фото mil.by

Военно-политическое руководство Беларуси считает высокой вероятность ведения гибридных боевых действий против нашей страны и пытается изыскать эффективные средства для нейтрализации этой угрозы.

5 октября в ходе осмотра образцов отечественного вооружения и боевой техники на полигоне в Ивацевичском районе президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил основные направления дальнейшего развития ВС страны.

«Для нашей Беларуси не танки главное, не самолеты, а специальные войска. Мы должны в любой точке Беларуси (если что-то вдруг произойдет) быстро появиться, нанести удар по бандитам и тем, кто посмеет к нам сунуться, и уйти. То есть скорость, маневренность. И под эти войска — силы специальных операций и прочие — мы должны были создавать в том числе и новое оружие. Но только то, которое надо», — отметил глава государства.

«Поэтому надо иметь самое необходимое свое оружие — стрелковое, для мобильных войск технику — то, что мы можем создавать. И модернизировать до современного уровня ту технику, которая у нас имеется», — сказал президент.

Развивая свою мысль он подчеркнул: «Нужны беспилотные летательные аппараты, высокоточное оружие (мы его создали — свою ракету). Если кому-то захочется с нами повоевать, он подумает, что в окно получит эту ракету. Ну и силы специальных операций надо оснастить так, чтобы они могли воевать на своей территории. И если кто-то посмеет, значит (мы не скрываем это), диверсионные группы нанесут удар и на той территории, с которой последует нападение на Беларусь».

Анализируя высказывания Главнокомандующего вооруженными силами РБ (коим по должности является высшее должностное лицо нашего государства), эксперты обращают внимание на то, что о приоритетном значении для обороны страны сил специальных операций (ССО) говорится уже не в первый раз.

Так, 13 декабря 2013 г. во время посещения 5-й отдельной бригады специального назначения ССО, расположенной в Марьиной Горке, глава государства сделал следующее заявление: «Может, не надо столько механизированных частей, а лучше иметь вот такие. Возможно, для Беларуси такие силы специальных операций — перспектива».

То, что вопрос этот не был чисто риторическим, подтвердило назначение 11 января 2014 г. бывшего командующего ССО генерал-майора Олега Белоконева начальником Генерального штаба вооруженных сил Беларуси — первым заместителем министра обороны вместо уволенного в запас Петра Тихоновского. Аналитики практически единодушно оценили это высокое назначение спецназовца как знаковое, призванное показать смену приоритетов в военном строительстве.

Согласны они были и в том, что причиной столь кардинальной смена курса стали события в Украине. Которые уже вскоре после начала приняли характер гибридной войны. О чем одним из первых (еще в апреле 2014 г.) заявил генерал-майор в отставке Франк ван Каппен, член верхней палаты парламента Нидерландов. В прошлом он занимал должность советника по безопасности при ООН и НАТО.

Определяя значение этого термина, ван Каппен отметил, что «государство, которое ведет гибридную войну, совершает сделку с негосударственными исполнителями-боевиками, группами местного населения, организациями, связь с которыми формально полностью отрицается». На плечи этих негосударственных формирований можно переложить всю грязную работу.

По мнению известного украинского политического аналитика Владимира Горбулина наиболее четко признаки войны этого типа продемонстрировали сначала отторжение Крыма Россией весной 2014 г., а затем — поддержка ею местных радикальных элементов на Юго-Востоке и «полномасштабное вторжение российских подразделений в восточные области Украины».

Как считает ряд украинских экспертов, всего этого можно было бы избежать, если бы у руководства страны был такой инструмент как силы специальных операций. Попытки создания ССО в Украине предпринимались неоднократно: в 2007 году одним из последних указов уходящего министра обороны Анатолия Гриценко было создано Управление Сил специальных операций. Началась разработка концепции и даже проводились учения с американцами. Однако к 2011 г. все заглохло.

Отторжение Крыма и начало вооруженного противостояния на Донбассе вновь поставили вопрос о создании ССО на повестку дня. Однако только 26 июля 2016 г., после принятия Верховной Радой Украины, президентом Порошенко был подписан соответствующий закон. Но характер военных действий к этому времени коренным образом изменился и украинские ССО уже не могли коренным образом переломить ситуацию в зоне вооруженного конфликта.

Однако необходимые выводы были сделаны как высокопоставленными функционерами НАТО, так и руководством большинства стран входящих в эту организацию. Для противодействия возможной гибридной агрессии (само-собой ожидалась она с Востока) участники альянса договорились о создании сил быстрого реагирования, получивших название «Объединенной оперативной группы повышенной боеготовности» (Very High Readiness Joint Task Force), и приняли план их развития.

Одновременно в целом ряде СМИ, как в западных, так и на постсоветском пространстве стал усиленно муссироваться тезис о том, что «зеленых человечков» следует опасаются не только потенциальным противникам России, но также и ее союзникам. В особенности таким непостоянным как Беларусь.

Между тем, немалое число экспертов сомневается в реальности подобной угрозы. В резерве у белорусских властей есть эффективное средство против маневренной, очаговой войны — силы специальных операций, насчитывающие порядка 6 тыс. чел. Созданные еще в 2007 г. к настоящему времени они превратились в наиболее боеспособный элемент национальной армии.

Их основные задачи: контр-диверсионная деятельность, разведка, выполнение различных задач специальными методами в целях прекращения вооруженного конфликта в отношении Республики Беларусь. Являются одним из основных элементов стратегического сдерживания.

На данный момент ССО включают в себя: 38-ю гвардейскую отдельную десантно-штурмовую бригаду (Брест), 103-ю гвардейскую отдельную воздушно-десантную бригаду (Витебск), 5-ю отдельную бригаду специального назначения (Марьина Горка).

А также ряд подразделений для выполнения задач особой важности: 33 гвардейский отдельный отряд специального назначения (комплектуется офицерами и прапорщиками), Особый отряд специального назначения 5 отдельной бригады специального назначения (известный как «офицерская рота»), 527-я отдельная рота специального назначения, 22-я рота специального назначения.

А вот техническая база белорусских ССО пока не в полной мере отвечает требованиям войны в XXI веке. Так буксируемые гаубицы Д-30 могут транспортироваться со скоростью не более 40 км/час, а посему будут отставать от основных сил передвигающихся на бронетранспортерах со скоростью до 100 км/час. Что грозит оставить бойцов без огневой поддержки. Да и к самим БТР-70 и БТР-80 (даже к их модернизированным версиям) есть серьезные вопросы с точки зрения их огневой мощи и защищенности.

Если военно-политическому руководству Беларуси удастся обеспечить ССО достаточным количеством современного вооружения, надежных боевых бронированных машин и мобильными артсистемами, обеспечить их поддержку с воздуха разведывательной и ударной авиацией (в т.ч. беспилотной), то тогда силы спецопераций действительно станут эффективным инструментом ликвидации очагов гибридной войны в самом их зародыше.

Хотя возникновение непосредственной военной угрозы для Беларуси в ближайшей перспективе считается маловероятным, это не снимает с повестки дня вопрос о повышении боевой мощи нашей армии. И не только сил специальных операций. Опыт Ирака, Сирии и той же Украины показывает: операции по противодействию мобильным диверсионно-разведывательным группам там уже вскоре переросли в полномасштабные боевые действия.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,