• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Некоторое время назад «Военно-промышленный курьер» со ссылкой на американский еженедельник «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» сообщил, что объем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в период с 2014 по 2023 год может составить 67,3 млрд. долларов.

Около 35,6 млрд. долларов будет израсходовано собственно на производство БПЛА, 28,7 млрд. долларов – на НИОКР в области беспилотной техники, 2-3 млрд. долларов – на сервисное обслуживание готовых аппаратов. Предполагаемая структура производственных расходов: на выпуск БПЛА – 14,2 млрд. долларов, наземных станций управления – 6,6 млрд. долларов, бортовых полезных нагрузок – 14,8 млрд. долларов.

Лидером по производственным затратам будет сектор, выпускающий средневысотные БПЛА большой продолжительности полета, – 13,7 млрд. долларов (38,5%). На производство тактических беспилотников будет потрачено 8,6 млрд. долларов (24,1%), на высотные БПЛА большой продолжительности полета – 7,3 млрд. долларов (20,5%), на БПЛА вертикального взлета и посадки – 3 млрд. долларов (8,4%), на ударные БПЛА – 1,7 млрд. долларов (4,8%), на запускаемые с руки портативные БПЛА – 1,3 млрд. долларов (3,6%).

Предполагается, что в рассматриваемый период крупнейшим игроком на этом рынке останутся Соединенные Штаты: на их долю придется 37,8% всего объема. Доля Израиля составит 3,3%, европейских стран – 2,85%, всех прочих государств – 41,17% . На долю контрактов, ожидающих окончательного оформления, придется 8,88%.

И, насколько можно понять из высказываний ряда высокопоставленных госчиновников, представителей промышленности и академических кругов Беларуси, они претендуют на свою долю этого «пирога» и ожидают, что зарубежные поставки беспилотных авиационных комплексов могут стать одной из заметных статей белорусского высокотехнологичного экспорта. Тем более что в последние годы РБ все чаще упоминается в международных кругах как разработчик и поставщик БПЛА различного назначения.

Так, повышенный интерес к белорусским БПЛА сегодня проявляют ряд стран СНГ, ОДКБ, Азии, Африки и Южной Америки. Причем этот интерес имеет тенденцию к постоянному росту. В числе потенциальных покупателей беспилотников made in Belarus среди других стран чаще всего называют Вьетнам, Туркменистан, Кубу и с недавних пор – Эквадор.

И это вполне объяснимо, ведь на данный момент, по мнению экспертов, Беларусь является одним из лидеров среди развивающихся стран в этой области. Белорусские организации и предприятия демонстрируют значительные успехи в создании БПЛА различных типов и назначения.

Если говорить о конкретных организациях и предприятиях – разработчиках беспилотников, то в первую очередь среди них следует упомянуть Физико-технический институт Национальной академии наук (ФТИ НАН), где в 2011 г. был создан научно-производственный центр – НПЦ «Беспилотные авиационные комплексы и технологии», Военную академию Республики Беларусь, 558-й и Минский авиаремонтные заводы, а также частную компанию «КБ «Индела».

И, как считает директор ФТИ НАН Вячеслав Томило, такая конкуренция помогает общему делу. Если бы в Беларуси была только одна организация, занимающаяся беспилотными комплексами, не было бы развития. При этом все разработчики достаточно тесно сотрудничают друг с другом.

В соответствии с первой подпрограммой государственной научно-технической программы «Многофункциональные беспилотные авиационные комплексы и технологии их производства» на 2011-2015 гг. ФТИ НАН является головной организацией в сфере разработки и организации производства целой гаммы технологий и элементов летательных аппаратов, целевых нагрузок и беспилотных авиационных комплексов (БАК) гражданского и двойного назначения. За создание БАК военного назначения в рамках второй подпрограммы отвечает Государственный военно-промышленный комитет (ГВПК).

Что касается классов и типов беспилотных летательных аппаратов, способных заинтересовать потенциальных партнеров белорусских разработчиков и производителей, то номенклатура здесь весьма широка: от аппаратов ближнего радиуса действия до средних и дальних БПЛА.

Невысоко, недалеко, недолго

БЛА «Бусел-М»

БЛА «Бусел-М»

В числе первых, очевидно, стоит упомянуть разработанные ФТИ НАН РБ беспилотные авиационные комплексы (БАК) с БПЛА серии «Бусел» (Аист): «Бусел», «Бусел М», «Бусел М50».

Технические характеристики БПЛА «Бусел» и «Бусел М»:

БПЛА «Бусел» и «Бусел М» выполнены по схеме двухмоторного самолета. БПЛА «Бусел» имеет стартовую массу до 6 кг, диапазон скоростей от 40 до 100 км/ч. Максимальная высота полета – 1.500 м, продолжительность полета до 50 мин. Максимальный радиус применения по радиосвязи – 20 км.

