3.01.2017, 8:58
Не только выше, но и дальше
Предприятия белорусского ВПК наращивают экспансию на рынки ближнего и дальнего зарубежья.
«Малайзия рассматривает возможность расширения сотрудничества с Беларусью в вопросах ремонта авиационной техники в недалекой перспективе. Я порекомендую Министерству обороны нашей страны обратить пристальное внимание на возможности белорусского предприятия из Барановичей», — заявил 21 декабря спикер Палаты представителей парламента Малайзии Пандикар Амин Мулиа во время посещения ОАО «558 Авиационный ремонтный завод».
По его словам, малайзийская сторона уже имеет положительный опыт сотрудничества с ОАО «558 Авиационный ремонтный завод», хотя до сих пор это были разовые контракты. Сейчас стоит задача развивать эти отношения.
Как отметил в свою очередь директор ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» Павел Пинигин, его предприятие со своей стороны готово расширить сотрудничество с Министерством обороны Малайзии по ремонту и модернизации самолетов типа МиГ-29.
Очевидно есть необходимость напомнить, что со времен СССР это предприятие занимается ремонтом и модернизацией военных самолетов и вертолетов советского (а теперь и российского) производства, разработкой и производством аппаратуры радиотехнической защиты, авиационной радиосвязной аппаратуры, беспилотных авиационных комплексов.
В настоящее время завод обладает развитой ремонтно-технической базой и является ведущим, сертифицированным и лицензированным авиаремонтным предприятием на территории СНГ, обеспечивающим высокое качество ремонта авиационной техники и ее глубокую модернизацию.
ОАО «558 АРЗ» производит капитальный ремонт и модернизацию самолетов типов Су-30, Су-27, Су-25, Су-22, МиГ-29, Ан-2, Л-39 и вертолетов типов Ми-8 (Ми-17), Ми-24 (Ми-35).
При этом завод осуществляет полный цикл ремонта планера и всех комплектующих изделий, выполняет комплекс доработок авиационной техники и дополнительные профилактические мероприятия, повышающие ее надежность. Предприятие сотрудничает более чем с 30 странами.
В данном контексте особо следует отметить разработанные на предприятии программы модернизации самолетов советского производства МиГ-29, Су-27 и Су-25. Модернизация этих боевых самолетов проводится по основные направления:
- расширение перечня применяемых авиационных средств поражения;
- реализация новых режимов работы радиолокационного прицельного комплекса;
- повышение точностных характеристик навигационной системы и расширение функциональных возможностей;
- применение комплекса контроля двигателей и систем самолета;
- установка системы сбора-передачи информации;
- модернизация информационного поля кабины;
- применение системы аудио и видеорегистрации многофункциональных индикаторов (МФИ) и закабинного пространства;
- установка аппаратуры радиотехнической защиты самолета.
«Сушки» по-белорусски
Именно подобным образом была провели модернизацию истребителей Су-27 и Су-27УБ ВВС Казахстана до версии БМ2. По условиям заключенного в 2007 году контракта, белорусская сторона усовершенствовала десять таких машин. Первые модернизированные истребители были переданы Казахстану в декабре 2009 года, последние в конце июня 2010 года.
В ходе модернизации истребители были оснащены комплексом постановки помех X-диапазона белорусской разработки, а также контейнерной системой целеуказания Lightning-3 производства израильской компании Rafael. Кроме того, Су-27УБМ2 получили модернизированную бортовую радиолокационную станцию Н001, которая позволяет обнаруживать пусковые установки ПВО на дальности до 40 километров и надводные цели на дальности до 50 километров. Также была повышена точность навигационной системы.
Неуязвимость самолетов от ракетного огня противника призвана обеспечить аппаратура «Сателлит» предназначенная для обеспечения индивидуальной радиотехнической защиты летательных аппаратов всех типов от огневого поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата и зенитных ракетных комплексов противника.
Двигатели Су-27УБМ2 были оснащены новой системой управления и диагностики, которая способна передавать и записывать на флеш-карты информацию о состоянии силовых установок. А Су-27 также получил возможность передавать сведения о наземных и воздушных целях на другие самолеты группы, а также наземным станциям и центрам управления.
Номенклатура вооружения Су-27УБМ2 были расширена за счет ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭР, Р-27ЭТ, Р-73 и РВВ-АЕ. Кроме того, модернизированный самолет теперь может запускать ракеты класса «воздух-земля» Х-25МЛ. Х-29Т, Х-29Л, Х-31А и Х-31Р. Су-27УБМ2 также обладает способностью нести авиационные бомбы с лазерным наведением КАБ-500Л и КАБ-1500Л массой 500 и 1500 килограммов соответственно, а также КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр с телевизионной системой наведения. Истребитель также может использовать неуправляемые авиабомбы массой до 500 килограммов и неуправляемые ракеты С-8, С-13 и С-25.
Вторая жизнь казахских «грачей»
А в середине 2016 года ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» и казахстанское ТОО «КАИ» («Казахстанская Авиационная Индустрия») на прошедшей в середине прошлого года в Астане международной выставке вооружения KADEX-2016 заключили контракт о выполнении ремонта и модернизации самолета типа Су-25 (известного как «Грач») с возможностью проведения в дальнейшем таких работ на базе авиационно-технического центра в Казахстане.
Выполнение комплекса модернизационных мероприятий должно обеспечить повышение боевой эффективности штурмовиков Су-25 по уничтожению наземных и воздушных целей за счет глубокой модернизации прицельного комплекса, введения новых режимов его работы (В частности максимальная высота бомбометания увеличена c 2000 до 5000 м без входа в зону поражения войсковой ПВО) А также за счет расширения номенклатуры применяемого вооружения (управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-73 и неуправляемых ракетных снарядов С-13).
Наращивание боевых возможностей самолета по круглосуточному и всепогодному ведению боевых действий высокой интенсивности, расширение круга решаемых боевых задач по предназначению за счет использования современных средств спутниковой навигации и, соответственно, новых режимов навигации, а также принципиально нового программного обеспечения прицельно-навигационных комплексов. В процессе модернизации на самолет Су-25 также будет устанавливаться аппаратура индивидуальной радиотехнической защиты «Сателлит».
Не самолетами едиными
Для собственных нужд и для поставки сторонним заказчикам на заводе освоено производство запчастей для различных видов авиатехники. Ведутся работы по восстановлению и изготовлению деталей для машин как военного, так и гражданского назначения, в том числе самолетов иностранного производства. Запасные части собственного изготовления составляют около 30% потребляемых при ремонте летательных аппаратов. И номенклатура этих изделий постоянно расширяется.
На предприятии организовано высокотехнологичное серийное производство нескольких видов радиосвязного оборудования. Которое не уступает существующим зарубежным аналогам по эксплуатационно-техническим характеристикам (включая вес, габариты, надежность и энергопотребление), и успешно конкурирует с аналогичными изделиями мировых производителей.
Одной из самых интересных разработок ОАО «558 АРЗ», является бортовая аппаратура «Сателлит», предназначенная для индивидуальной радиотехнической защиты летательных аппаратов от высокоточного радиоуправляемого оружия. «Сателлит» осуществляет постановку активных помех ракетам классов «поверхность-воздух» и «воздух-воздух» с активными радиолокационными головками самонаведения.
Не менее важным направлением деятельности предприятия является разработка и производство беспилотных летательных аппаратов. В настоящее время ОАО «558 АРЗ» готов к выпуску БПЛА малого класса «Беркут-1»/«Беркут-2» и средних «Гриф-1».
Развивая кооперацию
В декабре 2014 года 558-й Авиационный ремонтный завод подписал в Москве с российской «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) концепцию развития до 2025 года. В соответствии с ней белорусское предприятие должно сохранить ведущие позиции на рынке услуг по ремонту и модернизации авиационной техники, а также интегрироваться в международный аэрокосмический комплекс производителей авиационной техники.
Среди приоритетных задач в концепции значатся интеграция ОАО в ОПК России для расширения возможностей на рынке ремонта и модернизации авиационной техники и вхождение в российский государственный оборонный заказ, консолидация интеллектуального, производственного и научного потенциала с целью создания передовых и конкурентоспособных продуктов вооружения и военной техники. На данный момент завод уже наладил производственную кооперацию связи с пятью российскими авиастроительными предприятиями.
Важным шагом является договоренность с Объединенной авиастроительной корпорацией России по изготовлению отдельных частей и деталей для среднемагистрального пассажирского самолета МС-21, первый полет которого состоится уже скоро. Для реализации этой задачи уже создан новый цех по производству авиационных компонентов.