• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Экономическое нормотворчество государства в 1 квартале 2019 года характеризуется не столько новыми документами, сколько несбывшимися ожиданиями бизнеса по отмене старых. Так, по истечении первых трех месяцев текущего года так и не был отменен одиозный указ президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Несмотря на предновогодние заверения чиновников различного масштаба о том, что указ № 488 в ближайшие дни будет отменен, этого так и не произошло.

Фактически это является знаковым сигналом для белорусского бизнеса о том, что силовой блок в белорусской власти имеет приоритет и большую силу, нежели либеральный блок. Власть привыкла разговаривать с белорусскими субъектами предпринимательства с позиции силы, а не диалога и экономического стимулирования. В этой связи все либеральные посылы и новации экономического законодательства следует рассматривать сквозь призму потенциального наказания за любое отклонение деятельности белорусского бизнеса от пожеланий или планов белорусских чиновников по развитию экономики Беларуси.

Вечная эволюция

Одним из наиболее важных нормативных документов 1 квартала 2019 года стал указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2019 года № 4 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2019 год». Данный указ, позволяет понять, в каком направлении будет изменяться белорусское экономическое законодательство в ближайшей перспективе.

Судя по тексту документа, чиновники в очередной раз озаботились совершенствованием гражданского законодательства, поэтому планируются очередные ежегодные изменения в Гражданский кодекс. Так, в кодексе планируется закрепить новые институты гражданского права, а также унифицировать гражданское законодательство Беларуси с законодательством стран — членов Евразийского экономического союза. Похоже, белорусский бизнес так никогда и не дождется стабильности в экономическом законодательстве на уровне Гражданского кодекса. Для белорусских чиновников сам процесс совершенствования законодательства важнее его простоты и стабильности.

Среди прочих нормативных документов следует отметить принятие Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». В настоящее время данный вопрос регламентируется Декретом Президента Республики Беларусь.

Также планируется принятие новой редакции Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Предполагается внести изменения и в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», расширив круг организаций, которые обязаны составлять бухгалтерскую отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности.

Налоговые новации

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 года № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» утверждены новые формы налоговых деклараций. Очевидно, что указанная налоговая новация направлена в первую очередь на упрощение работы контролирующих органов, так как новые формы деклараций содержат более подробную информацию об объектах налогообложения. Так, например, в декларации по НДС более подробно расписано, по каким критериям применяется 10% ставка НДС. Кроме того, справочники к налоговым декларациям дополнены новыми пунктами, содержащими дополнительные сведения о налогоплательщиках, позволяющими проводить дополнительный камеральный контроль белорусских субъектов предпринимательства.

Для белорусского бизнеса принятие новых форм деклараций означает дополнительные расходы на изучение налоговых новаций и адаптацию к новым требованиям налоговых органов по заполнению налоговых деклараций. Без ошибок в данном вопросе, как правило, не обходится, а значит, белорусским предприятиям нужно быть готовым к дополнительным расходам на штрафы или помощь внешних консультантов.

Из этой же серии новаций и совместное постановление Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты и Национального статистического комитете Республики Беларусь от 9 января 2019 года № 4/1/1/1. Данным нормативным документов утверждена новая форма книги учета доходов и  расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Как и в случае с налоговыми декларациями постановление № 4/1/1/1 направлено на предоставление дополнительной информации налоговым органам для камерального контроля и потребует времени от белорусского бизнеса для адаптации к порядку заполнения новой формы книги учета доходов и расходов.

Приватизация

Похоже, белорусские чиновники в очередной раз начинают задумываться и о приватизации. Так, указом президента Республики Беларусь от 11 января 2019 года № 11 «О холдинге «Белресурсы»» поручено до 1 июля 2019 года преобразовать государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы» — управляющая компания холдинга «Белресурсы» в открытое акционерное общество.

Очевидно, что данные исключительно организационные преобразования никоим образом не могут улучшить структуру управления холдингом и направлены на возможную приватизацию «Белресурсов» в будущем. Именно с акционирования начинается процесс потенциальной приватизации белорусских государственных предприятий.

Также к вопросу приватизации относится постановление Совета министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 года № 134 «Об обращении именных приватизационных чеков «Имущество»». Указанным постановлением в очередной раз продлен срок обращение именных приватизационных чеков «Имущество». Теперь чеки «Имущество» обращаются до 31 декабря 2020 года.

Директивная экономика

Традиционной для существующей в Беларуси модели управления экономикой стало принятие 4 марта 2019 года трех директив президента Республики Беларусь. Директивы направлены на регулирование строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства и представляют собой набор целей, которые власти планируют достичь в данных сферах.

Директива президента № 6 направлена на развитие аграрного сектора белорусской экономики. Суть директивы сводится к трем основным перечням. Во-первых, это перечень достижений, которых достигло белорусское сельское хозяйство за последние годы. Во-вторых, это перечень органов государственного управления, которые должны участвовать в развитии аграрной сферы Беларуси. В-третьих, это перечень целей, которые должны быть достигнуты органами государственного управления к 2020 году.

При этом в директиве нет четких мероприятий, согласно которым власти планируют достичь поставленных целей. Нельзя же отнести к конкретным мероприятиям действия, содержащие слова «содействовать», «стимулировать», «совершенствовать», «обеспечивать» и так далее. Процесс совершенствования и содействия бесконечен и не имеет четких критериев.

Декларирование же целей о достижении валовых натуральных показателей производства или экспорта на уровне 7 млрд. долларов в год не является чисто экономическим, так как не учитывает хозяйственную эффективность достижения этих показателей, а также методы, которыми они будут достигнуты. Фактически белорусские чиновники взяли на себя право и обязанность определять, что и как должен производить и продавать белорусский аграрный сектор, без учета мнения и возможностей белорусских сельхозпроизводителей. В этой связи Директива № 6 является скорее планами и целями для белорусских чиновников, нежели реальным отражением возможностей и пожеланий белорусских сельскохозяйственных субъектов предпринимательства. Спрос на сельскохозяйственную продукцию, также как и возможности её производства, имеют свою сезонность и цикличность и не вписываются в жесткие рамки целевых показателей, определенных белорусскими чиновниками в Директиве № 6.

Схожа по своей экономической сути и Директива президента № 8 о развитии сферы строительства. Все те же слова о необходимости «совершенствования», «увеличения», «усиления», «активизации», «ужесточения» и так далее.

Отличительной особенностью Директивы № 8 являются более длительные сроки реализации до 2025 года, а также то, что в Директиве № 8 нет четких акцентов на достижения Беларуси в сфере строительства в предыдущие годы. Видимо, чиновники посчитали, что таких достижений не столь много, чтобы акцентировать на них внимание.

По аналогии с директивой по аграрной сфере, в директиве о строительстве нет четких причин, объясняющих необходимость ее принятия, и нет четких мероприятий, которые позволят улучшить состояние строительной отрасли в Республике Беларусь.  Благие же цели о необходимости достижения соотношения между стоимостью одного квадратного метра жилья и среднемесячной зарплатой, а также заявления о необходимости повышения заработной платы в строительстве являются макроэкономическими проблемами в целом экономики Беларуси и с помощью одной директивы решены быть не могут.

Директива Президента № 7 о жилищно-коммунальном хозяйстве Беларуси имеет все те же родимые пятна, что и предыдущие директивы. Государство по-прежнему пытается решить все проблемы за счет совершенствования, обеспечения и расширения, без определения конкретных экономических мероприятий, направленных на повышение конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства Беларуси.

Либерализация

К нормативным документам, которые упрощают порядок ведения бухгалтерского учета на предприятиях, следует отнести постановление Совета министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 года № 176. Данным постановлением определен новый порядок возмещения расходов, а также гарантии и компенсации при служебных командировках.

Новацией данного документа стало упрощение порядка возмещения командировочных расходов для водителей международников. Так, для них сейчас предусмотрена общая выплата суточных и проживания в размере от 25 до 150 евро в сутки по усмотрению нанимателя.

Для остальных работников предусмотрено возмещение расходов по найму жилого помещения в пределах норм, установленных постановлением № 176 без подтверждающих документов. В случае, если нормы возмещения расходов по найму жилья будут превышены, то подтверждающие документы необходимо предоставить. Окончательный расчет с командированным работником должен быть произведен не позднее 30 календарных дней с даты представления отчета о расходовании аванса.

Также к либеральным новациям следует отнести совместное постановление Совета министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 29 марта 2019 года № 212/5. Данным постановлением упрощен порядок расчета наличной валютой. Так организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим транспортную и транспортно-экспедиторскую деятельность, разрешено принимать наличную валюту в размере, не превышающем 1000 базовых величин по каждому договору. В свою очередь индивидуальным предпринимателям разрешено тратить наличную валюту для покупки товаров за пределами Республики Беларусь в размере не более 100 базовых величин по одному договору.

Постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 19 марта 2019 года № 117 утверждена Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами. Особенностью документа является то, что в нем объединены положения, регулирующие как порядок кассовых операций с белорусскими рублями, так и с иностранной валютой. Также в документе определен порядок расчетов наличными денежными средствами. Ранее эти вопросы регламентировались разными нормативными документами. Постановление № 117 вступит в силу с 1 июня 2019 года.

Оценивая результаты нормотворческой деятельности белорусских чиновников в 1 квартале 2019 года, можно отметить, что белорусская экономика по-прежнему регулируется преимущественно директивными, командно-административными, а не рыночными методами. По истечении четверти века власти по-прежнему считают, что государственное регулирование экономики является для Беларуси более эффективным, нежели рыночные экономические методы. В этой связи в текущем году не следует ожидать существенных изменений в экономической ситуации в Беларуси.

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 февраля

По-прежнему ожидаем коррекцию курса доллара на БВФБ на 0-0,5%, причем значительный обвал курса (на величину до 0,5%) возможен уже в понедельник 24 февраля, после чего он начнет восстанавливаться. Возможны значительные колебания курсов валют. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как ожидалось, а даже вырос на 0,6%, составив 21 февраля

Сколько нефти нужно Беларуси?

Ответить на этот вопрос невозможно, не зная ответа на еще один вопрос: а по какой цене? Так что сейчас оба вопроса звучат риторически..Но уже очевидно, что в этом году белорусским НПЗ придется забыть о переработке 24 млн.тонн нефти, на что «заточены» их модернизированные мощности. Более того, проблематичной окажется для них загрузка даже 18 млн. тонн,

Курсы валют развернулись на торгах 18 февраля на БВФБ: доллар — выше 2,2 рубля

Во вторник, 18 февраля, на Белорусской валютно-фондовой бирже прошли первые торги иностранными валютами на текущей неделе. По итогам торгов на БВФБ 18 февраля 2020 года сложились следующие курсы: курс доллара США вырос по сравнению с предыдущими торгами 0,0086 BYN (+0,39%) и был зафиксирован на уровне 2,2030 BYN/USD; курс евро вырос на 0,0080 BYN(+0,34%) и по итогам

Первый месяц нефтяного кризиса обошелся Беларуси в 0,5 млрд. долларов

В январе текущего года валютные депозиты населения и предприятий, а также валютные резервы РБ сократились на 503 млн. долларов. Это было вызвано,  снижением доходов НПЗ и бюджета от экспорта нефтепродуктов, а также значительными объемами погашения государственного долга. Беларусь не прожила еще и двух месяцев в условиях новых отношений с Россией на рынке нефти, а финансовые

Автомобили военного назначения: “Фамильное серебро” не продается

Несмотря на давление российской стороны, руководство Беларуси не собирается приватизировать и продавать один из самых своих ценных активов – Минский завод колесных тягачей. Поставлена задача компенсировать сокращение заказов ВПК России компенсировать ростом продаж на мировом рынке. “Я очень не бы хотел, что вы когда-нибудь внесли мне предложение о приватизации этого предприятия, в том числе иностранцам,

Первый месяц нефтяного кризиса обошелся Беларуси в 0,5 млрд. долларов

В январе текущего года валютные депозиты населения и предприятий, а также валютные резервы РБ сократились на 503 млн. долларов. Это было вызвано,  снижением доходов НПЗ и бюджета от экспорта нефтепродуктов, а также значительными объемами погашения государственного долга. Беларусь не прожила еще и двух месяцев в условиях новых отношений с Россией на рынке нефти, а финансовые

Фиаско белорусского президента

Новому правительству России сейчас не до Беларуси, так как оно собирается значительно увеличить объемы финансирования национальных проектов и ищет необходимые для этого ресурсы. Беларуси, скорее всего, уготована роль не получателя денег, а одного из источников средств для подъема российской экономики. Поражение потерпел президент Беларуси на встрече с российским президентом 7 февраля. Александр Лукашенко рассчитывал, что

Зенитные ракетные комплексы: похоже только название

Творчески используя советский опыт, предприятия белорусского ВПК создают средства ПВО, отвечающие современным требованиям и конкурентные по цене. Летные испытания зенитной управляемой ракеты (ЗУР) для разработанного в Беларуси зенитного ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности “Бук-МБ3К” пройдут в ближайшее время. Об этом сообщил 31 января представителям СМИ председатель Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) Роман Головченко. По его словам,