• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Проводимая государством в последние годы в Беларуси политика активной либерализации экономических отношений до сих пор не затронула одну важную сферу, а именно отстаивание бизнесом своих прав в спорах с контролирующими органами. Как ни странно, отсутствие реального прогресса в данной области связано не с недостатком норм законодательства, а с незнанием, или «нежеланием» бизнеса отстаивать свои права. Причин для этого множество, начиная от незнания норм законодательства, до сложившейся за десятилетия привычки во всем идти на уступки контролерам. 

Все это на практике зачастую приводит к ситуациям, когда должностные лица контролирующих органов по законодательству не правы, но бизнес свои права при этом не отстаивает и фактически потворствует нарушениям законодательства. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо проанализировать Налоговый кодекс и указ президента № 510 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь» в части обязанностей контролирующих органов. Именно перечень обязанностей контролеров и их знание является основой для отстаивания прав белорусского бизнеса. 

Общие обязанности контролеров  

Общие должностные обязанности работников налоговых органов прописаны в статье 82 Налогового кодекса Республики Беларусь. Перечень этот существенен и должен быть знаком любому бизнесмену, желающему успешно работать в Республике Беларусь.  

Среди всего перечня обязанностей сотрудников налоговых органов на практике наиболее часто бизнес сталкивается со следующими двумя:  

1) давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства; 

2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты налогов.    

Право предприятий на получение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства является важным элементов в защите интересов белорусского бизнеса. В условиях изменчивости и неоднозначности многочисленных актов белорусского налогового законодательства именно разъяснения «первоисточника» — налоговых инспекций, могут являться гарантом правильности исполнения налогового законодательства. 

При этом следует отметить, что на практике зачастую возникают ситуации, когда ответ налоговых органов неоднозначен или неполон. Последнее часто продиктовано тем, как белорусский бизнес формулирует свои вопросы и насколько предприятия настойчивы в получении достоверных и подробных ответов на них.  

В этой связи необходимо помнить, что в случае неполучения должного ответа в районной налоговой инспекции предприятие имеет право обратиться в вышестоящие налоговые органы вплоть до Министерства по налогам и сборам. При этом пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства решения должны приниматься в пользу плательщиков. 

Этот же пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса относится и к ситуациям, когда недостаточный контроль со стороны налоговых органов за соблюдением налогового законодательства приводит в последующем к дополнительным доначислениям налогов и штрафных санкций. Например, организация уведомляет налоговую инспекцию о переходе на упрощенную систему налогообложения и получает на это фактическое разрешение от налоговых органов. В последующем выясняется, что предприятие не выполнило всех требований упрощенной системы налогообложения и это можно было выявить в ходе камерального контроля. Возникает вопрос о том, исполняли ли налоговые органы свои обязанности в соответствии с требованиями законодательства? 

Аналогичные ситуации возникают в случаях, когда предприятие пользовалось налоговыми льготами, которые могли быть проверены в ходе камерального контроля. Или ситуация, когда в ходе проверки было выявлено длящееся нарушение, которое в ходе прошлой налоговой проверки «было не замечено» или раньше налоговая по-другому трактовала неоднозначные положения налогового законодательства. 

Все вышеперечисленные случаи встречаются на практике и, как правило, трактуются в пользу налоговых органов, то есть без правовых последствий для конкретных налоговых инспекторов. В то же время статьей 84 Налогового кодекса определено, что налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки причиненные плательщикам в случае незаконных действий (бездействий) своих должностных лиц. В этой ситуации фактические действия или бездействия налоговых органов в ходе камерального контроля или проведения налоговых проверок и явились одной из причин того, что плательщики в течении длительного периода допускали нарушение налогового законодательства.  

Кстати аналогичная ситуация возникает и в работе таможенных органов, когда после прохождения длительного периода времени, возникают вопросы о правильности применения таможенных пошлин. Вследствие этого таможенные органы пересматривают ранее уплаченные суммы таможенных платежей в сторону увеличения по товарам, которые были уже проверенны должностными лицами при выпуске товаров в свободное обращение. В этой связи опять же возникает вопрос действия или бездействия таможенных органов при проведении процедуры первоначального декларирования товара и его последующего выпуска в свободное обращение. 

В заключении отметим, что статьей 15 Гражданского кодекса Республики Беларусь определена возможность возмещений убытков, причиненных предприятию государственными органами, органами местного управления и самоуправления. Споры о возмещения убытков разрешаются судом и являются длительной и непростой процедурой. Но о такой возможности должны знать все субъекты белорусского бизнеса, так как интересы государственных органов выполняют простые люди, которые тоже могут ошибаться. 

 Обязанности контролеров при проверке 

 Все обязанности контролеров при проведении проверки прописаны в пункте 23-1 указа № 510. Данный пункт является признаком активной либерализации белорусского контрольного законодательства, начавшейся в 2017 году. Всего может быть семь нарушений своих обязанностей  контролерами: 

  • невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок; 
  • отсутствие оснований назначения проверки; 
  • превышение установленных сроков проведения проверки; 
  • проверка выполнения требований законодательства, не относящихся к компетенции контролирующего органа, проводящего проверку; 
  • требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, не относящейся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки; 
  • отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы; 
  • непредставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в установленном законодательством порядке и сроки. 

Указанный перечень нарушений со стороны контролирующих органов охватывает все этапы проверки, а также и все типы проверок, в том числе и по указу № 488 по лжепредпринимателям. Следовательно, нарушения со стороны контролеров может быть на любом из этапов проверки. В этой ситуации проверяемое предприятие должно понимать следующее.  

Во-первых, любое должностное лицо контролирующих органов является человеком наделенным как правами, так и обязанностями. Как и любой человек, должностное лицо контролирующих органов может ошибаться, а значит, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.  

Во-вторых, при назначении и проведении проверки важно отслеживать процедуру проверки и действия должностных лиц контролирующих органов на всех ее этапах. При выявлении действий должностных лиц, противоречащих требованиям законодательства необходимо обращаться с жалобами или заявлениями в вышестоящие контролирующие органы. Все жалобы и заявления должны направляться в течение 10 дней с даты, когда предприятием определено, что должностным лицом нарушены требования законодательства, в противном случае жалоба может быть не рассмотрена.  

В-третьих, если белорусский бизнесмен не знает всех тонкостей законодательства, но желает отстаивать свои права в ходе проверок, то он всегда может обращаться к специализированным консультантам, которые помогут ему в спорах с контролирующими органами. Здесь важно помнить, что контролеры всегда неохотно вступают в конфликт с предприятиями, знающими законодательство и умеющими отстаивать свои права. Поэтому  любой аргументированный спор с контролерами снижает вероятность повторных проверок в обозримом будущем. 

Актуальность темы ответственности контролирующих органов за противоправные действия обусловлена тем, что белорусские контролеры проверяют не только белорусский бизнес, но и иностранных инвесторов, работающих в Беларуси. В этой ситуации «привычка» контролеров всегда быть правыми, не только отрицательно влияет на деловую активность белорусского бизнеса, но и зачастую отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности Беларуси для иностранных инвесторов. В свою очередь, умение отстаивать собственные права является индикатором зрелости белорусского бизнеса, показателем его способности конкурировать не только на местном, но и на международном рынке. 

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 мая

Средневзвешенный курс доллара США на торгах на БВФБ может уменьшиться еще на 0-0,5% на фоне небольшого роста курса российского рубля. В понедельник 20 мая возможно укрепление американской валюты на доли процента. Как и ожидалось, средневзвешенный курс доллара на БВФБ на прошедшей неделе снизился на 0,5% и достиг 17 мая 2,0854 рубля за доллар. Средневзвешенный курс

Зеркало белорусской экономической модели: долги предприятий превысили объем ВВП страны

Эксперты считают, что высокая закредитованность белорусских предприятий – следствие экономической модели их развития, в основе которой лежит долговое, а не долевое финансирование. Правительство предпринимает попытки решить проблему через внедрение на предприятиях корпоративного управления. Промышленные предприятия заплатили за кредиты на четверть больше, чем заработали На 1 января 2019 года общая задолженность предприятий страны достигла 123,6 млрд.

Около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок на российский рынок — Лукашенко

Александр Лукашенко проводит сегодня совещание по экономическим вопросам. Он заявил, что важнейшим для него является вопрос экспорта и также отметил ряд проблем с поставками в Россию. «Второй вопрос — он так и не снят — поставки сельхозпродукции на российский рынок. По моей информации, на сегодня около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок

Как два миротворца войну начинали

Обычно говорят, какую страну потеряли, сетуя на исчезновение с политической карты мира СССР. Который победил фашизм, а жители оставленного им геополитического пространства с каждым новым годом с нарастающим неистовством празднуют день победы. День победы страны, которой давно уже нет. Мистика какая-то! Притом, что «повторение прошлого» никому никогда не удавалось. И сейчас, если повторение начнется, то

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что

Послание как повод порассуждать о справедливости

Экономика – наш неоспоримый приоритет. В этом белорусов постоянно пытается убедить глава государства. Но нет правил без исключения. Состоявшееся 19 апреля очередное ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию, неожиданно таким исключением и стало.

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась