• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Ни для кого не секрет, что поддержка спорта со стороны бизнес-структур является неким соревнованием, в котором участники экономических отношений также пытаются определить сильнейшего.

У кого-то это получается лучше, у кого-то – хуже, но в чем твердо уверены все участники таких соревнований, так это в том, что такая поддержка дает дополнительную опору для имиджа своего бренда. Блестящий спортивный результат работает на позитивное восприятие марки, богатая история поддерживаемого компанией клуба, например, позволяет новому бренду утвердиться. Кроме того, в головах людей компания-спонсор помогает развитию спорта в конкретной стране или городе, что уже хорошо. Ну и, само собой, спорт – это красота, долговечность, эффективность, мотивация, здоровая конкуренция. И эти ассоциации переносятся на бренд.

Стоит отметить, что визуальное напоминание о своем существовании для болельщиков зачастую приводит последних в армию почитателей того или иного бренда. Ведь если эта компания поддерживает моего любимого спортсмена или команду, то я при прочих равных условиях куплю продукт этой марки, а еще расскажу друзьям, какой этот бренд молодец, что вкладывает ресурсы в спорт.

К сожалению, это правило не всегда работает у нас в стране. К примеру, банк BNPParibas, поддерживающий уже более 40 лет все крупные турниры по теннису во всем мире, однозначно воспринимается как надежный даже среди людей, которые не сильно интересуются теннисом. А уж то, что данный банк поддерживает этот вид спорта, на Западе знают практически все.

У нас же даже многие болельщики не с первого раза назовут генерального партнера чемпионата Беларуси по футболу — ОАО «Беларусбанк».

Между тем в белорусском футбольном чемпионате нынешнего сезона (а он стартовал в последних числах марта 2014 г.) немало знаковых имен бизнеса, причем не только белорусского.

Валерий ГОРЕЛИКОВ

Валерий ГОРЕЛИКОВ

Разобраться, «кто за кого» в белорусском футболе, нам поможет Валерий ГОРЕЛИКОВ, руководитель спортивного маркетингового агентства SportTeam.

— Где берут деньги клубы участники чемпионата Беларуси по футболу – вопрос, интересующий многих…

— К сожалению, четкого ответа на этот вопрос дать невозможно. Ввиду непрозрачности белорусского футбольного рынка и небольшого количества информации о клубных бюджетах мы решили не проводить сложных расследований, а посмотреть на то, что лежит на поверхности, — на спонсоров команд главной лиги страны, данные, опубликованные на официальных сайтах клубов, информацию из СМИ, поэтому все претензии относительно достоверности можно адресовать их сотрудникам.

— Может, есть информация о бюджетах наших футбольных клубов?

— Суммарный бюджет всех 12 команд высшей лиги чемпионата Беларуси в сезоне 2014 составил 34,1 млн. USD. Как отметили в своем исследовании представители сайта pressball.by, это на 4,3 млн. USD меньше, чем в прошлом году. Пересмотрели свои бюджеты в сторону уменьшения ФК «Шахтер» (Солигорск), «Белшина» (Бобруйск), брестское «Динамо», ФК «Минск» и ФК «Нафтан». Сократил расходную часть бюджета чемпион страны — клуб БАТЭ из Борисова.

— Каковы источники доходов у футбольных клубов?

— Как известно, основные статьи дохода футбольного клуба состоят из четырех составляющих: продажа билетов на матчи, права на телетрансляции, мерчандайзинг и спонсорские контракты. Однако в последнем исследовании компании Deloitte (Football Money League 2013) доходы клубов делятся на три составляющие: Matchday (совокупные доходы в день матча), права на телетрансляции и коммерция (сюда включены доходы от мерчандайзинга и спонсорских контрактов).

Процентное соотношение варьируется от клуба к клубу, однако сектор «коммерция» (спонсорские контракты и доходы от мерчандайзинга) превышает 50% только в Германии. В Беларуси же бюджеты многих клубов держатся исключительно на финансах из местных бюджетов в рамках указов и на спонсорских деньгах. О доходах наших клубов от Matchday или продаж прав на телетрансляции говорить не приходиться: они минимальны или отсутствуют вовсе.

