5.10.2015, 21:34
Экономические программы кандидатов в президенты как трагедия предвыборной кампании
«Либеральный клуб» подготовил детальный анализ экономической части предложений кандидатов, которые были изложены в их программах.
Анализ программ основывался на их содержании и не зависел от личности кандидата или его политических воззрений.
Приоритетность и конкретика
Исходя из разброса тем по направлениям экономической политики, у кандидата Сергея Гайдукевича можно выделить три экономических приоритета: повышение доходов населения, государственная поддержка наиболее конкурентоспособных отраслей экономики, борьба с теневым сектором экономики.
Однако детального описания механизма отбора конкурентных отраслей, источников средств для повышения доходов населения и способов борьбы с «тенью» в программе нет.
Выделить приоритетные направления экономической части программы кандидата Татьяны Короткевич практически невозможно: из 18 направлений экономической политики ее предложения присутствуют в четырнадцати. Соответственно, Короткевич сделала ставку на максимальный охват проблемных вопросов в экономике. Это, скорее всего, связано с основой, на которой зиждется ее программа, – вопросах «Народного референдума».
С одной стороны, это позволяет охватить максимальный круг избирателей. С другой – без четкого понимания приоритетности в реформировании экономики изменения теряют свою эффективность. А построение программы кандидата на основе опроса граждан страны напоминает цитату из автобиографии Генри Форда My Life and Work: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь».
Жители Беларуси не могут обладать всей необходимой информацией для принятия решений относительно выхода из кризиса в экономике, в то время как кандидат в президенты обязан оценивать ситуацию системно, аккумулируя все необходимые данные и оценивая их.
Кандидат Александр Лукашенко в своей программе определил три стратегические цели (занятость, экспорт, инвестиции) и четыре способа их достижения: снижение инфляции, поддержка частного бизнеса и модернизация государственного сектора экономики, привлечение инвестиций, повышение эффективности государственного управления.
Важно отметить тот факт, что в программе Лукашенко лучше всего проработаны конкретные шаги по решению поставленных задач.
Однако у Лукашенко, как и у других кандидатов, достаточное количество откровенного популизма в форме пожеланий, а не конкретики. Так, «формирование Беларуси как крупнейшего регионального центра» и «вхождение Беларуси в число наиболее развитых стран мира в сфере информационно-коммуникационных технологий» скорее стоит рассматривать в качестве долгосрочных ориентиров, а не конкретных мер экономической политики.
Меньше всего внимания экономике уделил кандидат Николай Улахович, и выделить его приоритеты достаточно сложно.
Из общего количества предложений (всего их 10) больше всего внимания Улахович уделил налоговой и монетарной политике, предложив упростить налоговое законодательство, проводить «взвешенную» монетарную политику, а также обеспечить «прозрачное» ценообразование.
Противоречивость и бессистемность
Экономическая часть программ кандидатов в президенты отличается противоречивостью предлагаемых изменений.
В частности, кандидат Гайдукевич одновременно предлагает государственную поддержку малого и среднего бизнеса и государственное стимулирование того, что он сам называет «легальным сектором» экономики. И при этом он ратует за снижение объемов государственного кредитования.
Подобной противоречивостью наполнена и программа кандидата Короткевич. В ней предложено создание равных условий хозяйствования для предприятий всех форм собственности, хотя ниже по тексту программы ставка делается на государственный сектор экономики: выработка антикризисных программ для государственных предприятий, стимулирование наиболее конкурентоспособных отраслей экономики, строительство новых предприятий в малых и средних городах.
В программе кандидата Лукашенко меньше противоречивых заявлений. Правда, можно отметить желание кандидата сократить внешний государственный долг и одновременно обеспечить устойчивый рост золотовалютных резервов, поддержание их на безопасном уровне. В текущей ситуации очень тяжело выполнить эти два обещания, так как уже не первый месяц официальный Минск ведет переговоры с основными внешними кредиторами о предоставлении Беларуси очередного кредита.
Предложения Улаховича в основном носят бессистемный характер, поэтому оценить их на предмет противоречивости не представляется возможным.
Неформальный пакт оппозиции и власти
Президентские выборы, как и любая другая политическая кампания, – это возможность и даже необходимость для лидеров мнений делиться своими идеями о том, как развивать страну. На фоне экономического кризиса количество такого рода идей должно только увеличиваться. Однако из-за особенностей политической системы Беларуси общественная дискуссия о путях развития страны явно находится в хронически недоразвитом состоянии.
Тот факт, что кандидат, который является действующим президентом и де-факто ответственен за кризис в системе, предлагает наименее противоречивую и наиболее систематизированную программу экономических изменений, говорит о многом.
Во-первых, таким образом власть старается прийти к некоторому консенсусу среди правящей элиты в преддверии выборов и перетянуть на свою сторону часть электората, который еще способен верить обещаниям. Однако уровень доверия действующему президенту, согласно опросам НИСЭПИ, остается достаточно низким. Это, кстати, вызывает большие сомнения в реальности выполнения предвыборной программы, особенно учитывая степень претворения в жизнь прошлых планов.
Во-вторых, оппозиционные силы по каким-то причинам не считают разработку полноценной экономической программы, которая была бы конкурентоспособной и адекватной существующим реалиям, приоритетной для себя задачей. Вероятно, для этого нет и достаточного интеллектуального ресурса.
К сожалению, эта ситуация является закономерным трагическим результатом особенностей построенной в Беларуси политической системы, а также фактически заключенного в ее рамках неформального пакта между властью и оппозицией о комфортных условиях сосуществования.
* * *
Полный текст исследования см. на сайте «Либерального клуба».
Читайте также:
- Правительство ставит на госкорпорации и холдинги, а не реформу госсектора
- Беларусь в 2021 году не получила скидку на российский газ
- Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?
- Переориентация белорусского нефтяного транзита: Россия не хочет одна за это платить
- Ставка рефинансирования сохраняется на уровне 7,75%