• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Проводимая государством в последние годы в Беларуси политика активной либерализации экономических отношений до сих пор не затронула одну важную сферу, а именно отстаивание бизнесом своих прав в спорах с контролирующими органами. Как ни странно, отсутствие реального прогресса в данной области связано не с недостатком норм законодательства, а с незнанием, или «нежеланием» бизнеса отстаивать свои права. Причин для этого множество, начиная от незнания норм законодательства, до сложившейся за десятилетия привычки во всем идти на уступки контролерам. 

Все это на практике зачастую приводит к ситуациям, когда должностные лица контролирующих органов по законодательству не правы, но бизнес свои права при этом не отстаивает и фактически потворствует нарушениям законодательства. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо проанализировать Налоговый кодекс и указ президента № 510 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь» в части обязанностей контролирующих органов. Именно перечень обязанностей контролеров и их знание является основой для отстаивания прав белорусского бизнеса. 

Общие обязанности контролеров  

Общие должностные обязанности работников налоговых органов прописаны в статье 82 Налогового кодекса Республики Беларусь. Перечень этот существенен и должен быть знаком любому бизнесмену, желающему успешно работать в Республике Беларусь.  

Среди всего перечня обязанностей сотрудников налоговых органов на практике наиболее часто бизнес сталкивается со следующими двумя:  

1) давать письменные разъяснения плательщикам по вопросам применения актов налогового законодательства; 

2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты налогов.    

Право предприятий на получение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства является важным элементов в защите интересов белорусского бизнеса. В условиях изменчивости и неоднозначности многочисленных актов белорусского налогового законодательства именно разъяснения «первоисточника» — налоговых инспекций, могут являться гарантом правильности исполнения налогового законодательства. 

При этом следует отметить, что на практике зачастую возникают ситуации, когда ответ налоговых органов неоднозначен или неполон. Последнее часто продиктовано тем, как белорусский бизнес формулирует свои вопросы и насколько предприятия настойчивы в получении достоверных и подробных ответов на них.  

В этой связи необходимо помнить, что в случае неполучения должного ответа в районной налоговой инспекции предприятие имеет право обратиться в вышестоящие налоговые органы вплоть до Министерства по налогам и сборам. При этом пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства решения должны приниматься в пользу плательщиков. 

Этот же пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса относится и к ситуациям, когда недостаточный контроль со стороны налоговых органов за соблюдением налогового законодательства приводит в последующем к дополнительным доначислениям налогов и штрафных санкций. Например, организация уведомляет налоговую инспекцию о переходе на упрощенную систему налогообложения и получает на это фактическое разрешение от налоговых органов. В последующем выясняется, что предприятие не выполнило всех требований упрощенной системы налогообложения и это можно было выявить в ходе камерального контроля. Возникает вопрос о том, исполняли ли налоговые органы свои обязанности в соответствии с требованиями законодательства? 

Аналогичные ситуации возникают в случаях, когда предприятие пользовалось налоговыми льготами, которые могли быть проверены в ходе камерального контроля. Или ситуация, когда в ходе проверки было выявлено длящееся нарушение, которое в ходе прошлой налоговой проверки «было не замечено» или раньше налоговая по-другому трактовала неоднозначные положения налогового законодательства. 

Все вышеперечисленные случаи встречаются на практике и, как правило, трактуются в пользу налоговых органов, то есть без правовых последствий для конкретных налоговых инспекторов. В то же время статьей 84 Налогового кодекса определено, что налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки причиненные плательщикам в случае незаконных действий (бездействий) своих должностных лиц. В этой ситуации фактические действия или бездействия налоговых органов в ходе камерального контроля или проведения налоговых проверок и явились одной из причин того, что плательщики в течении длительного периода допускали нарушение налогового законодательства.  

Кстати аналогичная ситуация возникает и в работе таможенных органов, когда после прохождения длительного периода времени, возникают вопросы о правильности применения таможенных пошлин. Вследствие этого таможенные органы пересматривают ранее уплаченные суммы таможенных платежей в сторону увеличения по товарам, которые были уже проверенны должностными лицами при выпуске товаров в свободное обращение. В этой связи опять же возникает вопрос действия или бездействия таможенных органов при проведении процедуры первоначального декларирования товара и его последующего выпуска в свободное обращение. 

В заключении отметим, что статьей 15 Гражданского кодекса Республики Беларусь определена возможность возмещений убытков, причиненных предприятию государственными органами, органами местного управления и самоуправления. Споры о возмещения убытков разрешаются судом и являются длительной и непростой процедурой. Но о такой возможности должны знать все субъекты белорусского бизнеса, так как интересы государственных органов выполняют простые люди, которые тоже могут ошибаться. 

 Обязанности контролеров при проверке 

 Все обязанности контролеров при проведении проверки прописаны в пункте 23-1 указа № 510. Данный пункт является признаком активной либерализации белорусского контрольного законодательства, начавшейся в 2017 году. Всего может быть семь нарушений своих обязанностей  контролерами: 

  • невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок; 
  • отсутствие оснований назначения проверки; 
  • превышение установленных сроков проведения проверки; 
  • проверка выполнения требований законодательства, не относящихся к компетенции контролирующего органа, проводящего проверку; 
  • требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, не относящейся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки; 
  • отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы; 
  • непредставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в установленном законодательством порядке и сроки. 

Указанный перечень нарушений со стороны контролирующих органов охватывает все этапы проверки, а также и все типы проверок, в том числе и по указу № 488 по лжепредпринимателям. Следовательно, нарушения со стороны контролеров может быть на любом из этапов проверки. В этой ситуации проверяемое предприятие должно понимать следующее.  

Во-первых, любое должностное лицо контролирующих органов является человеком наделенным как правами, так и обязанностями. Как и любой человек, должностное лицо контролирующих органов может ошибаться, а значит, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.  

Во-вторых, при назначении и проведении проверки важно отслеживать процедуру проверки и действия должностных лиц контролирующих органов на всех ее этапах. При выявлении действий должностных лиц, противоречащих требованиям законодательства необходимо обращаться с жалобами или заявлениями в вышестоящие контролирующие органы. Все жалобы и заявления должны направляться в течение 10 дней с даты, когда предприятием определено, что должностным лицом нарушены требования законодательства, в противном случае жалоба может быть не рассмотрена.  

В-третьих, если белорусский бизнесмен не знает всех тонкостей законодательства, но желает отстаивать свои права в ходе проверок, то он всегда может обращаться к специализированным консультантам, которые помогут ему в спорах с контролирующими органами. Здесь важно помнить, что контролеры всегда неохотно вступают в конфликт с предприятиями, знающими законодательство и умеющими отстаивать свои права. Поэтому  любой аргументированный спор с контролерами снижает вероятность повторных проверок в обозримом будущем. 

Актуальность темы ответственности контролирующих органов за противоправные действия обусловлена тем, что белорусские контролеры проверяют не только белорусский бизнес, но и иностранных инвесторов, работающих в Беларуси. В этой ситуации «привычка» контролеров всегда быть правыми, не только отрицательно влияет на деловую активность белорусского бизнеса, но и зачастую отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности Беларуси для иностранных инвесторов. В свою очередь, умение отстаивать собственные права является индикатором зрелости белорусского бизнеса, показателем его способности конкурировать не только на местном, но и на международном рынке. 

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Компенсация за налоговый маневр для Беларуси: как минимум, через несколько лет и с пакетными условиями

Налоговый маневр и поставки некачественной нефти уже затормозили темпы экономического роста в Беларуси. И если белорусским властям в ближайшее время не удастся договориться с Москвой о компенсации понесенных потерь, прогнозные показатели в 2019 году могут быть провалены. Рост ВВП в Беларуси, согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития страны на 2019 год, запланирован на уровне 4%.

Президент США хочет девальвировать доллар, Беларуси придется ответить

Чтобы поддержать экономику США перед президентскими выборами 2020 года, Дональд Трамп может прибегнуть к девальвации доллара посредством  проведения валютных интервенций. Это будет настоящая мировая валютная война, в которой жители Беларуси окажутся в числе пострадавших. Дональд Трамп еще 3 июля текущего года в твиттере написал, что Китай и Европа занимаются масштабными валютными манипуляциями и вливают деньги

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.