• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

8 сентября на завершающей фазе парламентских выборов в белорусское медийное пространство было вброшено подзабытое слово «реформы».

Ответственность за вброс взял на себя Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), опубликовавший свою новую четырехлетнюю стратегию для Беларуси.

Большое видится на расстоянии. Штаб-квартира банка расположена в Лондоне. Из ее окон, как следует из сообщения БЕЛТА, четко просматриваются «инициативы правительства по проведению конкретных реформ», а также демонстрация большей открытости на международном уровне и большей готовности к обсуждению политической ситуации внутри страны.

Во-первых, во-вторых, в-третьих

Следует признать, что с инициативами по проведению реформ белорусское правительство выступало неоднократно, но каждый раз с вершины властной вертикали следовал грозный оклик, переходящий порой в угрозу «резать тех, кто это предлагает».

Свой аргументы в пользу отказа от реформ в «насквозь советской стране» единственный белорусский политик неоднократно предъявлял публично:

  • во-первых, негативные явления в белорусской экономике вызваны внешними причинами;
  • во-вторых, отсутствуют квалифицированные кадры, реформы просто некому проводить, в стране только «2-3 умных человека понимают, что делать»;
  • в-третьих, несмотря на личную готовность главного архитектора белорусской модели осуществить «любую ломку и революционное преобразование», существует сомнение в готовности общества дать на это карт-бланш.

В том, что Беларусь на момент распада СССР была насквозь советской страной, сомневаться не приходится. В частности, в интервью радио «Эхо Москвы», посвященному 25-летию августовского путча, директор Левада-центра Лев Гудков напомнил, что на следующий день после путча в столицах союзных республик был проведен опрос, и только в двух большинство поддержало путчистов. Одна из столиц – Минск.

С больной головы на здоровую

Но насколько обоснованы вышеперечисленные аргументы?

Начнем с первого. Экономисты выделяют три вида кризисов: циклические, структурные и вызванные внешними причинами. Отрицать вклад внешних причин не позволяет статистика. С июня2014 г. по 31 декабря2015 г. цена нефти снизилась на 69%. В результате последний год четвертой пятилетки стал первым за 19 лет годом рецессии белорусской экономики. ВВП сократился на 3.9%, реальные доходы населения – на 5.9%.

Но если внешние причины подвели черту под белорусским «экономическим чудом», то какие причины его породили? Очередной цикл роста мировых цен на нефть стартовал во второй половине2003 г., что позволило доле консолидированного бюджета в ВВП в2004 г. относительно2003 г. подпрыгнуть сразу на 10.7 пункта (с 33.4% до 44.1%). Абсолютный же рекорд по данному показателю был установлен в2008 г. – 50.6%. А что мы имеем по итогам2015 г.? Мы имеем фактическое возвращение в1995 г. – 30.6%.

Динамика реальных денежных доходов населения, естественно, повторяет динамику доли консолидированного бюджета в ВВП: с 2004 по 2008 гг. рост доходов был двузначным, но уже второй год вместо роста идет падение.

Вот такое получилось «чудо»! Оно качается на волнах внешних причин подобно известной субстанции в проруби, открыто демонстрируя свою индифферентность по отношению к государственным инвестициям и управленческим сигналам.

Из этого факта, однако, не следует, что внутри «чуда» не происходит изменений. Один пример. Если в структуре денежных доходов населения в2000 г. доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, составляли 15.4%, то в2015 г. – только 8.2%. Одновременно доля доходов от собственности возросла с 2% до 4.4%.

Под непрерывные разговоры о верности избранному в1994 г. курсу белорусское общество теряло способность самостоятельно шевелиться, предпочитая предпринимательским доходам рентные.

В перекладывании с больной головы на здоровую ничего сугубо белорусского нет. «Одной из вечных слабостей человеческого разума, – утверждал классик цивилизационного анализа Арнольд Тойнби, – является склонность искать причину собственных неудач вне себя, приписывая их силам, находящихся за пределами контроля и являющимися феноменами, неподвластными человеку. Это ментальный мир, с помощью которого человек избавляется от чувства собственной неполноценности и униженности».

На то и щука в море, чтобы карась не дремал. На то и существуют политические элиты (творческое меньшинство в терминологии Тойнби), чтобы находить эффективные ответы на внешние вызовы. Наличие такого меньшинства – одно из обязательных условий любой социальной системы, рассчитывающей на выживание в истории.

«Мусор нам не нужен»

Согласно последнему отчету Белстата, численность занятых в экономике составила 4 391.1 млн. человек. Согласно единственному политику, число умных в стране, понимающих, что делать, колеблется в пределах от 2 до 3 человек (от 0.0000004% до 0.0000008%). Глядя на такое количество нулей, понимаешь справедливость сталинского афоризма по поводу кадров, которые решают все.

Соответственно, отсутствие кадров гарантирует отсутствие эффективных решений, что на практике и наблюдается. А как насчет общества, способно ли оно выступить в качестве субъекта перемен?

«Любая сложная самоорганизующаяся адаптивная система, – поясняет социолог Георгий Сатаров, – имеет две кардинальные задачи: первая – поддерживать целостность, стабильность системы, вторая – обеспечивать адаптивность как к внешним вызовам, так и к неизбежно возникающим внутренним проблемам. Эти две конфликтующие задачи решаются более или менее эффективно, когда они закреплены за разными «органами» системы. В нашем случае власть отвечает за целостность и стабильность – на это настроены все государственные институты. А гражданское общество обеспечивает адаптивность».

