии могло бы содействие России, располагающей неизмеримо большим потенциалом военной науки и оборонной промышленности. Известно, что Минск давно направил Москве заказы на зенитные ракетные комплексы (ЗРК) ближнего действия «Тор-М2» и дальнобойные системы (ЗРС) С-400, оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер» и т. д.

В этом же списке – боевые самолеты Су-30, Су-34, учебно-боевые Як-130, модернизированные транспортники Ил-76, ударные вертолеты Ми-28Н. Все эти образцы были заложены в Государственную программу перевооружения РБ на 2006-2015 годы.

Но утрата ряда технологий и дефицит производственных мощностей на предприятиях российского ВПК, наряду с дороговизной военной техники и вооружений, стали серьезным препятствием на пути реализации программ перевооружения белорусской армии за счет российского ВПК. Сюда же следует добавить экономические трудности, которые в последнее время испытывает сама Россия.

Как сообщил 21 декабря 2015 года министр обороны республики Андрей Равков в интервью программе «Арсенал» белорусского телевидения, за последние пять лет для ВВС и войск ПВО страны были закуплены и поставлены на вооружение ЗРК «Тор-М2» в составе дивизиона, звено (4 ед.) УБС Як-130, а также 4 зенитных ракетных дивизиона ЗРК С-300ПС из наличия Вооруженных сил РФ.

Пусковой комплекс ЗРК С-300. Фото mil.by

Пусковой комплекс ЗРК С-300. Фото mil.by

В дальнейшем руководство военного ведомства Беларуси надеется, несмотря на трудности (свои и партнера), приобрести у России многофункциональные истребители Су-30, продолжить закупку самолетов Як-130 и ЗРК «Тор-М2», а также техники и оборудования для нужд радиотехнических войск.

По недавнему заявлению заместителя министра обороны РБ генерал-майора Игоря Лотенкова, Беларусь и Россия достигли предварительной договоренности о поставке для нужд белорусских ВВС и войск ПВО истребителей Су-30 на замену стоящих на вооружении МиГ-29, которым уже около 30 лет. «Подсчитав, во что выливается нам их содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования».

Между тем, учитывая незначительный объем средств, которые Беларусь в состоянии выделить на переоснащение своих Вооруженных сил, о сколько-нибудь значительных поставках военных новинок из РФ в РБ говорить не приходится. И, судя по всему, такое положение может существовать неопределенно долго.

И сам не плошай

Хотя бы частично исправить ситуацию может белорусский ВПК, который наряду с реализацией программ модернизации имеющихся образцов ВиВТ производит навигационные приборы, пилотажные системы, средства космической и спутниковой связи, антенные устройства, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы, системы автоматизации и программное обеспечение, а также оптико-механическое, контрольное и сборочное оборудование для изготовления сверхбольших интегральных схем.

Весомы результаты отечественной оборонки в разработке аэрокосмической оптико-электронной аппаратуры для получения цифровых электронных карт поверхности Земли, навигационного обеспечения высокоточного оружия. Уникальны прикладные программные комплексы, обеспечивающие управление радиолокационными и лазерно-оптическими системами противоракетной обороны, станциями предупреждения ракетного нападения. В настоящее время Беларусь производит ряд образцов техники специального и двойного назначения, которая вообще не имеет зарубежных аналогов.

Согласно заявлению председателя Государственного военно-промышленного комитета (ГВПК) Сергея Гурулева, сделанному им 29 января 2016 года на коллегии ведомства с участием вице-премьера Владимира Семашко и главы Минобороны Андрея Равкова, за последнее пятилетие организациями военно-промышленного комплекса был создан и освоен в производстве целый ряд новых перспективных видов вооружения и военной техники.

Это – современные системы связи и передачи информации (аппаратная кабина связи П-261 «Мускат», радиорелейная станция «Цитрус», радиорелейная станция «Поток» (Р-429) и «Линия» (Р-424), переносные цифровые радиостанции Р-180 и Р-181, средства радиоэлектронной борьбы и радиолокации («Восток», «Роса-РБ», комплекс постановки помех «Гроза», комплекс помех системам радионавигации и GPS «Навес»). Выполнена модернизация, совмещенная с капитальным ремонтом, практически всех радиолокационных станций, состоящих на вооружении Вооруженных сил Беларуси.

Появились новые образцы беспилотных летательных аппаратов «Беркут-1», «Беркут-2» (приняты на вооружение), «Гриф-100» (поставка запланирована на 2016 год). Доведены до производственной готовности и системы роботизированного вооружения «Адунок». Прошедшие в июне 2015 года в Китае испытания новой реактивной системы залпового огня (РСЗО) большой дальности «Полонез» подтвердили широчайшие возможности этого высокоточного оружия.

На Минском заводе колесных тягачей были созданы и поставлены на производство универсальные средства подвижности вооружения МЗКТ-600200, МЗКТ-500200 «Застава». Специалистами ОАО «МЗКТ» в короткие сроки разработана и подготовлена к выпуску боевая легкобронированная машина «Лис», начато проектирование отечественного легкобронированного автомобиля V-1.

Специалистами ОАО «МЗКТ» в короткие сроки разработана и подготовлена к выпуску боевая легкобронированная машина «Лис»

Специалистами ОАО «МЗКТ» в короткие сроки разработана и подготовлена к выпуску боевая легкобронированная машина «Лис»

Продолжается выполнение программ по продлению сроков эксплуатации уже имеющихся вооружений. Освоены и осуществляются ремонт и модернизация самолетов Су-25 и МиГ-29, модернизация РСЗО БМ-21 «Град» до уровня БМ-21-М «Белград». Как итог, деятельность оборонных предприятий способствовала принятию на вооружение в Вооруженные силы Беларуси около 900 единиц новейших, модернизированных и отремонтированных образцов вооружений и военной и специальной техники.

Но, как и в случае с закупкой российских вооружений, главным сдерживающим фактором процесса перевооружения белорусской армии за счет потенциала собственного ВПК являются более чем скромные экономические возможности страны. Изыскать необходимые финансовые ресурсы, по мнению президента РБ Александра Лукашенко, можно было бы за счет активного наращивания экспорта технологий военного и двойного назначения. С ним не согласны некоторые независимые аналитики, которые считают, что проблема военной модернизации не решаема без модернизации страны в целом.

И тем не менее, как считает большое число экспертов, несмотря на вышеописанные проблемы, Вооруженные силы РБ все еще являются одними из самых боеспособных на постсоветском пространстве. По мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, в обозримом будущем ВС Беларуси можно будет считать «вполне успешными и адекватными геополитической ситуации».

 

Тэги:

, , , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,