• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Белорусам не удалось стать лидерами по поставкам дизтоплива на самом завидном экспортном направлении – украинском рынке, несмотря на принятые Киевом ограничительные меры в отношении его поставок из РФ и новой возможностью транспортировки белорусского дизтоплива по трубе.

Российские компании смогли удержать пальму первенства на рынке Украины

Беларусь в последние годы теряла долю на украинском рынке дизтоплива. Белорусское топливо не выдерживало конкуренции с российскими нефтепродуктами, львиная доля которого поставлялось в Украину по трубе «ПрикарпатЗападтранс».

Компания «ПрикарпатЗападтранс» эксплуатирует участок нефтепродуктопровода «Самара -Западное направление» протяженностью около 1,1 тыс. км, который предназначен для прокачки дизельного топлива из России и Беларуси как для внутренних нужд Украины, так и для транзита в Европу. Проектная мощность магистрали — 3,5 млн. тонн в год. С 2016 года по этой трубе осуществлялась прокачка исключительно ресурса российского производства. На этот канал приходилось более трети поставок российского дизтоплива на украинский рынок.

В результате доля Белорусской нефтяной компании (БНК) в балансе украинского рынка дизтоплива в 2018 году снизилась с 43% до 30%. Этот объем заместили поставки российского топлива, доля которых выросла с 28% до 39%. В первом полугодии 2019 года поставки российского дизтоплива в Украину выросли еще на 19%, а белорусские поставки остались на уровне 2018 года.

После завершения модернизации белорусские НПЗ увеличат производство светлых нефтепродуктов, а экспорт дизтоплива вырастет на 3 млн. тонн. Это серьезный вызов для белорусского экспортера, — БНК должна будет продать это топливо на соседних рынках с высокой маржинальностью. Сейчас самый выгодный рынок для белорусского дизтоплива — украинский. Ограничительные меры, которые ввел Киев против трубопроводных поставок российского дизтоплива, должны были заметно подстегнуть поставки белорусского дизтоплива на украинский рынок.

Напомним, Украина с 1 августа 2019 года ввела специальную пошлину на импорт дизтоплива российского производства по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс» в размере 3,75% от таможенной стоимости товара (около 25 долларов за тонну). с 1 октября пошлина повысилась до 4%. В результате российские компании с 1 августа приостановили поставки дизтоплива по этой «трубе». Появившуюся «брешь» быстро компенсировали другие поставщики. В том числе Белорусская нефтяная компания (БНК) уже в августе увеличила поставки дизтоплива в Украину на 32,4% в сравнении с августом 2018 года до 306,6 тыс. тонн. Как следствие, в августе-сентябре доля российского дизтоплива на украинском рынке упала ниже 20%. Однако уже в октябре она превысила 30%.

«Год близится к концу, и выбить россиян с первых позиций уже не получится», — отмечает директор ООО «Консалтинговая группа А-95» (Киев) Сергей Куюн. По данным «Консалтинговой группы А-95», в ноябре 2019 году баланс дизельного топлива на украинском рынке составил 609 тыс. тонн, что практически соответствует объему ноября 2018 года (616 тыс. тонн). По сравнению с октябрем 2019 года, на который пришелся сезонный пик потребления, баланс сократился на 14%, или на 98 тыс. тонн.

Между тем, БНК в ноябре 2019 года снизила поставки дизтоплива в Украину на 7%, или на 14 тыс. тонн, по сравнению с октябрем 2019 года до 184 тыс. тонн. При этом поставки дизтоплива из России в Украину в ноябре снизились на 11%, по сравнению с октябрем до 195 тыс. тонн за счет снижения прямых железнодорожных поставок. Поставки дизтоплива компании «Роснефть», поставляемые по смешанной логистической схеме — по трубопроводу до Гомеля (Беларусь) с дальнейшей перевалкой в железнодорожные цистерны — в ноябре снизились по сравнению с октябрем на 1,6% до 131 тыс. тонн.

«В результате в ноябре Россия осталась крупнейшим источником поставки дизельного топлива на украинский рынок, сохранив долю в общем балансе на уровне 32%», — отметили в «Консалтинговой группе А-95».

В то же время доля поставок белорусского дизтоплива в общем балансе украинского рынка в ноябре составила 30,2%. Правда, год назад она составляла 28%, а доля российского дизтоплива составляла 31%.

«Получив удар в августе, «Роснефть» и ее партнеры по поставкам дизтоплива по трубе переориентировались на железную дорогу, а в декабре даже совершили дерзкую «вылазку», снова предложив поставку с Новограда и Смыги. По имеющимся данным, всего будет 30 тыс. тонн. В декабре им подыграли рекордные спреды между южной и северной котировками, но как долго продержится такая нетипичная ситуация, неясно. Также есть уверенность в том, что подрастут цены и на железнодорожные поставки. Иначе и быть не могло, ведь паритет подняла Беларусь, ее поддержали литовцы. Так почему не подкорректировать и россиянам?», — комментируют ситуацию в «Консалтинговой группе А-95».

Труба пока не задействована

В марте 2019 года Антимонопольный комитет Украины разрешил белорусскому предприятию «Нефтебитумный завод» купить долю в уставном капитале украинской компании «ПрикарпатЗападтранс». Теперь владельцем 51% акций является белорусская компания «Нефтебитумный завод», принадлежащая белорусскому нефтетрейдеру «Интерсервис», конечным бенефициаром которого является крупный белорусский бизнесмен Николай Воробей.

Ожидалось, что появившаяся возможность поставлять дизтопливо в Украину трубопроводным транспортом автоматически усилят привлекательность белорусского топлива на самом близком и высокомаржинальном рынке. В последний раз мозырское дизтопливо поставлялось в Украину по «ПрикарпатЗападтрансу» в 2001 году.

В апреле 2019 года Н. Воробей заявлял, что уже скоро дизтопливо Мозырского НПЗ пойдет в Украину по нефтепродуктопроводу. В сентябре линейная производственно-диспетчерская станция (ЛПДС) «Новоград-Волынский» нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападтранс» приняла в резервуары тестовую партию дизтоплива производства Мозырского НПЗ. Тестовая прокачка должна была подтвердить сохранность качества мозырского дизтоплива. «Белорусское топливо имеет отличительные характеристики, в частности, более низкую плотность и другой цвет. С коммерческой точки зрения — это крайне важные показатели, и наша задача -обеспечить сохранность его качества»,- пояснял директор ЛПДС «Новоград-Волынский Андрей Мартынюк.

По его словам, преимущество трубопроводных поставок, в отличие от транспортировки топлива по железной дороге, — это, в первую очередь, отсутствие длительных процедур согласования, а также проблем с простоями вагонов и нехваткой подвижного состава. Планы по дальнейшей прокачке белорусского дизтоплива А. Мартынюк комментировать отказался, переадресовав эти вопросы ресурсодержателям.

Однако пока белорусская сторона не приступила к системной поставки дизтоплива по трубе в Украину. По имеющимся данным, белорусский поставщик дизтпоплива не может самостоятельно принимать решения по загрузке этого трубопровода, — требуется обязательное согласование с российской компаний «Транснефть».

Угроза для белорусского бензина

Между тем, на финише года замаячила угроза для поставок белорусского бензина в Украину.

Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины в соответствии с указом президента № 874/ от 2 декабря 2019 года поручил правительству страны до 1 июля 2020 года принять решение по ограничению поставок нефтепродуктов, сжиженного газа и других энергоресурсов из одного источника на уровне не более 30% от общего объема поставок.

Планы Украины ограничить поставки энергетических товаров из одного источника до 30% — это норма, рекомендованная Евросоюзом. Правда, как отмечают эксперты, на законодательном уровне она пока не утверждена ни в одной стране ЕС. Для введения новой нормы правительство Украины должно разработать законодательную базу до 1 июля 2020 года. В частности, определить порядок введения такого ограничения и механизм контроля над его выполнением, а также определить само понятие «источник» — то есть, уточнить, нововведение будет касаться поставщика, производителя или же страны в целом.

Эксперты отмечают, что реализовать ограничительную норму на практике непросто , учитывая, что рыночные доли игроков часто меняются.
По данным «Консалтинговой группы А-95», в 2018 году в балансе бензинов: на украинском рынке Беларусь имела долю в 44%, Литва — 12%, внутреннее производство — 43%. По сжиженному газу доли России и Беларуси были одинаковыми и составили по 29%, внутреннее производство — 24%.

«Допустим, россиянам и белорусам ограничили квоты 30%, остается поставить еще 40%. Ресурсы есть, вопрос их стоимости. Когда карты открыты, построить согласованную игру очень просто. Когда все будут знать, что, к примеру, квота Беларуси будет из расчета 180 тыс. тонн в месяц (2,1 млн. тонн в год, что соответствует 30% рынка), цена будет максимальной. БНК разыгрывает эту карту каждый год, и в этом тоже, заявив, что есть всего 140 тыс. тонн в месяц. Но рынок понимает, что будет 250 тыс. тонн, и поэтому высокую цену не дал. Но когда квота белорусов будет законодательно ограничена, поставщик получит возможность дополнительно поднять цены. А за ним пойдут и Литва, и россияне», — комментирует ситуацию С. Куюн.

Но и это еще не все, добавляет эксперт. «А как быть с 20%, которые, судя по всему, придется брать с моря? Какие цены будут сформированы на эти партии, учитывая их безальтернативность? А почем будет продавать бензин «Укртатнафта» и «Укргаздобыча», которым на двоих останется 55% рынка бензина? По самому высокому литовскому паритету, который в таких условиях вырастет еще выше», — считает С. Куюн.

Кому важнее доля рынка, а кому — цена

В последние годы Украина несколько раз пыталась ограничить импорт моторного топлива из Беларуси,

Напомним, в марте 2018 года крупнейший украинский производитель бензинов — «Укртатнафта» инициировала введение квот и пошлин на российские и белорусские бензины и дизтопливо. Компания требовала ввести квоты на беспошлинный импорт бензина и дизельного топлива из России и Беларуси как одного источника на уровне 30% украинского рынка. Но Межведомственная комиссия отказала компании в проведении расследования, ибо предложение «Укртатнафты» создавало серьезные проблемы для внутреннего рынка страны.

Осенью 2018 года компания вновь направила обращение, в котором теперь просила ввести 12-процентную пошлину только на белорусские бензины — основного конкурента «Укртатнафты» на внутреннем рынке. Дело в том, что бензин — весьма проблемная позиция для всех поставщиков, так как на украинском рынке наблюдается его переизбыток. О дальнейшей судьбе этого обращения не сообщалось.

Но этот вопрос с повестки не ушел. Председатель правления ПАО «Укртатнафта» Павел Овчаренко в интервью порталу отмечал, что компания не отказывается от ранее инициированного ею предложения ввести пошлины на импорт бензинов из Беларуси. По его словам, белорусские производители имеют неконкурентное преимущество на украинском рынке в 100 долларов на тонне за счет беспошлинного ввоза российской нефти.

Между тем, доля украинских производителей в балансе украинского рынка бензинов в 2018 году увеличилась до 42,9% с 40% в 2017 года, а за 8 месяцев 2019 года она уже достигла 46,9%. В то же время доля белорусского бензина на украинском рынке снижается. В первом полугодии 2019 года поставки снизилbсь на 25% до 315 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. В итоге доля белорусских бензинов в балансе украинского рынка в первом полугодии снизилась с 44% до 34%.

В БНК поясняют, что снижение потребления бензина в Украине обусловлено замещением его автомобильным газом. В последние годы потребление газа в стране ежегодно растет на 10-15%. По этой причине произошло небольшое снижение в объеме реализации доли БНК на рынке Украины.

«Объективный фактор заключается в том, что в Украине высококонкурентный рынок, где одним участникам интересна доля, другим – цена», — отмечали ранее в БНК.

Очевидно, что БНК, ориентируясь на достижение максимальных результатов на самом выгодном экспортном направлении, сегодня проводит продуманную политику. Компания реализует светлые нефтепродукты на украинском рынке путем заключения терм-контрактов — то есть, пакетных предложений. То есть, в «нагрузку» к дизтопливу компаниям предлагают также купить и белорусский бензин. В 2018 году и в первом полугодии 2019 года предложенная пропорция составляла 60% (дизтопливо) и 40% (бензин).

Такая стратегия говорит о том, что для БНК на самом привлекательном рынке цена реализации топлива действительно превыше ее доли.

Тэги:

, , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 28 сентября – 2 октября

Парадоксальная ситуация на БВФБ может сохраниться: предложение валюты будет превышать спрос на нее, однако курс доллара не снизится, а вырастет еще примерно на 1%. Уже в понедельник 28 сентября возможен подъем курса порядка 0,5%. Курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе неожиданно прекратил снижение и даже вырос на 1,3%, достигнув 25 сентября до

У БЕЛАЗа — новый гендиректор

Александр Лукашенко согласовал на должность генерального директора ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» Сергея Никифоровича, передает  БЕЛТА. Сергей Никифорович до того, как возглавить БЕЛАЗ, работал директором ОАО «Кузлитмаш» в Пинске. Должность гендиректора ОАО «БЕЛАЗ» оставалась вакантной с тех пор, как Петр Пархомчик был назначен на пост министра промышленности.

Зачем покупать доллары, если есть золото?

Самым доходным видом вложения средств в текущем году в Беларуси стали вовсе не доллары, а драгоценные металлы. После нового подъема цен их покупки Минфином с 22 сентября, рост цены золота за год составил 72%, а серебра – примерно 2 раза. Эпидемия коронавируса и вызванный ею мировой экономический кризис привели к резкому росту цен на некоторые

Назначены ректоры трех медвузов Беларуси

Александр Лукашенко согласовал назначение ректоров трех медицинских вузов страны, передает  БЕЛТА. На должность ректора Белорусского государственного медицинского университета согласован Сергей Рубникович, который до настоящего времени работал заведующим кафедрой ортопедической стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования. Ректором Гомельского государственного медицинского университета согласован Игорь Стома, ранее работавший доцентом кафедры инфекционных болезней

Откажется ли Минск от альтернативной нефти в условиях политического кризиса в стране?

Резкий поворот белорусских властей на Восток вызывает закономерный вопрос: не откажутся ли они от альтернативных поставок нефти на фоне обострения экономического кризиса в стране и конъюнктурной привлекательности российской нефти? Когда весной 2020 года мировая цена на нефть рухнула, а экспортная пошлина на российскую нефть в апреле чуть ли не обнулилась, углеводородное сырье их РФ фактически

До какого уровня упадет курс доллара в сентябре?

После подъема в августе примерно на 9% курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже в сентябре падает. Снижение идет не так быстро как подъем, и существует вероятность того, что к докризисному уровню (2,4 рубля) курс доллара не вернется, затормозив возле 2,55 рубля за доллар. Национальный банк опубликовал данные об итогах торгов иностранными валютами в августе, которые

У белорусских банков уже не хватает рублей

В коммерческих банках Беларуси в последние дни возник дефицит рублей, в связи с чем некоторые банки прекратили выдачу кредитов населению и повысили ставки по рублевым депозитам. Но это, скорее всего, ненадолго. Если дефицит наличной валюты, который наблюдался в августе, еще можно понять – Беларусь ее не печатает, а зарабатывает и одалживает за рубежом, то проблемы

Бунт законопослушных

Александр Лукашенко разделил учителей на две категории – верных и неверных. Верным педагогам он пообещал всю доступную защиту, неверных присудил к изгнанию из школ. В далекие уже времена точно так же разделили журналистов – лояльных ему нарекли «честными», критиковавших его – «нечестными». С той поры в государственных газетах, на радио и телевидении «нечестных» журналистов не