12.08.2015, 13:03
Пусть колеса буксуют — крылья вынесут

Некоторое время назад «Военно-промышленный курьер» со ссылкой на американский еженедельник «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» сообщил, что объем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в период с 2014 по 2023 год может составить 67,3 млрд. долларов.
Около 35,6 млрд. долларов будет израсходовано собственно на производство БПЛА, 28,7 млрд. долларов – на НИОКР в области беспилотной техники, 2-3 млрд. долларов – на сервисное обслуживание готовых аппаратов. Предполагаемая структура производственных расходов: на выпуск БПЛА – 14,2 млрд. долларов, наземных станций управления – 6,6 млрд. долларов, бортовых полезных нагрузок – 14,8 млрд. долларов.
Лидером по производственным затратам будет сектор, выпускающий средневысотные БПЛА большой продолжительности полета, – 13,7 млрд. долларов (38,5%). На производство тактических беспилотников будет потрачено 8,6 млрд. долларов (24,1%), на высотные БПЛА большой продолжительности полета – 7,3 млрд. долларов (20,5%), на БПЛА вертикального взлета и посадки – 3 млрд. долларов (8,4%), на ударные БПЛА – 1,7 млрд. долларов (4,8%), на запускаемые с руки портативные БПЛА – 1,3 млрд. долларов (3,6%).
Предполагается, что в рассматриваемый период крупнейшим игроком на этом рынке останутся Соединенные Штаты: на их долю придется 37,8% всего объема. Доля Израиля составит 3,3%, европейских стран – 2,85%, всех прочих государств – 41,17% . На долю контрактов, ожидающих окончательного оформления, придется 8,88%.
И, насколько можно понять из высказываний ряда высокопоставленных госчиновников, представителей промышленности и академических кругов Беларуси, они претендуют на свою долю этого «пирога» и ожидают, что зарубежные поставки беспилотных авиационных комплексов могут стать одной из заметных статей белорусского высокотехнологичного экспорта. Тем более что в последние годы РБ все чаще упоминается в международных кругах как разработчик и поставщик БПЛА различного назначения.
Так, повышенный интерес к белорусским БПЛА сегодня проявляют ряд стран СНГ, ОДКБ, Азии, Африки и Южной Америки. Причем этот интерес имеет тенденцию к постоянному росту. В числе потенциальных покупателей беспилотников made in Belarus среди других стран чаще всего называют Вьетнам, Туркменистан, Кубу и с недавних пор – Эквадор.
И это вполне объяснимо, ведь на данный момент, по мнению экспертов, Беларусь является одним из лидеров среди развивающихся стран в этой области. Белорусские организации и предприятия демонстрируют значительные успехи в создании БПЛА различных типов и назначения.
Если говорить о конкретных организациях и предприятиях – разработчиках беспилотников, то в первую очередь среди них следует упомянуть Физико-технический институт Национальной академии наук (ФТИ НАН), где в 2011 г. был создан научно-производственный центр – НПЦ «Беспилотные авиационные комплексы и технологии», Военную академию Республики Беларусь, 558-й и Минский авиаремонтные заводы, а также частную компанию «КБ «Индела».
И, как считает директор ФТИ НАН Вячеслав Томило, такая конкуренция помогает общему делу. Если бы в Беларуси была только одна организация, занимающаяся беспилотными комплексами, не было бы развития. При этом все разработчики достаточно тесно сотрудничают друг с другом.
В соответствии с первой подпрограммой государственной научно-технической программы «Многофункциональные беспилотные авиационные комплексы и технологии их производства» на 2011-2015 гг. ФТИ НАН является головной организацией в сфере разработки и организации производства целой гаммы технологий и элементов летательных аппаратов, целевых нагрузок и беспилотных авиационных комплексов (БАК) гражданского и двойного назначения. За создание БАК военного назначения в рамках второй подпрограммы отвечает Государственный военно-промышленный комитет (ГВПК).
