20.12.2018, 9:46
Боевые самолеты: лучше б/у, чем ничего
Предприятия ВПК Беларуси активно предлагают на мировом рынке услуги по ремонту и модернизации военной авиатехники советского производства.
По сообщению болгарского журнала «Aero», правительство этой страны приняло решение выделить сумму эквивалентную 74,4 млн. долл. на поддержание летной годности парка истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25 ВВС Болгарии.
Обслуживание МиГ-29 обойдется в 41,3 млн. долл. эти средства получит российское АО РСК «МиГ», производитель самолета, которое является исполнителем рамочного соглашения об обслуживании самолетов, подписанного в марте 2018 года.
Правительство Болгарии также одобрило финансирование ремонта и продления ресурса штурмовиков Су-25 ВВС Болгарии в размере 48 млн. долл.
Средства будут выделяться на основании рамочного соглашения, подписанного 28 ноября 2011 года с белорусским ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» в Барановичах. Наше предприятие выиграло болгарский тендер в ноябре 2018 года на ремонт с продлением ресурса и частичную модернизацию (которая затронет навигационную и прицельную систему и обеспечит возможность применения контейнерной системы РЭБ «Сателлит М2») восьми Су-25.
В это число вошли шесть одноместных штурмовиков Су-25К и две «спарки» Су-25УБК. Основной причиной, по которой Болгария выделяет средства на Су-25, является необходимость сохранения ударных возможностей ВВС страны по наземным целям до тех пор, пока они не получат на вооружение новый многофункциональный боевой самолет.
В контексте вышеизложенного, очевидно, следует напомнить, что «558 АРЗ» разработал и предлагает на мировом рынке программы модернизации боевых самолетов советского производства МиГ-29, Су-27, Су-25.
Основные направления модернизации:
— расширение перечня применяемых авиационных средств поражения;
— реализация новых режимов работы радиолокационного прицельного комплекса;
— повышение точностных характеристик навигационной системы и расширение функциональных возможностей;
— применение комплекса контроля двигателей и систем самолета;
— установка системы сбора-передачи информации;
— модернизация информационного поля кабины;
— применение системы аудио и видеорегистрации многофункциональных индикаторов (МФИ) и закабинного пространства;
— установка аппаратуры радиотехнической защиты самолета.
Что касается конкретно модернизации штурмовика Су-25, то предприятие предлагает целый ряд работ.
Так, предусмотрено повышение его боевой эффективности по уничтожению наземных и воздушных целей за счет глубокой модернизации прицельного комплекса, введения новых режимов его работы (в частности максимальная высота бомбометания увеличена c 2000 до 5000 м без входа в зону поражения войсковой ПВО). А также за счет расширения номенклатуры применяемого вооружения (управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-73 и неуправляемых ракетных снарядов С-13).
Предполагается наращивание боевых возможностей самолета по круглосуточному и всепогодному ведению боевых действий высокой интенсивности, расширение круга решаемых боевых задач по предназначению за счет использования современных средств спутниковой навигации и, соответственно, новых режимов навигации, а также принципиально нового программного обеспечения прицельно-навигационных комплексов.
При модернизации информационно-управляющего поля кабины вводится система отображения информации (СОИ) предназначенная для сбора и отображения пилотажно-навигационной, тактической и прицельной информации. СОИ включает в себя 2 цветных ЖК-индикатора (МФИ) с кнопочным обрамлением и резервный прибор ИРП для обеспечения резервного отображения тангажа, крена и курса, скорости, высоты и вертикальной скорости.
Для применения расширенной номенклатуры вооружения и реализации новых режимов боевого применения на самолете подвергается доработке штатный авиационный стрелковый прицел АСП-17БЦ. Установка индикатора ИЛС вместо визирной головки С-17ВГ обеспечивает отображение летчику пилотажно-навигационной и прицельной информации (шкалы курса, крена и тангажа; прицельной информации; курсоглиссадных планок; навигационной информации (заданного курса, дальности до предполагаемого пункта посадки, высоты).
На модернизируемые самолеты Су-25 устанавливается спутниковая навигационная система типа СНС. Система СНС представляет собой 14-канальный приемник, работающий по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и GPS NAVSTAR (США), используя С/А и ПТ коды на несущей частоте L1. Система СНС предназначена для определения текущих значений координат летательного аппарата (широты, долготы, высоты), вектора скорости, а также текущего времени по сигналам СНС ГЛОНАСС и GPS NAVSTAR в любой точке земного шара, в любой момент времени и независимо от метеоусловий. Обеспечивает повышение точности навигации (до 5 м) и обеспечение режима маловысотного полета с обходом препятствий Помимо этого, на дорабатываемые машины устанавливается малогабаритная бесплатформенная навигационная система ЛИНС, построенная на базе кольцевых лазерных гироскопов и маятниковых акселерометров. Инерциальная навигационная система обеспечивает автоматическое измерение 3D параметров движения (положения, скорости, курса и т.д.). Выдача этих данных производится в режиме реального времени в автономном (чисто инерциальном) режиме работы, а также с коррекцией от СНС приемника.
Для регистрации в полете видео и аудио информации с целью проведения объективного контроля и послеполетного анализа на самолете устанавливается система видеорегистрации. А для контроля, регистрации и накопления информации о состоянии силовых установок и бортовых систем самолета — система контроля и регистрации полетной информации БУР.
Помехозащищенную открытую и защищенную телефонную и телекодовую радиосвязь при взаимодействии с другими летательными аппаратами и с наземными пунктами управления обеспечивает бортовой комплекс связи БКС.
В процессе модернизации на самолет Су-25 может устанавливаться аппаратура индивидуальной радиотехнической защиты (АРТЗ) «Сателлит» разработки 558-го АРЗ, предназначенная для обеспечения индивидуальной радиотехнической защиты летательных аппаратов всех типов от огневого поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата и зенитных ракетных комплексов противника.
Как следует из информации завода-производителя, АРТЗ «Сателлит» предназначена для обеспечения индивидуальной радиотехнической защиты летательных аппаратов всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата (АРКП) и зенитных ракетных комплексов (ЗРК) противника.
Под высокоточным радиоуправляемым оружием подразумеваются АРКП и ЗРК, оснащенные ракетами с полуактивными и активными радиолокационными головками наведения.
Для обеспечения высокоэффективной радиотехнической защиты самолета-носителя используется ретрансляционный принцип создания помехового воздействия. Он заключается в приеме зондирующего сигнала или сигнала подсвета подавляемого радиоэлектронного средства (РЭС), его анализа, усиления, наделения помеховой модуляцией и излучения.
При этом формируются следующие типы помеховых воздействий:
— имитирующие помехи каналам обнаружения цели АРКП (ЗРК);
— уводящие помехи угловым каналам сопровождения АРКП (ЗРК);
— уводящие помехи каналам сопровождения активных и полуактивных радиолокационных головок наведения управляемых ракет.
Индивидуальная защита самолета обеспечивается созданием дезинформационной обстановки на экранах РЭС атакующего средства: многофункциональных бортовых радиолокационных станций самолетов-истребителей (перехватчиков), радиолокационных станций сопровождения (подсвета, наведения) ЗРК, а также активных (полуактивных) радиолокационных головок наведения управляемых ракет.
Помеховое воздействие атакующему РЭС создается на всех этапах его работы: обнаружении цели, захвате на автосопровождение и наведении ракеты.
При этом на индикаторах радиоэлектронных средств управления оружием противника не формируется признак помехового воздействия и возможен пуск управляемой ракеты по ложной маневрирующей цели.
Ракета, отрабатывая значительные ложные угловые команды управления, быстро теряет скорость, что приводит к уменьшению дальности ее полета, увеличению текущего промаха и, как следствие, непоражению цели.
Подавлению подлежат все типы моноимпульсных локаторов управления оружием с радиолокационным наведением ракет на цель, в том числе с быстрой (поимпульсной) перестройкой параметров (длительности, периода повторения импульсов, несущей частоты).
Конструктивно АРТЗ «Сателлит» представляет собой два контейнера с аппаратурой, размещаемые на точках подвески вооружения под крылом самолета, пульт управления и индикации, установленный в кабине.
Контейнеры состоят из двух комплектов блоков, одинаковых по составу, обеспечивающих защиту передней и задней полусферы. Каждый контейнер обеспечивает возможность подвески к нему штатного вооружения, изначально предназначенного для установки на данной точке подвески.
Недавно специалисты предприятия представили усовершенствованную версию АРТЗ — «Сателлит-М2», охватывающую уже весь радиолокационный диапазон, в котором работают наземные комплексы ПВО и воздушные средства перехвата.
В соответствии с тактико-техническими характеристиками «Сателлит-М2» способен работать полностью в автоматическом режиме, не отвлекая летчика от выполнения боевой задачи, и противодействовать зенитным ракетным комплексам малой, средней и большой дальности, а также средствам воздушного перехвата. В настоящий момент это единственный в мире подобный тип широкодиапазонной аппаратуры. Эксплуатация бортовой аппаратуры подтвердила, что специального обслуживания ее не требуется. В случае возникновения неисправностей отказавший блок определяется при помощи встроенной системы контроля и заменяется на исправный. В аппаратуре предусмотрено документирование полетной информации.
Предлагаемые ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» услуги по поддержанию летной годности и модернизации боевых самолетов советского производства пользуются стабильным спросом на мировом рынке.
Не так давно в общественно-политических и специализированных СМИ появилась информация о ремонте и модернизации штурмовиков Су-25 ВВС Демократической Республики Конго на заводе в Барановичах.
В середине 2016 года ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» и казахстанское ТОО «КАИ» («Казахстанская Авиационная Индустрия») на международной выставке вооружения KADEX-2016 в Астане заключили контракт о выполнении ремонта и модернизации самолета типа Су-25.
И надо думать эти контракты не последние.