15.07.2019, 9:00
Правовые новации белорусской экономической политики (апрель-июнь 2019 года)
Экономическое нормотворчество 2 квартала 2019 года ознаменовалось отменой наиболее одиозного в современной белорусской истории нормативного документа, регламентирующего порядок наказания белорусского бизнеса. Речь идет о печально известном указе Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». При этом сам факт отмены указа № 488 так и оставил открытым вопрос о новом порядке наказания белорусского бизнеса, который так и не был решен во втором квартале 2019 года. Похоже, новации белорусского государственного контроля ожидают бизнес в 3 квартале.
Новые методы контроля
Ряд нормативных документов, принятых во 2 квартале 2019 года, касается нового порядка и новых методов государственного контроля, которые будут применяться контролирующими органами, начиная с текущего года. Так, 30 апреля 2019 года было принято постановление Министерства по налогам и сборам № 24, которым определены методы и способы проведения проверок налоговыми органами. Также постановлением № 24 определены формы документов, которые будут составлять налоговые органы в ходе проведения контрольных мероприятий.
Ознакомиться с данным нормативным документом будет полезно всем представителям белорусского бизнеса, так как из его сути видно, каким образом будет проходить проверка в будущем и какие документы могут быть проверены в ходе проверки. Так, налоговыми органами могут применяться методы фактической проверки, расчетный метод, метод хронометражного наблюдения, а также методы сплошной и выборочной проверки. Данные методы (некоторые негласно) применялись и ранее. Теперь же налоговое министерство решило публично показать все способы и методы в своей работе.
Также постановление № 24 содержит перечень форм документов, которые обязаны составлять налоговые органы при проверке. Знание этих форм позволяет бизнесу отстаивать свои права в спорах с налоговыми органами по формальным признакам.
К этой же серии документов относится и постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли № 34 от 12 апреля 2019 года. Данным постановлением определен порядок проведения камеральных проверок Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения Министерства на основании изучения документов и информации, полученной в ходе исполнения Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Именно порядок проведения камеральных проверок по вопросу исполнения закона о государственных закупках и регламентируется постановлением № 34.
В приказе Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 14 мая 2019 года № 137 определена методика отбора субъектов хозяйствования в план выборочных проверок. Этим же приказом определена система оценка степени риска и критериев оценки степени риска и добропорядочности при назначении выборочных проверок белорусского бизнеса, что также полезно знать.
Важно отметить во 2 квартале 2019 и противоположную тенденцию от всеобщей либерализации государственного контроля. Так, после глобального сокращения количества контролирующих органов, произошедшего в конце 2017 года в рамках всеобщей либерализации, государство постепенно этот список начало расширять.
Так, постановлениями Совета Министров от 22 мая 2019 года № 322 и от 24 июня 2019 года № 412 список контролирующих органов, которым разрешено использовать контрольные списки вопросов (чек-листы) увеличился на две организации. Это государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента Республики Беларусь и Государственный военно-промышленный комитет. Государство так и не смогло отучиться от привычки контролировать всех и всё, и поэтому, по-видимому, следует ожидать дальнейшего расширения списка государственных контролирующих органов.
Информатизация власти
Ряд нормативных документов 2 квартала 2019 года был направлен на дальнейшее расширение использования органами власти и бизнесом информационных и цифровых технологий. Так, например, постановлением Министерства экономики № 9 от 1 апреля 2019 года был определен порядок электронных торгов по продаже имущества предприятий-банкротов. Список этих предприятий и порядок проведения торгов по их имуществу будет определяться на сайте www.bankrot.gov.by.
Купить же имущество предприятий-банкротов посредством электронных торгов можно будет после вступления в силу постановления № 9, а именно после 13 ноября 2019 года. Именно в 4 квартале 2019 года можно будет оценить, насколько удачной будет система продажи имущества банкротов через электронные торги.
Налоговые послабления
Второй квартал 2019 года характеризуется и рядом новаций и упрощений в налоговом законодательстве. Так, существенные изменения в налогообложении были приняты указом Президента Республики Беларусь № 151 от 18 апреля 2019 года. Помимо отмены одиозного указа № 488 данным нормативным документов был уточнен порядок вычетов по НДС и порядок уплаты налогов физическими лицами, осуществляющими деятельность самостоятельно. В народе такие лица называются самозанятыми.
Так, указом № 151 дополнительно определено, что самозанятые могут оказывать следующие виды деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и это не будет считаться предпринимательской деятельностью:
— выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;
— ремонт часов, обуви;
— ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;
— сборка мебели;
— настройка музыкальных инструментов;
— распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;
— производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;
— штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;
— оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;
— парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.
Напомним, что ранее самозанятые могли работать только с физическими лицами, поэтому введенные новации существенны. Так, теперь предприятия и индивидуальные предприниматели смогут работать с самозанятыми по указанному выше перечню видом деятельности и при этом будут обязаны платить за самозанятых подоходный налог, но не обязаны платить отчисления в ФСЗН.
На практике получается такая новая форма договора подряда между самозанятым и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Отличие от традиционного договора подряда состоит в том, что предприятия не обязаны платить ФСЗН за самозанятых физических лиц, а значит, такая форма взаимоотношений для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет являться более выгодной с точки зрения налогообложения.
Упрощен порядок налогообложения и для юридических лиц. Так, с 60 до 30 дней с 1 января 2019 года сокращен срок, в течении которого предприятия смогут принять к вычету НДС по товарам, импортированным из стран, не входящих в ЕАЭС. Государство поэтапно упрощает ранее введенные ограничения на право белорусского бизнеса принимать НДС в полном объеме по всем своим хозяйственным операциям.
Страхование
С 1 сентября 2019 года существенные изменения затронут сферу страхования в Республике Беларусь. Данные новации определены в указе Президента Республики Беларусь от 11 мая 2019 года № 175.
Так, начиная с 1 сентября 2019 года возможно заключение договоров добровольного страхования в электронном виде. При этом сами виды добровольного страхования можно осуществлять со дня, следующего за днем направления уведомления в Министерство финансов о намерении осуществлять добровольное страхование.
Договоры добровольного страхования жизни и (или) дополнительной пенсии должны будут заключаться на срок не менее одного года. При этом в рамках добровольного страхования жизни с 1 января будет разрешено заключать дополнительно следующие два вида договоров. Это, во-первых, договора личного страхования, не относящееся к страхованию жизни. Во-вторых, это договора страхования риска выполнения своих обязательств, принятых по договорам добровольного личного страхования.
Оценивая новации белорусского законодательства во 2 квартале 2019 года, следует отметить существенную либерализацию, связанную как с отменой указа № 488, так и с упрощением налогообложения для самозанятых. Фактически государство вынуждено либерализировать экономическое законодательство в Беларуси в ситуации, когда оно не может обеспечить полную занятость традиционными методами административного управления экономикой и поэтому предлагает сделать это белорусским гражданам самостоятельно.