— У каждой футбольной команды стартовавшего национального чемпионата есть спонсоры. У многих команд их сразу несколько. Можно ли выделить основных игроков на спонсорском поле?

— В нашем футбольном чемпионате я бы разделил спонсоров на четыре группы.

Первая группа – это группа концерна «Белнефтехим». Через свои предприятия по всей стране концерн поддерживает ФК «Шахтер» («Беларуськалий», БКК), ФК «Гомель» («Белоруснефть»), ФК «Белшина» (ОАО «Белшина») и «Нафтан» (ОАО «Нафтан»). Отмечу, что организации концерна «Белнефтехим» в минувшем году выделили 427 млрд. BYR (более 46 млн. USD) на поддержку физической культуры и спорта в Беларуси.

Вторая группа — банковская, начиная с титульного спонсора чемпионата — ОАО «Беларусбанк» (к слову, этот банк напрямую поддерживает еще три клуба). Впервые Беларусбанк стал генеральным партнером Белорусской федерации футбола перед началом сезона-2013. И именно тогда благодаря финансовой помощи банка впервые в истории для футбольных клубов не был повышен размер заявочного взноса. Беларусбанк еще два года будет титульным спонсором чемпионата страны по футболу.

Кстати, первый опыт подобного сотрудничества в истории национальных чемпионатов по футболу также принадлежит банку: в 2012 году титульным спонсором чемпионата Беларуси был Альфа-Банк.

В так называемую «банковскую» группу спонсоров входят и другие крупные банки нашей страны. Так, БПС-Сбербан» поддерживает ФК БАТЭ, Белинвестбанк является спонсором ФК «Динамо Минск» и ФК «Гомель»), Белгазпромбанк в сезоне 2014 года стал партнером ФК «Нафтан». Всего в эту группу входят 9 белорусских банков.

Третья группа – страховая. Лидер рынка страхования — компания «Белгосстрах» — сотрудничает с половиной команд чемпионата. Также в этой группе представлены Белорусский народный страховой пенсионный фонд (ФК «Шахтер») и «Белкоопстрах» (ФК «Минск»).

Четвертая и, пожалуй, самая значимая группа — поддержка областной и городской исполнительной власти, которая сегодня во многом определяет наполняемость клубных бюджетов в футболе.

— А есть ли примеры сотрудничества наших клубов с зарубежными компаниями?

— Все клубы высшей лиги белорусского футбола сотрудничают с такими компаниями. Все 12 представителей высшего дивизиона покупают спортивную экипировку у зарубежных производителей, таких как Adidas (5 клубов), Saller (2 клуба), Umbro (2 клуба).

Однако спонсорское сотрудничество оформлено только у ФК БАТЭ с испанской компанией Joma. Испанцы стали техническим спонсором борисовчан на три сезона (договор о сотрудничестве подписан до конца 2016 года). БАТЭ обеспечивается эксклюзивной экипировкой, созданной специально для клуба. Такая форма не имеет ничего общего с типовой продукцией из каталога. Кроме того, БАТЭ сотрудничает с дилером Coca-Cola в Беларуси.

— Какие еще возможности пополнить бюджет есть у наших футболистов?

— Отличная возможность для пополнения клубного бюджета есть у участников европейских кубков. В этом году от нашей страны в этих турнирах примут участие БАТЭ (Лига чемпионов), минское «Динамо», «Шахтер» и «Неман» (все стартуют в Лиге Европы). Для примера: в свой самый удачный сезон, когда ФК БАТЭ выходил в групповой этап Лиги чемпионов 2012/2013 и там побеждал знаменитую «Баварию», борисовчане заработали от УЕФА более 11 млн. EUR.

Кроме того, в этом сезоне Белорусская федерация футбола выделяет призовой фонд, который по итогам сезона будет распределен среди тройки лучших. Так, общую сумму в размере 300 тыс. USD разделят призеры чемпионата: клуб, занявший 1-е место, получит 150.000 USD, 2-е – 100.000 USD, 3-е — 50.000 USD. Как видите, и здесь есть к чему стремиться.