Что касается классов и типов беспилотных летательных аппаратов, способных заинтересовать потенциальных партнеров белорусских разработчиков и производителей, то номенклатура здесь весьма широка: от аппаратов ближнего радиуса действия до средних и дальних БПЛА.
Невысоко, недалеко, недолго
БЛА «Бусел-М»
В числе первых, очевидно, стоит упомянуть разработанные ФТИ НАН РБ беспилотные авиационные комплексы (БАК) с БПЛА серии «Бусел» (Аист): «Бусел», «Бусел М», «Бусел М50».
Технические характеристики БПЛА «Бусел» и «Бусел М»:
БПЛА «Бусел» и «Бусел М» выполнены по схеме двухмоторного самолета. БПЛА «Бусел» имеет стартовую массу до 6 кг, диапазон скоростей от 40 до 100 км/ч. Максимальная высота полета – 1.500 м, продолжительность полета – до 50 мин. Максимальный радиус применения по радиосвязи – 20 км.
БПЛА «Бусел М» несколько больше младшего «брата»: его стартовая масса не превышает 10 кг, диапазон скоростей – от 54 до 120 км/ч, максимальная высота полета — 4.000 м, продолжительность полета – до 90 мин. Максимальный радиус применения по радиосвязи – 25 км.
В качестве целевой нагрузки аппаратов могут применяться телевизионная, фото- или инфракрасные (ИК) камеры на гиростабилизированной платформе. Пилотажно-навигационный комплекс – GPS и система автоматического управления (САУ). Запуск беспилотников осуществляется с руки, посадка – на парашюте.
Комплексы с БПЛА «Бусел» и «Бусел М» уже завершили государственные приемочные испытания: «Бусел» – в 2011 году, а «Бусел М» – в 2012 году. Они поставляются серийно по заказу МЧС РБ, а также на экспорт.
Разработанные ОАО «АГАТ – системы управления» и ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» БПЛА обладают более широкими возможностями и, соответственно, имеют больший вес.
БПЛА «Беркут-1»
БПЛА «Беркут-1» является тактическим всесуточным беспилотным авиационным комплексом ближнего действия, предназначенным для ведения оптико-электронной разведки местности и выдачи данных целеуказания огневым средствам мотострелковых подразделений и подразделениям сил специальных операций. В реальном масштабе времени он обеспечивает мониторинг местности, обнаружение и опознавание наземных (надводных) объектов и выдачу их координат. «Беркут-2» решает аналогичные задачи в интересах мотострелковых подразделений и подразделений ракетных войск и артиллерии.
Технические характеристики БПЛА «Беркут-1» и «Беркут-2»:
«Беркут-1» имеет взлетную массу 15 кг, дальность полета с полезной нагрузкой в автоматическом режиме – до 15 км. Высота полета – до 1.000 м, крейсерская скорость – 50-80 км/ч, продолжительность полета – до 90 минут. Взлет БПЛА осуществляется с руки, посадка – на парашюте.
«Беркут-2» имеет взлетную массу до 50 кг. Дальность полета с полезной нагрузкой в автоматическом режиме – до 35 км, высота – до 3.000 м, крейсерская скорость – 80-100 км/ч, продолжительность полета – до 120 мин. Для взлета этого БПЛА используется катапульта, для посадки – парашют.
Полезной нагрузкой для обоих аппаратов могут быть три типа модуля: фото-, ИК- или телевизионной разведки. Точность определения координат цели – не менее 50 м, разрешающая способность – 0,5 м.
Если не дотянуться, то хотя бы увидеть
По мнению ряда экспертов, развивающиеся страны с большой территорией и сложным рельефом местности особо заметный спрос могут предъявить на БПЛА средней и большой дальности. В этом ряду одним из первых следует назвать БПЛА тяжелого класса «Буревестник», созданный НПЦ «Беспилотные авиационные комплексы и технологии» при ФТИ НАН. Аппарат может нести гиростабилизированный модуль с теле-, фото- и ИК-камерами, а также лазерный дальномер и модуль радиационного мониторинга.
Данный БПЛА предназначен для ведения различных видов разведки (в том числе теле- и тепловизионной, радиоэлектронной и радиолокационной), выявления чрезвычайных ситуаций и оценки их развития, мониторинга сельскохозяйственных угодий, состояния экологической среды и т. д. С его помощью можно отслеживать и радиационную обстановку. Возможно применение для охраны правопорядка, границы и прилегающих территорий.
БПЛА «Буревестник»
БПЛА «Буревестник» способен действовать на удалении порядка 290 км от пункта управления, при этом задержка сигнала практически не ощущается: передача сигналов управления на БПЛА и собираемой информации различных видов на землю ведется в режиме реального времени.
Технические характеристики БПЛА «Буревестник»:
масса – до 250 кг, мощность двигателя – 62 л. с., максимальная скорость – до 250 км/ч, крейсерская скорость – 80-120 км/ч, диапазон рабочих высот – от 200 до 5.000 м, продолжительность полета – около 10 часов. Дополнительно к аппаратуре пилотажно-навигационного комплекса «Буревестник» может взять на борт порядка 70-80 кг полезной нагрузки, характер которой определяет заказчик.
Несомненный интерес для заказчиков из развивающихся стран представляет беспилотный авиационный комплекс (БАК) «Филин». Разработчиком и производителем этого БАК является Минский авиаремонтный завод. Комплекс включает 1-2 БПЛА типа «Стерх» версий «Стерх-БМ» и/или «Стерх-М». Обе версии аппарата аналогичны по своим основным характеристикам. Отличие заключается в расположении двигателя (переднем или заднем) и, соответственно, в размещении нагрузки в передней или задней части корпуса аппарата.
БПЛА типа «Стерх» способны осуществлять мониторинг удаленных участков земной и водной поверхности, а также выполнять множество самых разнообразных задач в интересах гражданских, силовых и оборонного ведомств.
Говоря об основных направлениях военного использования таких аппаратов, следует назвать разведку и наблюдение за полем боя, радиоэлектронную борьбу, связь и ретрансляцию, создание мишенной обстановки. Перспективным является применение БПЛА «Стерх» для решения ударных задач, противовоздушной и противоракетной обороны, дальнего радиолокационного наблюдения.
Для этого на них может устанавливаться полезная нагрузка самых разных видов, в том числе оптоэлектронные и радиолокационные станции видовой разведки, аппаратура трехмерного цифрового картографирования местности, средства распознавания целей и наведения на них управляемого оружия и др.
Все эти средства по стандартным интерфейсам интегрируются в бортовой аппаратно-программный комплекс с помощью САУ открытой архитектуры, разработанной белорусским предприятием ООО «КВАНД ИС». Система адаптирована к операционной системе Linux, работающей на высокопроизводительном бортовом процессоре.
Возможности этой САУ позволяют осуществлять автоматическое, полуавтоматическое и ручное управление беспилотными подвижными объектами разных типов, в том числе с использованием данных систем глобальной спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. В случае проблем с GPS/ГЛОНАСС возможна установка наземного модуля, который эмулирует необходимый сигнал.
БПЛА «Стерх-М»
БПЛА «Стерх» в автоматическом режиме могут осуществлять взлет, полет по заданному маршруту и посадку «по-самолетному» в достаточно сложных метеоусловиях, в том числе ночью, используя в случае необходимости в качестве взлетно-посадочной полосы даже короткий отрезок автомобильной дороги.
Технические характеристики БПЛА типа «Стерх»:
масса – 65 кг, полезная нагрузка – до 5 кг, длина – 3 м, размах крыльев – 3,8 м, двигатель – 2-тактный 3W, мощность – 20 л. с., максимальная скорость – 200 км/ч, крейсерская скорость – 120 км/ч, дальность полета – 240 км, скороподъемность – 2,5 м/с, максимальная высота – 3.000 м, продолжительность полета – 60 мин.
Еще одним беспилотным авиационным комплексом, который может быть востребован не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, является БАК-100. В его состав входят 4-6 БПЛА «Гриф-1», созданных ОАО «558-й АРЗ», и система управления, разработанная компанией «Агат – системы управления», которая также выступает в роли интегратора всего комплекса.
«Гриф-1» предназначен для транспортирования целевой нагрузки, обеспечивающей мониторинг и наблюдение за местностью; автоматизированный поиск, обнаружение, распознавание наземных (надводных) объектов в светлое и темное время суток; автоматическое сопровождение и определение координат наземных (надводных) объектов; радиационную разведку местности; постановку помех средствам радиосвязи KB и УКВ диапазона; постановку помех приемникам спутниковых радионавигационных систем.
Все оборудование и целевые нагрузки аппаратов комплекса полностью разработаны белорусскими предприятиями. В их числе следует назвать INDELA, «КВАНД ИС» (системы управления), «БелОМО» (оптико-электронная система), МНИПИ (прибор радиационной разведки), Физико-технический институт Национальной академии наук Беларуси (лазерная система), КБ «Радар» (средства радиоэлектронной борьбы), НИИ ЭВМ (бортовой компьютер).
БЛА «Гриф-1»
И хотя пока БПЛА «Гриф-1» оснащен поршневым двигателем зарубежного производства, уже к концу текущего года предполагается устанавливать на аппаратах этого типа отечественный двигатель, разработка которого ведется быстрыми темпами.
Технические характеристики БПЛА «Гриф-1»:
взлетная масса – 170 кг, масса целевой нагрузки – 20 кг, длина – 3,99 м, размах крыла – 5,7 м, максимальная скорость полета – 160 км/ч, высота – около 3.000 м, дальность полета – 100 км, максимальная продолжительность полета – 5 часов.
Аппарат взлетает с катапульты или «по-самолетному», садится «по-самолетному» или на парашюте. В настоящее время ведутся работы по увеличению продолжительности полета БПЛА «Гриф-1» примерно в 1,5 раза, снижению массы планера и общей стоимости комплекса.
Импортозамещение пока подождет
Характеризуя возможности белорусских беспилотников, нельзя не упомянуть о проблеме, с которой сталкиваются все без исключения их производители: значительная часть «начинки» белорусских БПЛА – иностранного происхождения. Так, в ходе их производства используются оптика, двигатели, батареи и компьютеры, закупаемые в странах дальнего зарубежья. Особо узким местом являются мини-двигатели. В настоящее время на белорусских беспилотниках устанавливают китайские агрегаты. До этого использовались немецкие и итальянские мини-двигатели, но ко всем этим образцам есть вопросы в плане надежности.
Но дело не только в этом. Учитывая, что беспилотники по определению являются продукцией двойного назначения, вполне реально введение эмбарго на поставку комплектующих из стран Запада в случае использования отечественных аппаратов в военных целях. Отсюда и решение ведущих наших производителей БПЛА: в кратчайшие сроки создать собственные образцы необходимых электрических двигателей, а к концу 2015 года – начать их серийное производство. Затем планируется приступить к разработке и подготовке производства малогабаритных двигателей внутреннего сгорания во взаимодействии с Минским моторным заводом.
В повестку дня скоро может стать и создание ракетно-бомбового вооружения для перспективных ударных БПЛА белорусской разработки. О том, что белорусский ОПК готовится к разработке такой беспилотной авиатехники, сообщил 30 января 2015 года председатель ГВПК РБ Сергей Гурулев.
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- В Беларуси призовут 200 человек из резерва на время проверки боеготовности
- Военно-техническое сотрудничество: то, что дороже денег
- Правительство ставит на госкорпорации и холдинги, а не реформу госсектора