• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Изменение налогового законодательства, произошедшее в начале 2019 года, открыло новые перспективы в проведении налогового планирования в Республике Беларусь. Принятие новой редакции Налогового кодекса наряду с изменением подходов к проведению государственного выборочного контроля открывают перед белорусским бизнесом новые возможности для оптимизации уровня налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства. При этом пожалуй впервые совокупный экономический эффект от мероприятий налогового планирования будет зависеть не только от знаний особенностей белорусского налогового законодательства, но и от особенностей организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии, порядка доступа сотрудников предприятия к конфиденциальной информации. Только комплексный подход к налоговому планированию позволит бизнесу достичь реальной оптимизации уровня налоговой нагрузки на предприятия.

Налоговое планирование и Налоговый кодекс 2019

Принятие новой редакции Налогового кодекса в 2019 году существенно изменило порядок налогообложения в Республике Беларусь. При этом новации налогового законодательства настолько существенны и многочисленны, что в настоящее время их достоверно не знают не только представители бизнеса, но и сами налоговые инспектора. Чтобы адаптировать новую редакцию Налогового кодекса к белорусской практике потребуется не один год. А значит, на протяжении этого времени у бизнеса есть хорошая возможность оптимизировать уровень налоговой нагрузки в условиях сложившейся налоговой неопределенности. Для того, чтобы сделать это эффективно необходимо знать следующие особенности налогового планирования в Беларуси.

На практике основу налоговой нагрузки белорусского бизнеса формируют два налога: налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Именно налоговое планирование этих двух обязательных платежей зачастую является основой налоговой оптимизации белорусского бизнеса.

Налоговое планирование НДС тесно увязано с порядком предоставления электронных счетов-фактур по НДС (далее – ЭСЧФ). Особенностью предоставления ЭСЧФ является их двойной контроль со стороны продавца и покупателя. Исключением являются случаи выставления ЭСЧФ контрагентам, которые не являются плательщиками НДС в Беларуси: иностранные контрагенты, физические лица, субъекты предпринимательства, работающие на упрощенной системе налогообложения без НДС и т. д.

В этой связи налоговое планирование НДС в 2019 году должно базироваться на работе с контрагентами, не являющимися плательщиками НДС, или налоговое планирование НДС должно производиться в увязке с поставщиками и покупателями. То есть речь идет о комплексном налоговом планировании, когда предприятие контролирует сумму входного НДС и НДС, начисленного к уплате на основании ЭСЧФ.

Касательно налогового планирования налога на прибыль в 2019 году следует отметить изменение в новой редакции Налогового кодекса подходов к нормированию затрат, а также изменение перечня затрат, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. В этой связи налоговая оптимизация налога на прибыль должна учитывать не только новации налогового законодательства по порядку исчисления налога на прибыль, но и новые методы налогового контроля, вступившие в силу в 2019 году.

Налоговое планирование других налогов, как то налог на недвижимость, земельный налог и так далее, должны проводиться с учетом новаций Налогового кодекса. Как правило, на практике готовых рецептов нет. Необходимо учитывать особенности работы предприятия, а также применяемую на предприятии систему налогового и бухгалтерского учета.

Новые методы контроля

Второй особенностью налогового законодательства 2019 года является введение новых методов налогового контроля, которые закреплены в пункте 4 статьи 33 Налогового кодекса. Законодательством установлено три случая возможной корректировки налоговой базы в пользу государства. В этой связи налоговое планирование должно учитывать неблагоприятные возможности налогового контроля и минимизировать их последствия для предприятия.

Так, при налоговом планировании следует избегать ситуаций, когда контролирующими органами могут быть установлены факты искажения сведений о совершении хозяйственных операций или об объектах налогообложения. На практике, как правило, речь идет о ситуациях несовпадения данных в бухгалтерском и (или) налоговом учете и данных, отраженных в налоговых декларациях. В этой связи более эффективным для предприятия могут быть случае не выработки схем налоговой оптимизации, а организации правильной системы бухгалтерского и налогового учета, проведение периодических аудиторских проверок для избегания нарушений налогового законодательства.

Второй метод налогового контроля заключается в определении хозяйственных операций, основной целью совершения которых является уход от уплаты налогов. На практике речь идет о «нетипичных» хозяйственных операциях или операциях, без которых предприятие «вполне могло бы и обойтись».

Например, зачем предприятию проводить маркетинговые исследования, если это не приводит к росту продаж или прибыли. Или зачем платить деньги дорогостоящим консультантам или управленцам, если это не сказывается на эффективности бизнеса, а только уменьшает сумму исчисленного налога на прибыль. Именно на такие ситуации обращают внимание контролеры во время проверок. И именно таких ситуаций следует избегать.

Третий метод налогового контроля связан с реальным отсутствием совершения хозяйственной операции, когда договора заключаются с лжепредпринимателями. Сразу же следует отметить, что это самый неэффективный и затратный метод налогового планирования, поэтому на практике его применять не следует.

Правда на практике бывают ситуации, когда предприятие пытаются наказать, используя методы и положения указа № 488.  В этом случае без помощи внешних консультантов зачастую не обойтись, так как необходимо доказывать не только факт совершения хозяйственной операции, но и оспаривать сумму возможных штрафных санкций. Без грамотной юридической и экономической помощи сделать это бывает практически невозможно. Поэтому, чтобы избежать излишнего государственного контроля, необходимо воспользоваться новациями порядка проведения выборочных проверок, вступившими в силу в 2019 году.

Выборочный государственный контроль

С 1 января 2019 года изменились подходы государства к проведению планового государственного контроля. Переход на плановые выборочные проверки не только существенно сократил количество проверок, но и повысил результативность данной формы контроля, то есть каждая налоговая проверка должна по идее сопровождаться и большей суммой штрафных санкций.

В этой ситуации для избегания излишнего налогового контроля каждое предприятие должно знать положения приказа Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 февраля 2018 года № 20 «Об утверждении критериев оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки». Знание особенностей данного нормативного документа существенно сократит вероятность проведения выборочной налоговой проверки белорусского предприятия или индивидуального предпринимателя.

Во вторых следует помнить, что положения пункта 5.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства». Данным положением утвержден 5-летний срок исковой давности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Исключение предоставлено только в случаях, когда налоговая проверка проводится за более длительный срок в соответствии с законодательством. Речь идет о проверках, назначенных по поручению Президента и иных высокопоставленных чиновников, или проверках, проводимых в рамках возбужденного уголовного дела. Также 5-летний период не применяется в тех случаях, когда в налоговые декларации вносились изменения и дополнения.

В этой ситуации важно, чтобы белорусское предприятие или индивидуальный предприниматель создавали как можно меньше поводов для назначения выборочной проверки, тогда не будет необходимости отстаивать свою правоту по результатам налогового планирования. В случае же, если выборочная проверка будет назначена, то необходимо быть готовым к отстаиванию своих прав в ходе налогового контроля.

В заключение отметим, высокоэффективным налоговое планирование будет только в том случае, когда оно проводится комплексно и им занимаются специалисты предприятия, которые владеют знаниями налогового законодательства, бухгалтерского учета, хозяйственного права и особенностей государственного контроля. При этом весь экономический эффект от налогового планирования существенно нивелируется в ситуации, когда информацией о методах налогового планирования владеют многие сотрудники. Это повышает риск утечки информации в контролирующие органы в случае увольнения сотрудников или их недовольства своим положением на предприятии.

В этой ситуации, если узкого специалиста по налоговому планированию на предприятии нет, то более предпочтительным является привлечение внешних консультантов по налоговому планированию, которые устранят проблему возможной утечки конфиденциальной информации. Главным фактором в этом случае является доверие к внешним консультантам и готовность следовать советам консультантов по налоговому планированию. В противном случае лучше не заниматься налоговым планированием бизнеса, а сразу следовать совету контролирующих органов: «Платите налоги и спите спокойно».

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 24-28 февраля

По-прежнему ожидаем коррекцию курса доллара на БВФБ на 0-0,5%, причем значительный обвал курса (на величину до 0,5%) возможен уже в понедельник 24 февраля, после чего он начнет восстанавливаться. Возможны значительные колебания курсов валют. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как ожидалось, а даже вырос на 0,6%, составив 21 февраля

Призыв 2020: Лукашенко подписал указ о призыве на строчную службу и увольнение в запас

Александр Лукашенко 17 февраля подписал указ №55 «Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве». Документом предусматривается призвать в феврале — мае 2020 года на срочную военную службу, службу в резерве граждан Беларуси мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет и которые не имеют права на отсрочку, а

Курсы валют развернулись на торгах 18 февраля на БВФБ: доллар — выше 2,2 рубля

Во вторник, 18 февраля, на Белорусской валютно-фондовой бирже прошли первые торги иностранными валютами на текущей неделе. По итогам торгов на БВФБ 18 февраля 2020 года сложились следующие курсы: курс доллара США вырос по сравнению с предыдущими торгами 0,0086 BYN (+0,39%) и был зафиксирован на уровне 2,2030 BYN/USD; курс евро вырос на 0,0080 BYN(+0,34%) и по итогам

Сколько нефти нужно Беларуси?

Ответить на этот вопрос невозможно, не зная ответа на еще один вопрос: а по какой цене? Так что сейчас оба вопроса звучат риторически..Но уже очевидно, что в этом году белорусским НПЗ придется забыть о переработке 24 млн.тонн нефти, на что «заточены» их модернизированные мощности. Более того, проблематичной окажется для них загрузка даже 18 млн. тонн,

Первый месяц нефтяного кризиса обошелся Беларуси в 0,5 млрд. долларов

В январе текущего года валютные депозиты населения и предприятий, а также валютные резервы РБ сократились на 503 млн. долларов. Это было вызвано,  снижением доходов НПЗ и бюджета от экспорта нефтепродуктов, а также значительными объемами погашения государственного долга. Беларусь не прожила еще и двух месяцев в условиях новых отношений с Россией на рынке нефти, а финансовые

Фиаско белорусского президента

Новому правительству России сейчас не до Беларуси, так как оно собирается значительно увеличить объемы финансирования национальных проектов и ищет необходимые для этого ресурсы. Беларуси, скорее всего, уготована роль не получателя денег, а одного из источников средств для подъема российской экономики. Поражение потерпел президент Беларуси на встрече с российским президентом 7 февраля. Александр Лукашенко рассчитывал, что

Зенитные ракетные комплексы: похоже только название

Творчески используя советский опыт, предприятия белорусского ВПК создают средства ПВО, отвечающие современным требованиям и конкурентные по цене. Летные испытания зенитной управляемой ракеты (ЗУР) для разработанного в Беларуси зенитного ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности “Бук-МБ3К” пройдут в ближайшее время. Об этом сообщил 31 января представителям СМИ председатель Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) Роман Головченко. По его словам,

Выдержит ли Беларусь испытание нефтяной альтернативой?

Затянувшийся спор об условиях поставок нефти в Беларусь вряд ли завершится ожидаемыми уступками со стороны крупнейших российских поставщиков. Понимая это, Минск, не дожидаясь времени «Ч», — завершения к 2024 году налогового маневра – продолжает искать альтернативные источники и маршруты импорта сырья. Поиски альтернативы похвальны, но представляют ли белорусские власти цену, которую придется за это заплатить?