5.10.2017, 9:36
Мониторинг экономического законодательства Беларуси (июль-сентябрь 2017 года)
Третий квартал 2017 года выявил интересную закономерность. Правовое регулирование экономики все больше смещается к традиционному административному регулированию, с вкраплениями «рыночных элементов», которые должны показать окружающим желание правительства проводить рыночные преобразования. При этом «рыночные элементы» по своей сути зачастую настолько несущественны и далеки от реальной рыночной экономики, что говорить о каком-либо положительном влиянии их на белорусскую экономику сложно.
Налоговая политика
В III квартале был, наконец, принят давно ожидаемый документ о налоговых консультантах. Данная новая категория субъектов налоговых правоотношений была введена Указом от 19 сентября 2017 года № 338. Не останавливаясь на всех нюансах данного документа, отметим лишь три момента, которые ярко характеризуют суть экономического нормотворчества в Беларуси.
Во-первых, принятия данного документа в очередной раз характеризует ущербность белорусского экономического нормотворчества, которое во всем вне зависимости от реальной потребности пытается копировать другие страны. Вместо того, чтобы упростить налоговую систему и показать всему миру, что белорусское налоговое законодательства настолько простое, что в нем в отличие от других стран может разобраться любой, чиновники вводят налоговых консультантов, чтобы показать, что без них в белорусских налогах никак не разобраться. Вместо демонстрации привлекательности и простоты белорусской налоговой системы мы демонстрируем ее сложность и запутанность, тем самым отпугиваем потенциальных иностранных инвесторов.
Во-вторых, принимая «необязательный для экономики» документ, чиновники при этом имеют возможность не проводить реально необходимое для государства упрощение налогового законодательства. Зачем упрощать налоговое законодательство, администрирование и налоговый контроль, если появились налоговые консультанты, которые спасут бизнес от ошибок? Вместо принятия нормативных документов, реально приносящих пользу бизнесу, чиновники занимаются нормотворческой имитацией, которая по сути ничего не меняет, но создает видимость прогресса в белорусской налоговой системе.
В-третьих, тезис о бессмысленности указа о налоговых консультантов подчеркивается пунктом 1.6., где перечислены организации и ИП, которые сохраняют право на налоговое консультирование даже без наличия аттестата налогового консультанта. Сюда относятся аудиторы, адвокаты и организации, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета, то есть все те субъекты хозяйственных отношений, которые оказывают услуги по налоговому консультированию и сейчас. Поэтому по факту к уже существующим субъектам, оказывающим услуги в сфере налогового права, добавиться еще один – налоговые консультанты.
По экономической сути новация заключается лишь в том, что налоговые консультанты обязаны платить пошлину в бюджет за получения аттестата, и могут подписывать налоговые декларации от своего имени, неся при этом полную материальную ответственность. Последнее, скорее всего, заинтересует лжепредпринимателей, которые теперь смогут все свои нарушения законодательства списывать на налоговых консультантов, если те будут составлять им налоговые декларации.
Тезис о необязательности налоговых консультантов может быть опровергнут только дальнейшим нормотворчеством чиновников, которые обяжут всех пользоваться услугами только налоговых консультантов или настолько усложнят налоговое законодательство, что без консультантов в нем реально не разберешься, хотя сомнительно, что в этом случае с возможными налоговыми новациями смогут разобраться сами налоговые консультанты. Насколько необходимы такие дополнительные «налоговые костыли, в виде налоговых консультантов для белорусской экономики знают только люди, которые ввели это понятие в белорусский экономический оборот.
Помимо налоговых декларантов – юридических лиц государство в прошлом квартале озаботилось и налоговым декларированием доходов физических лиц. Так, постановлением Совета Министров от 11 июля 2017 года № 516 утверждено положения о порядке истребования налоговыми органами деклараций у физических лиц. Напомним, теперь налоговые органы будут по письменному требованию запрашивать налоговые декларации о доходах и имуществе физических лиц.
Либеральные преобразования
Некоторые изменения экономического законодательства в III квартале 2017 годы были направлены на улучшение делового климата. В условиях, когда налоговые органы не справляются с проверками многочисленных ликвидируемых предприятий, государство решило часть функций по их проверке возложить на аудиторов. Так, постановлением Совета Министров от 04 июля 2017 года № 500 определен порядок проведения аудиторских проверок ликвидируемых предприятий.
