Основной целью социально-экономического развития организаций Государственного военно-промышленного комитета на 2017 год является активизация факторов устойчивого экономического роста на основе реализации основных приоритетов, сформированных планами на 2016–2020 годы, и создание условий для дальнейшего развития на ближайшую пятилетку. Это заявление от имени Госкомвоенпрома в первые дни нового года опубликовало агентство БелаПАН.

По словам представителя ведомства: «Нам необходимо на высоком организационном уровне провести Международную выставку вооружения и военной техники Milex-2017, показав достойный уровень инновационной деятельности, взаимодействия науки с оборонно-промышленной отраслью экономики, международного научно-технического сотрудничества, подтвердив международный имидж Беларуси как страны с высоким уровнем интеллектуального капитала».

Особо было отмечено, что экспортная политика Госвоенпрома будет активной и динамичной, направленной на создание благоприятных условий для закрепления на традиционных рынках, для вхождения на новые рынки вооружений и их эффективного освоения. Целью это работы является получение максимальной отдачи от участия в каждом мероприятии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

«Руководителям холдингов и организаций-спецэкспортеров необходимо продолжить поиск наиболее перспективных и прибыльных сфер приложения капитала и технологического задела, позволяющих в сжатые сроки создавать востребованные образцы вооружения, военной и специальной техники и технологии, направленные на экспорт, обеспечить инвестиционную и кредитную привлекательность и вместе с этим разумно распоряжаться собственными средствами».

Итоги формирования портфеля заказов на 2017 год каждым предприятием госкомитета позволяют утверждать, что и в ведомстве в целом соответствующая работа ведется достаточно активно и настраивает на оптимистический лад относительно результатов 2017 года.

Все мы родом из СССР

Однако, признавая правильность взятого Госвоенпромом курса, независимые эксперты указывают на ряд серьезных проблем, с которым придется столкнуться белорусской оборонной промышленности в наступившем году.

После распада Советского союза в процессе конверсии и реструктуризации белорусскому руководству удалось сохранить ядро специализированных предприятий и организаций оборонного сектора страны (включая все 15 НИИ и КБ) и сформировать производственную кооперацию между ними, создать систему НИОКР и изыскать источники финансирования обновления военного производства. А также поддержать свой ВПК внутренним военным заказом.

В отличие от России оборонный сектор промышленности Беларуси и после обретения страной независимости остался под единым государственным контролем, что, безусловно, облегчило его преобразование и управление как централизованной структурой.

До 2003 года контроль над предприятиями ВПК осуществляло Министерство промышленности, при этом военные ремонтные заводы оставались в ведении Министерства обороны. В декабре 2003 года для управления военно-промышленным комплексом в целом был создан Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь.

Через 6 лет предприятия, подведомственные Госвоенпрому РБ, были акционированы и преобразованы в ОАО, причем все 100% их акций во всех случаях закреплялись в собственности государства. Помимо госкомпаний в Беларуси в сфере военного производства и оборонных высоких технологий сформировался и достаточно успешно функционирует ряд частных предприятий. Которые, как правило, основаны либо выходцами из в ВПК, либо из армии, что позволяет им использовать имеющиеся личные связи в военных и промышленных кругах.

В результате упомянутых мер «осколки» советской «оборонки» оказавшиеся после 1991 года на территории независимой Беларуси были трансформированы в объединенный внутренними кооперационными связями и достаточно дееспособный научно-промышленный комплекс, ориентированный на развитие ряда перспективных оборонных технологий. Прежде всего в области информатики, телекоммуникаций, автоматизированных систем управления, электронно-оптических систем и приборостроения.

Сохраняя в общем и целом унаследованную с советского времени специализацию ВПК, белорусские власти намеревались использовать ее в том числе и для развития передовых современных технологий как военного, так и гражданского назначения в сфере информатики, телекоммуникаций, оптики, электроники и т. д. До определенного времени основной упор делался не на диверсификации оборонной промышленности, а на углублении ее специализации путем приоритетного развития профильных для белорусской «оборонки» направлений.

Последние должны были стать базой и для разработки проектных решений по модернизации различных систем вооружения и военной техники (ВиВТ) советского и российского производства, в том числе: авиационных, бронетанковых и противовоздушных.

Оборонной промышленности Беларуси уже удалось создать целый ряд готовых образцов современных эффективных вооружений не только по запросам зарубежных заказчиков, но и для удовлетворения нужд собственных вооруженных сил.  Фото safaniuk.livejournal.com

Оборонной промышленности Беларуси уже удалось создать целый ряд готовых образцов современных эффективных вооружений не только по запросам зарубежных заказчиков, но и для удовлетворения нужд собственных вооруженных сил. Фото safaniuk.livejournal.com

Нельзя складывать все яйца в одну корзину

Союзнические отношения с РФ позволили РБ не только сохранить традиционную кооперацию между военно-промышленными комплексами двух государств, но и выступать легальным реэкспортером ВиВТ авторские права на которые принадлежат российским предприятиям и организациям, осуществлять их модернизацию во взаимодействии с разработчиками и производителями.