— Получается красивая картинка: вроде и спонсоры есть, и деньги есть…

— Не совсем так. Получается, что тот, кого в белорусском футболе называют спонсором, в реальности зачастую оказывается неким гибридом. Это и органы государственной власти, и спонсоры, и те, кого заставили стать спонсорами.

С одной стороны, налицо недооценка менеджерами клубов возможностей партнерства, с другой — сами спонсоры не рассматривают отношения с футбольными клубами как равноправные. К сожалению, во многих случаях в спонсорстве видят обузу, а не эффективную стратегию продвижения бренда через футбол.

Клубы ограничивают развитие спортивного маркетинга. Получив финансирование для более-менее комфортного существования, клубы не думают о том, как работать с болельщиком, как расширить аудиторию своего клуба и как поднять объемы продаж билетов и атрибутики.

Истинную долю спонсорских денег в бюджетах, впрочем, как и добровольность участия компании-спонсора в финансировании клубов, мы вряд ли узнаем, по крайней мере, в ближайшем будущем, ведь финансовые отчеты большинства белорусских клубов – тайна за семью печатями, и сложно представить, сколько всего должно измениться в кулуарах нашего футбола, чтобы простой болельщик смог в свободном доступе на официальном сайте клуба ознакомиться с годовой финансовой отчетностью любимой команды. Может быть, тогда появилось бы взаимное доверие. Доверие, которое лежит в основе любых здоровых отношений. Доверие между бизнесом и футбольными клубами.

…Белорусские бизнес-структуры готовы вкладывать деньги в спорт, но зачастую спортивным организациям нечего предложить, чтобы привлечь эти денежные средства в свои проекты. Кроме того, очень важно помнить, что взаимоотношения бизнеса и спорта должны быть взаимовыгодными, взаимополезными. Ведь спонсорство в спорте – это не меценатство и не пожертвование. Деньги, вложенные в спортивную организацию, должны отрабатываться. Иначе спорту в Беларуси не перейти на экономические рельсы и не превратиться в бизнес.

Статья выходила в сокращенном виде на сайте газеты «Белорусы и рынок» (№ 17/2014).

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 мая

Средневзвешенный курс доллара США на торгах на БВФБ может уменьшиться еще на 0-0,5% на фоне небольшого роста курса российского рубля. В понедельник 20 мая возможно укрепление американской валюты на доли процента. Как и ожидалось, средневзвешенный курс доллара на БВФБ на прошедшей неделе снизился на 0,5% и достиг 17 мая 2,0854 рубля за доллар. Средневзвешенный курс

Зеркало белорусской экономической модели: долги предприятий превысили объем ВВП страны

Эксперты считают, что высокая закредитованность белорусских предприятий – следствие экономической модели их развития, в основе которой лежит долговое, а не долевое финансирование. Правительство предпринимает попытки решить проблему через внедрение на предприятиях корпоративного управления. Промышленные предприятия заплатили за кредиты на четверть больше, чем заработали На 1 января 2019 года общая задолженность предприятий страны достигла 123,6 млрд.

Около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок на российский рынок — Лукашенко

Александр Лукашенко проводит сегодня совещание по экономическим вопросам. Он заявил, что важнейшим для него является вопрос экспорта и также отметил ряд проблем с поставками в Россию. «Второй вопрос — он так и не снят — поставки сельхозпродукции на российский рынок. По моей информации, на сегодня около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок

Компенсация за испорченную российскую нефть: в какой форме может ее получить Беларусь?

Белорусские НПЗ продолжают «разгребать» проблемы, вызванные поставками некачественной российской нефти. Для них эта нефтяная эпопея завершится нескоро. Тем более, что на повестке стоит не менее острый, чем технологические проблемы, вопрос — компенсации потерь. Проблема с качеством российской нефти, поступающей из России в Беларусь по южной ветке трубопровода «Дружба», возникла 19 апреля. Главный «удар» принял на

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что

Послание как повод порассуждать о справедливости

Экономика – наш неоспоримый приоритет. В этом белорусов постоянно пытается убедить глава государства. Но нет правил без исключения. Состоявшееся 19 апреля очередное ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию, неожиданно таким исключением и стало.

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась