Вооружение

Фото 140zavod.by

Боевые возможности военной техники, поступающей на вооружение белорусской армии, напрямую зависят от величины средств, выделяемых на ее переоснащение.

Созданную на предприятиях ВПК Беларуси версию знаменитого советского бронетранспортера БТР-70, под индексом БТР-70МБ1, впервые покажут широкой публике 3 июля на параде в честь Дня Независимости в Минске. Об этом на днях сообщили прессе представители Минобороны и Госвоенпрома РБ. Машина была создана в ходе опытно-конструкторских работ в ОАО «140 ремонтный завод» (г. Борисов).

При реализации тактико-технических требований заказчика, в роли которого выступило министерство обороны, были существенно повышены ходовые и защитные характеристики заслуженной бронированной машины, а также значительно улучшена эргономика бронетранспортера, принятого на вооружение советской армии еще 21 августа 1972 года и запущенного в серию в 1976 году.

Что можем мы теперь

Серьезные изменения коснулись компоновки заброневого пространства. Так, для обеспечения более комфортного размещения военнослужащих в десантном отделении, увеличена его высота на 14 см. Для удобства высадки десанта из машины были расширены проемы боковых люков с установкой в них двустворчатых дверей. С целью повышения устойчивости и надежности связи БТР-70МБ1 оборудован отечественной цифровой радиостанцией Р-181-50ТУ «Дрофа», которая обеспечивает передачу речевой и цифровой информации по помехозащищенному каналу связи.

Установка водометного движителя от БТР-80 и более мощного силового агрегата — 8-цилиндрового дизельного двигателя КамАЗ-7403.10 с турбонаддувом мощностью 260 л. с. — вместо V-образного восьмицилиндрового карбюраторного двигателя ГАЗ-49Б (ЗМЗ-4905) мощностью по 115-120 л. с., потребовала изменений в конструкции агрегатов трансмиссии, в том числе использования новой раздаточной коробки и приводов ее управления, а также доработки корпуса машины.

В целях маскировки и прикрытия боевой машины от огня противотанковых средств, модернизированный БТР оборудован шестью установками для пуска дымовых гранат калибра 81 мм, входящими в состав универсальной системы 902В «Туча-2». Установки отстреливают заряды на дальность 200-300 метров и образуют сплошную дымовую завесу размером 50х28 м.

Изменения не коснулись башенного пулеметного вооружения БТР-70МБ1, оно осталось аналогичным вооружению его предшественников — БТР-70 и БТР-60ПБ (14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм ПКТ с боекомплектом, соответственно, 500 и 2000 патронов), размещенные во вращающейся башне с прицелом ПП-61А или ПП-61АМ.

И тем не менее, в результате доработок масса бронетранспортера увеличилась на полторы тонны и составила около 13 т (БТР-70 весит 11,5 т, БТР-80 — 13,6 т). Что, впрочем, никак не повлияло на ходовые качества БТР-70МБ1, который в ходе испытаний смог на шоссе развить скорость 92 км/ч.

Фото 140zavod.by

Мы как бы в тренде, но…

Надо сказать, что модернизация легких колесных бронированных машин (ЛКБМ), к которым относятся и белорусские бронетранспортеры БТР-70, вполне соответствует сегодняшним мировым тенденциям. Что вполне объяснимо: ЛКБМ в настоящее время преобладают в парках боевых бронированных машин многих армий мира и их полная замена была бы весьма затратна.

Поэтому ЛКБМ поступившие на вооружение в последние десятилетия прошлого века, в настоящее время не списываются, а проходят глубокую модернизацию. Более того, ведущими производителями этой техники реализуется ряд программ значительно продлевающих срок ее службы и улучшающих тактико-технические характеристики ЛКБМ. Последним отводится все большая роль при решении боевых и миротворческих задач.

В процессе модернизации морально устаревшие и/или изношенные компоненты машин заменяются новыми, более надежными и современными. Прежде всего это касается броневой защиты и вооружения. Более того, в ряде случаев наращивание огневой мощи за счет установки автоматических пушек калибром до 30-мм является основной задачей. Что в свою очередь, из-за увеличения общей массы БТР или БМП, порождает потребность в совершенствовании подвески и в более мощной силовой установке.

(В наиболее продвинутых программах реновации ЛКБМ, реализуемых развитыми странами одним из главных направлений их модернизации также является совершенствование комплекса бортовой электронной аппаратуры на базе цифровой техники и создание автоматизированной системы управления боевой машины. По большому счету все определяется размером выделяемых ассигнований.)

Их пушки против наших пулеметов

В качестве типичного примера следует привести модернизацию части парка легких колесных бронированных машин M1126 Stryker 8х8 (это один из вариантов боевой машины Piranha компании General Dynamics Land Systems — GDLS), находящихся на вооружении американской армии с 2002 года. Выбор этот не является случайным, так как эти машины в составе подразделений вооруженных сил США, размещенных на военной базе в Польше, уже очень скоро могут оказаться у границ Беларуси.

Бронированная машина M1126 Stryker 8х8. Фото armedman.ru

В марте 2015 года, дабы уравнять возможности БМП Stryker с новейшими российскими аналогами, был запущен проект увеличения ударной мощи этих бронированных машин. Для чего в декабре того же года компания General Dynamics Land Systems выбрала башню Protector Medium Caliber Turret (MCT-30) концерна Конгсберг c 30-мм автоматической пушкой MCT-30.

Это орудие, хотя и не предназначено для борьбы с тяжелыми бронированными машинами, но вполне надежно может поражать цели, имеющие броневую защиту способную выдержать попадание пуль калибром 12,7-мм. Доработанная за счет установки 30 мм пушки бронированная машина получила обозначение XM1296 Infantry Carrier Vehicle — Dragoon.

(Здесь, очевидно, уместно будет отметить, что на предыдущем этапе модернизации было проведено усиление защиты машины. В частности, смонтировано двойное V-образное днище DVH (Double Vee Hull) разработанное компанией GDLS. Дополнительное бронирование потребовало усиления подвески и установки нового 350-сильного двигателя Caterpillar C9.)

Но американские «драконы», станут не единственным сильным противником с которым, в случае самого негативного развитии событий, придется столкнуться нашим военным.

В апреле 2013 года польское министерство обороны подписало контракт с финской компанией Patria, которым предусматривается совместное производство 570 модульных бронированных машин AMV (Armoured Modular Vehicle) 8×8 в Польше; там эти машины получили обозначение Rosomak. В это количество вошли 313 БМП, оснащенные башней OTO Melara HITFIST-30P, вооруженной 30 мм пушкой МK44 Bushmaster II.

В октябре 2013 года Польша заказала еще 307 машин с поставками, запланированными до 2019 года. В эти спецификацию этих контрактов вошли 122 БМП, оснащенные необитаемой башней, разработанной польскими компаниями HSW и WB Electronics, с 30 мм пушкой и двумя пусковыми установками ПТУР Rafael Spike.

Союзники нам помогут?

На фоне этих «пушечных» ЛКБМ (которых все больше и больше становится на вооружении эвентуального противника) белорусская версия БТР-70, хотя бы и оснащенная надежным КПВТ калибром 14,5 мм, выглядит заметно проигрышнее.

Тем более, что и к защищенности БТР-70MБ1 (которая не возросла по сравнению с его предшественниками БТР-60ПБ и БТР-70) имеются серьезные претензии. Подтверждением чего могут служить цифры потерь этой техники в Афганистане — за девять лет войны советские войска потеряли там 1314 БТР всех модификаций, включая БТР-60ПБ и БТР-70.

Так что, в случае чего, бронебойные снаряды 30-мм автоматических пушек американских «драконов» и польских «росомах» сделают из старого доброго (пусть и подмоложенного) БТР-70 дуршлаг в буквальном смысле этого слова.

Конечно можно утешать себя тем, что на вооружении союзной нам России находятся гораздо более продвинутые во всех отношениях БТР-82А, которые являются глубокой модернизацией широко известных БТР-80.

БТР-82А. Фото militaryarms.ru

От предшественников БТР-82А отличаются повышенной защищенностью, увеличенной на 20% живучестью и огневой мощью. Вместо башни на нем установлен дистанционно управляемый боевой модуль с электроприводами и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения: 30-мм автоматической пушкой 2А72 и спаренным с ней пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм.

Проведен и ряд других важных усовершенствований. За счет установки нового двигателя КамАЗ-740.14.300 мощностью 300 л.с. (вместо прежнего 260-сильного) максимальная скорость бронетранспортера по шоссе выросла до 80 км/ч, на плаву — 10 км/ч.

Денег нет, но вы держитесь

С 2016 года БТР-82А появились и на вооружении белорусской армии. В сентябре 2015 года на выставке Russia Arms Expo-2015, которая проходила в Нижнем Тагиле, между Беларусью и Россией было подписано соглашение о поставке вооруженным силам нашей страны 32 таких бронетранспортеров. Которые и были поставлены в оговоренные сроки.

Однако, учитывая величину средств выделяемых на нужды обороны, на закупки сколь-нибудь значительного количества БТР-82А нашим военным рассчитывать не приходится. Как заявил в свое время министр обороны Беларуси Андрей Равков, стоимость каждого из них — 900 тыс. долларов.

Для сравнения, капитальная модернизация стоящих на вооружении белорусской армии бронетранспортеров будет стоить около 300 тыс. долларов. С учетом скудного военного бюджета страны легко предугадать какой вариант переоснащения наших войск легкой бронетехникой будет реализован.

В свете вышеизложенного невольно возникает вопрос: для противостояния какому противнику модернизируются бронетранспортеры БТР-70 вооруженных сил Беларуси. С такой огневой мощью и защищенностью им по зубам только нерегулярные формирования полупартизанского типа и/или диверсионно-разведывательные группы в ходе гибридных военных действий.

Против современной техники регулярных армий соседних стран НАТО у белорусских БТРов шансов практически нет. А ведь возможность такого противостояния, пусть и гипотетическая, сегодня существует.

 

 

Тэги:

, , , , ,

На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ

Александр Лукашенко 1 октября подписал указы № 384, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2025 год, и № 385 о целевых показателях денежно-кредитной политики на 2025 год. Указ №384 устанавливает параметры роста: ВВП — 4,1% ; экспорт товаров и услуг — на 5,4%, рост инвестиций — 7,8% рост реальных располагаемых денежных доходов населения

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 26 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Raiffeisen Bank продал свою долю в белорусском Приорбанке инвестору из ОАЭ

Австрийская банковская группа Raiffeisen Bank International (RBI) продала свою долю в белорусском Приорбанке.  В начале 2024 года Raiffeisen Bank International AG сообщал, что намерен продать 87,74% своих акций в ОАО «Приорбанк» и его дочерних компаниях инвестору из ОАЭ Soven 1 Holding Limited. 20 сентября Прирбанк распространил пресс-релиз, в котором говорится о заключении договора купли-продажи. Сумма

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 23 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,