• EUR  2.4279
  • USD  2.1098
  • RUB (100)  3.2157
Минск  16 Погода в Минске

Основной целью социально-экономического развития организаций Государственного военно-промышленного комитета на 2017 год является активизация факторов устойчивого экономического роста на основе реализации основных приоритетов, сформированных планами на 2016–2020 годы, и создание условий для дальнейшего развития на ближайшую пятилетку. Это заявление от имени Госкомвоенпрома в первые дни нового года опубликовало агентство БелаПАН.

По словам представителя ведомства: «Нам необходимо на высоком организационном уровне провести Международную выставку вооружения и военной техники Milex-2017, показав достойный уровень инновационной деятельности, взаимодействия науки с оборонно-промышленной отраслью экономики, международного научно-технического сотрудничества, подтвердив международный имидж Беларуси как страны с высоким уровнем интеллектуального капитала».

Особо было отмечено, что экспортная политика Госвоенпрома будет активной и динамичной, направленной на создание благоприятных условий для закрепления на традиционных рынках, для вхождения на новые рынки вооружений и их эффективного освоения. Целью это работы является получение максимальной отдачи от участия в каждом мероприятии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

«Руководителям холдингов и организаций-спецэкспортеров необходимо продолжить поиск наиболее перспективных и прибыльных сфер приложения капитала и технологического задела, позволяющих в сжатые сроки создавать востребованные образцы вооружения, военной и специальной техники и технологии, направленные на экспорт, обеспечить инвестиционную и кредитную привлекательность и вместе с этим разумно распоряжаться собственными средствами».

Итоги формирования портфеля заказов на 2017 год каждым предприятием госкомитета позволяют утверждать, что и в ведомстве в целом соответствующая работа ведется достаточно активно и настраивает на оптимистический лад относительно результатов 2017 года.

Все мы родом из СССР

Однако, признавая правильность взятого Госвоенпромом курса, независимые эксперты указывают на ряд серьезных проблем, с которым придется столкнуться белорусской оборонной промышленности в наступившем году.

После распада Советского союза в процессе конверсии и реструктуризации белорусскому руководству удалось сохранить ядро специализированных предприятий и организаций оборонного сектора страны (включая все 15 НИИ и КБ) и сформировать производственную кооперацию между ними, создать систему НИОКР и изыскать источники финансирования обновления военного производства. А также поддержать свой ВПК внутренним военным заказом.

В отличие от России оборонный сектор промышленности Беларуси и после обретения страной независимости остался под единым государственным контролем, что, безусловно, облегчило его преобразование и управление как централизованной структурой.

До 2003 года контроль над предприятиями ВПК осуществляло Министерство промышленности, при этом военные ремонтные заводы оставались в ведении Министерства обороны. В декабре 2003 года для управления военно-промышленным комплексом в целом был создан Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь.

Через 6 лет предприятия, подведомственные Госвоенпрому РБ, были акционированы и преобразованы в ОАО, причем все 100% их акций во всех случаях закреплялись в собственности государства. Помимо госкомпаний в Беларуси в сфере военного производства и оборонных высоких технологий сформировался и достаточно успешно функционирует ряд частных предприятий. Которые, как правило, основаны либо выходцами из в ВПК, либо из армии, что позволяет им использовать имеющиеся личные связи в военных и промышленных кругах.

В результате упомянутых мер «осколки» советской «оборонки» оказавшиеся после 1991 года на территории независимой Беларуси были трансформированы в объединенный внутренними кооперационными связями и достаточно дееспособный научно-промышленный комплекс, ориентированный на развитие ряда перспективных оборонных технологий. Прежде всего в области информатики, телекоммуникаций, автоматизированных систем управления, электронно-оптических систем и приборостроения.

Сохраняя в общем и целом унаследованную с советского времени специализацию ВПК, белорусские власти намеревались использовать ее в том числе и для развития передовых современных технологий как военного, так и гражданского назначения в сфере информатики, телекоммуникаций, оптики, электроники и т. д. До определенного времени основной упор делался не на диверсификации оборонной промышленности, а на углублении ее специализации путем приоритетного развития профильных для белорусской «оборонки» направлений.

Последние должны были стать базой и для разработки проектных решений по модернизации различных систем вооружения и военной техники (ВиВТ) советского и российского производства, в том числе: авиационных, бронетанковых и противовоздушных.

Оборонной промышленности Беларуси уже удалось создать целый ряд готовых образцов современных эффективных вооружений не только по запросам зарубежных заказчиков, но и для удовлетворения нужд собственных вооруженных сил.  Фото safaniuk.livejournal.com

Оборонной промышленности Беларуси уже удалось создать целый ряд готовых образцов современных эффективных вооружений не только по запросам зарубежных заказчиков, но и для удовлетворения нужд собственных вооруженных сил. Фото safaniuk.livejournal.com

Нельзя складывать все яйца в одну корзину

Союзнические отношения с РФ позволили РБ не только сохранить традиционную кооперацию между военно-промышленными комплексами двух государств, но и выступать легальным реэкспортером ВиВТ авторские права на которые принадлежат российским предприятиям и организациям, осуществлять их модернизацию во взаимодействии с разработчиками и производителями.

Ввиду сохранения специализации многими оборонными предприятиями РБ главным их рынком до сих пор продолжает оставаться Россия унаследовавшая от СССР большую часть заводов выпускающих готовые образцы ВиВТ. Отсюда желание белорусские властей в сохранении тесной кооперации в военно-промышленной области с российской стороной.

Основу нынешних поставок белорусской продукции военного назначения в Россию составляют навигационные приборы, пилотажные системы, средства космической и спутниковой связи, антенные устройства, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы, системы автоматизации и программного обеспечения, а также оптико-механическое, контрольное и сборочное оборудование для изготовления сверхбольших интегральных схем.

Весомы результаты отечественной оборонки в разработке аэрокосмической оптико-электронной аппаратуры для получения цифровых электронных карт поверхности Земли, навигационного обеспечения высокоточного оружия. Уникальны прикладные программные комплексы, обеспечивающие управление радиолокационными и лазерно-оптическими системами противоракетной обороны, станциями предупреждения ракетного нападения.

Между тем, по многим позициям поставки комплектующих изделий и технологий оборонными предприятиями РБ не являются для ВПК РФ критически важными и Москва неоднократно заявляла о планах их импортозамещения. Исключением является Минский завод колесных тягачей. Таким образом нельзя исключать, что уже в обозримой перспективе спрос российского ВПК на продукцию белорусской оборонки существенно упадет.

Что же касается экспорта из Беларуси продукции военного и двойного назначения в другие страны, то до определенного момента существенную долю в них составляли боевая техника и вооружение советских образцов из арсеналов бывшего КБВО. Соответственно, большим спросом пользовались проектные решения по ее ремонту и модернизации. А также работы по системной интеграции и разработке информационных систем военного назначения.

Если же говорить о новых образцах ВиВТ собственного производства, то вплоть до недавнего времени их удельный вес как в зарубежных, так и во внутренних поставках белорусской оборонки была относительно невелик.

И это вполне объяснимо: при организации Госвоенпрома изначально предполагалось, что потребности вооруженных сил независимой Беларуси в огневых системах, оружии и боеприпасах будут удовлетворены за счет импорта из России, в том числе на льготных условиях в рамках Союзного государства и ОДКБ. Что тогда выглядело вполне разумно с точки зрения рационального расходования скромных финансовых и материальных ресурсов нашей страны.

Помимо всего прочего, само собой разумелось, поставки оружия из РФ должны были сделать белорусско-российские союзнические связи еще прочнее. Но как показывали последующие события, теоретически безукоризненная схема стала давать сбои.

Один из главных приоритетов — создание средств огневого поражения. Учитывая незначительный размер средств, которые сегодня Беларусь в состоянии выделить на переоснащение своей армии, о сколько-нибудь значительных закупках современных вооружений за рубежом и в России в том числе (даже по льготным ценам) говорить не приходится. Никто не желает поставлять нам их за бесценок или тем более даром.

Согласно заявлениям официальных лиц, Минск неоднократно направлял Москве заказы на современные вооружения, способные дать Беларуси серьезные преимущества над потенциальным противником в оперативном плане, в том числе на дальнобойные зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400 и оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер». Однако в настоящий момент о возможности их поставки на коммерческих условиях можно говорить пока лишь гипотетически.