БПЛА «Бусел М» несколько больше младшего «брата»: его стартовая масса не превышает 10 кг, диапазон скоростей от 54 до 120 км/ч, максимальная высота полета — 4.000 м, продолжительность полета до 90 мин. Максимальный радиус применения по радиосвязи – 25 км.

В качестве целевой нагрузки аппаратов могут применяться телевизионная, фото- или инфракрасные (ИК) камеры на гиростабилизированной платформе. Пилотажно-навигационный комплекс – GPS и система автоматического управления (САУ). Запуск беспилотников осуществляется с руки, посадка – на парашюте.

Комплексы с БПЛА «Бусел» и «Бусел М» уже завершили государственные приемочные испытания: «Бусел» в 2011 году, а «Бусел М» в 2012 году. Они поставляются серийно по заказу МЧС РБ, а также на экспорт.

Разработанные ОАО «АГАТ – системы управления» и ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» БПЛА обладают более широкими возможностями и, соответственно, имеют больший вес.

БПЛА «Беркут-1»

БПЛА «Беркут-1»

БПЛА «Беркут-1» является тактическим всесуточным беспилотным авиационным комплексом ближнего действия, предназначенным для ведения оптико-электронной разведки местности и выдачи данных целеуказания огневым средствам мотострелковых подразделений и подразделениям сил специальных операций. В реальном масштабе времени он обеспечивает мониторинг местности, обнаружение и опознавание наземных (надводных) объектов и выдачу их координат. «Беркут-2» решает аналогичные задачи в интересах мотострелковых подразделений и подразделений ракетных войск и артиллерии.

Технические характеристики БПЛА «Беркут-1» и «Беркут-2»:

«Беркут-1» имеет взлетную массу 15 кг, дальность полета с полезной нагрузкой в автоматическом режиме – до 15 км. Высота полета – до 1.000 м, крейсерская скорость – 50-80 км/ч, продолжительность полета – до 90 минут. Взлет БПЛА осуществляется с руки, посадка – на парашюте.

«Беркут-2» имеет взлетную массу до 50 кг. Дальность полета с полезной нагрузкой в автоматическом режиме – до 35 км, высота – до 3.000 м, крейсерская скорость – 80-100 км/ч, продолжительность полета – до 120 мин. Для взлета этого БПЛА используется катапульта, для посадки – парашют.

Полезной нагрузкой для обоих аппаратов могут быть три типа модуля: фото-, ИК-  или телевизионной разведки. Точность определения координат цели не менее 50 м, разрешающая способность – 0,5 м.


Если не дотянуться, то хотя бы увидеть

По мнению ряда экспертов, развивающиеся страны с большой территорией и сложным рельефом местности особо заметный спрос могут предъявить на БПЛА средней и большой дальности. В этом ряду одним из первых следует назвать БПЛА тяжелого класса «Буревестник», созданный НПЦ «Беспилотные авиационные комплексы и технологии» при ФТИ НАН. Аппарат может нести гиростабилизированный модуль с теле-, фото- и ИК-камерами, а также лазерный дальномер и модуль радиационного мониторинга.

Данный БПЛА предназначен для ведения различных видов разведки (в том числе теле- и тепловизионной, радиоэлектронной и радиолокационной), выявления чрезвычайных ситуаций и оценки их развития, мониторинга сельскохозяйственных угодий, состояния экологической среды и т. д. С его помощью можно отслеживать и радиационную обстановку. Возможно применение для охраны правопорядка, границы и прилегающих территорий.

БПЛА «Буревестник»

БПЛА «Буревестник»

БПЛА «Буревестник» способен действовать на удалении порядка 290 км от пункта управления, при этом задержка сигнала практически не ощущается: передача  сигналов управления на БПЛА и собираемой информации различных видов на землю ведется в режиме реального времени.

Технические характеристики БПЛА «Буревестник»:

масса – до 250 кг, мощность двигателя – 62 л. с., максимальная скорость – до 250 км/ч, крейсерская скорость – 80-120 км/ч, диапазон рабочих высот – от 200 до 5.000 м, продолжительность полета – около 10 часов. Дополнительно к аппаратуре пилотажно-навигационного комплекса «Буревестник» может взять на борт порядка 70-80 кг полезной нагрузки, характер которой определяет заказчик.

Несомненный интерес для заказчиков из развивающихся стран представляет беспилотный авиационный комплекс (БАК) «Филин». Разработчиком и производителем этого БАК является Минский авиаремонтный завод. Комплекс включает 1-2 БПЛА типа «Стерх» версий «Стерх-БМ» и/или «Стерх-М». Обе версии аппарата аналогичны по своим основным характеристикам. Отличие заключается в расположении двигателя (переднем или заднем) и, соответственно, в размещении нагрузки в передней или задней части корпуса аппарата.

