28 октября состоялась первая профессиональная конференция для автодилеров и автоброкеров, занимающихся автомобилями из США. На ней было объявлено, что одна из крупнейших американских автомобильных аукционных компаний, Insurance Auto Auctions (IAA), приходит и на белорусский рынок автомобилей.

Это событие и для компании IAA, и для отечественного рынка легковых автомобилей носит настолько важный характер, что на конференции, посвящённой данному событию, с приветственной речью выступил временный поверенный в делах США в Республике Беларусь г-н Джеффри Джюк (Jeffrey Giauque).

А спикером со стороны компании IAA стал Дэн Оскарсон (Daniel Oscarson), вице-президент IAA по развитию глобального рынка. Он выступал по видеосвязи. Впрочем, обо всём по порядку…

Про американские аукционы подержанных и повреждённых автомобилей благодаря передачам на телеканале Discovery и роликам на YouTube слышал, наверное, каждый. И практически каждый белорусский автолюбитель, скорее всего, хоть раз в жизни задумывался над покупкой подержанного автомобиля с аукциона в США.

О том, что это возможно, говорит факт появления в начале 2000-х годов на улицах белорусских городов автомобилей премиальных европейских марок с непривычными для нас тогда красными задними «поворотниками» и нишами под «квадратные» американские номерные знаки. Более того, привезенных из США автомобилей в нашей стране стало настолько много, что на существовавшую в те времена проблему с их регистрацией в ГАИ (отсутствие в РБ автомобильных номеров «квадратной» формы), наконец-то, обратило внимание и государство.

В итоге форма и размеры регистрационных знаков для автомобилей с американского рынка были установлены в 2004 году стандартом СТБ 914-99 «Знаки регистрационные и знак отличительный транспортных средств. Типы и основные размеры, технические требования, методы испытаний».

Новый vs б/у

Прежде чем ответить на вопрос, что же такого привлекательного в б/у автомобилях из США, давайте разберёмся, почему, вообще, многие потенциальные автовладельцы, обладающие деньгами на покупку нового Geely или собранного в РФ какого-нибудь «бюджетника» B-класса, делают выбор в пользу 3-4-летнего подержанного авто?

Одна из причин – неутешительная статистика потери стоимости новым автомобилем. Согласно исследованию корпорации PwC (PricewaterhouseCoopers International Limited), усреднённая потеря стоимости автомобилем на момент его третьего года эксплуатации составляет от 28% до 49. Более того – день совершения покупки и первый год владения машиной являются ключевыми временными точками её удешевления! Например, в момент выезда из автосалона автомобиль массовой модели, словно по взмаху волшебной палочки, сразу же теряет около 10% своей стоимости! Причина – этот продукт уже потерял заводскую свежесть. Как не парадоксально это звучит – он уже «б/у», его уже касался какой-то человек.

Дальше – веселее. За первый год эксплуатации нового автомобиля он в среднем обесценивается ещё на 10%. Итого – 20% только за первые 12 месяцев! В общей структуре снижения стоимости машины за 3 года, доля потерь в ключевых точках – наибольшая!

Поэтому решение взять 3-4 летнее авто в хорошей комплектации выглядит вполне разумно. Стоимость такого автомобиля уже существенно снизилась, а его состояние, ресурс и потребительские характеристики очень незначительно уступают новой машине. Следующая крупная потеря стоимости таким автомобилем будет лишь ближе к 6-7-летнему возрасту, когда многие модели переживают свой официальный рестайлиг…

Таможня не даёт добро…

До введения 1 июля 2011 года «драконовской» «растаможки», покупка добротного 3-4-летнего авто из ЕС или США была для рынка вторичных автомобилей РБ вполне обыденным явлением. Конечно же, с введением новых таможенных пошлин ввоз таких машин в нашу страну полностью не прекратился, но количество привозимых из Европы автомобилей уменьшилось в разы. При этом физическим лицам приходится ввозить в Беларусь 3-5-летние малолитражки с двигателем объёмом до 1,5 литров, попадающие под минимальные ставки «растаможки» в 1,5-1,7 евро за «кубик». Ну, а про поставки из ЕС в РБ полюбившихся беларусам машин «бизнес»-класса, оснащённых большеобъёмными многоцилиндровыми моторами, пришлось забыть…

«Тачка» из «штатов»

И вот тут самое время поговорить про американские автомобильные аукционы. Тем более, что после принятия «легендарного» Указа № 140 машины из США стали еще более популярными. А после отмены летом этого года таможенных пошлин на ввоз в РБ электромобилей, появился спрос и на доставку из Америки легковых авто без ДВС.

