• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Проводимая государством в последние годы в Беларуси политика активной либерализации экономических отношений до сих пор не затронула одну важную сферу, а именно отстаивание бизнесом своих прав в спорах с контролирующими органами. Как ни странно, отсутствие реального прогресса в данной области связано не с недостатком норм законодательства, а с незнанием, или «нежеланием» бизнеса отстаивать свои права. Причин для этого множество, начиная от незнания норм законодательства, до сложившейся за десятилетия привычки во всем идти на уступки контролерам. 

Все это на практике зачастую приводит к ситуациям, когда должностные лица контролирующих органов по законодательству не правы, но бизнес свои права при этом не отстаивает и фактически потворствует нарушениям законодательства. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо проанализировать Налоговый кодекс и указ президента № 510 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь» в части обязанностей контролирующих органов. Именно перечень обязанностей контролеров и их знание является основой для отстаивания прав белорусского бизнеса. 

Общие обязанности контролеров  

Общие должностные обязанности работников налоговых органов прописаны в статье 82 Налогового кодекса Республики Беларусь. Перечень этот существенен и должен быть знаком любому бизнесмену, желающему успешно работать в Республике Беларусь.  

Среди всего перечня обязанностей сотрудников налоговых органов на практике наиболее часто бизнес сталкивается со следующими двумя:  

1) давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства; 

2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты налогов.    

Право предприятий на получение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства является важным элементов в защите интересов белорусского бизнеса. В условиях изменчивости и неоднозначности многочисленных актов белорусского налогового законодательства именно разъяснения «первоисточника» — налоговых инспекций, могут являться гарантом правильности исполнения налогового законодательства. 

При этом следует отметить, что на практике зачастую возникают ситуации, когда ответ налоговых органов неоднозначен или неполон. Последнее часто продиктовано тем, как белорусский бизнес формулирует свои вопросы и насколько предприятия настойчивы в получении достоверных и подробных ответов на них.  

В этой связи необходимо помнить, что в случае неполучения должного ответа в районной налоговой инспекции предприятие имеет право обратиться в вышестоящие налоговые органы вплоть до Министерства по налогам и сборам. При этом пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства решения должны приниматься в пользу плательщиков. 

Этот же пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса относится и к ситуациям, когда недостаточный контроль со стороны налоговых органов за соблюдением налогового законодательства приводит в последующем к дополнительным доначислениям налогов и штрафных санкций. Например, организация уведомляет налоговую инспекцию о переходе на упрощенную систему налогообложения и получает на это фактическое разрешение от налоговых органов. В последующем выясняется, что предприятие не выполнило всех требований упрощенной системы налогообложения и это можно было выявить в ходе камерального контроля. Возникает вопрос о том, исполняли ли налоговые органы свои обязанности в соответствии с требованиями законодательства? 

Аналогичные ситуации возникают в случаях, когда предприятие пользовалось налоговыми льготами, которые могли быть проверены в ходе камерального контроля. Или ситуация, когда в ходе проверки было выявлено длящееся нарушение, которое в ходе прошлой налоговой проверки «было не замечено» или раньше налоговая по-другому трактовала неоднозначные положения налогового законодательства. 

Все вышеперечисленные случаи встречаются на практике и, как правило, трактуются в пользу налоговых органов, то есть без правовых последствий для конкретных налоговых инспекторов. В то же время статьей 84 Налогового кодекса определено, что налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки причиненные плательщикам в случае незаконных действий (бездействий) своих должностных лиц. В этой ситуации фактические действия или бездействия налоговых органов в ходе камерального контроля или проведения налоговых проверок и явились одной из причин того, что плательщики в течении длительного периода допускали нарушение налогового законодательства.  

Кстати аналогичная ситуация возникает и в работе таможенных органов, когда после прохождения длительного периода времени, возникают вопросы о правильности применения таможенных пошлин. Вследствие этого таможенные органы пересматривают ранее уплаченные суммы таможенных платежей в сторону увеличения по товарам, которые были уже проверенны должностными лицами при выпуске товаров в свободное обращение. В этой связи опять же возникает вопрос действия или бездействия таможенных органов при проведении процедуры первоначального декларирования товара и его последующего выпуска в свободное обращение. 

В заключении отметим, что статьей 15 Гражданского кодекса Республики Беларусь определена возможность возмещений убытков, причиненных предприятию государственными органами, органами местного управления и самоуправления. Споры о возмещения убытков разрешаются судом и являются длительной и непростой процедурой. Но о такой возможности должны знать все субъекты белорусского бизнеса, так как интересы государственных органов выполняют простые люди, которые тоже могут ошибаться. 

 Обязанности контролеров при проверке 

 Все обязанности контролеров при проведении проверки прописаны в пункте 23-1 указа № 510. Данный пункт является признаком активной либерализации белорусского контрольного законодательства, начавшейся в 2017 году. Всего может быть семь нарушений своих обязанностей  контролерами: 

  • невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок; 
  • отсутствие оснований назначения проверки; 
  • превышение установленных сроков проведения проверки; 
  • проверка выполнения требований законодательства, не относящихся к компетенции контролирующего органа, проводящего проверку; 
  • требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, не относящейся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки; 
  • отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы; 
  • непредставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в установленном законодательством порядке и сроки. 

Указанный перечень нарушений со стороны контролирующих органов охватывает все этапы проверки, а также и все типы проверок, в том числе и по указу № 488 по лжепредпринимателям. Следовательно, нарушения со стороны контролеров может быть на любом из этапов проверки. В этой ситуации проверяемое предприятие должно понимать следующее.  

Во-первых, любое должностное лицо контролирующих органов является человеком наделенным как правами, так и обязанностями. Как и любой человек, должностное лицо контролирующих органов может ошибаться, а значит, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.  

Во-вторых, при назначении и проведении проверки важно отслеживать процедуру проверки и действия должностных лиц контролирующих органов на всех ее этапах. При выявлении действий должностных лиц, противоречащих требованиям законодательства необходимо обращаться с жалобами или заявлениями в вышестоящие контролирующие органы. Все жалобы и заявления должны направляться в течение 10 дней с даты, когда предприятием определено, что должностным лицом нарушены требования законодательства, в противном случае жалоба может быть не рассмотрена.  

В-третьих, если белорусский бизнесмен не знает всех тонкостей законодательства, но желает отстаивать свои права в ходе проверок, то он всегда может обращаться к специализированным консультантам, которые помогут ему в спорах с контролирующими органами. Здесь важно помнить, что контролеры всегда неохотно вступают в конфликт с предприятиями, знающими законодательство и умеющими отстаивать свои права. Поэтому  любой аргументированный спор с контролерами снижает вероятность повторных проверок в обозримом будущем. 

Актуальность темы ответственности контролирующих органов за противоправные действия обусловлена тем, что белорусские контролеры проверяют не только белорусский бизнес, но и иностранных инвесторов, работающих в Беларуси. В этой ситуации «привычка» контролеров всегда быть правыми, не только отрицательно влияет на деловую активность белорусского бизнеса, но и зачастую отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности Беларуси для иностранных инвесторов. В свою очередь, умение отстаивать собственные права является индикатором зрелости белорусского бизнеса, показателем его способности конкурировать не только на местном, но и на международном рынке. 

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 12-17 января

Курс доллара на БВФБ может вырасти на 0,5-1%, причем весьма вероятны резкие колебания курсов валют на бирже с непредсказуемым результатом. Но в понедельник 13 января возможно снижение курса доллара на доли процента. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос примерно в соответствие с прогнозом: на 0,5% (до 2,1193 рубля за доллар).

По какой цене будет покупать газ Беларусь в 2020 году?

Впервые за последние годы Беларусь не подписала с Россией годовой контракт на поставку газа в страну. Временный контракт подписан только на два месяца – январь-февраль. Что будет с поставками газа в Беларусь потом? Чего хочет Беларусь? Белорусская сторона неоднократно озвучивала России свою позицию по газовому вопросу: нужно начать снижение цены на газ уже с 2020

МНС обобщило изменения на 2020 год, введенные указом №503 «О налогообложении»

Министерство по налогам и сборам распространило комментарий к Указу от 31 декабря 2019 года № 503 » О налогообложении». Как отмечено в комментарии, в условиях отсутствия изменений, вносимых в Налоговый кодекс Республики Беларусь в текущем году, Указом от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении»  проиндексированы ставки налогов, установленные в белорусских рублях, размеры доходов

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 января

 Рост курса доллара на БВФБ на текущей неделе может приостановиться, и доллар может подешеветь на 0-0,5%. Возможны значительные колебания курсов в связи с формированием нового правительства РФ. В понедельник 20 января курс доллара может подняться на доли процента. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже увеличился, как и прогнозировалось, но меньше ожидаемого:

По какой цене будет покупать газ Беларусь в 2020 году?

Впервые за последние годы Беларусь не подписала с Россией годовой контракт на поставку газа в страну. Временный контракт подписан только на два месяца – январь-февраль. Что будет с поставками газа в Беларусь потом? Чего хочет Беларусь? Белорусская сторона неоднократно озвучивала России свою позицию по газовому вопросу: нужно начать снижение цены на газ уже с 2020

Особенности налоговой оптимизации 2020 года

Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо

Беспилотные летательные аппараты: есть спрос — будет и предложение

Обострение военно-политической ситуации в мире помогает отечественным производителям высокотехнологичных вооружений найти свою рыночную нишу.

Беларусь-Россия: безальтернативный торг за нефть и газ

Минск рискует не добиться нужных результатов в торге с РФ за более приемлемые условия поставок российских энергоносителей (хотя определенные основания для этого имеются). Даже несмотря на то, что в стремлении отстоять свои интересы белорусское стороне пришлось в начале 2020 года добровольно отказаться от поставок российской нефти по причине несправедливо завышенной цены. С 1 января белорусские