БПЛА типа «Стерх» способны осуществлять мониторинг удаленных участков земной и водной поверхности, а также выполнять множество самых разнообразных задач в интересах гражданских, силовых и оборонного ведомств.

Говоря об основных направлениях военного использования таких аппаратов, следует назвать разведку и наблюдение за полем боя, радиоэлектронную борьбу, связь и ретрансляцию, создание мишенной обстановки. Перспективным является применение БПЛА «Стерх» для решения ударных задач, противовоздушной и противоракетной обороны, дальнего радиолокационного наблюдения.

Для этого на них может устанавливаться полезная нагрузка самых разных видов, в том числе оптоэлектронные и радиолокационные станции видовой разведки, аппаратура трехмерного цифрового картографирования местности, средства распознавания целей и наведения на них управляемого оружия и др.

Все эти средства по стандартным интерфейсам интегрируются в бортовой аппаратно-программный комплекс с помощью САУ открытой архитектуры, разработанной белорусским предприятием ООО «КВАНД ИС». Система адаптирована к операционной системе Linux, работающей на высокопроизводительном бортовом процессоре.

Возможности этой САУ позволяют осуществлять автоматическое, полуавтоматическое и ручное управление беспилотными подвижными объектами разных типов, в том числе с использованием данных систем глобальной спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. В случае проблем с GPS/ГЛОНАСС возможна установка наземного модуля, который эмулирует необходимый сигнал.

БПЛА «Стерх-М»

БПЛА «Стерх-М»

БПЛА «Стерх» в автоматическом режиме могут осуществлять взлет, полет по заданному маршруту и посадку «по-самолетному»  в достаточно сложных метеоусловиях, в том числе ночью, используя в случае необходимости в качестве взлетно-посадочной полосы даже короткий отрезок автомобильной дороги.

Технические характеристики БПЛА типа «Стерх»:

масса – 65 кг, полезная нагрузка до 5 кг, длина – 3 м, размах крыльев – 3,8 м, двигатель – 2-тактный 3W, мощность  20 л. с., максимальная скорость – 200 км/ч, крейсерская скорость – 120 км/ч, дальность полета – 240 км, скороподъемность – 2,5 м/с, максимальная высота – 3.000 м, продолжительность полета – 60 мин.

Еще одним беспилотным авиационным комплексом, который может быть востребован не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, является БАК-100. В его состав входят 4-6 БПЛА «Гриф-1», созданных ОАО «558-й АРЗ», и система управления, разработанная компанией «Агат – системы управления», которая также выступает в роли интегратора всего комплекса.

«Гриф-1» предназначен для транспортирования целевой нагрузки, обеспечивающей мониторинг и наблюдение за местностью; автоматизированный поиск, обнаружение, распознавание наземных (надводных) объектов в светлое и темное время суток; автоматическое сопровождение и определение координат наземных (надводных) объектов; радиационную разведку местности; постановку помех средствам радиосвязи KB и УКВ диапазона; постановку помех приемникам спутниковых радионавигационных систем.

Все оборудование и целевые нагрузки аппаратов комплекса полностью разработаны белорусскими предприятиями. В их числе следует назвать INDELA, «КВАНД ИС» (системы управления), «БелОМО» (оптико-электронная система), МНИПИ (прибор радиационной разведки), Физико-технический институт Национальной академии наук  Беларуси (лазерная система), КБ «Радар» (средства радиоэлектронной борьбы), НИИ ЭВМ (бортовой компьютер).

БЛА «Гриф-1»

БЛА «Гриф-1»

И хотя пока БПЛА «Гриф-1» оснащен поршневым двигателем зарубежного производства, уже к концу текущего года предполагается устанавливать на аппаратах этого типа отечественный двигатель, разработка которого ведется быстрыми темпами.

Технические характеристики БПЛА «Гриф-1»:

взлетная масса – 170 кг, масса целевой нагрузки – 20 кг, длина – 3,99 м, размах крыла – 5,7 м, максимальная скорость полета – 160 км/ч, высота – около 3.000 м, дальность полета – 100 км, максимальная продолжительность полета – 5 часов.

Аппарат взлетает с катапульты или «по-самолетному», садится «по-самолетному» или на парашюте. В настоящее время ведутся работы по увеличению продолжительности полета БПЛА «Гриф-1» примерно в 1,5 раза, снижению массы планера и общей стоимости комплекса.