Всё дело в продающихся на аукционах машинах. Тут есть несколько нюансов:

  1. Ни для кого не секрет, что легковые автомобили из США отличаются богатой комплектацией и большим выбором модификаций. Разница в оснащении машин чётко видна при сравнении какой-либо модели BMW, Mercedes, Volvo или Audi/VW, предназначенной для внутреннего рынка, с аналогичной моделью для американского рынка.

 

Возьмём, к примеру, популярный у нас VW Passat B8. На версии для рынка США вы не увидите привычных для «европейцев» перефорсированных «игрушечных» моторов 1,4 TSI, механической коробки передач, обычного (с «крутёлками») полуавтоматического кондиционера «Climatic» и «тряпичного» салона. Американский Passat B8 – это 1,8 и 2,0-литровые двигатели TSI, работающие в паре с «автоматом». При чём, в отличие от «европейцев», это обязательно будет настоящая надёжная 6-ступенчатая гидромеханическая коробка передач производства Aisin, а не 7-ступенчатый преселективный «робот» DSG.

Ну, а списке оснащения «американца» в щедрой версии SE (или SEL) наверняка будут: кожаный салон, 3-зонный климат-контроль «Climatronic», камера заднего вида и «навороченная» мультимедия с поддержкой «Apple CarPlay» и «Android auto», бесключевой доступ «Keyless», система выбора режима движения «Driving profile selection», ассистент удержания в полосе движения «Lane Assist», адаптивный круиз-контроль и ряд других «крутых фишек».

Да, и вообще, к собираемым в Америке или для американского рынка моделям предъявляются более жёсткие требования по качеству, безопасности и надежности по сравнению с европейскими или азиатскими аналогами.

  1. США – типичный пример «общества потребления». Всё устроено так, чтобы постоянно стимулировать рядового американца к покупке нового автомобиля. Ведь это выгодно экономике «штатов» – чем чаще и больше американцы покупают машины, тем больше банки выдают под них кредитов. А неотъемлемым условием для выдачи кредита является оформление страхового полиса. Значит, страховые компании исправно оформляют новые полисы и не менее исправно производят по ним выплаты в случае ДТП…

Значительное число машин, продающихся на американских автомобильных аукционах, имеют те или иные повреждения, полученные в ДТП. Причём, на взгляд белорусского автовладельца или мастера по ремонту автомобилей, зачастую, отнюдь, не фатальные. Всё дело в действующих у американских страховщиков и автоэкспертов достаточно жёстких стандартах касательно признания автомобиля «погибшим/полностью потерянным». (Состояние, когда его восстановление экономически нецелесообразно, т.е. ремонт такого авто обойдется больше чем в 75% от его рыночной стоимости.) Т.о., повреждения кузова, и шасси, которые у нас в Беларуси вряд ли посчитают «смертельными» в США становятся поводом для списания вполне ещё «живой» машины в утиль.

Причина такого отношения к повреждённым машинам в «штатах» – дороговизна тамошней рабочей силы и запасных частей. В отличие от белорусских коллег, американские ремонтники получают деньги не сдельно по окончанию работ, а за каждый час своей деятельности. При этом стоимость такого рабочего часа высокая и фактически везде фиксированная.

Это и приводит к тому, что стоимость ремонта повреждённого автомобиля в США становится нерентабельной. Простому американцу гораздо проще и выгоднее получить от страховой компании возмещение и отправиться выбирать другую машину, чем заниматься её восстановлением.

При этом сразу под пресс повреждённые автомобили никто не пускает. Предприимчивые страховые компании, чтобы хоть частично возместить свои издержки, выставляют повреждённые авто на автомобильные аукционы, несмотря на статус машин «salvage» («утиль»). Зачастую такие автомобили продаются фактически по цене металлолома…

Как отметил сам Дэн Оскарсон, аукционы IAA имеют очень большую базу незначительно поврежденных авто. «Автострады и высокие скорости, метеорологические условия в различных штатах, а также другие обстоятельства сказываются на появлении автомобилей разной степени поврежденности. Однако дороговизна рабочей силы и запасных частей приводят к тому, что стоимость ремонта автомобиля в США становится нерентабельной. Замена автомобиля для американца дешевле. Поэтому на аукционы постоянно выставляются новые лоты».

Повреждённые автомобили с американских аукционов активно покупают страны, где стоимость работ СТО значительно ниже. Среди них: Украина, Беларусь и Россия.

Вот тут-то и спрятан краеугольный камень смысла покупки подержанного повреждённого автомобиля с аукциона в США. Важно подобрать аукционный лот так, чтобы его конечная аукционная стоимость + расходы на транспортировку машины в РБ, «растаможка» и стоимость восстановления «немножко помятого» авто суммарно получились меньше, чем цена в РБ аналогичной модели, доставленной из Европы. И это более, чем реально!

