23.09.2015, 8:10
Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» – шанс для Беларуси
Осенью 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин объявил о начале реализации широкомасштабного проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), который призван создать прямой торговый, транспортный и энергетический коридор между странами Центральной и Южной Азии и Европой.
Этим проектом Китай надеется в первую очередь способствовать развитию собственных территорий, находящихся на севере и западе страны. Они развиты намного хуже, чем территории на юге и востоке, в особенности отстает в развитии Синтьзян-Уйгурский автономный район, населенный национальным и религиозным меньшинством – уйгурами.
Единый транспортно-логистический пояс свяжет страны Центральной Азии и Китай с Европой. В планах Китая – ликвидация торговых и инвестиционных барьеров между странами ЭПШП, налаживание дружественных связей, поиск взаимопонимания между народами. При реализации этого проекта предполагается создать сеть финансовых центров развития и оптимизировать движение финансовых потоков. Страны, включенные в проект, должны будут сблизить свое таможенное законодательство, чтобы созданная транспортно-логистическая система была совершенной.
В России встретили китайский проект довольно настороженно. Там считают его конкурентом региональному объединению ЕАЭС, однако потенциалы проектов несопоставимы. На территории, по которой пройдет «Экономический пояс Шелкового пути», проживает не менее 3 млрд. человек, а на территории ЕАЭС – менее 200 млн. человек. Проект ЭПШП исключает дискриминацию любой из стран-участниц. При этом Россия при принятии решений в ЕАЭС демонстрирует противоположный подход. «В основе концепции «Экономического пояса Шелкового пути» лежит дух взаимовыгодного сотрудничества, мирного взаимодействия и взаимопонимания, обмена технологиями и лучшими наработками в различных областях», – заявил в начале недели на форуме для журналистов, посвященном ЭПШП, заведующий отделом международных связей ЦК КПК Ван Цзяжуй.
Уже сейчас Китай является крупнейшим торговым партнером России, Казахстана и Туркменистана, вторым – Кыргызстана и Узбекистана. Поэтому китайские товарные потоки и инвестиции уже заложили прочную основу для формирования в регионе ЭПШП.
Пока окончательный маршрут «Экономического пояса Шелкового пути» не определен, но в большинстве проектов, по сведениям белорусских чиновников, Беларусь фигурирует, а Китайско-белорусский индустриальный парк становится одним из узловых пунктов «Экономического пояса Шелкового пути».
Первым свидетельством того, что Беларусь не останется в стороне, является приход в Китайско-белорусский индустриальный парк якорного инвестора – крупнейшей китайской логистической компании China Merchants Group, которая начинает освоение 100 га территории парка – по сути, одной восьмой всей отведенной под парк площади.
Под проект «Экономического пояса Шелкового пути» была принята и президентская Директива № 5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой». Китайскому капиталу открывается возможность приватизировать в Беларуси практически любое предприятие, кроме горнодобывающих, даже оборонного значения.
Приватизировать с участием китайского капитала белорусская сторона готова сельскохозяйственные, машиностроительные, станкостроительные предприятия, предприятия по производству бытовой техники, электроники, бытовой химии, полимеров, оптико-механические производства. В директиве имеется и большой раздел по гуманитарному и межправительственному сотрудничеству. Беларусь обязуется сохранять для Китайско-белорусского индустриального парка и его резидентов наилучший льготный режим среди стран ЕАЭС, скорректировать развитие собственной таможенной, логистической, транспортной инфраструктуры с учетом интересов развития проекта.
«Мы уже многое сделали по этому проекту. Надеюсь, что совместными усилиями мы сможем сделать парк образцовым примером инициативы «Экономического пояса Шелкового пути», – заявил председатель КНР Си Цзиньпин во время визита Александра Лукашенко в Китай 2 сентября. Итогом визита Александра Лукашенко в КНР и стала директива, создавшая для «Экономического пояса Шелкового пути» на территории нашей страны исключительные условия.
Беларусь оказалась ключевым звеном в реализации глобального проекта, который сулит и инвестиции, и рабочие места, благодаря российской интервенции в Украину и оккупации Крыма. Именно в Крыму предполагалось первоначально разместить узловой пункт «Экономического пояса Шелкового пути». Во время визита президента Украины Виктора Януковича в Пекин в начале декабря 2014 года именно об этом и шла речь. Китайские СМИ тогда сообщили о договоренностях о строительстве близ Евпатории глубоководного порта и о расширении порта в Севастополе, а также об аренде 3 млн. га сельскохозяйственных земель в Крыму, Херсонской и Днепропетровской областях. Президент Украины поддержал проект ЭПШП и его проведение через территорию Украины.
Что приобретет Беларусь в случае реализации ЭПШП, можно оценить на основании бывшего крымского проекта. По сообщениям китайских СМИ, на первом этапе в строительство и реконструкцию портов предполагалось инвестировать 3 млрд. долларов, на втором этапе – в строительство элеваторов, завода по сжижению газа и других предприятий – еще 7 млрд. Планировалось строительство технопарка, аналогичного Китайско-белорусскому индустриальному парку.
Визит в Китай был последним зарубежным визитом Януковича в качестве президента. На Майдане уже происходили массовые народные выступления, вскоре Янукович покинул Украину, а в Крым были введены российские войска. Так «Экономический пояс Шелкового пути» переориентировался на наш регион, и Беларусь получила шанс на участие в широкомасштабном инфраструктурном проекте, объем инвестиций в который до сих пор не назван, ибо он зависит от возможностей каждой из стран, по которой пройдет ЭПШП.