• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Экономическое нормотворчество государства в 1 квартале 2019 года характеризуется не столько новыми документами, сколько несбывшимися ожиданиями бизнеса по отмене старых. Так, по истечении первых трех месяцев текущего года так и не был отменен одиозный указ президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Несмотря на предновогодние заверения чиновников различного масштаба о том, что указ № 488 в ближайшие дни будет отменен, этого так и не произошло.

Фактически это является знаковым сигналом для белорусского бизнеса о том, что силовой блок в белорусской власти имеет приоритет и большую силу, нежели либеральный блок. Власть привыкла разговаривать с белорусскими субъектами предпринимательства с позиции силы, а не диалога и экономического стимулирования. В этой связи все либеральные посылы и новации экономического законодательства следует рассматривать сквозь призму потенциального наказания за любое отклонение деятельности белорусского бизнеса от пожеланий или планов белорусских чиновников по развитию экономики Беларуси.

Вечная эволюция

Одним из наиболее важных нормативных документов 1 квартала 2019 года стал указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2019 года № 4 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2019 год». Данный указ, позволяет понять, в каком направлении будет изменяться белорусское экономическое законодательство в ближайшей перспективе.

Судя по тексту документа, чиновники в очередной раз озаботились совершенствованием гражданского законодательства, поэтому планируются очередные ежегодные изменения в Гражданский кодекс. Так, в кодексе планируется закрепить новые институты гражданского права, а также унифицировать гражданское законодательство Беларуси с законодательством стран — членов Евразийского экономического союза. Похоже, белорусский бизнес так никогда и не дождется стабильности в экономическом законодательстве на уровне Гражданского кодекса. Для белорусских чиновников сам процесс совершенствования законодательства важнее его простоты и стабильности.

Среди прочих нормативных документов следует отметить принятие Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». В настоящее время данный вопрос регламентируется Декретом Президента Республики Беларусь.

Также планируется принятие новой редакции Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Предполагается внести изменения и в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», расширив круг организаций, которые обязаны составлять бухгалтерскую отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности.

Налоговые новации

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 года № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» утверждены новые формы налоговых деклараций. Очевидно, что указанная налоговая новация направлена в первую очередь на упрощение работы контролирующих органов, так как новые формы деклараций содержат более подробную информацию об объектах налогообложения. Так, например, в декларации по НДС более подробно расписано, по каким критериям применяется 10% ставка НДС. Кроме того, справочники к налоговым декларациям дополнены новыми пунктами, содержащими дополнительные сведения о налогоплательщиках, позволяющими проводить дополнительный камеральный контроль белорусских субъектов предпринимательства.

Для белорусского бизнеса принятие новых форм деклараций означает дополнительные расходы на изучение налоговых новаций и адаптацию к новым требованиям налоговых органов по заполнению налоговых деклараций. Без ошибок в данном вопросе, как правило, не обходится, а значит, белорусским предприятиям нужно быть готовым к дополнительным расходам на штрафы или помощь внешних консультантов.

Из этой же серии новаций и совместное постановление Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты и Национального статистического комитете Республики Беларусь от 9 января 2019 года № 4/1/1/1. Данным нормативным документов утверждена новая форма книги учета доходов и  расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Как и в случае с налоговыми декларациями постановление № 4/1/1/1 направлено на предоставление дополнительной информации налоговым органам для камерального контроля и потребует времени от белорусского бизнеса для адаптации к порядку заполнения новой формы книги учета доходов и расходов.

Приватизация

Похоже, белорусские чиновники в очередной раз начинают задумываться и о приватизации. Так, указом президента Республики Беларусь от 11 января 2019 года № 11 «О холдинге «Белресурсы»» поручено до 1 июля 2019 года преобразовать государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы» — управляющая компания холдинга «Белресурсы» в открытое акционерное общество.

Очевидно, что данные исключительно организационные преобразования никоим образом не могут улучшить структуру управления холдингом и направлены на возможную приватизацию «Белресурсов» в будущем. Именно с акционирования начинается процесс потенциальной приватизации белорусских государственных предприятий.

Также к вопросу приватизации относится постановление Совета министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 года № 134 «Об обращении именных приватизационных чеков «Имущество»». Указанным постановлением в очередной раз продлен срок обращение именных приватизационных чеков «Имущество». Теперь чеки «Имущество» обращаются до 31 декабря 2020 года.

Директивная экономика

Традиционной для существующей в Беларуси модели управления экономикой стало принятие 4 марта 2019 года трех директив президента Республики Беларусь. Директивы направлены на регулирование строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства и представляют собой набор целей, которые власти планируют достичь в данных сферах.

Директива президента № 6 направлена на развитие аграрного сектора белорусской экономики. Суть директивы сводится к трем основным перечням. Во-первых, это перечень достижений, которых достигло белорусское сельское хозяйство за последние годы. Во-вторых, это перечень органов государственного управления, которые должны участвовать в развитии аграрной сферы Беларуси. В-третьих, это перечень целей, которые должны быть достигнуты органами государственного управления к 2020 году.

При этом в директиве нет четких мероприятий, согласно которым власти планируют достичь поставленных целей. Нельзя же отнести к конкретным мероприятиям действия, содержащие слова «содействовать», «стимулировать», «совершенствовать», «обеспечивать» и так далее. Процесс совершенствования и содействия бесконечен и не имеет четких критериев.

Декларирование же целей о достижении валовых натуральных показателей производства или экспорта на уровне 7 млрд. долларов в год не является чисто экономическим, так как не учитывает хозяйственную эффективность достижения этих показателей, а также методы, которыми они будут достигнуты. Фактически белорусские чиновники взяли на себя право и обязанность определять, что и как должен производить и продавать белорусский аграрный сектор, без учета мнения и возможностей белорусских сельхозпроизводителей. В этой связи Директива № 6 является скорее планами и целями для белорусских чиновников, нежели реальным отражением возможностей и пожеланий белорусских сельскохозяйственных субъектов предпринимательства. Спрос на сельскохозяйственную продукцию, также как и возможности её производства, имеют свою сезонность и цикличность и не вписываются в жесткие рамки целевых показателей, определенных белорусскими чиновниками в Директиве № 6.

Схожа по своей экономической сути и Директива президента № 8 о развитии сферы строительства. Все те же слова о необходимости «совершенствования», «увеличения», «усиления», «активизации», «ужесточения» и так далее.

Отличительной особенностью Директивы № 8 являются более длительные сроки реализации до 2025 года, а также то, что в Директиве № 8 нет четких акцентов на достижения Беларуси в сфере строительства в предыдущие годы. Видимо, чиновники посчитали, что таких достижений не столь много, чтобы акцентировать на них внимание.

По аналогии с директивой по аграрной сфере, в директиве о строительстве нет четких причин, объясняющих необходимость ее принятия, и нет четких мероприятий, которые позволят улучшить состояние строительной отрасли в Республике Беларусь.  Благие же цели о необходимости достижения соотношения между стоимостью одного квадратного метра жилья и среднемесячной зарплатой, а также заявления о необходимости повышения заработной платы в строительстве являются макроэкономическими проблемами в целом экономики Беларуси и с помощью одной директивы решены быть не могут.

Директива Президента № 7 о жилищно-коммунальном хозяйстве Беларуси имеет все те же родимые пятна, что и предыдущие директивы. Государство по-прежнему пытается решить все проблемы за счет совершенствования, обеспечения и расширения, без определения конкретных экономических мероприятий, направленных на повышение конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства Беларуси.

Либерализация

К нормативным документам, которые упрощают порядок ведения бухгалтерского учета на предприятиях, следует отнести постановление Совета министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 года № 176. Данным постановлением определен новый порядок возмещения расходов, а также гарантии и компенсации при служебных командировках.

Новацией данного документа стало упрощение порядка возмещения командировочных расходов для водителей международников. Так, для них сейчас предусмотрена общая выплата суточных и проживания в размере от 25 до 150 евро в сутки по усмотрению нанимателя.

Для остальных работников предусмотрено возмещение расходов по найму жилого помещения в пределах норм, установленных постановлением № 176 без подтверждающих документов. В случае, если нормы возмещения расходов по найму жилья будут превышены, то подтверждающие документы необходимо предоставить. Окончательный расчет с командированным работником должен быть произведен не позднее 30 календарных дней с даты представления отчета о расходовании аванса.

Также к либеральным новациям следует отнести совместное постановление Совета министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 29 марта 2019 года № 212/5. Данным постановлением упрощен порядок расчета наличной валютой. Так организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим транспортную и транспортно-экспедиторскую деятельность, разрешено принимать наличную валюту в размере, не превышающем 1000 базовых величин по каждому договору. В свою очередь индивидуальным предпринимателям разрешено тратить наличную валюту для покупки товаров за пределами Республики Беларусь в размере не более 100 базовых величин по одному договору.

Постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 года № 117 утверждена Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами. Особенностью документа является то, что в нем объединены положения, регулирующие как порядок кассовых операций с белорусскими рублями, так и с иностранной валютой. Также в документе определен порядок расчетов наличными денежными средствами. Ранее эти вопросы регламентировались разными нормативными документами. Постановление № 117 вступит в силу с 1 июня 2019 года.

Оценивая результаты нормотворческой деятельности белорусских чиновников в 1 квартале 2019 года, можно отметить, что белорусская экономика по-прежнему регулируется преимущественно директивными, командно-административными, а не рыночными методами. По истечении четверти века власти по-прежнему считают, что государственное регулирование экономики является для Беларуси более эффективным, нежели рыночные экономические методы. В этой связи в текущем году не следует ожидать существенных изменений в экономической ситуации в Беларуси.

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы

Почему белорусские облигации с высокой доходностью не продаются на белорусской бирже?

В Беларуси доходность государственных и корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте, намного превышает проценты по валютным депозитам. Но вот парадокс: белорусские облигации, по которым начисляются самые высокие проценты, продаются не на Белорусской валютно-фондовой бирже, а на иностранных биржах или в интернете. Финансовый рынок Беларуси представляет собой довольно странную конструкцию. С одной стороны, существует довольно продвинутая