  1. Ряд моделей ведущих мировых автопроизводителей изначально разрабатывался для американского рынка. Поэтому купить такой автомобиль в Европе у официального дилера марки невозможно. А вот с американского автомобильного аукциона – пожалуйста. Интерес к американским аукционам имеется и у европейских фанатов легендарных автомобилей, например, «muscle car´ов».

Tesla Model 3, фото Carlquinn

Ну, и отдельно нужно упомянуть возможность покупки на американском автомобильном аукционе электромобиля. Даже самая доступная модель компании Tesla, седан Model 3, новая или слегка б/у, будет не по карману многим нашим соотечественников. А вот немножко битая из США и восстановленная в РБ, – почему бы и нет. Такая «двухлетка» Tesla Model 3 может стать «под ключ» в Беларуси примерно в 29 000$. А это уже сопоставимо по цене со стоимостью аналогичного по возрасту и классу автомобиля с традиционным ДВС.

Итак, что такое IAA?

Insurance Auto Auctions (IAA) – одна из крупнейших американских автомобильных аукционных компаний, торгующих аварийными авто. Входит в пятерку крупнейших страховых аукционов на территории США. На проводимых IAA аукционах можно купить машины как американских автопроизводителей, так и продаваемых в США известных зарубежных брендов, таких как Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen, Lexus, Infiniti и др.

Незначительно поврежденные и подлежащие ремонту автомобили вышеупомянутых брендов продаются через цифровой онлайн-аукцион. При этом, как утверждает топ-менеджер компании IAA, создаются честные рыночные условия для всех покупателей.

Компания Insurance Auto Auctions была основана в 1982 году. Тогда всё началось с 5 маленьких площадок по продаже автомобилей. Сейчас IAA имеет штаб-квартиру в Westchester, штат Illinois и 175 площадок в «штатах». Кроме США компания работает в Канаде и Соединенном Королевстве. Персонал IAA насчитывает около 4 000 сотрудников. Каждую неделю компания продает около 48 тысяч автомобилей. А ежегодно по всему миру – около 2,5 миллионов транспортных средств. Чтобы достичь такого объёма продаж IAA проводит более 9 300 аукционов в год! География поставок насчитывает более чем 170 стран.

How does it work?

На состоявшейся пресс-конференции Дэн Оскарсон подробно рассказал, как устроен электронный аукцион IAAI и какие технологические инструменты в своих интересах могут использовать клиенты. В числе обсуждаемых вопросов были важные дополнительные возможности сайта IAAI.com и мобильного приложения «IAA Buyer», а также интересные обновления AuctionNow™ – новой цифровой платформы для проведения торгов через IAA.

Так, потенциальный покупатель может оценить состояние машины благодаря цифровой технологии IAA 360 View™. Она обеспечивает интерактивную визуализацию на 360° интерьера и экстерьера рассматриваемого к покупке автомобиля.

Ещё одна опция аукциона IAA – т.н. «обрезанные фото» и фото в разрешении HD. Первые позволяют детализировать повреждения машины, искусственно затемняя неповреждённые кузовные детали. Вторые – рассмотреть повреждённые детали, узлы и агрегаты в мельчайших подробностях.

В случае, если выбираемый автомобиль относится к категории «Run&Drive» («заводится и едет») можно воспользоваться ещё одной «фишечкой» компании IAA – посмотреть 10-секундную видеозапись работы двигателя.

Вообще, простые англоязычные фильтры позволяют прикинуть, с чем придётся иметь дело в будущем. Например, фильтр «Start Code» («запуск/работа») позволяет сортировать машины по следующим категориям:

  • вышеупомянутая «Run&Drive»;
  • «Vehicle Start» – транспорт, у которого можно без сторонней помощи завести мотор, но при этом для езды такое авто не пригодно;
  • «Vehicle Start W/Jump» – машины, не способные завестись без помощи устройства для запуска двигателя («джампера»);
  • «Stationary» – автомобили у которых силовой агрегат не заводится даже при помощи «джампера».

Фильтр «Keys» позволяет отсортировать авто, у которых в комплекте имеются ключи («Keys Present»), ведь некоторые лоты не обладают таким показателем.

