14.01.2016, 9:05
Шоковый сценарий может стать реальностью
Все индикативные показатели бюджета Беларуси на 2016 год, как известно, рассчитаны исходя из базового сценария 50 долларов за баррель нефти и курса 62 российских рубля за 1 доллар. Увы, эти фундаментальные для белорусского бюджета показатели «поплыли» уже в конце прошлого года, а в первые недели нового года стало очевидно, что это не просто временный «отскок», а долгосрочный негативный тренд.
Греф: цена 30 долларов уже неактуальна
Цена российской нефти Urals недавно пробила очередной психологический рубеж – 30 долларов за баррель и теперь, по мнению многих аналитиков, устремилась к новому рубежу – 25 долларов. 12 января баррель нефти торговался на уровне 27,4 доллара – так дешево Urals не стоила с февраля 2004 года.
В связи с этим нелишне напомнить, что в 2014 году средняя цена нефти Urals составляла 97,6 доллара за баррель (минус 9,53% к показателю 2013 года), а в 2015 году она составила в среднем за год уже 51,23 доллара за баррель. При этом в декабре 2015 года средняя цена нефти этой марки была 36,42 доллара за баррель против 61,07 доллара в декабре 2014 года. Эксперты прогнозируют дальнейшее падение мировых цен на нефть.
Они один за другим понижают свои прогнозы. Как им не поверить, если даже первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов поручил просчитать три сценария развития российской экономики: при цене нефти 25, 35 и 45 долларов за баррель. Глава Сбербанка РФ Герман Греф в качестве пессимистичного сценария для нефти назвал 25 долларов за баррель. «У нас был сценарий – 30 долларов, правда. Но теперь уже 30 долларов неактуально. В нашем бизнес-плане это был пессимистичный сценарий, а в начале года стал реальным», – отметил Герман Греф.
20-25 долларов за баррель – такой сценарий допускают в компании Morgan Stanley (для нефти Brent), а 10 долларов за баррель называет Standard Chartered. В компании отмечают, что цена может дойти до этого уровня «прежде, чем большинство управляющих активами признают, что падение зашло слишком далеко».
В России готовят стресс-тесты
Несмотря на падение цен на нефть, российские компании в 2015 году увеличили добычу до нового рекорда – 534 млн. тонн (+1,4% к уровню 2014 года).
Справиться с низкими ценами на нефть российским компаниям в прошлом году помогли девальвация рубля и гибкая налоговая система. По оценке Минфина РФ, в 2015 году российские нефтяники заработали на девальвации около 400 млрд. рублей. Как известно, правительство воспользовалось этим обстоятельством и за счет нефтяников смогло частично залатать дыру в бюджете: в 2016 году было решено не снижать экспортную пошлину на нефть с 42 до 36%, как это было предусмотрено налоговым маневром.
Впрочем, как отмечают российские чиновники, перед нефтяной отраслью России сегодня не стоит проблема выживаемости: не ожидается ни падения добычи нефти, ни остановки НПЗ, ни скачков цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке. У нефтяной отрасли есть определенный запас прочности, и у разных нефтяных компаний он тоже разный. Эксперты отмечают, что гибкий валютный курс поможет удерживать прибыльность российских нефтяных компаний и дальше, хотя снижение их доходов неизбежно скажется на добыче.
Особенности налоговой системы в России и девальвация привели к тому, что условия работы отрасли при ценах на уровне 45 долларов за баррель сопоставимы с теми, которые были при 100 долларах за баррель, отмечает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Ставки НДПИ и экспортной пошлины установлены так, что государство является основным бенефициаром роста цен на нефть, но в то же время оно принимает на себя основные риски при их снижении.
По оценкам экспертов UBS и Bank of America Merrill Lynch (BAML), уровень безубыточности для российских компаний составляет 25-30 долларов за баррель, что значительно ниже, чем у их зарубежных конкурентов.
Российское Минэнерго пока готовится к цене нефти 30 долларов за баррель. Еще в декабре прошлого года министерство попросило крупнейшие нефтяные компании провести стресс-тесты при цене от 30 долларов за баррель.
Между тем в компании «Роснефть» заявили, что у них есть стресс-сценарий, рассчитанный на цену 30 долларов за баррель. При такой цене компания продолжит реализовывать даже шельфовые проекты. Президент «Роснефти» Игорь Сечин осенью 2015 года говорил, что себестоимость добычи нефти в компании составляет около 4 долларов за тонну (без учета транспортных расходов и налогов), поэтому она готова к «дальнейшей борьбе за долю рынка».
Впрочем, как пишут российские СМИ со ссылкой на осведомленные источники, «наиболее эффективным российским компаниям» нет необходимости менять инвестиционные и операционные планы при цене за баррель Brent 25 долларов и выше.
А крупнейшие нефтяные компании останутся безубыточными и при цене 15 долларов за баррель, отмечает аналитик «Ренессанс Капитала» Ильдар Давлетшин.
Из-за низких цен в большей степени страдает российский бюджет, так как он сильно зависит от цен на нефть, нефтепродукты и природный газ. Нефтегазовые доходы в России в 2016 году прогнозируются на уровне 7,7% ВВП и 44% в общем объеме бюджетных доходов.
По оценкам главного экономиста по развивающимся рынкам Capital Economics Лизы Ермоленко, падение цен на нефть на 10 долларов за баррель сокращает экспортные доходы российского бюджета на 25 млрд. долларов, или на 2% ВВП. Если же цена на нефть упадет до 15 долларов и ниже, ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины автоматически обнуляются – и потери бюджета станут еще больше.
Между тем, как сообщает газета «Ведомости» (от 13 января), правительство России готовится к цене на нефть 25 долларов за баррель. На совещании 12 января первый вице-премьер Игорь Шувалов попросил министерства подготовить различные сценарии развития ситуации в курируемых отраслях при цене барреля нефти Urals 25 долларов, 35 и 45 долларов за баррель. «Рассчитываются разные стресс-сценарии, обсуждение идет и с экспертами, и внутри правительства», – сообщила пресс-секретарь российского премьера Наталья Тимакова.
Обновленный макропрогноз российской экономики, который ляжет в основу новых бюджетных проектировок, министр экономического развития Алексей Улюкаев намерен представить уже в январе текущего года. Пока же принято решение о сокращении расходов бюджета на 10%.
В то же время, по данным газеты «Коммерсант», бюджет-2016 в России не собираются править как минимум до апреля: Правительство РФ будет ожидать установления стабильной нефтяной конъюнктуры. Но при этом оно собирается заблаговременно подготовить системное сокращение бюджетных расходов.
Белорусские пошлины могут улетучиться
Правительство Беларуси рассчитывает, что в 2016 году страна получит в бюджет не менее 1,1 млрд. долларов экспортных пошлин на нефтепродукты. Эти расчеты сделаны исходя из цены нефти 50 долларов за баррель. Именно за счет таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов правительство Беларуси планирует в 2016 году сформировать профицит бюджета в размере около 2% ВВП. Как ожидается, в результате зачисления вывозных пошлин на нефтепродукты в бюджет страны в этом году поступит 20 трлн. рублей. Эти деньги планируется направить на погашение части внешнего госдолга.
Напомним, что в 2016 году Беларуси необходимо выплатить более 3 млрд. долларов внешнего долга. В то же время ЗВР страны упали почти до пятилетнего минимума. По итогам декабря 2015 года они снизились на 408,2 млн. долларов и, по предварительным данным, на 1 января 2016 года составили 4 млрд. 175,8 млн. долларов в эквиваленте.
Очевидно, что если нефть марки Urals и дальше будет демонстрировать убедительный тренд на снижение, бюджетный сценарий-2016 белорусскому правительству придется значительно перекраивать. Ближайшие месяцы покажут, насколько серьезная может потребоваться «хирургическая операция» для белорусского бюджета.
За последние полгода это будет уже третья принципиальная корректировка бюджета. Сначала проект прогноза бюджета-2016 верстался исходя из оптимистичной среднегодовой цены нефти 70 долларов за баррель. В начале октября Минфин заявлял о том, что бюджет будет просчитан исходя из стоимости нефти 57 долларов за баррель. Но под давлением негативного нефтяного тренда этот сценарий пришлось пересмотреть. В конце октября правительство уточнило: бюджет-2016 верстается исходя из цены нефти 50 долларов за баррель.
Впрочем, в конце прошлого года правительство Беларуси просчитывало вариант бюджета и при стрессовой цене нефти 30 долларов за баррель. «Просчитывается даже шоковый сценарий в 30 долларов, хотя в него мало кто верит», – рассказал обозревателю БЕЛРЫНКА осенью прошлого года белорусский чиновник.
Не прошло и полгода, как в шоковый сценарий многие поверили. Можно не сомневаться: белорусское руководство тоже уже осознало, что нефть будет стоить дешево и что это – серьезный вызов для белорусской экономики. В этой связи хотелось бы понимать стратегию дальнейших действий правительства. Самая большая опасность, как видится, – это отсутствие какого-либо понимания, куда в новых реалиях движется страна. Однако неочевидно, что сейчас в правительстве идут серьезные дискуссии на эту тему. Или они настолько законспирированы, что не удается обнаружить даже их следов?