Таким образом, устойчивое движение в будущее возможно только на двух ногах. Будущее принципиально непредсказуемо, поэтому против игрока со случайной стратегией (будущее) не может выиграть никакая строго рациональная стратегия. Шанс есть лишь у случайной стратегии. Ее обеспечивает гражданское общество за счет своего хаотического разнообразия.

Но попытки формирования гражданского общества на родных просторах пресекались как нынешней властью, так и ее советской предшественницей. Обратимся к тексту доклада на идеологическом совещании (март 2003 г.): «Нам сегодня подбросили с Запада тезис – «гражданское общество». Если у нас, вы считаете, его нет, так мы его строим. Мусор нам не нужен, двусмысленные, антинародные, антигосударственные организации».

Вот такая логика, и она оказалась продуктивной: «Мы строили, строили, – тут я передаю слово Чебурашке, – и наконец построили».

После очистки от мусора белорусское гражданское общество предстало миру в виде местных Советов, официальных профсоюзов, прогосударственных молодежных, женских и ветеранских организаций. Цель формирования этой социальной икебаны – поддержка государства. Тысячу раз прав единственный политик, утверждая, что устойчивое государство не может опираться только на власть.

С опорами проблем нет. Государство стоит твердо и пока еще имеет возможность наблюдать хвост колонны, уходящей на двух ногах в будущее.

Апрельские тезисы

Белорусское общество никогда не выступало не только субъектом перемен, но и их заказчиком. Перемены всегда осуществлялись властью (творческим меньшинством), при этом для осуществления своих модернизационных планов власть неоднократно была вынуждена ломать общество через колено. Вспомним сталинскую модернизацию.

Особенность нынешнего этапа – полная деградация власти. Все закономерно. Поставив после1994 г. жирный крест на политической конкуренции, триумфатор первых президентских выборов запустил механизм негативного отбора. И через два десятилетия мы имеем то, что имеем.

Но вернемся к стратегии ЕБРР. Банк планируют содействовать двойному повышению: во-первых, повышению конкурентоспособности реального сектора, во-вторых, повышению качества услуг в секторе общественной инфраструктуры. И все это в рамках концепции перехода к «зеленой» экономике.

Весной на активной стадии разработки стратегии автор этих строк был приглашен в Лондон. К сожалению, по семейным обстоятельствам (рождение американского внука) я был вынужден отказаться от поездки, но свои предложения в виде тезисов направил. Воспроизведу их с небольшим сокращением.

Наличие экономического кризиса в Беларуси сегодня не видит только тот, кто не хочет его видеть. В этой связи отмечу, что 88% респондентов в ходе мартовского опроса НИСЭПИ утвердительно ответили на вопрос: «Считаете ли Вы, что белорусская экономика находится в кризисе?»

Массовое признание наличия кризиса не означает понимания его природы, без которого в свою очередь невозможна выработка эффективных предложений по его преодолению.

Такие предложения поступают и со стороны независимых белорусских экспертов. Большинство из них сводится к набору мер по созданию определенной макроэкономической среды. Общество при этом рассматривается исключительно в качестве объекта.

Опасность такого упрощения я попытаюсь пояснить на одном примере.

Специфика любой сложной социальной системы заключается в системообразующем элементе как базовой единице ее организации. Например, в индийской системе – это каста, в античной – полис.

Беларусь – часть российской цивилизации, системообразующим элементом которой является так называемая «русская власть» (термин введен в науку академиком Юрием Пивоваровым).

Русская власть – это власть моносубъекта, стоящего над законом. Следует иметь в виду, что такой тип власти является производным от общества. В свою очередь русская власть формирует государство. Именно в такой последовательности. Как это происходит на практике, мы имели возможность наблюдать в начале 90-х гг. прошлого века.

«Власть буквально валялась в грязи». Такими словами первый белорусский президент в свое время охарактеризовал главную причину краха СССР (краха советского типа государственности).

Восстановления русской власти на территории Беларуси произошло с помощью демократических выборов в 1994 г. Общество (его большинство) поддержало кандидата, максимально соответствующего народным представлениям о носителе единоличной власти.

В течение двух лет их избранник восстановил государство с его жесткой административной вертикалью.

Кризис, который разворачивается в Беларуси (и в России), – это кризис русской власти как таковой. Ее историческое время вышло. Она не способна больше отвечать на современные вызовы. Об этом, в частности, свидетельствует окончание процесса догоняющей модернизации. Он продолжался около трехсот лет. Советская индустриализация была его последним этапом, и сегодня на постсоветском пространстве индустриализацию сменила деиндустриализация. Процесс идет с ускорением.

Краткий итог: любые стратегии по преодоления кризиса в Беларуси без анализа состояния властного моносубъекта, без четкого понимания его роли в социально-экономических процессах на современном этапе развития общества и государства, в лучшем случае не приведут к положительным результатам. В худшем же случае они послужат спусковым механизмом неуправляемых процессов, последствия которых сегодня невозможно предсказать.

* * *

Понятно, что извлечь для себя что-либо полезное из подобных тезисов лондонские составители стратегии для Беларуси не могли. Отсюда их попытка втиснуть белорусскую модель в чуждую ей рамку, и тот факт, что на этот раз рамка выкрашена в зеленый цвет, сути дела не меняет.

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы