С 1 января 2018 года государство продекларировало существенное изменение порядка проведения государственного контроля. Новации государственного контроля введены Указом № 376 от 16 октября 2017 года “О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности”. Все нововведения о государственном контроле можно условно подразделить на следующие категории: либеральные и технические.

К техническим изменениям следует отнести такие изменения законодательства, которые лишь внешне изменяют законодательство, но не по сути. По факту технические новации лишь узаконивают или систематизируют действующие правовые нормы, или просто меняют местами абзацы в указе.

В свою очередь либеральные новации направлены не только на внешнее изменение норм законодательства, но и меняют правовые подходы и экономическую суть государственного контроля. Наглядно различие между техническими и либеральными новациями можно проследить на следующих примерах.

Список контролеров

Так, к техническим новациям следует отнести изменения, связанные с сокращением перечня государственных контролирующих органов. Данный перечень сокращен на 11 государственных учреждений, таких как: государственный комитет судебных экспертов, Белорусское республиканское общество спасения на водах, Республиканский центр по оздоровлению и санитарно-курортному лечению, Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук, Министерство внутренних дел, Министерство лесного хозяйства, Министерство связи и  информатизации, Министерство спорта и туризма, Министерство энергетики, органы, осуществляющие ведомственных контроль.

Все изменения белорусского законодательства идут по кругу и законодательство о государственном контроле здесь не исключение. Тенденцией последних лет было стремление объединить в одном нормативном документе весь государственный контроль, который есть в стране. После нескольких лет законодательных совершенствований оказалось, что контролирующих органов слишком много, аж 39 организаций. Это существенно усложняет работу предприятий, а значит отрицательно влияет на экономическую ситуацию в стране, поэтому их количество решили сократить.

Сокращение контролирующих структур пошло по двум направлениям. Во-первых, ряд организаций лишили права контроля. И это в целом правильно. Непонятно, как в перечень государственных контролирующих организаций можно было включать общественную организацию спасения на водах или научное учреждение Национальную академию наук, или ведомственный контроль коммерческих организаций, даже если они и имеют государственную собственность. В этой части законодательство о государственном контроле просто приведено к здравому смыслу.

Кроме того, государство пошло по пути сокращения сферы применения указа № 376 о государственном контроле. Так, например, включение Министерства внутренних дел и государственного комитета судебных экспертов было избыточным, так как их деятельность все равно была выведена из под сферы действия указа.

В целом следует отметить расширение перечня случаев государственного контроля, которые не подпадают под действие указа № 376. Если ранее перечень исключений состоял из 29 пунктов, то с 1 января 2018 года данный перечень расширен до 34 пунктов.

Так, перечень исключений дополнен: контрольными мероприятиями, проводимыми при реорганизации предприятий, мероприятиями для подтверждения устранения нарушений, выявленных в ходе ранее проведенных проверок или мониторинга, проверок восстановления предприятиями документов бухгалтерского и налогового учета по требованию налоговых органов и так далее.

Фактически данные нововведения в очередной раз доказали, что громоздкая система белорусского государственного контроля не может быть унифицирована и объединена в один нормативный документ. Государство хочет контролировать слишком много вопросов, а поэтому проще увеличить перечень исключений, чем отказаться от какого-либо необязательного для развития экономики и государства контроля.

Методы контроля

К техническим новациям следует отнести и введенные указом 376 методы государственного контроля. Так, с 1 января 2018 года государственный контроль может проводится в форме: выборочной проверки, внеплановой проверки, мероприятий технического характера и мер профилактического и предупредительного характера. К последним указом относятся мониторинги, разъяснительная работа, информирование субъектов хозяйствования, семинары, круглые столы и так далее.

Сразу же следует остановиться на такой форме государственного контроля, перекочевавшей из прошлой редакции указа, как информирование, разъяснительная работа, семинары и круглые столы. Данные формы работы с предприятиями противоречит самой сути экономического понятия “государственный контроль”. Контроль – это синоним слова проверка. А что проверяется контролерами при проведении семинаров или при информировании предприятий?

Не хочется верить в некомпетентность государственных служащих, составлявших указ, поэтому наверное контролирующие органы в ходе профилактических и предупредительных мер применяют особые методы контроля. Например, используют семинары для сбора проблемных вопросов, которые в дальнейшем будут проверяться в ходе выборочных проверок. Или может быть в ходе круглых столов контролеры отслеживают реакцию представителей предприятий на те или иные проблемные вопросы, чтобы понять стоит их проверять в ходе проверок или нет.

В любом случае бизнесу следует внимательно относится к перечню вопросов и информации, сообщаемой контролерам в ходе семинаров, круглых столов и прочих мероприятий, проводимых в рамках мер профилактического и предупредительного характера. Любая “лишняя информация” может быть использована против предприятия, что необходимо учитывать при любом формате общения с контролерами.

Выборочная или плановая проверка?

Что касается остальных форм контроля, то следует упомянуть о чисто лингвистической смене понятия плановых проверок на понятие выборочные проверки, что тоже является технической новацией. По экономической сути ничего кроме названия не поменялось. Как и ранее, будет составляться план теперь уже выборочных проверок. Сохранились и общие походы к порядку назначения и проведения проверок.

Внешнее различие заключается в том, что выборочная проверка может проводится не чаще одного раза в три года, а ранее плановые проверки в зависимости от степени риска могли проводится ежегодно. Хотя при назначении внеплановых проверок трехлетний срок не будет соблюдаться и для выборочных проверок.

Второе отличие состоит в том, что если ранее план проверок составлялся на основании групп риска, то теперь чиновникам дано поручение разработать новую методику оценки степени риска. Будет ли она действительно новой или поменяется только ее название и структура, как и большинство нововведений в указе 37?

На сегодняшний день известно, что включение предприятия и индивидуального предпринимателя в список выборочных проверок будет производится в том числе и на основании ответов, полученных от предприятий по контрольному списку вопросов (чек-листу). Формы чек-листов, а также порядок их использования государственными контролирующими органами пока не утверждены, но уже сейчас можно сказать, что чек-листы будут одним из основных источников информации для контролеров. Последнее требует внимательного отношения предприятий к порядку внесения информации в чек-листы.

Кроме того, при составлении плана выборочных проверок будет учитываться информация из аудиторских заключений (для организаций с обязательным аудитом), информация, полученная от органов уголовного преследования, предприятий, физических лиц и информация, полученная при осуществлении мер профилактического и предупредительного характера.

Последнее подтверждает ранее высказанную мысль о том, что контролирующие органы будут  более часто использовать неформальную информацию, полученную из любых источников для формирования списка выборочных проверок. Поэтому бизнесу следует быть более внимательным, как при общении с контролирующими органами, так и при общении с бизнес-партнерами, а также собственными сотрудниками.

При этом включение предприятия в план выборочных проверок по сути будет означать наличие у контролеров информации о нарушениях на предприятии, будет являться косвенным доказательством виновности предприятия. В свою очередь качество информации контролеров и возможные наказания для бизнеса будут зависеть от самих предприятий, их умения отстаивать свои права.

Включение предприятия в план выборочных проверок не повод для пессимизма. Указ № 376 сохранил презумпцию невиновности предприятия, пока не будет доказано иное. Поэтому пока контролеры не докажут вину предприятия, предприятие считается невиновным. Хотя в современной белорусской правоприменительной практике зачастую все наоборот: бизнес доказывает свою невиновность, а не контролеры доказывают вину предприятия. Надеемся, принятие нового указа изменит подходы контролеров не только декларативно, но и по сути.

Техническая профилактика

К либеральным новациям, пожалуй, следует отнести придание предупредительно-профилактической направленности мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера. Данный подход предполагает, в частности, не применение наказания, а выдачу предписания на устранение нарушения, выявленных в ходе контрольных мероприятий технического характера.

При этом в случае выполнения в установленный срок предприятием требования предписаний об устранении выявленных нарушений, ответственность за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются. И лишь при неустранении выявленных нарушений меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.

Технических и технологических требований у нас в стране настолько много, что ни одно предприятие практически не может их исполнить полностью. В этой связи применение профилактического характера техническим проверкам является шагом к либерализации контроля в Беларуси.

Кроме того, в указе 376 определено, что до 1 января 2019 года за предприятиями системы «Белэнерго» и «Белтопгаз» сохранено право осуществлять энергетический и газовый надзор в форме мероприятий технического (поверочного) характера. Кто и в какой форме будет осуществлять такой контроль после 1 января 2019 года, пока не понятно.

Сокращение внеплана

К либеральным нововведениям следует отнести и сокращения перечня внеплановых проверок.  При этом следует отметить, что сокращение данного перечня произошло по двум направлениям. Во-первых, в рамках общей тенденции указа 376 по приданию техническому контролю профилактической функции государство убрало из перечня внеплановых проверок все проверки, связанные с техническим контролем. Последнее является вполне логичным шагом.

Во-вторых, сокращен перечень случаев внеплановых проверок, который был избыточен по своей сути. При этом избыточность их заключается не в том, что данные проверки не нужны контролерам, а в том, что данные проверки можно назначать без выделения их в отдельные пункты.

Например, проверки торговой посреднической деятельности могут всегда быть привязаны к вопросу борьбы с лжепредпринимательством, на что у контролеров осталось право внеплановых проверок. В свою очередь проверка обоснованности возврата НДС в связи с введение электронных счетов-фактур сейчас не актуальна. Внеплановые же проверки по заявлению проверяемого субъекта вообще являются нонсенсом, так как для проверки правильности исчисления налогов или иных вопросов существуют независимые аудиторские проверки и привлечение к этому вопросу государственных контролеров является анахронизмом.

В целом же следует отметить, что перечень из 8 ситуаций, при которых внеплановые проверки могут назначаться, оставляет для государственных контролеров достаточные возможности для проверки любого белорусского субъекта хозяйствования в любое удобное для государства время. Поэтому бизнесу расслабляться не стоит, и необходимо всегда быть психологически готовым к любой внеплановой проверке.

Период проверки

К либеральным нововведениям условно следует отнести и закрепление в указе 376 ограничений по проверяемому периоду. Так, для всех проверок, за исключением налоговых, период проверки ограничивается тремя годами. Для налоговых проверок период проверки ограничивается пятью годами.

Бесспорно либеральное нововведение в условиях Беларуси обросло рядом ограничений, которые сделали его условно-либеральным, так как контролеры при желании его легко могут обойти. Так, для всех проверок трехлетний период проверок не соблюдается в случаях:

  • проведения проверки по поручению Президента, Совета Министров, КГК, Прокуратуры;
  • проведения проверки по уголовным делам;
  • проведения банковских проверок;
  • проведения проверок расходования бюджетных средств;
  • проверки по вопросам профессиональных заболеваний и пенсий за особые условия труда;
  • дополнительных проверок.

Последний пункт особенно интересен. Не нашел контролер ошибок в трехлетнем периоде, значит может назначить дополнительную проверку за другие периоды, чтобы найти хоть какие нарушения и доказать виновность предприятия.

Для налоговых органов пятилетний срок проверок может быть увеличен, если предприятия предоставляли уточненные декларации по НДС и налогу на прибыль. Поэтому не стоит “злоупотреблять” подачей уточненных деклараций. Кроме того, пятилетний период не распространяется на проверку вопросов декларирования доходов физических лиц.

В заключении отметим, что ознакомление с положениями указа № 376 оставляет грустное впечатление. По сути указ в большинстве вопросов содержит те же нормы, что и ранее действовавший указ № 510. Изменилась лишь нумерацией абзацев.

Например, пункт 16 указа 510 стал пунктом 4 в указа 376, пункт 5 в указе 376 ранее был пунктом 3 в указе 510. От перемены абзацев местами экономическая суть не меняется. Реально же либеральных нововведений в законодательстве практически нет.

С другой стороны никаких революционных изменений в государственном контроле и не нужно. Нужно лишь соблюдать уже давно действующие положения о добросовестности субъекта пока не доказано иное, о том, что все неясности и неточности законодательства трактуются в пользу проверяемого субъекта хозяйствования, о запрете незаконного вмешательства контролеров в деятельность предприятий и так далее. К сожалению все данные положительные экономические тезисы зачастую не работают в сложившейся правоприменительной практике. Особенно ярко данная ситуация проявляется на примере предприятий, на которые навесили ярлык “лжепредприниматель”.

В целом отметим, что все требования законодательства о государственном контроле только тогда принесут реальную пользу белорусскому бизнесу, когда бизнес сможет сам или с помощью внешних консультантов отстаивать свои права в ходе проведения проверок. Последнее возможно только в том случае, когда предприятия и предприниматели будут знать свои права и обязанности, а также права и обязанности контролеров. Только в этом случае можно избежать злоупотреблений со стороны контролеров, и создать такую систему контроля, которая  будет выгодна и государству, и бизнесу.

Тэги:

, , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,