• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Текущая правоприменительная практика Указа № 488 существенно повышает риски ведения бизнеса в Республике Беларусь. Без изменения государством законодательных подходов в борьбе с лжепредпринимателями невозможно добиться доверия бизнеса к существующей экономической политике государства. Сложившиеся в последние годы подходы к пополнению бюджета любыми средствами за счет «массового лжепредпринимательства» в среднесрочной перспективе могут привести к ликвидации существенной части частного среднего бизнеса, а соответственно, и к существенным потерям бюджета и сокращению ВВП. Стабильный экономический рост в государстве возможен только в стабильной бизнес-среде, подкрепленной взаимным доверием бизнеса и государства.

Вполне очевидно, что предложения по совершенствованию законодательства о лжепредпринимателях являются лишь рекомендациями автора, и поэтому с небольшой долей вероятности будут учтены государственными органами. В существующих условиях дефицита бюджета требуется наличие стратегического экономического мышления, позволяющего сделать выбор между текущими разовыми поступлениями в бюджет и созданием благоприятного делового климата, направленного на стабильные налоговые поступления и ограждающего бизнес от лжепредпринимателей.

В связи с этим важным фактором в дальнейшей работе белорусского бизнеса является возможность его адаптации к требованиям Указа № 488. Наличие Реестра лжепредпринимателей является хорошей основой для оценки потенциальных рисков возможного нарушения Указа № 488. Анализ списка контрагентов, с которыми ранее работало предприятие, может выявить субъектов хозяйствования, включенных в Реестр лжепредпринимателей, что в современных экономических условиях практически автоматически является нарушением налогового законодательства. Чем более длительный срок работает предприятие, тем большее потенциальное количество договоров с такими лжепредпринимательскими структурами может быть. 

С учетом того, что Реестр лжепредпринимателей ежедневно пополняется, вполне возможна ситуация, когда по истечении нескольких лет окажется, что ваш контрагент стал лжепредпринимателем, потому что в каком-то из отчетных периодов не уплатил налоги в особо крупном размере. Соответственно, и вы являетесь фактическим нарушителем налогового законодательства, так как сотрудничали с ним когда-то. Следует отметить, что у налоговых проверок нет срока исковой давности и, как отмечалось выше, нет понятия «разовая проверка». По поручению органов следствия проверка одного и того же периода может проводиться несколько раз. Поэтому ранее проведенная налоговая проверка на практике не является гарантией того, что вашу организацию не проверят повторно по уже ранее проверенному периоду. На практике такие случаи бывают.

В этой ситуации в категорию особого риска попадают предприятия, занимающиеся оптовой торговлей и работающие на рынке более 5-7 лет. При этом чем более успешно предприятие и чем больше лет на рынке оно работает, тем больше список его контрагентов, а соответственно, тем выше риск попадания под санкции Указа № 488.

Во избежание проблем с законом в случае неизменности требований Указа № 488 целесообразно предусмотреть бизнес-стратегию среднесрочного цикла жизни предприятия. Суть стратегии заключается в том, что после 5-7 лет деятельности предприятие официально ликвидируется. После ликвидации предприятие фактически освобождается от нарушений по всем своим договорным отношениям, в том числе и по обязательствам с потенциальными или уже включенными в Реестр лжепредпринимателей субъектами хозяйствования. 

Важным элементом данной стратегии является именно официальная ликвидация по инициативе собственника, с прохождением всех требуемых по законодательству процедур. В противном случае, если предприятие прекратит работу, но не будет ликвидировано, то оно с большой долей вероятности через определенное время попадет в Реестр лжепредпринимателей с последующим уголовным преследованием учредителей и директоров предприятия.

Вторым возможным вариантом работы в условиях действия Указа № 488 является работа по упрощенной системе налогообложения. В этом случае даже при обнаружении в ходе проверки договора с предприятием, включенным в Реестр лжепредпринимателей, проверяемая организация может попасть под действие пункта 1.11.2 Указа № 488. В этом случае на суммы, полученные от потенциального лжепредпринимателя при реализации товаров (работ, услуг), увеличивается валовая налогооблагаемая выручка. С валовой выручки будет уплачен только налог при упрощенной системе налогообложения в размере 5%.

Во-первых, это меньше, чем 18% налога на прибыль. Во-вторых, предприятие фактически не попадает под ответственность по пункту 1.11.1 в части приобретения товаров (работ, услуг) у предприятия, включенного в Реестр лжепредпринимателей. А это составляет 18% налога на прибыль и 20% НДС от суммы приобретенных товаров (работ, услуг).

Читайте также: Новый налоговый контроль

Тэги:

, ,

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 мая

Средневзвешенный курс доллара США на торгах на БВФБ может уменьшиться еще на 0-0,5% на фоне небольшого роста курса российского рубля. В понедельник 20 мая возможно укрепление американской валюты на доли процента. Как и ожидалось, средневзвешенный курс доллара на БВФБ на прошедшей неделе снизился на 0,5% и достиг 17 мая 2,0854 рубля за доллар. Средневзвешенный курс

Зеркало белорусской экономической модели: долги предприятий превысили объем ВВП страны

Эксперты считают, что высокая закредитованность белорусских предприятий – следствие экономической модели их развития, в основе которой лежит долговое, а не долевое финансирование. Правительство предпринимает попытки решить проблему через внедрение на предприятиях корпоративного управления. Промышленные предприятия заплатили за кредиты на четверть больше, чем заработали На 1 января 2019 года общая задолженность предприятий страны достигла 123,6 млрд.

Около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок на российский рынок — Лукашенко

Александр Лукашенко проводит сегодня совещание по экономическим вопросам. Он заявил, что важнейшим для него является вопрос экспорта и также отметил ряд проблем с поставками в Россию. «Второй вопрос — он так и не снят — поставки сельхозпродукции на российский рынок. По моей информации, на сегодня около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок

Как два миротворца войну начинали

Обычно говорят, какую страну потеряли, сетуя на исчезновение с политической карты мира СССР. Который победил фашизм, а жители оставленного им геополитического пространства с каждым новым годом с нарастающим неистовством празднуют день победы. День победы страны, которой давно уже нет. Мистика какая-то! Притом, что «повторение прошлого» никому никогда не удавалось. И сейчас, если повторение начнется, то

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что

Послание как повод порассуждать о справедливости

Экономика – наш неоспоримый приоритет. В этом белорусов постоянно пытается убедить глава государства. Но нет правил без исключения. Состоявшееся 19 апреля очередное ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию, неожиданно таким исключением и стало.

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась