Продвигая услуги по модернизации старых советских вооружений, предприятия белорусского ВПК прибегают к оригинальным рыночным стратегиям.

«Исполнение контракта на ремонт четырех самолетов типа МиГ-29 для Республики Сербия идет в плановом порядке согласно производственному графику. Завершение ремонта планируется в I квартале 2020 года», — говорится в сообщении Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) Беларуси.

14 августа в рамках программы пребывания сербской военной делегации в Беларуси начальник Генерального штаба вооруженных сил Сербии Милан Мойсилович посетил ОАО «558 АРЗ» (г. Барановичи). Там же состоялась встреча Милана Мойсиловича с исполняющим обязанности председателя Госкомвоенпрома РБ Игорем Демиденко. Согласно информации Госкомвоенпрома: «Стороны обсудили текущие и перспективные направления военно-технического сотрудничества, сербская делегация ознакомилась с ходом модернизации самолетов МиГ-29, принадлежащих Военно-воздушным силам Республики Сербия, возможностями белорусского предприятия по ремонту и модернизации авиационной техники, а также выпуску новых образцов продукции, в том числе беспилотных летательных аппаратов».

В контексте вышеизложенного следует напомнить, что упомянутые четыре истребителя МиГ-29 в торжественной обстановке были переданы Беларусью  Сербии 25 февраля текущего в рамках оказания военно-технической помощи.

Впервые информация о передаче Беларусью Сербии некоторых видов вооружения появилась в СМИ после визита в Минск сербской делегации во главе с тогдашним премьер-министром Александром Вучичем 26-27 января 2017 года.

Как заявил на церемонии передачи председатель Государственного военно-промышленного комитета Роман Головченко, выбор сербской стороной в качестве партнера 558-го авиаремонтного завода отнюдь не случаен. Наше предприятие имеет большой опыт ремонта, модернизации и комплексной логистической поддержки самолетов типа МиГ-29.

По сообщению директора завода Павла Пинигина, модернизация, в основном, коснется навигационной системы, частично — системы радиоэлектронной защиты самолетов (а также, по некоторым данным, системы управления оружием). Оплату всех работ произведет сербская сторона.

Когда не грех вспомнить старое

Некоторые эксперты полагают, что при реновации МиГ-29 для Сербии частично будет использована белорусская программа модернизации в которую заложены наработки российского ОКБ «Русская авионика», выполненные во второй половине 90-х годов при создании экспериментальных МиГ-29СМТ.

В соответствии с ней, в состав бортового вооружения класса «воздух-воздух» истребителей МиГ-29БМ (белорусский модернизированный) предполагалось включить ракеты средней дальности РВВ-АЕ, Р-27ЭР и Р-27ЭТ (БРЭО базового МиГ-29 обеспечивало применение только менее совершенных ракет Р-27Р и Р-27Т, а также ракет ближнего боя Р-73 и Р-60М).

А также — высокоточные средства поражения класса «воздух-поверхность», в том числе ракеты Х-29Т (ТД), Х-29Л, Х-25МЛ, Х-31П и Х-31А, а также корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-500Л.

Для использования новых видов бортового оружия в радиолокационном прицельном комплексе модернизированного истребителя МиГ-29 был реализован ряд дополнительных режимов работы: обзор земной и водной поверхности с обнаружением одиночных и групповых, точечных и протяженных наземных и надводных радиоконтрастных целей, выдача координат обнаруженных целей для формирования целеуказания и применения управляемого оружия.

Существенно расширялись и возможности навигационного комплекса истребителя. В его состав включались навигационный вычислитель, приемник спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/NAVSTAR, радиотехническая система ближней навигации, аппаратура навигации и посадки.

Модернизации подлежало и информационно-управляющее поле кабины летчика. Замена устаревшего монохромного телевизионного индикатора на многофункциональный цветной жидкокристаллический позволяла выводить на него в графической форме навигационную, обзорно-прицельную и параметрическую информацию, а также изображение местности и целей, получаемое телевизионными головками самонаведения управляемых ракет и корректируемых бомб.

Как следует со слов представителей 558-го авиаремонтного завода, на сербскую версию МиГ-29 дополнительно предполагается устанавливать систему индивидуальной радиотехнической защиты «Сателлит». Комплекс «Сателлит» разработан на самом предприятии. Он включает бортовую аппаратуру индивидуальной радиотехнической защиты летательных аппаратов от высокоточного радиоуправляемого оружия с активными радиолокационными головками самонаведения (АРГСН) классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух».

По данным разработчика, «Сателлит» с высокой степенью вероятности исключает поражение защищаемого объекта ракетами с АРГСН и выполняет постановку помех автоматически всем атакующим радиолокационным средствам противника (истребители-перехватчики, зенитно-ракетные комплексы).

«Овчинка» стоит выделки

По оценкам авторов программы модернизации, в результате усовершенствований комплекса оборудования и расширения номенклатуры вооружения боевой потенциал самолета МиГ-29БМ при решении задач класса «воздух-воздух» должен был вырасти по сравнению с серийным МиГ-29 на 80%, а при решении задач класса «воздух-поверхность» — в 4 раза.

Суммарный же боевой потенциал (50% задач «воздух-воздух» и 50% — «воздух-поверхность») модернизированного самолета должен был превзойти уровень исходного в 2,9 раза.

При этом (если исходить из выкладок разработчиков программы модернизации) белорусский МиГ-29 по своим боевым качествам должен был превосходить такие зарубежные истребители, как EF-2000 «Тайфун» (у него коэффициент боевого потенциала относительно серийного МиГ-29 составлял 2,8), «Рафаль» (2,65) и JAS39 «Грипен» (2,05).

Несколько уступая «Еврофайтеру» и «Рафалю» в задачах «воздух-воздух» (их боевой потенциал относительно серийного МиГ-29 — 2,1 и 1,9 соответственно, относительно МиГ-29БМ — 1,8), белорусская разработка опережала «Грипен» (1,1).

А вот при поражении наземных (надводных) целей МиГ-29БМ получал безоговорочное преимущество перед западными аналогами с коэффициентом боевого потенциала 4,0, 3,4, 3,5 и 3,0 соответственно.

О высоких тактико-технических характеристиках модернизированных в Беларуси «мигов» говорит и то обстоятельство, что еще 4 и 10 марта 2005 года наши военные летчики установили на двух самолетах МиГ-29БМ целую серию мировых авиационных рекордов скорости и скороподъемности.

Однако вскоре после этого работы над модернизацией остальных белорусских МиГ-29 для нужд национальных ВВС и войск ПВО были надолго приостановлены. По мнению ряда комментаторов, случилось это по причине нехватки средств. Косвенно в пользу этой версии говорит тот факт, что доработка «мигов» для ВВС иностранных государств на 558-м авиаремзаводе в Барановичах никогда не прекращалась.

Обременительное наследство

После обретения Беларусью независимости ВВС страны получили в наследство от советской армии практически всю авиационную технику, базировавшуюся в тот момент на нашей территории. В это число вошли и более 80 истребителей МиГ-29 версий 9-12 и 9-13. Но в 1996 году 18 истребителей МиГ-29 (включая 2 двухместных МиГ-29УБ) были проданы в Перу. Еще 31 такой самолет в течение 1999-2002 годов приобрел Алжир. В итоге к началу нового тысячелетия в составе ВВС и войск ПВО Республики Беларусь, по данным зарубежных источников, осталось 42 истребителя МиГ-29.

Но летную годность даже такого количество самолетов оказалось осуществить проблематично ввиду технических и финансовых проблем. Очевидно, именно по этой причине президент РБ Александр Лукашенко заявил о том, что модернизации с продлением срока эксплуатации подлежит лишь половина МиГ-29.

Напрашивается предположение, что часть высвободившихся при этом МиГ-29 и будет передана Белграду. А выбор сербской стороной нашего 558-го авиаремонтного завода в качестве исполнителя их реновации, как уже говорилось, объясняется высоким технически уровнем белорусской программы «мигов».

Правда не исключено, что такая раздача летной техники, на дефицит которой постоянно жалуются наши военные, может вызвать у рядовых граждан глубокое недоумение. И для того чтобы прояснить ситуацию, очевидно, есть необходимость уточнить некоторые детали.

Дело в том, что после 2020 года в белорусской армии истребители МиГ-29 предполагается заменить многофункциональными боевыми машинами Су-30СМ. Об этом сообщил еще 20 октября 2015 года командующий войсками ПВО и ВВС Беларуси генерал-майор Олег Двигалев.

Более определенно на эту тему высказался 4 февраля 2016 года замминистра обороны по вооружению генерал-майор Игорь Лотенков: «Подсчитав, во что выливается нам их (МиГ-29 — прим. авт.) содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования».

Логично предположить, что часть высвобождающихся при такой замене МиГ-29 и будет передана Белграду. По мнению ряда комментаторов, щедрость белорусского руководства во многом вызвана желанием заинтересовать своих сербских коллег в закупках отечественной машиностроительной продукции, сбыт которой за рубежом отстает от директивных показателей.

Между тем, в ряде публикаций целесообразность приобретения Су-30СМ для вооруженных сил Беларуси ставится под сомнение. По мнению авторов, характеристики этих боевых машин избыточны для нашей небольшой страны. Особенно если учесть их заоблачную цену и высокие затраты на эксплуатацию.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,