12.04.2018, 9:36
Многофункциональные боевые самолеты: как «фанера» над Парижем
ВООРУЖЕНИЕ
Перспективы обновления парка белорусской боевой авиации выглядят все более неопределенными.
4 апреля Сенат Боливии ратифицировал соглашение о военно-техническом сотрудничестве между правительствами Республики Беларусь и Боливии, подписанное 13 июля 2016 года в Ла-Пасе, сообщил ряд СМИ со ссылкой на ресурс Aereo.jor.br
Из публикаций следует, что это соглашение, поддержанное левой социалистической партией Боливии MAS (Movimiento al Socialismo), президентом Эво Моралесом и Христианскими демократами (PDC), регулирует двусторонние отношения в сфере безопасности и обороны, в том числе оговаривает возможность передачи исключительных прав на производство вооружения и оборудования, обеспечение технических консультаций и обучение в процессе производства таких продуктов.
Соглашение, в частности, предусматривает, что военно-техническое сотрудничество Беларуси и Боливии будет осуществляться в областях производства, модернизации, ремонта и поставок авиационной техники и вооружения, средств противовоздушной обороны и обмена специалистами. Помимо этого, Боливия сможет закупать в нашей стране средства радиосвязи, современные электронные технологии, включая автоматизированные системы управления, средства передачи данных, разведки и радиоэлектронной борьбы.
Сам по себе упомянутый документ не определяет конкретные закупки вооружений или услуг, однако при этом устанавливает необходимые юридические основания для этого.
Если исходить из сообщений чилийских СМИ, соглашение правительств Боливии и Беларуси о ВТС, вызвало неоднозначную реакцию в Министерстве иностранных дел Чили, дело в том, что Сантьяго имеет политические разногласия и территориальные споры с Ла-Пасом.
Исходя из данных чилийской прессы, эксперты делают вывод, что данный документ обеспечивает возможность поставок в Боливию шести бывших индийских истребителей Су-30К. Эти самолеты в настоящее время модернизируются на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах в ожидании заказа со стороны иностранного покупателя.
Истребители Су-30К, о которых идет речь, Россия поставила в Индию в 1997-1999 годах, на первом этапе сделки по продаже индусам истребителей Су-30МКИ, имеющих расширенные возможности для нанесения ударов по наземным целям. Дело в том, что на момент заключения соглашения производство полноценных Су-30МКИ еще не было налажено.
Машины упрощенной конфигурации Су-30К, выпущенные научно-производственной корпорацией «Иркут» (бывший Иркутский авиастроительный завод), были предложены Дели в качестве временного варианта. Благо пилотажные характеристики обеих версий Су-30 были практически идентичными.
Су-30К представляли собой подремонтированные и несколько доработанные (оснащенные, в том числе, системами дозаправки топливом в воздухе) строевые Су-27УБ ВВС России. Вопреки информации некоторых источников, Су-30К (в отличие от Су-30МКИ) не являлись подлинно многофункциональными боевыми самолетами, так как не могли применять управляемые ракеты класса «воздух — поверхность».
Взамен этих «временных» машин Индии в 2007-2009 годах были поставлены 18 полноценных истребителей Су-30МКИ, а 18 машин Су-30К (номера SB001-SB018) согласно условиям контракта подлежали возврату российскому производителю — авиационной корпорации «Иркут».
В августе 2011 года высвободившиеся Су-30К были воздухом доставлены из Индии в Беларусь, на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, для ремонта и модернизации. Выбор в пользу белорусского предприятия был сделан для того, чтобы не платить в российскую казну 18% НДС от общей стоимости истребителей, как это предусмотрено таможенным законодательством этой страны, при импорте товаров.
Бывшие индийские истребители Су-30К в цеху ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» в Барановичах. Фото samoletchik.livejournal.com
После апгрейда собственник боевых самолетов собирался вновь выставить их на продажу. В случае их реализации собственник планировал выручить минимум 270 млн. долларов (порядка 15 млн. за единицу с учетом расходов на модернизацию). Для сравнения, рыночная стоимость 18 новых самолетов Су-30 может превышать 1 млрд. долларов.
На первых порах в числе потенциальных покупателей рассматривались Судан, Эфиопия, Венесуэла и Аргентина. Чуть позже в перечень кандидатов добавилась и Беларусь. Последней настоятельно необходимы более-менее «свежие» многофункциональные самолетов типа Су-30 для поддержания ударных возможностей ВВС и войск ПВО.
Это особенно актуально ввиду того, что эксплуатационный ресурс ряда типов белорусских боевых машин, еще советского производства, уже исчерпан или находится на грани исчерпания. Следствием чего стал рост летных происшествий, в том числе и фатальным исходом.
По этой причине были выведены из эксплуатации все фронтовые бомбардировщики Су-24 и тяжелые перехватчики Су-27П. Встал вопрос о летной годности значительной части парка легких фронтовых истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25.
Учитывая, постоянно декларируемый сторонами, особый характер отношений Москвы и Минска в оборонной сфере, шансы Беларуси заполучить после модернизации «индийские» Су-30К многим экспертам представлялись наиболее предпочтительными.
Однако было одно «но», которое в конце концов и определило дальнейшую судьбу этих самолетов. Поскольку необходимых средств на данную покупку у белорусского государства не оказалось, вся надежда была на жест доброй воли (в виде безвозмездной поставки или на крайний случай дешевого кредита) со стороны Кремля. Ведь тамошним обитателям, вроде бы, не должно было быть безразлично, в каком состоянии находится западный воздушный форпост России.
Но как оказалось высокопоставленным чиновникам из «Рособоронэкспорта» соображения подобного рода были чужды. Их гораздо больше беспокоило то, что в случае поставки истребителей ближайшему союзнику, а не в дальнее зарубежье, нельзя было рассчитывать на комиссионные. Которые, учитывая возможную сумму сделки, обещали быть весьма немалыми.
Тем более, как следовало из публикации в газете «Коммерсант», что в случае подачи заявки на покупку истребителей Су-30К, Беларусь не могла рассчитывать на кредит российского Министерства финансов. А самостоятельно изыскать такую сумму, как уже говорилось выше, Минск был не состоянии. Что же касается безвозмездной передачи самолетов, то этот вариант вообще не рассматривался.
А посему «Рособоронэкспорт» стал искать других покупателей. В октябре 2013 года в ходе визита в Анголу вице-премьера Дмитрия Рогозина был подписан контракт на приобретение 12 индийских машин и сопутствующих средств авиационного поражения, который подразумевал выдачу заказчику кредита размером в 1 млрд долларов. Который предоставил ВТБ. По данным ряда источников, контракт полностью будет реализован в 2018 году
А вот оставшиеся шесть Су-30К застряли в Барановичах надолго. Все прошедшие с той поры пять лет российские и белорусские специалисты активно вели поиск покупателей на них. Что на прошлогоднем авиасалоне в Жуковском МАКС-2017 подтвердил директор 558-го авиаремонтного завода Павел Пинигин. И вот, к вящей радости собственника самолетов, похоже найден подходящий вариант.
А вот у белорусских войск ПВО и ВВС повода для особого удовлетворения нет, проблема падения боевых возможностей нашей авиации не только не решается, а усугубляется еще больше. Причем поставка 12 Су-30 самой современной версии, обещанных белорусам россиянами, выглядит весьма неопределенной.