Ввиду сохранения специализации многими оборонными предприятиями РБ главным их рынком до сих пор продолжает оставаться Россия унаследовавшая от СССР большую часть заводов выпускающих готовые образцы ВиВТ. Отсюда желание белорусские властей в сохранении тесной кооперации в военно-промышленной области с российской стороной.

Основу нынешних поставок белорусской продукции военного назначения в Россию составляют навигационные приборы, пилотажные системы, средства космической и спутниковой связи, антенные устройства, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы, системы автоматизации и программного обеспечения, а также оптико-механическое, контрольное и сборочное оборудование для изготовления сверхбольших интегральных схем.

Весомы результаты отечественной оборонки в разработке аэрокосмической оптико-электронной аппаратуры для получения цифровых электронных карт поверхности Земли, навигационного обеспечения высокоточного оружия. Уникальны прикладные программные комплексы, обеспечивающие управление радиолокационными и лазерно-оптическими системами противоракетной обороны, станциями предупреждения ракетного нападения.

Между тем, по многим позициям поставки комплектующих изделий и технологий оборонными предприятиями РБ не являются для ВПК РФ критически важными и Москва неоднократно заявляла о планах их импортозамещения. Исключением является Минский завод колесных тягачей. Таким образом нельзя исключать, что уже в обозримой перспективе спрос российского ВПК на продукцию белорусской оборонки существенно упадет.

Что же касается экспорта из Беларуси продукции военного и двойного назначения в другие страны, то до определенного момента существенную долю в них составляли боевая техника и вооружение советских образцов из арсеналов бывшего КБВО. Соответственно, большим спросом пользовались проектные решения по ее ремонту и модернизации. А также работы по системной интеграции и разработке информационных систем военного назначения.

Если же говорить о новых образцах ВиВТ собственного производства, то вплоть до недавнего времени их удельный вес как в зарубежных, так и во внутренних поставках белорусской оборонки была относительно невелик.

И это вполне объяснимо: при организации Госвоенпрома изначально предполагалось, что потребности вооруженных сил независимой Беларуси в огневых системах, оружии и боеприпасах будут удовлетворены за счет импорта из России, в том числе на льготных условиях в рамках Союзного государства и ОДКБ. Что тогда выглядело вполне разумно с точки зрения рационального расходования скромных финансовых и материальных ресурсов нашей страны.

Помимо всего прочего, само собой разумелось, поставки оружия из РФ должны были сделать белорусско-российские союзнические связи еще прочнее. Но как показывали последующие события, теоретически безукоризненная схема стала давать сбои.

Один из главных приоритетов — создание средств огневого поражения. Учитывая незначительный размер средств, которые сегодня Беларусь в состоянии выделить на переоснащение своей армии, о сколько-нибудь значительных закупках современных вооружений за рубежом и в России в том числе (даже по льготным ценам) говорить не приходится. Никто не желает поставлять нам их за бесценок или тем более даром.

Согласно заявлениям официальных лиц, Минск неоднократно направлял Москве заказы на современные вооружения, способные дать Беларуси серьезные преимущества над потенциальным противником в оперативном плане, в том числе на дальнобойные зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400 и оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер». Однако в настоящий момент о возможности их поставки на коммерческих условиях можно говорить пока лишь гипотетически.

Правда некоторая вероятность того, что перевооружение армии Беларуси за счет иностранными ВиВТ на определенных условиях все еще остается. Хотя ряд экспертов опасается, что платой за это могут стать уступки в области национального суверенитета. И некоторые комментаторы полагают, что именно это обстоятельство заставило военно-политическое руководство РБ существенно изменить целевые установки развития военно-промышленного комплекса страны.

По словам председателя Госвоенпрома Беларуси Сергея Гурулева, приоритеты в работе возглавляемого им ведомства отданы развитию систем огневого поражения; средств подвижности систем вооружения; боевым авиационным комплексам военного и гражданского назначения; боевым геоинформационным системам; системам комплексного противодействия высокоточному оружию.

В результате реализации такого курса оборонной промышленности страны уже удалось создать целый ряд готовых образцов современных эффективных вооружений не только по запросам зарубежных заказчиков, но и для удовлетворения нужд собственных вооруженных сил. Что особенно важно учитывая тенденции развития современной международной обстановки

Наиболее ярким примером такого рода является тяжелая реактивная система залпового огня «Полонез», принятая на вооружение белорусской армии в середине августа 2016 года. И есть все основания ожидать, этим дело не ограничится.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,