• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

фото mil.by

Военно-политическое руководство Беларуси считает высокой вероятность ведения гибридных боевых действий против нашей страны и пытается изыскать эффективные средства для нейтрализации этой угрозы.

5 октября в ходе осмотра образцов отечественного вооружения и боевой техники на полигоне в Ивацевичском районе президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил основные направления дальнейшего развития ВС страны.

«Для нашей Беларуси не танки главное, не самолеты, а специальные войска. Мы должны в любой точке Беларуси (если что-то вдруг произойдет) быстро появиться, нанести удар по бандитам и тем, кто посмеет к нам сунуться, и уйти. То есть скорость, маневренность. И под эти войска — силы специальных операций и прочие — мы должны были создавать в том числе и новое оружие. Но только то, которое надо», — отметил глава государства.

«Поэтому надо иметь самое необходимое свое оружие — стрелковое, для мобильных войск технику — то, что мы можем создавать. И модернизировать до современного уровня ту технику, которая у нас имеется», — сказал президент.

Развивая свою мысль он подчеркнул: «Нужны беспилотные летательные аппараты, высокоточное оружие (мы его создали — свою ракету). Если кому-то захочется с нами повоевать, он подумает, что в окно получит эту ракету. Ну и силы специальных операций надо оснастить так, чтобы они могли воевать на своей территории. И если кто-то посмеет, значит (мы не скрываем это), диверсионные группы нанесут удар и на той территории, с которой последует нападение на Беларусь».

Анализируя высказывания Главнокомандующего вооруженными силами РБ (коим по должности является высшее должностное лицо нашего государства), эксперты обращают внимание на то, что о приоритетном значении для обороны страны сил специальных операций (ССО) говорится уже не в первый раз.

Так, 13 декабря 2013 г. во время посещения 5-й отдельной бригады специального назначения ССО, расположенной в Марьиной Горке, глава государства сделал следующее заявление: «Может, не надо столько механизированных частей, а лучше иметь вот такие. Возможно, для Беларуси такие силы специальных операций — перспектива».

То, что вопрос этот не был чисто риторическим, подтвердило назначение 11 января 2014 г. бывшего командующего ССО генерал-майора Олега Белоконева начальником Генерального штаба вооруженных сил Беларуси — первым заместителем министра обороны вместо уволенного в запас Петра Тихоновского. Аналитики практически единодушно оценили это высокое назначение спецназовца как знаковое, призванное показать смену приоритетов в военном строительстве.

Согласны они были и в том, что причиной столь кардинальной смена курса стали события в Украине. Которые уже вскоре после начала приняли характер гибридной войны. О чем одним из первых (еще в апреле 2014 г.) заявил генерал-майор в отставке Франк ван Каппен, член верхней палаты парламента Нидерландов. В прошлом он занимал должность советника по безопасности при ООН и НАТО.

Определяя значение этого термина, ван Каппен отметил, что «государство, которое ведет гибридную войну, совершает сделку с негосударственными исполнителями-боевиками, группами местного населения, организациями, связь с которыми формально полностью отрицается». На плечи этих негосударственных формирований можно переложить всю грязную работу.

По мнению известного украинского политического аналитика Владимира Горбулина наиболее четко признаки войны этого типа продемонстрировали сначала отторжение Крыма Россией весной 2014 г., а затем — поддержка ею местных радикальных элементов на Юго-Востоке и «полномасштабное вторжение российских подразделений в восточные области Украины».

Как считает ряд украинских экспертов, всего этого можно было бы избежать, если бы у руководства страны был такой инструмент как силы специальных операций. Попытки создания ССО в Украине предпринимались неоднократно: в 2007 году одним из последних указов уходящего министра обороны Анатолия Гриценко было создано Управление Сил специальных операций. Началась разработка концепции и даже проводились учения с американцами. Однако к 2011 г. все заглохло.

Отторжение Крыма и начало вооруженного противостояния на Донбассе вновь поставили вопрос о создании ССО на повестку дня. Однако только 26 июля 2016 г., после принятия Верховной Радой Украины, президентом Порошенко был подписан соответствующий закон. Но характер военных действий к этому времени коренным образом изменился и украинские ССО уже не могли коренным образом переломить ситуацию в зоне вооруженного конфликта.

Однако необходимые выводы были сделаны как высокопоставленными функционерами НАТО, так и руководством большинства стран входящих в эту организацию. Для противодействия возможной гибридной агрессии (само-собой ожидалась она с Востока) участники альянса договорились о создании сил быстрого реагирования, получивших название «Объединенной оперативной группы повышенной боеготовности» (Very High Readiness Joint Task Force), и приняли план их развития.

Одновременно в целом ряде СМИ, как в западных, так и на постсоветском пространстве стал усиленно муссироваться тезис о том, что «зеленых человечков» следует опасаются не только потенциальным противникам России, но также и ее союзникам. В особенности таким непостоянным как Беларусь.

Между тем, немалое число экспертов сомневается в реальности подобной угрозы. В резерве у белорусских властей есть эффективное средство против маневренной, очаговой войны — силы специальных операций, насчитывающие порядка 6 тыс. чел. Созданные еще в 2007 г. к настоящему времени они превратились в наиболее боеспособный элемент национальной армии.

Их основные задачи: контр-диверсионная деятельность, разведка, выполнение различных задач специальными методами в целях прекращения вооруженного конфликта в отношении Республики Беларусь. Являются одним из основных элементов стратегического сдерживания.

На данный момент ССО включают в себя: 38-ю гвардейскую отдельную десантно-штурмовую бригаду (Брест), 103-ю гвардейскую отдельную воздушно-десантную бригаду (Витебск), 5-ю отдельную бригаду специального назначения (Марьина Горка).

А также ряд подразделений для выполнения задач особой важности: 33 гвардейский отдельный отряд специального назначения (комплектуется офицерами и прапорщиками), Особый отряд специального назначения 5 отдельной бригады специального назначения (известный как «офицерская рота»), 527-я отдельная рота специального назначения, 22-я рота специального назначения.

А вот техническая база белорусских ССО пока не в полной мере отвечает требованиям войны в XXI веке. Так буксируемые гаубицы Д-30 могут транспортироваться со скоростью не более 40 км/час, а посему будут отставать от основных сил передвигающихся на бронетранспортерах со скоростью до 100 км/час. Что грозит оставить бойцов без огневой поддержки. Да и к самим БТР-70 и БТР-80 (даже к их модернизированным версиям) есть серьезные вопросы с точки зрения их огневой мощи и защищенности.

Если военно-политическому руководству Беларуси удастся обеспечить ССО достаточным количеством современного вооружения, надежных боевых бронированных машин и мобильными артсистемами, обеспечить их поддержку с воздуха разведывательной и ударной авиацией (в т.ч. беспилотной), то тогда силы спецопераций действительно станут эффективным инструментом ликвидации очагов гибридной войны в самом их зародыше.

Хотя возникновение непосредственной военной угрозы для Беларуси в ближайшей перспективе считается маловероятным, это не снимает с повестки дня вопрос о повышении боевой мощи нашей армии. И не только сил специальных операций. Опыт Ирака, Сирии и той же Украины показывает: операции по противодействию мобильным диверсионно-разведывательным группам там уже вскоре переросли в полномасштабные боевые действия.

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы

Почему белорусские облигации с высокой доходностью не продаются на белорусской бирже?

В Беларуси доходность государственных и корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте, намного превышает проценты по валютным депозитам. Но вот парадокс: белорусские облигации, по которым начисляются самые высокие проценты, продаются не на Белорусской валютно-фондовой бирже, а на иностранных биржах или в интернете. Финансовый рынок Беларуси представляет собой довольно странную конструкцию. С одной стороны, существует довольно продвинутая