13.05.2015, 9:49
Ленд-лиз из Китая

Часто бывает, когда желаемое выдается за действительное. На самом деле заявленная сенсация оказывается рядовым пиаром. То есть сознательным отклонением масштаба и сути реального события в пользу корыстного транслятора.
Например, все вдруг заговорили, что КНР выделяет Беларуси огромные, небывалые в ее истории кредиты, с размерами которых (а по заявлениям чиновников речь идет о 7 млрд. USD) не могут сравняться крупнейшие ее партнеры и международные институты.
Например, ни Россия, ни МВФ до сих пор не делали ничего подобного.
Анализ показывает, что на самом деле китайские кредиторы имеют очень специфичные интересы в Беларуси, которые не совсем совпадают с интересами ее властей. И объявленная крупная дача денег на обычные товарные кредиты, которые обязывают Беларусь покупать только китайские (и никакие другие) товары, оплачивая их на обычных условиях.
Это похоже на обычный потребительский кредит, который предоставляет покупателю большую свободу в выборе товара и более льготный режим расчета.
В определенных условиях, когда страна не имеет возможности купить нужные товары на свободном рынке, она может получить их у конкретного продавца на его условиях.
Часто такие схемы вынужденно применялись в отношениях между Беларусью и Россией. Но даже она, всегда заинтересованная в белорусских делах, не злоупотребляла такой практикой. Хотя у нее были возможности для этого.
Например, на Россию приходится львиная доля внешней торговли Беларуси. От нее напрямую зависят экспортные поставки белорусских товаров другим странам, для производства которых используется в основном российское сырье. В прошлом кризисном году товарооборот с Россией составил 48,8% от общего внешнеторгового оборота Беларуси, а доля Китая – всего 3,9%.
Даже торговля с послереволюционной и воюющей Украиной была более оживленной (7,5% оборота) и вполне успешной в сопоставлении с применяющими санкции против России Германией и Польшей (5,3 и 3,1%), с Литвой – 1,8%. То есть количественные показатели объемов вполне сопоставимы. Но сравнив, например, масштабы литовской экономики и китайской, можно признать, что Литва проявляет очевидную заинтересованность в сотрудничестве, а Китай преследует в этом деле не совсем понятные цели.
Торговля Беларуси со своими основными европейскими соседями выглядит относительно сбалансированной, благодаря чему выравнивается стабильно отрицательное сальдо в торговле с ТС и ЕЭП. В прошлом году Беларусь в торговле со странами — участницами евразийской ориентации имела отрицательное сальдо в размере 6,36 млрд. USD, в торговле с ЕС – плюс 1,31 млрд. USD.
Немного, но и не мало. Но в силу сложившихся обстоятельств рассчитывать на улучшение пока не приходится.
При этом в товарообороте с Литвой белорусский экспорт составил 74%, с Украиной – 70,4%, даже с Италией – 48,4%, с Германией – 40,3%. Получается, что больше половины (или около того) приходится на экспорт в Евросоюз. Из ЕС импортируется не только ширпотреб, но ввозятся и факторы производства и технологии.
На этом фоне торговля с Китаем выглядит удручающе. Например, белорусский экспорт в Украину превысил 4 млрд. USD, в Литву – 1 млрд. USD. А китайцы, купив белорусских товаров всего на 641,5 тыс. USD, экспортировали в Беларусь продукции на 2,37 млрд. USD.
Таким образом, отрицательное сальдо превысило 1,7 млрд. USD.
Часто сетуют на несправедливость судьбы, которая практически лишила Беларусь собственных экономических ресурсов и предопределила ее зависимость от России. Благодаря этому сложилась хроническая диспропорция, которая постоянно угрожает независимости страны. Но от китайского сырья Беларусь практически не зависит. Наоборот, Китай заинтересован в экспорте белорусского калия. И в такой благоприятной ситуации возникла фактически колониальная зависимость приоритетного продавца от весьма сговорчивого покупателя. У него можно было добиваться преференций для взаимовыгодного сотрудничества: договариваться о ценах, о льготных условиях продаж и транспортировки сырья. Можно было просить о финансовой помощи.
Но нельзя было соглашаться на масштабное кредитование экономики, которая фактически отдается в аренду кредитору.
Внешне все это напоминает ленд-лиз (что означает давать взаймы, сдавать в аренду), в соответствии с которым союзники оказывали техническую помощь Советскому Союзу. При этом поставленные материалы (машины, военная техника, оружие, сырье, другие товары), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежали оплате. Оставшееся после войны пригодное для мирного использования имущество оплачивалось частично на основе долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов). Уцелевшую технику и оборудование в случае заинтересованности американской стороны возвращали в США.
А чаще она оставалась в СССР, поскольку союзник сочувственно относился к его бедам.
В итоге советский долг по ленд-лизу был выплачен только в 2009 году уже Российской Федерацией, который составил около 1% суммарной стоимости всех поставок.
То есть оплата ленд-лиза не оказалась обременительной для СССР. С другой стороны, американская техника, оборудование и технологии были освоены в производстве и позволили повысить технологический и технический уровень советской промышленности.
Иное дело сейчас. Китай поставляет в Беларусь свои технологии, оборудование, проектирует и сам строит сооружения, которые передаются Беларуси для эксплуатации — прибыльной или убыточной, но за нее надо заплатить.
Читайте также:
- Что сегодня происходит с TUT. BY: Кирилл Волошин ответил на вопросы журналистов
- Проект указа О садоводческих товариществах вынесен на обсуждение
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает
- Долговой тупик: Беларусь в 2020 году привлекла более 3 млрд. средств по линии госдолга