Импортозамещение пока подождет

Характеризуя возможности белорусских беспилотников, нельзя не упомянуть о проблеме, с которой сталкиваются все без исключения их производители: значительная часть «начинки» белорусских БПЛА – иностранного происхождения. Так, в ходе их производства используются оптика, двигатели, батареи и компьютеры, закупаемые в странах дальнего зарубежья. Особо узким местом являются мини-двигатели. В настоящее время на белорусских беспилотниках устанавливают китайские агрегаты. До этого использовались немецкие и итальянские мини-двигатели, но ко всем этим образцам есть вопросы в плане надежности.

Но дело не только в этом. Учитывая, что беспилотники по определению являются продукцией двойного назначения, вполне реально введение эмбарго на поставку комплектующих из стран Запада в случае использования отечественных аппаратов в военных целях. Отсюда и решение ведущих наших производителей БПЛА: в кратчайшие сроки создать собственные образцы необходимых электрических двигателей, а к концу 2015 года – начать их серийное производство. Затем планируется приступить к разработке и подготовке производства малогабаритных двигателей внутреннего сгорания во взаимодействии с Минским моторным заводом.

В повестку дня скоро может стать и создание ракетно-бомбового вооружения для перспективных ударных БПЛА белорусской разработки. О том, что белорусский ОПК готовится к разработке такой беспилотной авиатехники, сообщил 30 января 2015 года председатель ГВПК РБ Сергей Гурулев.

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 мая

Снижение курса доллара на БВФБ может продолжиться, хотя и не такими быстрыми темпами, как ранее. Доллар может подешеветь еще примерно на 0,5%. Ослабление американской валюты на доли процента возможно уже в понедельник 25 мая. А прошедшей неделе, как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, но существенно больше, чем ожидалось: на 1,9%

Куда исчезает валюта из Беларуси?

Жители Беларуси покупают валюты на внутреннем рынке больше, чем продают, и одновременно забирают свою валюту из белорусских банков. Затем эта валюта, а речь идет о 760,7 млн. долларов за четыре месяца текущего года, как будто куда-то исчезает. Как сообщил Национальный банк РБ, валютные вклады физических лиц населения в банках в апреле снизились по сравнению с

На три месяца продлевается срок действия некоторых документов и справок — указ

Александр Лукашенко подписал Указ № 172 «О продлении срока действия документов». Как говорится в комментарии пресс-службы президента, выданные физическим и юридическим лицам (в том числе и индивидуальным предпринимателям) справки и документы, срок действия которых истекает в период с 30 апреля по 31 июля 2020 года, останутся действительны еще три месяца. Например, если срок действия разрешения истекает

Изменены сроки централизованного тестирования

Министерством образования принято решение об изменении сроков проведения централизованного тестирования в 2020 году. «Абитуриентам, которые во время регистрации на ЦТ (регистрация завершится 1 июня) уже получили пропуска до утверждения нового графика, обменивать их не понадобится. Необходимо ориентироваться на таблицу соответствия дат, указанных в пропусках, и новых дат проведения ЦТ, и прибыть на него в соответствии

Космические запуски: на орбиту по-китайски

Накопленный потенциал и растущий спрос на услуги запуска коммерческих спутников с помощью легких ракет-носителей открывают для нашей страны возможность, при содействии китайских партнеров, успешного выхода на этот рынок. Едва преодолев последствия эпидемии коронавируса, Китайская Народная Республика объявила о продолжении работы над всеми своими космическими проектами. Одним из наиболее перспективных считается создание мобильных стартовых установок (МСУ)

Нефтянка «уронила» белорусский ВВП

Из-за снижения объемов переработки нефти и падения экспорта нефтепродуктов «нефтянка», еще недавно служившая драйвером экономического роста в стране, в этом году вносит самый большой отрицательный вклад в ВВП. При этом даже резко подешевевшая нефть не гарантирует НПЗ полной загрузки, а госказне —  ожидаемых доходов. Из-за негативного влияния на экономику Беларуси налогового маневра в нефтяной отрасли

Куда исчезает валюта из Беларуси?

Жители Беларуси покупают валюты на внутреннем рынке больше, чем продают, и одновременно забирают свою валюту из белорусских банков. Затем эта валюта, а речь идет о 760,7 млн. долларов за четыре месяца текущего года, как будто куда-то исчезает. Как сообщил Национальный банк РБ, валютные вклады физических лиц населения в банках в апреле снизились по сравнению с

Всем чиновничьим миром навалятся

В четверг, 23 апреля, руководитель государства вызвал в Дворец независимости на «большой разговор» все руководство страны. Как сообщили СМИ, на совещание приглашены высшие должностные лица, председатели облисполкомов (губернаторы) и помощники президента. Предметом обсуждения стали экономика и эпидемия коронавируса, не сама по себе, а ее последствия для экономики. Для финансов, социальной сферы, производства валовой продукции, ее