Фильтр «Loss Type» («тип ущерба») позволяет выбрать аукционный лот по типу повреждения автомобиля:

  • «Fire» – машины, подвергшиеся возгоранию;
  • «Collision» – автомобили, попавшие в соударение с другими машинами, либо предметами;
  • «Other» – иные повреждения (были разбиты стекла, повреждено лакокрасочное покрытие, повреждённые вандалами и т.д.);
  • «Theft» – авто, числившиеся в угоне;
  • «Water/Flood» – машина подверглась частичному подтоплению, либо перенесла утопление.

Но, самое главное, что на IAAI предусмотрен очень серьезный контроль за лотами, которые выставляются на аукцион. Дело в том, что бизнес по продаже автомобилей в США предполагает использование реальных данных и характеристик машины, включая её пробег. Причем данные о пробеге хранятся в базе, которую невозможно подделать или изменить, особенно если автомобиль приобретается с аукциона. А любимые некоторыми отечественными «продаванами» мероприятия по «коррекции» пробега в США строго наказываются в соответствии с действующим законодательством!

Т.е. потенциальный покупатель может быть уверен, что он купит именно ту машину, которую выбрал, а она, в свою очередь, будет обладать только характеристиками, указанными в описании конкретного аукционного лота.

Свой маркетинговый партнёр в РБ

Как сказал на открытии конференции Дэн Оскарсон, IAA приходит в Беларусь, чтобы стать ещё ближе к белорусским покупателям. Это означает, что сервис IAA будет для нас ещё более доступным и понятным, а условия работы с аукционом ещё более комфортными. Для этого Insurance Auto Auctions выбрала локального маркетингового партнёра (Marketing Alliance Partner) в РБ. Им стала компания AutoGroup. Кстати, Беларусь для IAA – 14-я по счёту страна, в которой был создан маркетинговый альянс с местным резидентом.

AutoGroup хорошо знают на белорусском автомобильном рынке. Эта компания стала лидером по импорту автомобилей в РБ, оказывая своим клиентам комплексные услуги по подбору и доставке машин с мировых аукционов США, Канады и Европы. Общий опыт работы в этой сфере – более 15 лет, а под названием AutoGroup компания работает с 2013 года. На сегодняшний день в Беларуси у неё 4 офиса: Минск, Гомель, Гродно и Брест. В планах до конца 2020 года – открытие представительств в Витебске и Могилеве.

Приветствуя компанию AutoGroup, Дэн Оскарсон сказал: «Маркетинговый партнер – это тот, кто представляет IAA на местном рынке. Он будет помогать в выборе автомобиля, оплате, доставке и т.д.»

Т.е. сотрудники AutoGroup будут по-прежнему осуществлять поиск машин на аукционе в США, делать ставки, оплачивать и импортировать автомобили. Но, у клиентов компании (а, значит, и IAA) появится возможность оперативно получать ответы на интересующие их вопросы. Немаловажно, что одновременно нивелируются языковой и временной барьеры. Представляемый компанией AutoGroup местный аукционный центр будет работать с соблюдением тех же стандартов и регламентов, которые приняты в IAA.

Как официальный партнер IAA в Беларуси AutoGroup сможет помочь сразу по нескольким направлениям: регистрация персонального брокерского аккаунта, размещение ставок и подготовка документов для оплаты, разрешение вопросов с аукционом, услуга транспортировки до склада покупателя, услуги таможенного оформления и многое другое.

К сожалению, для конечного покупателя появление местного маркетингового партнера IAA не означает снижения цены на автомобили из США. Это скорее гарантия того, что все спорные вопросы, связанные с поставкой машины, будут решаться оперативнее.

Что же теперь будут делать остальные компании, также оказывающие услуги по подбору и доставке авто из США? Тут не каких изменений не предвидится – будут работать, как и прежде.

Ведь в рамках созданного маркетингового альянса белорусский партнёр будет заниматься консультированием по вопросам приобретения автомобилей через IAA как конечных потребителей, так и дилеров. По сути, AutoGroup становится главным посредником аукциона в Беларуси, способным решать любые, связанные с IAA, вопросы «на месте». Тем более, что и раньше компания была одним из самых крупных игроков отечественного рынка автомобилей из США, объединяя вокруг себя большое число дилеров…

В общем, как сказал на конференции основатель и директор AutoGroup Дмитрий Больдюсов: «Правильно распознать потребность, услышать и дать клиенту то, за чем он пришел, а не просто продать авто – в этом наша главная задача».

При этом обе стороны очень аккуратно оценивают перспективы белорусского рынка и ни в коей мере не рассчитывают на всплеск продаж, связанный с созданием маркетингового альянса. Дмитрий Больдюсов сказал, что после принятия Указа №140, определившего льготную «растаможку» для некоторых категорий граждан, объём ввоза автомобилей из-за границы составляет около 30 тысяч авто в год. В свою очередь, Дэн Оскарсон осторожно оценил ближайшие перспективы белорусского рынка в 30-40 тысяч машин в год.

Интересно, что еще два года назад IAA не планировал начинать бизнес в Беларуси из-за слишком низкого объёма продаж. Тогда, на встрече в Киеве, Дэн Оскарсон ответил Дмитрию Больдюсову на вопрос о перспективах прихода IAA в Беларусь: «Guys, you´re too slow».

Вопросы… ответы…

То, что компания IAA и её новый локальный маркетинговый партнёр готовы слышать и решать вопросы своих дилеров, Дэн Оскарсон и Дмитрий Больдюсов продемонстрировали во время второй части конференции.

Было заявлено, что с маркетинговым партнёром будет легче решать различные насущные вопросы. А они, без сомнения, есть – ведь для того, что чтобы обсудить положение дел, задать наиболее острые вопросы и услышать на них ответы, некоторые белорусские дилеры проделали путь в 200-350 км. Ну, а когда ещё предоставится возможность поговорить с самим вице-президентом IAA?

Как мы помним, специфика выбора повреждённых автомобилей с аукциона в США заключается в том, что о состоянии машины приходится судить по снимкам, причём иногда не всегда качественным. О некоторых повреждениях, вообще, приходится догадываться. Как следствие – каждый пиксель фотографий рассматривается на увеличении. И это вовсе не гарантия того, что все возможные проблемы и повреждения удастся обнаружить до транспортировки авто через океан.

К примеру, представитель одной из компаний, занимающейся импортом автомобилей из Великобритании, заявил, что на значительном числе машин, купленных на тамошнем аукционе IAA, отсутствовали каталитические нейтрализаторы, хотя в описаниях лотов упоминания об этом не было. Между тем, катализатор – весьма дорогостоящая деталь автомобиля.

В ответ Дэн Оскарсон пообещал, что в будущем, при создании лотов, в портфолио машины обязательно будут включать и снимок днища. В перспективе это позволит избежать подобных спорных вопросов.

Шасси электромобиля Tesla

Также фото снизу будет полезно и актуально для косвенной оценки состояния приобретаемого электромобиля. У большинства таких машин тяговая батарея, как правило, располагается в базе кузова.

Предыдущего вопрошаемого поддержали и многие сидящие в зале, отметив случаи, когда повреждённые автомобили приезжали без головной оптики или задних фонарей. Хотя на фото в портфолио лота эти детали были в наличии. Такие случаи бывают в ситуациях, когда оптика или навесные панели специально демонтируются страховой компанией для доступа к пострадавшим узлам и агрегатам с целью их последующей оценки.

При этом, после оценки повреждений, демонтированные элементы не устанавливаются обратно на автомобиль, а укладываются в него для последующей передачи клиенту. Но, судя по актуальности данного вопроса у отечественных дилеров, разукомплектованные машины – вовсе не редкость.

Все имеющиеся с автомобилем детали мы стараемся передавать клиенту. Нам они не нужны, компании IAA их просто негде хранить, – принялся объяснять ситуацию Дэн Оскарсон. – Однако комплектность автомобиля и наличие у него посторонних повреждений должен проверять водитель, который забирает автомобиль с площадки аукциона.

Ещё один «больной» вопрос – ключи зажигания. Оказалось, что даже наличие у лота пометки «Keys Present» («ключи имеются») не является гарантией того, что машина приедет к вам с этой важной деталью. По крайне мере несколько человек из присутствующих в зале сталкивались с такой проблемой.

Ключ-брелок образца 2017 года предназначен для Meredes-Benz S-klasse (W222) и E-klasse (W213)

– Это как бриллиант, который легко потерять, – согласился с выступающими Дэн Оскарсон. – Например, у дилера цена ключа для нового Mercedes может составлять от 1 400 до 2 000$. К тому же вам понадобится время, чтобы его заказать. Мы собираемся уделять этому моменту особое внимание.

Так, вице-президент IAA сообщил, что теперь сотрудники аукциона будут обязательно делать и фото ключа. Кстати, уже сейчас ключи зажигания крепятся к рулевому колесу или рулевой колонке с помощью металлического троса.

Ну, и напоследок стоит упомянуть ещё один вопрос, заданный топ-менеджеру IAA. Пожалуй, именно он будет наиболее актуальным для конечных покупателей авто из США: «Можно ли купить автомобиль с аукциона IAA без участия брокера, полностью самостоятельно?» На него Дэн Оскарсон ответил, что аукциону невыгодно работать с единичными покупателями. Для них и цена лота, и аукционный сбор будут выше.

Тэги:

, , , , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,