• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Экономическое нормотворчество 2 квартала 2019 года ознаменовалось отменой наиболее одиозного в современной белорусской истории нормативного документа, регламентирующего порядок наказания белорусского бизнеса. Речь идет о печально известном указе Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». При этом сам факт отмены указа № 488 так и оставил открытым вопрос о новом порядке наказания белорусского бизнеса, который так и не был решен во втором квартале 2019 года. Похоже, новации белорусского государственного контроля ожидают бизнес в 3 квартале.

Новые методы контроля

Ряд нормативных документов, принятых во 2 квартале 2019 года, касается нового порядка и новых методов государственного контроля, которые будут применяться контролирующими органами, начиная с текущего года. Так, 30 апреля 2019 года было принято постановление Министерства по налогам и сборам № 24, которым определены методы и способы проведения проверок налоговыми органами. Также постановлением № 24 определены формы документов, которые будут составлять налоговые органы в ходе проведения контрольных мероприятий.

Ознакомиться с данным нормативным документом будет полезно всем представителям белорусского бизнеса, так как из его сути видно, каким образом будет проходить проверка в будущем и какие документы могут быть проверены в ходе проверки. Так, налоговыми органами могут применяться методы фактической проверки, расчетный метод, метод хронометражного наблюдения, а также методы сплошной и выборочной проверки. Данные методы (некоторые негласно) применялись и ранее. Теперь же налоговое министерство решило публично показать все способы и методы в своей работе.

Также постановление № 24 содержит перечень форм документов, которые обязаны составлять налоговые органы при проверке. Знание этих форм позволяет бизнесу отстаивать свои права в спорах с налоговыми органами по формальным признакам.

К этой же серии документов относится и постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли № 34 от 12 апреля 2019 года. Данным постановлением определен порядок проведения камеральных проверок Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения Министерства на основании изучения документов и информации, полученной в ходе исполнения Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Именно порядок проведения камеральных проверок по вопросу исполнения закона о государственных закупках и регламентируется постановлением № 34.

В приказе Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 14 мая 2019 года № 137 определена методика отбора субъектов хозяйствования в план выборочных проверок. Этим же приказом определена система оценка степени риска и критериев оценки степени риска и добропорядочности при назначении выборочных проверок белорусского бизнеса, что также полезно знать.

Важно отметить во 2 квартале 2019 и противоположную тенденцию от всеобщей либерализации государственного контроля. Так, после глобального сокращения количества контролирующих органов, произошедшего в конце 2017 года в рамках всеобщей либерализации, государство постепенно этот список начало расширять.

Так, постановлениями Совета Министров от 22 мая 2019 года № 322 и от 24 июня 2019 года № 412 список контролирующих органов, которым разрешено использовать контрольные списки вопросов (чек-листы) увеличился на две организации. Это государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента Республики Беларусь и Государственный военно-промышленный комитет. Государство так и не смогло отучиться от привычки контролировать всех и всё, и поэтому, по-видимому, следует ожидать дальнейшего расширения списка государственных контролирующих органов.

Информатизация власти

Ряд нормативных документов 2 квартала 2019 года был направлен на дальнейшее расширение использования органами власти и бизнесом информационных и цифровых технологий. Так, например, постановлением Министерства экономики № 9 от 1 апреля 2019 года был определен порядок электронных торгов по продаже имущества предприятий-банкротов. Список этих предприятий и порядок проведения торгов по их имуществу будет определяться на сайте www.bankrot.gov.by.

Купить же имущество предприятий-банкротов посредством электронных торгов можно будет после вступления в силу постановления № 9, а именно после 13 ноября 2019 года. Именно в 4 квартале 2019 года можно будет оценить, насколько удачной будет система продажи имущества банкротов через электронные торги.

Налоговые послабления

Второй квартал 2019 года характеризуется и рядом новаций и упрощений в налоговом законодательстве. Так, существенные изменения в налогообложении были приняты указом Президента Республики Беларусь № 151 от 18 апреля 2019 года. Помимо отмены одиозного указа № 488 данным нормативным документов был уточнен порядок вычетов по НДС и порядок уплаты налогов физическими лицами, осуществляющими деятельность самостоятельно. В народе такие лица называются самозанятыми.

Так, указом № 151 дополнительно определено, что самозанятые могут оказывать следующие виды деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и это не будет считаться предпринимательской деятельностью:

— выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;

— ремонт часов, обуви;

— ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;

— сборка мебели;

— настройка музыкальных инструментов;

— распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;

— производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;

— штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;

— оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;

— парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.

Напомним, что ранее самозанятые могли работать только с физическими лицами, поэтому введенные новации существенны. Так, теперь предприятия и индивидуальные предприниматели смогут работать с самозанятыми по указанному выше перечню видом деятельности и при этом будут обязаны платить за самозанятых подоходный налог, но не обязаны платить отчисления в ФСЗН.

На практике получается такая новая форма договора подряда между самозанятым и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Отличие от традиционного договора подряда состоит в том, что предприятия не обязаны платить ФСЗН за самозанятых физических лиц, а значит, такая форма взаимоотношений для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет являться более выгодной с точки зрения налогообложения.

Упрощен порядок налогообложения и для юридических лиц. Так, с 60 до 30 дней с 1 января 2019 года сокращен срок, в течении которого предприятия смогут принять к вычету НДС по товарам, импортированным из стран, не входящих в ЕАЭС. Государство поэтапно упрощает ранее введенные ограничения на право белорусского бизнеса принимать НДС в полном объеме по всем своим хозяйственным операциям.

Страхование

С 1 сентября 2019 года существенные изменения затронут сферу страхования в Республике Беларусь. Данные новации определены в указе Президента Республики Беларусь от 11 мая 2019 года № 175.

Так, начиная с 1 сентября 2019 года возможно заключение договоров добровольного страхования в электронном виде. При этом сами виды добровольного страхования можно осуществлять со дня, следующего за днем направления уведомления в Министерство финансов о намерении осуществлять добровольное страхование.

Договоры добровольного страхования жизни и (или) дополнительной пенсии должны будут заключаться на срок не менее одного года. При этом в рамках добровольного страхования жизни с 1 января будет разрешено заключать дополнительно следующие два вида договоров. Это, во-первых, договора личного страхования, не относящееся к страхованию жизни. Во-вторых, это договора страхования риска выполнения своих обязательств, принятых по договорам добровольного личного страхования.

Оценивая новации белорусского законодательства во 2 квартале 2019 года, следует отметить существенную либерализацию, связанную как с отменой указа № 488, так и с упрощением налогообложения для самозанятых. Фактически государство вынуждено либерализировать экономическое законодательство в Беларуси в ситуации, когда оно не может обеспечить полную занятость традиционными методами административного управления экономикой и поэтому предлагает сделать это белорусским гражданам самостоятельно.

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 2-6 декабря

Курс доллара на БВФБ в начале декабря может подняться еще примерно на 1-2%. Подорожают и другие валюты. В понедельник 2 декабря курс доллара может подняться на доли процента. На прошедшей неделе курс доллара на бирже увеличился, как и прогнозировалось, но в намного большей степени – на 2,9%, достигнув 29 ноября 2,1086 рублей за доллар. Причиной

Лукашенко назначил новое руководство администрации президента, Качанова назначена в Совет Республики

Президент Беларуси Александр Лукашенко принял решение о назначении главой Администрации Президента Игоря Сергеенко, а заместителем главы Администрации — Ольги Чуприс, передает БЕЛТА. Работавшие прежде в этих должностях займутся парламентской деятельностью. Наталья Кочанова будет направлена в Совет Республики по президентской квоте, а Валерий Мицкевич избран в состав Палаты представителей седьмого созыва. В настоящее время генерал-майор Игорь

Белорусский Нацбанк проиграл войну за дедолларизацию

Усилия Национального банка РБ по дедолларизации белоруской экономики, похоже, привели к обратному эффекту: кредитная задолженность белорусских предприятий в иностранной валюте за октябрь выросла на 308 млн. долларов, а с начала года – на 485 млн. долларов. По данным Нацбанка, на 1 ноября кредитная задолженность белорусских предприятий достигла 10,37 млрд. долларов. В октябре ее увеличили как

Новогодние скидки в декабре в магазинах Минска: где купить подарки

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, в декабре 2019 года в торговых организациях столицы пройдут «Дни скидок»: ОАО «ЦУМ Минск»: 19, 20, 21, 26, 28, 29 декабря – до 25 % на непродовольственные товары, 5% на продовольственные товары; 5, 6, 7, 12, 13, 14 декабря – до 27 % на непродовольственные товары, 5% на продовольственные

Беларусь-Россия: дорогая нефть снова угрожает интеграции

Официальный Минск в очередной раз увязал судьбу дальнейшей интеграции с Россией с решением важных для страны энергетических вопросов — снижением цен на газ и нефть, а также компенсацией за налоговый маневр. Получится ли у Минска на этот раз добиться нужной цели? На заседании союзного Совмина 19 ноября после 7-часового обсуждения программы экономической интеграции премьеры Беларуси

Союзное государство не спасет экономику Беларуси

При обсуждении вопросов, связанных с интеграцией Беларуси и России в Союзном государстве, на первом плане обычно находятся дорожные карты интеграции и взаимные экономические претензии. Однако при этом остаются в стороне особенности экономических стратегий двух стран, которые мешают их развитию. В первую очередь это касается России, потому что страна обладает колоссальными богатствами, но использовать их не

Александр ШВЕЦ: Чем «скромнее» будут интеграционные соглашения с РФ, тем быстрее пойдут реформы в Беларуси

Министр финансов Беларуси Максим Ермолович в ходе конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 1 ноября призвал перестать клеймить позором себя за то, что в стране есть госсектор и говорил о необходимости найти комфортную скорость проведения экономических реформ в Беларуси. Не демонстрирует ли это заявление неготовность экономического блока правительства к реформам? И есть ли время у Беларуси

Стал ли белорусский рубль популярной валютой для сбережений у россиян?

На прошедшей неделе появилась новость о том, что, согласно опросу, проведенного компанией «Сбербанк Управление Активами», белорусский рубль вошел в тройку самых популярных валют для сбережений у жителей России. Однако в наших банках имеют вклады в белорусских рублях всего около 6,8 тыс. иностранцев. Что-то не так. Эти данные кажутся противоречащими друг другу, поэтому стоит разобраться, то