Правда некоторая вероятность того, что перевооружение армии Беларуси за счет иностранными ВиВТ на определенных условиях все еще остается. Хотя ряд экспертов опасается, что платой за это могут стать уступки в области национального суверенитета. И некоторые комментаторы полагают, что именно это обстоятельство заставило военно-политическое руководство РБ существенно изменить целевые установки развития военно-промышленного комплекса страны.

По словам председателя Госвоенпрома Беларуси Сергея Гурулева, приоритеты в работе возглавляемого им ведомства отданы развитию систем огневого поражения; средств подвижности систем вооружения; боевым авиационным комплексам военного и гражданского назначения; боевым геоинформационным системам; системам комплексного противодействия высокоточному оружию.

В результате реализации такого курса оборонной промышленности страны уже удалось создать целый ряд готовых образцов современных эффективных вооружений не только по запросам зарубежных заказчиков, но и для удовлетворения нужд собственных вооруженных сил. Что особенно важно учитывая тенденции развития современной международной обстановки

Наиболее ярким примером такого рода является тяжелая реактивная система залпового огня «Полонез», принятая на вооружение белорусской армии в середине августа 2016 года. И есть все основания ожидать, этим дело не ограничится.

Тэги:

, , ,

Ярмарки по продаже сельхозпродукции пройдут 13-14 октября в Минске

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома 13-14 октября сельскохозяйственные ярмарки пройдут во всех 9 районах столицы: Наименование административного района Дата проведения Время проведения Адрес Заводской район 13-14 октября 10.00 – 16.00 ул. Герасименко, 51 (стоянка ФОК «Мандарин») 09.00 – 16.00 «Чижовка-арена» по ул.Ташкентской, 19 (общегородская) Ленинский район 13-14 октября 09.00 – 16.00 ул. Гашкевича, 2/3 на площадке ООО «Евроторг»

Прогноз курса рубля на неделю с 15 по 19 октября

Коррекция курса доллара на БВФБ может продолжиться, и американская валюта, вероятно, подешевеет еще на 1-1,5%. Но в понедельник 15 октября возможен рост курса доллара на доли процента. На прошедшей неделе произошла долгожданная коррекция курса доллара по отношению к белорусскому рублю. На Белорусской валютно-фондовой бирже средневзвешенный курс доллара опустился на 1,4% и составил 12 октября 2,1261

Правила медицинской этики и деонтологии утверждены Минздравом и вступили в силу

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 64 утверждены Правила медицинской этики и деонтологии. Документ принят с целью повысить ответственность и эффективность выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверие граждан к системе здравоохранения. В частности, сформулированы принципы поведения медицинских, фармацевтических работников. Среди них – принципы гуманизма, милосердия, сдержанности,

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас

И лес рубят, и щепки не летят

Регулярно в Беларуси происходят события — как инициированные ее руководителем, так  и объективно независимые от его монаршей воли. А ему со всем и всяким приходится разбираться. И  если уж искать в этих обстоятельствах суровую сермяжную правду, то простая и неприукрашенная, но глубокая истина состоит в  том, что  очень часто практика расходится с теорией, которой придерживается руководитель. Например, 

Нефтяной торг: Беларусь уступила в надежде выиграть главную схватку c Россией

Чтобы выиграть основной торг у России – получить нужную компенсацию за налоговый маневр и сохранить «перетаможку» российской нефти в полном объеме, официальный Минск вынужден был поступиться своими интересами и согласиться на квотирование поставок российских нефтепродуктов. «В части поставки темных (нефтепродуктов – Прим. ред.) — да, мы пошли на уступки по просьбе российской стороны. Взамен мы

Ставки по депозитам населения стабилизировались. Куда они двинутся дальше?

Белорусская финансовая система продолжает удивлять: в то время как в России банки повышают ставки по депозитам, в белорусских банках рост ставок остановился, то ли перед тем как начать снижение, то ли перед новым подъемом … Так, по данным Нацбанка, в сентябре 2018 года средняя ставка по новым депозитам физических лиц в белорусских рублях на срок

Правовые новации белорусской экономической политики (июль-сентябрь 2018 года)

Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка. Валютная либерализация Одним из ключевых документов 3 квартала