24.11.2015, 8:11
Лекарство от лжепредпринимательства: советы для бизнеса
Текущая правоприменительная практика Указа № 488 существенно повышает риски ведения бизнеса в Республике Беларусь. Без изменения государством законодательных подходов в борьбе с лжепредпринимателями невозможно добиться доверия бизнеса к существующей экономической политике государства. Сложившиеся в последние годы подходы к пополнению бюджета любыми средствами за счет «массового лжепредпринимательства» в среднесрочной перспективе могут привести к ликвидации существенной части частного среднего бизнеса, а соответственно, и к существенным потерям бюджета и сокращению ВВП. Стабильный экономический рост в государстве возможен только в стабильной бизнес-среде, подкрепленной взаимным доверием бизнеса и государства.
Вполне очевидно, что предложения по совершенствованию законодательства о лжепредпринимателях являются лишь рекомендациями автора, и поэтому с небольшой долей вероятности будут учтены государственными органами. В существующих условиях дефицита бюджета требуется наличие стратегического экономического мышления, позволяющего сделать выбор между текущими разовыми поступлениями в бюджет и созданием благоприятного делового климата, направленного на стабильные налоговые поступления и ограждающего бизнес от лжепредпринимателей.
В связи с этим важным фактором в дальнейшей работе белорусского бизнеса является возможность его адаптации к требованиям Указа № 488. Наличие Реестра лжепредпринимателей является хорошей основой для оценки потенциальных рисков возможного нарушения Указа № 488. Анализ списка контрагентов, с которыми ранее работало предприятие, может выявить субъектов хозяйствования, включенных в Реестр лжепредпринимателей, что в современных экономических условиях практически автоматически является нарушением налогового законодательства. Чем более длительный срок работает предприятие, тем большее потенциальное количество договоров с такими лжепредпринимательскими структурами может быть.
С учетом того, что Реестр лжепредпринимателей ежедневно пополняется, вполне возможна ситуация, когда по истечении нескольких лет окажется, что ваш контрагент стал лжепредпринимателем, потому что в каком-то из отчетных периодов не уплатил налоги в особо крупном размере. Соответственно, и вы являетесь фактическим нарушителем налогового законодательства, так как сотрудничали с ним когда-то. Следует отметить, что у налоговых проверок нет срока исковой давности и, как отмечалось выше, нет понятия «разовая проверка». По поручению органов следствия проверка одного и того же периода может проводиться несколько раз. Поэтому ранее проведенная налоговая проверка на практике не является гарантией того, что вашу организацию не проверят повторно по уже ранее проверенному периоду. На практике такие случаи бывают.
В этой ситуации в категорию особого риска попадают предприятия, занимающиеся оптовой торговлей и работающие на рынке более 5-7 лет. При этом чем более успешно предприятие и чем больше лет на рынке оно работает, тем больше список его контрагентов, а соответственно, тем выше риск попадания под санкции Указа № 488.
Во избежание проблем с законом в случае неизменности требований Указа № 488 целесообразно предусмотреть бизнес-стратегию среднесрочного цикла жизни предприятия. Суть стратегии заключается в том, что после 5-7 лет деятельности предприятие официально ликвидируется. После ликвидации предприятие фактически освобождается от нарушений по всем своим договорным отношениям, в том числе и по обязательствам с потенциальными или уже включенными в Реестр лжепредпринимателей субъектами хозяйствования.
Важным элементом данной стратегии является именно официальная ликвидация по инициативе собственника, с прохождением всех требуемых по законодательству процедур. В противном случае, если предприятие прекратит работу, но не будет ликвидировано, то оно с большой долей вероятности через определенное время попадет в Реестр лжепредпринимателей с последующим уголовным преследованием учредителей и директоров предприятия.
Вторым возможным вариантом работы в условиях действия Указа № 488 является работа по упрощенной системе налогообложения. В этом случае даже при обнаружении в ходе проверки договора с предприятием, включенным в Реестр лжепредпринимателей, проверяемая организация может попасть под действие пункта 1.11.2 Указа № 488. В этом случае на суммы, полученные от потенциального лжепредпринимателя при реализации товаров (работ, услуг), увеличивается валовая налогооблагаемая выручка. С валовой выручки будет уплачен только налог при упрощенной системе налогообложения в размере 5%.
Во-первых, это меньше, чем 18% налога на прибыль. Во-вторых, предприятие фактически не попадает под ответственность по пункту 1.11.1 в части приобретения товаров (работ, услуг) у предприятия, включенного в Реестр лжепредпринимателей. А это составляет 18% налога на прибыль и 20% НДС от суммы приобретенных товаров (работ, услуг).
Читайте также: Новый налоговый контроль
Читайте также:
- Правовые новации белорусской экономической политики (апрель-июнь 2019 года)
- Указ №488 о лжепредпринимательстве отменен
- Правовые новации белорусской экономической политики (январь-март 2019 года)
- Белорусский лжепредприниматель 2019 года
- Лжепредпринимательский указ №488 отменят с нового года — замминистра финансов