• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Ожидалось, что для белорусских экспортеров топлива налоговый маневр в нефтяной отрасли одновременно повысит ценность украинского топливного рынка как одного из самых высокомаржинальных и обострит конкуренцию с его лидерами — российскими компаниями. Однако неожиданно у белорусов появился шанс потеснить конкурентов.

Украина с 1 августа 2019 года ввела специальную пошлину на дизельное топливо из РФ, поставляемое трубопроводным транспортом, в размере 3,75% от таможенной стоимости товара, по экспертным оценкам — около 25 долларов за тонну. С 1 октября пошлина повысится до 4%. Как заявлено, пошлины будут действовать до «момента отмены РФ дискриминационных и/или недружественных действий в отношении Украины».

На рынке дизтоплива Украины лидировали российские компании

В Украине доля импортного дизельного топлива и сжиженного нефтяного газа, имеющего российское происхождение, в последнее время заметно выросла. Если в 2017 году из РФ в Украину было поставлено нефтепродуктов на 1 млрд. долларов, то в 2018 году поставки напрямую из России составили около 2 млрд. долларов. В целом поставки дизтоплива из России в 2018 году обеспечили 40% украинского рынка, — 2,6 млн. тонн. В первом полугодии 2019 года поставки выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,2%, до 1,38 млн. тонн, а доля в балансе рынка увеличилась до 44%.

С 2016 года дизтопливо в Украину из России поставляла компания «Роснефть». Поставки шли по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс», а оформлялись через швейцарскую Proton Energy. В октябре 2017 года «Роснефть» заключила контракт с компанией ITC Industry Trading Company SA (Швейцария) на 10 лет на экспорт 30-50 млн. тонн дизельного топлива. Договором предусмотрено, что «Роснефть» будет поставлять этой компании от 3 до 5 млн/тонн дизельного топлива в год.

В сентябре 2017 года к поставкам дизтоплива в Украину по железной дороге приступила также компания ООО «Газпром нефтехим Салават», входящая в структуру «Газпрома».

«Что касается поставок дизтоплива в Украину, то в последнее время Беларусь очень сильно сдала из-за того, что на полную мощность работает украинский нефтепродуктопровод «Самара-Западное направление» (его эксплуатирует компания «ПрикарпатЗападтранс»), через который идет российское дизтопливо из России через Беларусь, Украину в Венгрию», — рассказал директор по энергетическим проектам НТЦ «Психея» (Украина) Геннадий Рябцев в интервью обозревателю БЕЛРЫНКА в апреле 2019 года.

Нефтепродуктопровод Самара-Западное направление предназначен для перекачки дизтоплива экологического класса евро-5 из России и Беларуси как для внутренних нужд Украины, так и для транзита в Европу, в частности в Венгрию. Проектная мощность магистрали — 3,5 млн. тонн в год. Поскольку трубопроводное дизтопливо — самое дешевое на рынке, то по пути следования трубы в Украине выбираются все объемы, которые не выбирают венгры.

Поставки дизтоплива из России по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс» (на которые вводится пошлина) в 2018 году составили 1,984 млн. тонн (30% баланса украинского рынка), а в первом полугодии 2019 года — 985,5 тыс. тонн (31%).

Кроме трубопроводных поставок российского дизтоплива в Украину, есть еще два канала его поставки, которые под действие пошлин не попали. Первый — по железной дороге через российско-украинскую границу (за І полугодие 2019 года было поставлено 125,7 тыс. тонн, или 4% от баланса рынка), второй — перевалка трубопроводного дизтоплива в железнодорожные цистерны на терминале в Гомеле с дальнейшим заходом на территорию Украины со стороны Беларуси (за І полугодие 2019 года было поставлено 280 тыс. тонн, или 8,6% баланса).

После введения пошлин крупнейший импортер дизтоплива компания Wexler уже заявила о приостановке поставок по трубопроводу, за ней о намерении приостановить импорт сообщили также и другие операторы рынка.

Власти Украины не ожидают дефицита топлива

После введения пошлин представитель президента Украины в Кабинете министров Андрей Герус спрогнозировал заметное снижение в августе доли российского дизельного топлива на украинском рынке. «Уже в августе мы достигнем существенной диверсификации поставок дизтоплива. Если раньше поставки из России составляли около 45%, то мы ждем, что в августе они составят не более 25%, а в сентябре этот показатель может сократиться до 10-15%», — сказал А. Герус.

По его словам, в сложившихся условиях Россия является нестабильным источником поставок дизтоплива. «Украина не желает зависеть от волюнтаристских решений», — заявил А. Герус.

Украинские власти рассчитают, что снижение российских поставок не вызовет дефицита дизтоплива в стране. По словам А. Геруса, не допустить дефицита дизтоплива на рынке позволит увеличение в 3-4 раза поставок по морю, из Польши, Литвы — в два раза, из Беларуси — на 25%.

В 2018 году белорусские НПЗ отгрузили в Украину 2,09 млн. тонн дизтоплива, заняв 32% рынка. В частности, Мозырский НПЗ поставил в Украину 1,69 млн тонн (81%), «Нафтан» — 394 тыс. тонн (19%).. В первом полугодии2019 года поставки составили 1,03 млн. тонн (33%). В том числе Мозырский НПЗ поставил 879 тыс. тонн (85%) и Новополоцкий НПЗ — 150 тыс. тонн (15%).

Фактический и прогнозный баланс дизтоплива в 2018–2019 гг.

Источник поставки Август 2018 Август 2019 Сентябрь 2018 Сентябрь 2019
Внутреннее производство 68,6 60,0 60,7 60,0
Россия (Proton Energy) 240,0 120,0 222,0 120,0
Россия (Укрэнерджи) 15,3 30,0 17,2 30,0
Беларусь 231,5 220,0 186,7 150,0
Литва 35,6 45,0 40,9 45,0
Морской транспорт 38,2 125,0 55,6 195,0
Баланс дизтоплива 629,2 600,0 583,1 600,0

Данные «Консалтинговой группы А-95» (Украина)

Украина рассчитывает на рост поставок белорусского дизтоплива

Портал enkorr недавно сообщил, что белорусские производители согласились в августе-сентябре дополнительно нарастить поставки дизтоплива в Украину. По информации собеседников портала, в августе-сентябре поставки будут увеличены до 250-260 тыс. тонн в месяц по сравнению с 220 и 190 тыс. тонн в августе и сентябре 2018 года.

«Подобное увеличение объемов стало возможным благодаря договоренностям президентов Украины и Беларуси. По просьбе украинской стороны ремонт Мозырского НПЗ был перенесен с сентября на октябрь», — заявил собеседник enkorr.
В октябре, когда Мозыркий завод остановится на ремонт, белорусские экспортеры заверили, что все терм-контракты (терм-контракт — контракт на периодические поставки в течение определенного срока. — Прим ред) в объеме 180 тыс. тонн будут выполнены. «В ходе двухсторонних переговоров также был поднят вопрос касательно стоимости дополнительных объемов дизтоплива, на что белорусская сторона заверила в стабильности ценового предложения на текущем уровне», — отметил собеседник enkorr.

Между тем, 6 августа наценка по спотовым контактам на поставки дизтоплива на площадке Белорусского нефтяного торгового дома (БНТД) повысилась с 19 до 22 долларов за тонну. До введения Украиной пошлин на трубопроводное дизтопливо из России эта наценка составляла около 16 долларов за тонну.

Комментируя ситуацию с поставками дизтоплива в Украину, в концерне «Белнефтехим» отметили, что белорусские НПЗ определяют приоритеты экспорта своей продукции исходя из маржинальности рынков. Что же касается сроков намеченных ремонтов на НПЗ, то, как заявили в концерне, они пройдут в плановом режиме и в соответствии с техническими возможностями оборудования.

Между тем, заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) Сергей Гриб сообщил в начале августа порталу enkorr, что в августе БНК увеличит поставки дизтоплива в Украину на 22,2% в сравнении со среднемесячными поставками в первом полугодии до 220 тыс тонн. «В августе планируем поставку в Украину около 220 тыс тонн дизтоплива, включая отгрузку с «Нафтана». Основную долю составят объемы в рамках терм-контрактов немного спот, остальное будут выгружать давальцы», — сказал С. Гриб.

Среднемесячный объем поставок белорусского дизтоплива в Украину в первом полугодия 2019 года составил 180 тыс. тонн.

Говоря о стоимости дополнительных партий, С. Гриб отметил, что контракты заключены по ценам, которые были сформированы на площадке Белорусского нефтяного торгового дома (БНТД), где реализуются спотовые партии нефтепродуктов. «В этом году спотовые партии продавались на БНТД с премией +18 долларов за тонну, после введения пошлин подскочили до 20 долларов — это и есть уровень цен в августовских контрактах. Отгрузки по терм-договорам пройдут в параметрах, которые в них заложены», — отметил С. Гриб.

При этом он предупредил о снижении отгрузок в сентябре-октябре в связи с плановым ремонтом Мозырского НПЗ, а также разгаром сельхозработ в Беларуси. «Из-за ремонта существенное снижение отгрузок будет не только по дизтопливу, но и по бензинам. Учитывая опыт прошлого года, мы даже внесли соответствующий пункт в договоры с нашими украинскими контрагентами», — рассказал С. Гриб.

Российское дизтопливо пойдет через Гомель?

Представитель президента Украины в Кабинете министров А. Герус 6 августа заявил, что Украина не планирует вводить запрет на все нефтепродукты с паспортом РФ, — российские компании могут и дальше поставлять топливо в Украину, но с уплатой пошлины. «Мы не планируем вводить запрет на все нефтепродукты с российским паспортом. Потому что это, по сути, станет квазиналогом для нашего потребителя. И цена может вырасти… Но мы понимаем, что Россия может принять такое решение», — сказал А. Герус.

Он отметил, что Россия на рынке нефтепродуктов ведет себя нестабильно, поэтому сейчас в планах украинского правительства — сократить зависимость украинского рынка от России. «Если мы снизим поставки из России приблизительно в два раза, то те недружественные решения, которые может принять Россия уже в ближайшее время, не будут иметь для нас такого негативного эффекта», — сказал А. Герус.

При этом он обратил внимание, что российские компании заинтересованы работать на украинском рынке, о чем свидетельствует, в частности, то, что в июле они закачали в собственные хранилища дополнительно 40 тыс. тонн дизтоплива с целью избежать оплаты спецпошлин.

Украинский рынок – один из приоритетных для белорусского топлива

Для Беларуси украинский рынок автомобильного топлива остается приоритетным и одним из самых высокомаржинальных из-за возможности беспошлинно поставлять нефтепродукты и благодаря выгодной логистике. Цены на моторное топливо в Украине административно не регулируются и соответствуют европейским.

Еще недавно доля украинского рынка в общем объеме экспорта белорусских нефтепродуктов составляла около 30%. В 2018 году на долю Украины пришлось 26,5% белорусского экспорта нефтепродуктов. Беларусь в 2018 году снизила поставки нефтепродуктов в Украину на 11,9% в сравнении с 2017 годом до 3,16 млн. тонн, но при этом увеличила валютную выручку на 15% — до 2,09 млрд. долларов.

Однако доля белорусских производителей в балансе украинского рынка дизтоплива в 2018 году сократилась с 43% до примерно 30%. Этот объем заместили поставки российского топлива, доля которых выросла с 28% до 39%. На снижение доли также повлиял тот факт, что в октябре 2018 года Россия ввела запрет на беспошлинные поставки в Беларусь светлых и темных нефтепродуктов (кроме специфических, необходимых для белорусской нефтехимии). В результате в ноябре полностью прекратились поставки в Украину из Беларуси топлива с маркировкой «топливо дизельное экспортное» (ТДЭ), которые участники рынка расценивают как реэкспортный российский ресурс.

Белорусские поставщики дизтоплива в последнее время теряли свою долю на украинском рынке, не выдерживая конкуренции с российской «Транснефтью», поставляющей топливо по «трубе». Очевидно, что в связи с введением пошлины на трубопроводную «дизельку» у белорусских экспортеров появился шанс увеличить свою долю на украинском рыке.

Тем не менее, вряд ли российские компании уйдут с украинского рынка. Самортизировать эффект от остановки «ПрикарпатЗападтранса» могут железнодорожные поставки через трубопроводный терминал в Гомеле, а также железнодорожные поставки из России через погранпереход «Тополи» (Харьковская область).

Отметим также, что правительство РФ с 1 июня 2019 года также ввело запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов в Украину. Но, с одной стороны, оно ввело запрет на экспорт российского топлива, с другой, – сделало оговорку, что эту продукцию можно вывозить в Украину по разрешениям Минэкономразвития РФ.

