• EUR  2.4163
  • USD  1.9623
  • RUB (100)  3.4624
Минск  -7.3 Погода в Минске

Латвия потеряла транзит белорусских калийных удобрений более 10 лет назад, — не выдержала конкуренции с Клайпедским портом, которому удалось создать более выгодные условия для перевалки белорусских калийных удобрений.

Проигранная конкуренция

Фаворитом по перевалке белорусских калийных удобрений долгое время оставался Вентспилсский порт Латвии. Более 10 лет назад объем транзита белорусского хлоркалия через Вентспилс составлял около 3,8 млн. тонн  (из  7,2 млн. тонн которые Беларусь тогда поставляла на внешние рынки).

Однако в 2005 году перевалка снизилась до 3,5 млн. тонн, а по результатам 2006 года — до 3 млн. тонн. Это было время, когда в конкуренцию с фаворитом вступил Клайпедский порт. При этом латыши долгое время не воспринимали Клайпедский порт как серьезного конкурента. Ведь в 2002 году через литовский порт перегружалось всего лишь 774 тыс. тонн белорусских калийных удобрений.  Но через 3 года этот объем был практически удвоен и составил 1.306 тыс. тонн. А в 2007 году Клайпеда уже обогнала недавнего лидера фаворита: литовский порт перевалил 2,75 млн. тонн,в то время как через Вентспилс было транспортировано 2,46 млн. тонн.

В 2008 году Клайпеда полностью перехватила лидерство, перевалив  3,05 млн. тонн, в то время как через Вентспилсский порт перевалка упала до 1,390 млн. тонн. Для Вентспилса ситуация  еще более усугубилась в 2009 году, когда из-за кризиса «Беларуськалий» снизил экспорт калийных удобрений до 2. 948 тонн с 6,48 млн. тонн в 2008 году. При этом через Вентспилсский порт не было перегружено ни одной тонны белорусских калийных удобрений. В то же время Клайпедскому порту удалось сохранить максимальный объем этого груза: навалом через Клайпедский порт было поставлено 2,340 млн. тонн и еще 97 тыс. тонн — в контейнерах.

Стать лидером по перевалке белорусских калийных удобрений Клайпедскому порту удалось благодаря не только быстрому развитию, но и грамотная стратегия работы с белорусским экспортером. В 2008 году литовский порт и «Беларуськали» заключили 3-летний договор, в рамках которого литовские портовые компании стали применять конкурентоспособные тарифы на перевалку белорусского хлоркалия через свои терминалы. При этом стивидоры и белорусские грузовладельцы также стали заключать долгосрочные договоры на перевалку грузов в порту, что стало дополнительным козырем литовского транзитного коридора.

Но и Латвия не оставляла попыток переломить ситуацию, чтобы вернуть белорусский калий в Вентспилс. В 2010 году в целях оптимизации логистических затрат при транспортировке белорусских калийных удобрений в Вентспилсский порт латвийская сторона предложила отказаться от традиционной схемы поставки в обход Литвы, а  поставлять калий через Литву —  по маршруту Кяна/Стасилос — Йонишкис. То есть, в этом случае маршрут поставки проходил бы через Беларусь, Литву и Латвию. Благодаря чему расстояние перевозки сократилось на 273 км в сравнении с традиционным маршрутом, который проходит в обход Литвы через Беларусь и Латвию. Однако новый маршрут так и не заработал.

Между тем, спецэкспортер белорусского хлоркалия — Белорусская калийная компания (БКК) совместно с «Беларуськалием» за последние 4 года успели еще крепче «привязаться» к Клайпедскому порту. В апреле 2013 года «Беларуськалий» завершил сделку по покупке 30% акций терминала БКТ (ЗАО «Бирю Кровиню Терминалас», владеет терминалом насыпных грузов в Клайпедском порту. – Прим. автора). Успешная реализации совместного логистического проекта Солигорск-Клайпеда помогла  БКК повысить эффективность экспорта за счет оптимизации логистики и стать в 2014 году одним из мировых лидеров по продажам калийных удобрений, в том числе сделать серьезный рывок в наращивании контейнерных перевозок.

Кроме того, около двух лет назад БКК стала основным акционером литовской компании Fertimara (создана в 2004 году), которая занимается агентированием в Клайпедском порту и фрахтованием судов, а также предоставлением транспортно-экспедиторских услуг. Эта сделка также отвечает стратегии БКК, которая нацелена на эффективную доставку продукции «до дверей потребителя» с использованием в своих продажах преимущественно базисов поставки CFR/CIF. Сейчас БКК развивает компанию Fertimara в качестве своего приоритетного судового брокера, что позволяет ей получать дополнительные преимущества и доходы в области фрахта судов.

Таким образом, сейчас при поставке белорусского хлоркалия через Клайпедский порт все звенья логистической цепочки работают в одной связке: производитель, продавец, стивидор, судовой агент, брокер, а также Белорусская и Литовская железные дороги. Очевидно, что побороть такого конкурента – задача практически нереальная.

«Штаб» Латвийской железной дороги теперь уже и в Минске

Тем не менее, представительство Латвийской железной дороги в Беларуси в числе других задач по наращиванию грузопотоков ставит пред собой и такую – наладить поставки белорусских калийных удобрений через латвийский порт.

Уна ВИТОЛА: для грузовладельца самое главное, чтобы груз был доставлен максимально эффективно.

Уна ВИТОЛА: для грузовладельца самое главное, чтобы груз был доставлен максимально эффективно.

«Основные белорусские грузы, которые сейчас поставляются через латвийские порты — это нефтепродукты, минеральные удобрения. Калийные удобрения  через наши порты пока не идут, но мы над этим работаем»,  — отмечает глава представительства Латвийской железной дороги в Беларуси Уна Витола.

Она соглашается, что сейчас создать в прибалтийском направлении еще один транзитный коридор для перевалки белорусского хлоркалия в латвийском порту будет непросто. «Мы только-только стартовали, однако я готова сейчас сесть за стол переговоров с белорусским грузовладельцем и обсуждать конкретные предложения»,  — сказала У. Витола.

При этом она не стала прямо отвечать на вопрос, в чем заключается конкурентные предложения латвийской стороны для белорусского экспортера калийных удобрений. «Ведь для грузовладельца самое главное,  – чтобы груз был доставлен максимально эффективно. Поэтому мы можем вместе подумать, как это сделать, используя имеющуюся инфраструктуру», — подчеркнула глава белорусского представительства Латвийской ЖД.

Она сообщила, что министр сообщения Латвии Улдис Аугулис 24 января встречался с руководством «Беларуськалия» и обсуждал этот вопрос. «Речь, вероятно, может идти о диверсификации поставок белорусских калийных удобрений, а не о снижении перевалки через Клайпеду?», — поинтересовалась обозреватель БЕЛРЫНКА. «Конечно, — наше желание наладить поставки белорусских калийных удобрений через латвийский порт не означает, что мы хотим весь объем. Мы можем делиться объемами и сотрудничать», — сказала У. Витола.

Теперь самое слабое звено — нефтепродукты

Беларусь является одним из крупнейших латвийских партнеров для международных перевозок: перевозки грузов между Латвией и Беларусью  в 2016 году превысили 20 млн. тонн, —  более 40% от общего объема перевозок.

По данным ГАО «Латвийская железная дорога», по железной дороге через Беларусь в Латвию было поставлено 15,1 млн. тонн грузов. В направлении из Латвии в Беларусь общий объем грузоперевозок составил 6,83 млн. тонн. При этом из Беларуси в порты Латвии погружено 5,4 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, что составляет 78,9% от общего объема международных перевозок в этом сегменте. Из-за падения экспорта белорусских нефтепродуктов из-за резкого снижения РФ поставок нефти в Беларусь товарооборот между Беларусью и Латвией по итогам 2016 года снизился по сравнению с 2015 годом почти наполовину.

«Объемы грузов в последнее время падают, но не теряем оптимизма. Мы серьезно нацелены на то, чтобы переломить негативную тенденцию с падением грузопотока», — заявила У. Витола. Основной задачей представительства станет содействие более результативному сотрудничеству с белорусскими компаниями и организациями в сфере логистики и транзита. «Мы обязательно встретимся с белорусскими грузовладельцами и обсудим новые возможности. Ведь между нашими странами сейчас есть только одна граница – это таможня. Надеюсь, что наше представительство станет тем мостом между государствами, который поможет доставлять грузы быстрее и дешевле», — подчеркнула У. Витола.

Сквозные тарифы на Шелковом пути

Сейчас Латвийская железная дорога активно развивает свою логистическую компанию LDz Logistika. Основная задача этой компании – найти максимально оптимальный маршрут для доставки груза, используя все виды транспорта.

Летом 2016 года  LDZ Loģistika в сотрудничестве с партнерами – российско-белорусско-казахстанским совместным железнодорожным предприятием «ОТЛК», «Белинтетранс» и «TransContainer» – разработало единое тарифное предложение на железнодорожные грузовые перевозки по трем маршрутам от Китая до Латвии. Кроме того, LDZ Loģistika совместно с предприятиями латвийской транзитной отрасли разработало также комплексное предложение для дальнейших перевозок в страны Скандинавии и сейчас активно сотрудничает с атташе Министерства сообщений в Китае и с владельцами и отправителями грузов.

Осенью 2016 года апробирован маршрут тестового поезда Иу–Забайкальск–Рига протяженностью 11 066 км. Рейс этого контейнерного поезда организовали LDZ Loģistika и Китайские железные дороги в сотрудничестве с «TransContainer». Специалисты отмечают, что этот проект был реализован в нехарактерный для специфики отрасли короткий срок – спустя 3 месяца после подписания с Китайскими железными дорогами протокола о намерениях по сотрудничеству в развитии поезда China Railway Express. «Дочка» Латвийской ЖД — LDZ Loģistika, которая является координатором, вместе с партнерами обеспечила  разработку комплексной перевозки из Китая в Латвию, а теперь активно работает с клиентами, вскоре такие поезда курсировали регулярно.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА
В Беларуси общий доход от транзита в 2016 году снизился на 20,6%  и составил около 1,2 млрд. долларов,  сообщается в докладе министра транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолия Сивака на итоговой коллегии Минтранса, который опубликован на сайте министерства. При этом доходы от транзита в сфере транспорта (за исключением трубопроводного) снизились на 19,8 % и составили 700 млн. долларов.
По оценкам, годовой объем логистических услуг за 2016 г в Беларуси составил более 225 млн. рублей (около 117,321 млн. долларов). При этом было переработано более 200 тыс. том транзитных грузов. Общая складская площадь в стране составила порядка 400 тыс. кв м..
Объем грузооборота в Беларуси в 2016 г составил более 125 млн. т-км. Без учета трубопроводного транспорта, грузооборот которого  снизился, в целом рост грузооборота на уровне 101,0%. Положительная динамика достигнута по всем видам транспорта.На железнодорожном транспорте грузооборот при задании 100,1% выполнен на уровне 100,8%. Рост обеспечен за счет увеличения объема перевозок при ввозе (113,1%) и вывозе из страны (108,2%), при этом объем транзита и перевозок грузов в пределах страны снизился  на 16,1% и 11,1% соответственно. В основном на транзит грузов повлияло падение на 19,3% объемов перевозок каменного угля, на который приходится более половины объемов всего транзита. Кроме того, снизились объемы транзита нефти и нефтепродуктов на 31,7%, удобрений − на 21,0%.

Тэги:

, , , , , , , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 19 по 23 февраля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ может снизиться еще на 0-0,5%, на фоне снижения курса евро и подъема курса российского рубля. В понедельник, 19 февраля, не исключено небольшое укрепление доллара.

В Беларуси завершились выборы в местные Советы депутатов

«Выборы прошли организованно, при высокой явке избирателей. Она была достаточно высокая в период досрочного голосования: 35% — это немало», — заявила глава ЦИК Лидия Ермошина. Как сообщил зампредседателя ЦИК Вадим Ипатов, предварительные итоги местных выборов в Беларуси будут известны к утру 19 февраля.  «Исходя из практики проведения избирательных кампаний, подсчет голосов начинается сразу после того, как

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Государство против тунеядцев: кто кого?

Сталкиваясь с общемировыми проблемами, Беларусь пытается их решать без оглядки на мировой опыт.

Беспилотные летательные аппараты: к белорусским дронам проявляют интерес

Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников гражданского и военного назначения.

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Кто из работников болеет чаще?

На недавней коллегии Минтруда обсуждался вопрос о выплате листков по нетрудоспособности. Предметом для обмена мнениями стало то, что выплаты растут. По словам министра Ирины Костевич, рост расходов, особенно заметный в Минской, Брестской и Гомельской областях, требует серьезного совместного с органами здравоохранения анализа его причин с разработкой соответствующих мер. Разумеется, постановка задачи и ее решение доступны только специалистам. В самом первом приближении проблема выглядит так - работники стали чаще и дольше болеть, поэтому выросли расходы. Это как с дымом - он идет из трубы, потому что печка в доме топится, а на улице мороз. Чем сильнее мороз, тем выше дым над крышей и гуще. В такой ситуации людям приходится приспосабливаться - утеплять жилище или, не жалея дров, отапливать и дом, и окружающую среду.

Алексей ВАСИЛЬЕВ: Госкомимущество не испугалось программы МВФ по реформе госсектора — мы ее выполняем, но пошагово

Главная проблема белорусской экономики – огромный госсектор, который зачастую неэффективно управляется и высасывает госресурсы. Не только эксперты, но и белорусские власти уже понимают, что его нужно реформировать. Почему же они испугались предложений МВФ по реформированию госпредприятий, тем более, что речь в них не шла о приватизации, а лишь об изменении системы управления, внедрении корпоративного управления и т. д.?