В прошедшем квартале был принят и Закон от 17 июля 2017 года № 52-З «Об инвестиционных фондах», которым вводится понятие и основные положения об инвестиционных фондах в Беларуси. Основные положения документа вступят в силу в июле 2018 года, но уже сейчас можно отметить, что инвестиционные фонды, создаваемые в форме открытых акционерных обществ, позволят дополнительно аккумулировать денежные средства для инвестиций в белорусскую экономику.
К либеральным нововведениям следует отнести и Указ № 345 от 22 сентября 2017 года. Данным нормативным документам предоставлены льготы на 5 лет с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года для предпринимателей и предприятий, осуществляющих торговлю, общественное питание и бытовые услуги в сельской местности. Льготы заключаются в освобождении от уплаты НДС, от налога на недвижимость и земельного налога, уплате налога на прибыль по ставке 6%, подоходного налога для предпринимателей по ставке 6%, единого налога для предпринимателей по ставке, равной одной базовой величине. Перечень территорий и населенных пунктов, в которых будет действовать льготный режим, будет определяться областными Советами депутатов, после чего и станет понятно насколько эффективными и масштабными окажутся введенных указом налоговые льготы.
К условно-положительным изменениям стоит отнести Указ № 337, которым с 20 октября 2017 года разрешена деятельность физических лиц в отдельных сферах торговли и услуг без регистрации индивидуальными предпринимателями. Условием такой деятельности является единоличная деятельность без привлечения наемных лиц и уплата единого налога по ставкам, сопоставимым с действующими ставками для индивидуальных предпринимателей. Фактически государство пытается легализовать теневой рынок самостоятельной занятости физических лиц для сокращения количества официальных «тунеядцев» в Беларуси. Насколько эффективными окажутся данные меры, покажет время.
Банковские и финансовые новации
Ряд нововведений в III квартале 2017 года были приняты и Нацбанком. Так, постановлением Правления Национального Банка от 6 сентября 2017 года № 368-1 с 1 октября снижается размер обязательной продажи иностранной валюты с 20% до 10%.
Постановлением Правления НБ от 20 июля 2017 года № 288 была утверждена инструкция о требованиях по осуществлению операций с финансовыми инструментами срочных сделок. Речь идет о порядке совершения срочных сделок с финансовыми инструментами (опционами, фьючерсами, форвардами, свопами) на Белорусской валютно-фондовой бирже.
Указом от 28 июля 2017 года № 265 была принята уже традиционная для государства форма поддержки некоторых категорий предприятий в форме открытия специальных счетов. Так, указом разрешено для предприятий, осуществляющих строительство белорусской АЭС, открывать счета в ОАО «АСБ Беларусбанк» для приобретения материальных ресурсов, оплаты налогов и кредитов, оплаты труда и расчетам за товары (работы, услуги), связанных со строительством АЭС. Данные счета будут защищены от любых претензий со стороны судебных и контролирующих органов и позволят предприятиям работать вне зависимости от их финансового состояния.
Постановлением Нацбанка от 11 августа 2017 года № 328 были введены дополнительные требования к лизинговым организациям, осуществляющим лизинговую деятельность с жилыми помещениями. Данные организации с 9 октября 2017 года будут обязаны на своем сайте указывать информацию об исполнении требований, предъявляемых к данной категории лизинговых организаций, а также указывать дату и причины прекращения заключения лизинговых договоров жилых помещений, если таковые будут.
Постановлением Нацбанка от 14 сентября 2017 года № 379 утверждена инструкция по депозитарной деятельности в депозитарии Национального Банка. Инструкция регламентируем деятельность в отношении бездокументарных ценных бумаг.
Приказом Министерства финансов от 8 августа 2017 года № 248 государство выпустило валютные облигации на 50 млн. долларов США. Облигации выпускаются на срок до 4 ноября 2022 года, имеют доходность 4,4% годовых процентов. Облигации будут размещаться среди физических лиц.
Указом от 14 сентября 2017 года № 328 определены условия привлечения внешнего займа от Европейского банка реконструкции и развития в размере 50 млн. евро. Заем предполагается направить на повышение капитализации «Белинвестбанка».
Из этой же серии документов о привлечении внешних источников финансирования и Указ от 24 августа 2017 года № 300. Данным указом предоставлены правительственные гарантии «Банку развития Республики Беларусь» на привлечения внешнего займа Международного банка реконструкции и развития в размере 60 млн. долларов США, для финансирования малого и среднего бизнеса в Беларуси.
Постановлением Нацбанка № 346 от 23 августа 2017 года была снижена с 13 сентября ставка рефинансирования до 11,5% годовых. Но данное снижение не является последним. 27 сентября Национальный Банк принял решение о снижении ставки рефинансирования с 18 октября 2017 года до уровня 11% годовых.
Административные изменения и бюджет
Некоторые нормативные документы III квартала 2017 года направлены на изменение экономической ситуации административными мерами без использования экономических инструментов. Так, указом от 25 июля 2017 года вместо Департамента фармацевтической промышленности Министерства здравоохранения создается холдинг по производству фармацевтической продукции.
Постановлением Совета Министров от 11 августа 2017 года № 606 определен перечень из 8 высокорентабельных предприятий, которые по итогам 1 квартала получили прибыль и теперь должны ее перечислить в бюджет. Прибыль должна быть перечислена равными долями до 1 ноября 2017 года.
31 августа 2017 года были приняты два постановления, которые касаются одного и того же вопроса – установления право чиновников на составления протоколов об административных правонарушениях. Такими нормативными документами стали постановление Министерства экономики № 21 и постановление Национального Банка № 358.
Указом от 29 августа 2017 года № 307 определено, что остатки средства в инновационных фондах по состоянию на 1 января 2017 года могут направляться на строительство и ремонт автомобильных дорог и Минского метро. Похоже, дефицит бюджета настолько существенен, что государство пытается потратить оставшиеся у него финансовые ресурсы на финансирование деятельности дорожных служб и метрополитена.
Бухгалтерский учет
Отдельный перечень нормативных документов касается новаций в бухгалтерском учете. Постановление Министерства финансов от 10 августа 2017 года № 23 определено, что все курсовые разницы, числящиеся на предприятии на 31 декабря 2017 года относятся на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет. То есть государство пытается искусственно улучшить финансовую отчетность белорусских предприятий, посредством исключения из убытков отрицательных курсовых разниц по валюте, которые есть у всех белорусских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Впрочем, у организаций есть возможность перенести курсовые разницы текущего года на 2018 год. Так, Указом от 21 августа 2017 года № 298 разрешено образовавшиеся у предприятий за 2017 год курсовые разницы списать на расходы предприятия не позднее 31 декабря 2018 года.
Указом от 15 августа 2017 года № 284 прописан порядок выбытия имущества. Так, для недопущения убытков государство разрешило до 31 декабря 2020 года списывать имущество за счет добавочного капитала, то есть активов прошлых лет. Фактически государство пытается искусственно повысить финансовое благополучие белорусского бизнеса. Как уже писалось ранее (см. МФСО-2017: белорусский бухгалтерский учет по-новому) принятие стандартов МФСО не мешает государству устанавливать свои правила ведения бухгалтерского учета отличные от общемировых норм.
Указом от 31 августа 2017 года № 311 определен порядок ведения бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах. Так, с 1 января 2018 года крестьянские и фермерские хозяйства при соблюдении определенных ограничений по численности и выручке могут вести бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства.
ВЭД
Как всегда не забыло государство и об административном регулировании внешнеэкономической деятельности. Так, постановлением Совета Министров от 14 июля 2017 года № 532 введено лицензирование экспорта отдельных видов лесоматериалов. Из этой же серии и постановление Совета Министров от 25 августа 2017 года № 653, которым введено лицензирование экспорта льноволокна.
Постановлением Совета Министров от 28 июля 2017 года № 565 были изменены вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты. Вывозные пошлины были понижены. Но прошло чуть более месяца и постановлением от 30 августа 2017 года № 660 вывозные таможенные пошлины были существенно повышены до уровня, действовавшего до 1 мая 2017 года. Дефицит бюджета вынуждают правительство искать новые источники доходов.
Указом от 03 августа 2017 года № 276 внесены изменения в документ, касающийся реконструкции автомобильной дороги Минск-Гомель, осуществляемой за счет китайских инвестиций. Нововведения расширяют права китайской стороны по привлечению иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в Беларуси без специальных разрешений.
Совместным постановлением Совета Министров и Национального Банка от 22 сентября 2017 года № 711/10 внесены дополнения в порядок прекращения внешнеэкономических договоров. Теперь договора строительства на территории Российской Федерации могут прекращаться в порядке уступки требований или перевода долга.
Ценовое и товарное регулирование
Особой активностью в рассматриваемом периоде отмечалась работа Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее – антимонопольное министерство). Так, постановлением от 27 июня 2017 года № 28 введены перечни товаров, подлежащих включению в ассортимент для универсальных и специализированных магазинов, киосков, павильонов и неспециализированных магазинов. В очередной раз проявляется административный характер государственного регулирования белорусской экономики, при котором государство пытается контролировать все, включая и ассортимент товаров в магазинах.
Помимо ассортиментного перечня антимонопольное ведомство приняло ряд постановлений, регулирующих порядок государственных закупок. Так, постановлением № 30 от 28 июня 2017 года была утверждена инструкция о порядке рассмотрения жалоб при осуществлении государственных закупок. Постановлением МАРТ № 35 от 28 июня 2017 года утверждены примерные формы документов по процедурам государственных закупок.
Постановлением № 33 от 28 июня 2017 года утверждена инструкция о порядке формирования реестра поставщиков временно не допускаемых к закупкам. При этом постановлением № 34 от 28 июня 2017 года введена в действия инструкция о порядке формирования реестра поставщиков, временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.
Отрегулировало антимонопольное министерство и тарифы на электроэнергию, произведенную из мазута организациями и предпринимателями, не входящими в концерн «Белэнерго». Так постановлением антимонопольного министерства от 6 июля 2017 года № 36 утверждена формула расчета данного тарифа в зависимости от курса доллара США.
В свою очередь постановлением МАРТ от 13 июля 2017 года № 38 установлены тарифы на тепловую энергию отпускаемую «Белэнерго» для ЖКХ. А постановлением от 20 июля 2017 года № 41 установлены тарифы на электроэнергию, производимую из возобновляемых источников предприятиями, не входящими в концерн «Белэнерго». Постановлением от 8 сентября 2017 года № 49 установлены тарифы на тепловую энергию концерна «Белэнерго» для предприятий ЖКХ и жилого фонда.
Постановлением антимонопольного министерства от 28 августа 2017 года № 45 установлены тарифы по передаче и распределению энергии. С 4 сентября 2017 года они составляют 4 копейки за 1 кВт.ч.
Приказом Министерства сельского хозяйства от 17 июля 2017 года № 207 установлены закупочные цены на льняную тресту урожая 2017 года.
Бюджетные расходы
Отдельно следует остановиться на перечне документов, регулирующих порядок расходования бюджетных средств. Так, Указом от 4 июля 2017 года № 240 изменен порядок государственной поддержки гражданам при строительстве (реконструкции) жилых домов. В условиях дефицита бюджета государство пытается максимально возможно сократить свои расходы, в том числе и за счет сокращения государственной поддержки граждан при строительстве жилья. В указе 240 прописаны права некоторых категорий граждан на получение субсидий на погашение части кредитов или части процентов по кредитам.
Во исполнение Указа 240 правительством было принято постановление № 582 от 4 августа 2017 года. Так, теперь окончательное решение о предоставлении и перечислении в банк жилищных субсидий будет приниматься на уровне облисполкомов и Минского горисполкома.
Указом № 233 от 29 июня 2017 года установлены новые подходы к начислению пенсий. Так, для назначения трудовой пенсии стаж работы должен составлять 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин, при наличии 10 летнего периода уплаты взносов в ФСЗН. Для военнослужащих установлены более льготные периоды в 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Кроме того, Указом от 31 августа 2017 года № 314 были внесены изменения в порядок начисления пенсий для военнослужащих, направленный на их увеличение.
Также в указе 233 определено, что в пенсионный стаж засчитывается время ухода за престарелыми и инвалидами. Пенсии для лиц, которые платили отчисления в ФСЗН менее 10 лет, уплачиваются за счет средств республиканского бюджета.
Указом Президента от 07 августа 21017 года № 280 предоставлена государственная поддержка в виде рассрочки и отсрочки в погашении задолженности перед бюджетом 16 предприятиям хлебопродуктов и комбикормовым заводам. Речь идет о предоставлении очередной отсрочки в погашении бюджетных ссуд и займов.
Обобщая мониторинг экономического законодательства Беларуси можно отметить следующие основные тенденции, которые характеризуют нормотворческий процесс в Беларуси. Во-первых, по негласной традиции все существенные нововведения принимаются указами президента. В очередной раз можно отметить, что основной законодательной ветвью власти у нас является президент, а парламент выполняет чисто декоративные функции.
Во-вторых, можно отметить продолжение тенденции по сохранению действующей модели экономического развития, которая строится за счет административных мер и привлечения внешних источников финансирования. В-третьих, отметим, что все попытки либерализации экономики либо декларативны, то есть бесполезны для экономики, как в случае с налоговыми консультантами, либо узко ограниченны. Последнее относится к Указу № 337, устанавливающему налоговые льготы в сельской местности. Почему не применить такой льготный налоговый порядок на всю Беларусь в течение хотя бы 2-3 лет? Это бы существенно помогло белорусскому бизнесу и экономике в целом в условиях затянувшегося экономического кризиса.