Для российских компаний украинский рынок — очень хороший бизнес, поэтому было понятно, что уходить с этого рынка они не собираются. Как и следовало ожидать, в июне крупнейший поставщик дизельного топлива в Украину — компания «Роснефть» получила разрешение Министерства экономики РФ на увеличение экспорта дизтоплива. На июль оно согласовало поставку в Украину 250 тыс. тонн дизельного топлива, еще 30 тыс. тонн дизтоплива было выделено компании «Лукойл», остальной объем — «Роснефти» для поставки по нефтепродуктопроводу. Июльская квота превысила уровень среднемесячных российских поставок в январе-мае 2019 года, который составлял 225 тыс. тонн.

Конкурентный козырь белорусов в Украине

Тем не менее, у белорусских поставщиков топлива появился еще один шанс упрочить свои позиции в Украине. Этому может поспособствовать покупка белорусским бизнесменом Николаем Воробьем 50% доли украинского нефтепродуктопровода Самара-Западное направление».

Отметим, что в марте 2019 года Антимонопольный комитет Украины разрешил белорусскому предприятию «Нефтебитумный завод» купить долю в уставном капитале украинской компании «ПрикарпатЗападтранс», эксплуатирующей участок нефтепродуктопровода «Самара -Западное направление». Теперь владельцем 50% акций является белорусская компания «Нефтебитумный завод» Николая Воробьева. «Нефтебитумный завод» на 100% принадлежит белорусскому нефтетрейдеру «Интерсервис», конечным бенефициаром которого является крупный бизнесмен Николай Воробей. Этот трейдер работает с Мозырским НПЗ. Приобретаемая доля «обеспечивает превышение 50% голосов в высшем органе управления общества, отмечалось ранее на сайте Антимонопольного комитета Украины.

Ранее предполагалось совместное использование этого нефтепродуктопровода российскими и белорусскими поставщиками топлива. Также рассматривался вопрос дополнительной возможности его наполнения не только российским, но и белорусским дизтопливом. Однако после введения Украиной с 1 августа 2019 года специальной пошлины на трубопроводное дизельное топливо из РФ, сценарий загрузки нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападтранс», скорее всего, будет скорректирован.

Тэги:

, , ,

ЦИК Беларуси опубликовал предварительные списки избранных 17 ноября депутатов в Палату представтелей

17 ноября 2019 года в Беларуси состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания. Как сообщает ЦИК РБ, общая явка составила 77,22%, при этом досрочно проголосовали 35,77% от общего числа избирателей, включенных в списки ( 6 859 866 человек) 18 ноября ЦИК обнародовал фамилии кандидатов, которые, по предварительным данным, избраны в состав Палаты представителей Национального собрания

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

Боевые самолеты: атракцион невиданной щедрости

Поставки Россией Беларуси дорогой современной авиатехники военного назначения существенно усилят привязку Минска к Москве как в военно-стратегическом, так и в экономическом плане. 13 ноября первые два многоцелевых истребителя Су-30СМ, закупленные в России, прибыли в Беларусь, сообщила пресс-служба Минобороны нашей страны. Отмечается, что это первая пара Су-30СМ из запланированных 12 единиц. «Самолеты значительно повысят боевой потенциал

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Александр ШВЕЦ: Чем «скромнее» будут интеграционные соглашения с РФ, тем быстрее пойдут реформы в Беларуси»

Министр финансов Беларуси Максим Ермолович в ходе конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 1 ноября призвал перестать клеймить позором себя за то, что в стране есть госсектор и говорил о необходимости найти комфортную скорость проведения экономических реформ в Беларуси. Не демонстрирует ли это заявление неготовность экономического блока правительства к реформам? И есть ли время у Беларуси

Стал ли белорусский рубль популярной валютой для сбережений у россиян?

На прошедшей неделе появилась новость о том, что, согласно опросу, проведенного компанией «Сбербанк Управление Активами», белорусский рубль вошел в тройку самых популярных валют для сбережений у жителей России. Однако в наших банках имеют вклады в белорусских рублях всего около 6,8 тыс. иностранцев. Что-то не так. Эти данные кажутся противоречащими друг другу, поэтому стоит разобраться, то

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы