• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Экономическое нормотворчество 2 квартала 2019 года ознаменовалось отменой наиболее одиозного в современной белорусской истории нормативного документа, регламентирующего порядок наказания белорусского бизнеса. Речь идет о печально известном указе Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». При этом сам факт отмены указа № 488 так и оставил открытым вопрос о новом порядке наказания белорусского бизнеса, который так и не был решен во втором квартале 2019 года. Похоже, новации белорусского государственного контроля ожидают бизнес в 3 квартале.

Новые методы контроля

Ряд нормативных документов, принятых во 2 квартале 2019 года, касается нового порядка и новых методов государственного контроля, которые будут применяться контролирующими органами, начиная с текущего года. Так, 30 апреля 2019 года было принято постановление Министерства по налогам и сборам № 24, которым определены методы и способы проведения проверок налоговыми органами. Также постановлением № 24 определены формы документов, которые будут составлять налоговые органы в ходе проведения контрольных мероприятий.

Ознакомиться с данным нормативным документом будет полезно всем представителям белорусского бизнеса, так как из его сути видно, каким образом будет проходить проверка в будущем и какие документы могут быть проверены в ходе проверки. Так, налоговыми органами могут применяться методы фактической проверки, расчетный метод, метод хронометражного наблюдения, а также методы сплошной и выборочной проверки. Данные методы (некоторые негласно) применялись и ранее. Теперь же налоговое министерство решило публично показать все способы и методы в своей работе.

Также постановление № 24 содержит перечень форм документов, которые обязаны составлять налоговые органы при проверке. Знание этих форм позволяет бизнесу отстаивать свои права в спорах с налоговыми органами по формальным признакам.

К этой же серии документов относится и постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли № 34 от 12 апреля 2019 года. Данным постановлением определен порядок проведения камеральных проверок Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения Министерства на основании изучения документов и информации, полученной в ходе исполнения Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Именно порядок проведения камеральных проверок по вопросу исполнения закона о государственных закупках и регламентируется постановлением № 34.

В приказе Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 14 мая 2019 года № 137 определена методика отбора субъектов хозяйствования в план выборочных проверок. Этим же приказом определена система оценка степени риска и критериев оценки степени риска и добропорядочности при назначении выборочных проверок белорусского бизнеса, что также полезно знать.

Важно отметить во 2 квартале 2019 и противоположную тенденцию от всеобщей либерализации государственного контроля. Так, после глобального сокращения количества контролирующих органов, произошедшего в конце 2017 года в рамках всеобщей либерализации, государство постепенно этот список начало расширять.

Так, постановлениями Совета Министров от 22 мая 2019 года № 322 и от 24 июня 2019 года № 412 список контролирующих органов, которым разрешено использовать контрольные списки вопросов (чек-листы) увеличился на две организации. Это государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента Республики Беларусь и Государственный военно-промышленный комитет. Государство так и не смогло отучиться от привычки контролировать всех и всё, и поэтому, по-видимому, следует ожидать дальнейшего расширения списка государственных контролирующих органов.

Информатизация власти

Ряд нормативных документов 2 квартала 2019 года был направлен на дальнейшее расширение использования органами власти и бизнесом информационных и цифровых технологий. Так, например, постановлением Министерства экономики № 9 от 1 апреля 2019 года был определен порядок электронных торгов по продаже имущества предприятий-банкротов. Список этих предприятий и порядок проведения торгов по их имуществу будет определяться на сайте www.bankrot.gov.by.

Купить же имущество предприятий-банкротов посредством электронных торгов можно будет после вступления в силу постановления № 9, а именно после 13 ноября 2019 года. Именно в 4 квартале 2019 года можно будет оценить, насколько удачной будет система продажи имущества банкротов через электронные торги.

Налоговые послабления

Второй квартал 2019 года характеризуется и рядом новаций и упрощений в налоговом законодательстве. Так, существенные изменения в налогообложении были приняты указом Президента Республики Беларусь № 151 от 18 апреля 2019 года. Помимо отмены одиозного указа № 488 данным нормативным документов был уточнен порядок вычетов по НДС и порядок уплаты налогов физическими лицами, осуществляющими деятельность самостоятельно. В народе такие лица называются самозанятыми.

Так, указом № 151 дополнительно определено, что самозанятые могут оказывать следующие виды деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и это не будет считаться предпринимательской деятельностью:

— выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;

— ремонт часов, обуви;

— ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;

— сборка мебели;

— настройка музыкальных инструментов;

— распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;

— производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;

— штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;

— оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;

— парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.

Напомним, что ранее самозанятые могли работать только с физическими лицами, поэтому введенные новации существенны. Так, теперь предприятия и индивидуальные предприниматели смогут работать с самозанятыми по указанному выше перечню видом деятельности и при этом будут обязаны платить за самозанятых подоходный налог, но не обязаны платить отчисления в ФСЗН.

На практике получается такая новая форма договора подряда между самозанятым и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Отличие от традиционного договора подряда состоит в том, что предприятия не обязаны платить ФСЗН за самозанятых физических лиц, а значит, такая форма взаимоотношений для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет являться более выгодной с точки зрения налогообложения.

Упрощен порядок налогообложения и для юридических лиц. Так, с 60 до 30 дней с 1 января 2019 года сокращен срок, в течении которого предприятия смогут принять к вычету НДС по товарам, импортированным из стран, не входящих в ЕАЭС. Государство поэтапно упрощает ранее введенные ограничения на право белорусского бизнеса принимать НДС в полном объеме по всем своим хозяйственным операциям.

Страхование

С 1 сентября 2019 года существенные изменения затронут сферу страхования в Республике Беларусь. Данные новации определены в указе Президента Республики Беларусь от 11 мая 2019 года № 175.

Так, начиная с 1 сентября 2019 года возможно заключение договоров добровольного страхования в электронном виде. При этом сами виды добровольного страхования можно осуществлять со дня, следующего за днем направления уведомления в Министерство финансов о намерении осуществлять добровольное страхование.

Договоры добровольного страхования жизни и (или) дополнительной пенсии должны будут заключаться на срок не менее одного года. При этом в рамках добровольного страхования жизни с 1 января будет разрешено заключать дополнительно следующие два вида договоров. Это, во-первых, договора личного страхования, не относящееся к страхованию жизни. Во-вторых, это договора страхования риска выполнения своих обязательств, принятых по договорам добровольного личного страхования.

Оценивая новации белорусского законодательства во 2 квартале 2019 года, следует отметить существенную либерализацию, связанную как с отменой указа № 488, так и с упрощением налогообложения для самозанятых. Фактически государство вынуждено либерализировать экономическое законодательство в Беларуси в ситуации, когда оно не может обеспечить полную занятость традиционными методами административного управления экономикой и поэтому предлагает сделать это белорусским гражданам самостоятельно.

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 21-25 октября

Курс доллара на БВФБ может вырасти примерно на 0,5% на фоне существенного снижения курса евро. Скачек курса доллара может произойти уже в понедельник 21 октября. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и прогнозировалось, снизился, но не так значительно, как ожидалось, всего на 0,6% – до 2,0388 рублей за доллар Средневзвешенный

Авторитарная модернизация по-белорусски: почему миссия невыполнима. Часть 1

Часть первая В широком смысле модернизация представляет собой процесс обновления традиционного общества и его перехода к обществу современного типа. Этот процесс имеет несколько составляющих: политическую (расширение политических прав, разделение властей, выборы, политическая конкуренция), экономическую (развитие рыночных отношений, индустриализация, урбанизация, рост доходов), социальную (образование, профессионализация, доступ к информации, сокращение неравенства) и культурную (секуляризация, освобождение личности, терпимость,

Военные грузовики: не Россией единой

Увеличение мирового спроса на военные грузовики дает шанс белорусским производителям специальной автотехники для наращивания объемов зарубежных продаж. Ожидается, что рынок армейских грузовых автомобилей к 2027 году вырастет с 15677 единиц в 2019 году до 20171 единиц, — полагает издание Business Wire. Машины для транспортировки грузов военного назначения и личного состава будут все больше востребованы на

Нацбанк занижает курс белорусского рубля, скупая валюту

Предложение иностранной валюты на внутреннем рынке Беларуси намного превышает спрос, но избыток валюты скупает Национальный банк РБ, снижая тем самым курс белорусского рубля. Так, белорусские субъекты хозяйствования за январь-сентябрь текущего года продали валюты в чистом выражении на 520 млн. долларов, Физические лица реализовали на чистой основе 590 млн. долларов. Такие данные привел начальник Главного управления

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и