«Либеральный клуб» подготовил детальный анализ экономической части предложений кандидатов, которые были изложены в их программах.

Анализ программ основывался на их содержании и не зависел от личности кандидата или его политических воззрений.

Приоритетность и конкретика

Исходя из разброса тем по направлениям экономической политики, у кандидата Сергея Гайдукевича можно выделить три экономических приоритета: повышение доходов населения, государственная поддержка наиболее конкурентоспособных отраслей экономики, борьба с теневым сектором экономики.

Однако детального описания механизма отбора конкурентных отраслей, источников средств для повышения доходов населения и способов борьбы с «тенью» в программе нет.

Выделить приоритетные направления экономической части программы кандидата Татьяны Короткевич практически невозможно: из 18 направлений экономической политики ее предложения присутствуют в четырнадцати. Соответственно, Короткевич сделала ставку на максимальный охват проблемных вопросов в экономике. Это, скорее всего, связано с основой, на которой зиждется ее программа, – вопросах «Народного референдума».

С одной стороны, это позволяет охватить максимальный круг избирателей. С другой – без четкого понимания приоритетности в реформировании экономики изменения теряют свою эффективность. А построение программы кандидата на основе опроса граждан страны напоминает цитату из автобиографии Генри Форда My Life and Work: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь».

Жители Беларуси не могут обладать всей необходимой информацией для принятия решений относительно выхода из кризиса в экономике, в то время как кандидат в президенты обязан оценивать ситуацию системно, аккумулируя все необходимые данные и оценивая их.

Кандидат Александр Лукашенко в своей программе определил три стратегические цели (занятость, экспорт, инвестиции) и четыре способа их достижения: снижение инфляции, поддержка частного бизнеса и модернизация государственного сектора экономики, привлечение инвестиций, повышение эффективности государственного управления.

Важно отметить тот факт, что в программе Лукашенко лучше всего проработаны конкретные шаги по решению поставленных задач.

Однако у Лукашенко, как и у других кандидатов, достаточное количество откровенного популизма в форме пожеланий, а не конкретики. Так, «формирование Беларуси как крупнейшего регионального центра» и «вхождение Беларуси в число наиболее развитых стран мира в сфере информационно-коммуникационных технологий» скорее стоит рассматривать в качестве долгосрочных ориентиров, а не конкретных мер экономической политики.

Меньше всего внимания экономике уделил кандидат Николай Улахович, и выделить его приоритеты достаточно сложно.

Из общего количества предложений (всего их 10) больше всего внимания Улахович уделил налоговой и монетарной политике, предложив упростить налоговое законодательство, проводить «взвешенную» монетарную политику, а также обеспечить «прозрачное» ценообразование.

Противоречивость и бессистемность

Экономическая часть программ кандидатов в президенты отличается противоречивостью предлагаемых изменений.

В частности, кандидат Гайдукевич одновременно предлагает государственную поддержку малого и среднего бизнеса и государственное стимулирование того, что он сам называет «легальным сектором» экономики. И при этом он ратует за снижение объемов государственного кредитования.

Подобной противоречивостью наполнена и программа кандидата Короткевич. В ней предложено создание равных условий хозяйствования для предприятий всех форм собственности, хотя ниже по тексту программы ставка делается на государственный сектор экономики: выработка антикризисных программ для государственных предприятий, стимулирование наиболее конкурентоспособных отраслей экономики, строительство новых предприятий в малых и средних городах.

В программе кандидата Лукашенко меньше противоречивых заявлений. Правда, можно отметить желание кандидата сократить внешний государственный долг и одновременно обеспечить устойчивый рост золотовалютных резервов, поддержание их на безопасном уровне. В текущей ситуации очень тяжело выполнить эти два обещания, так как уже не первый месяц официальный Минск ведет переговоры с основными внешними кредиторами о предоставлении Беларуси очередного кредита.

Предложения Улаховича в основном носят бессистемный характер, поэтому оценить их на предмет противоречивости не представляется возможным.

Неформальный пакт оппозиции и власти

Президентские выборы, как и любая другая политическая кампания, – это возможность и даже необходимость для лидеров мнений делиться своими идеями о том, как развивать страну. На фоне экономического кризиса количество такого рода идей должно только увеличиваться. Однако из-за особенностей политической системы Беларуси общественная дискуссия о путях развития страны явно находится в хронически недоразвитом состоянии.

Тот факт, что кандидат, который является действующим президентом и де-факто ответственен за кризис в системе, предлагает наименее противоречивую и наиболее систематизированную программу экономических изменений, говорит о многом.

Во-первых, таким образом власть старается прийти к некоторому консенсусу среди правящей элиты в преддверии выборов и перетянуть на свою сторону часть электората, который еще способен верить обещаниям. Однако уровень доверия действующему президенту, согласно опросам НИСЭПИ, остается достаточно низким. Это, кстати, вызывает большие сомнения в реальности выполнения предвыборной программы, особенно учитывая степень претворения в жизнь прошлых планов.

Во-вторых, оппозиционные силы по каким-то причинам не считают разработку полноценной экономической программы, которая была бы конкурентоспособной и адекватной существующим реалиям, приоритетной для себя задачей. Вероятно, для этого нет и достаточного интеллектуального ресурса.

К сожалению, эта ситуация является закономерным трагическим результатом особенностей построенной в Беларуси политической системы, а также фактически заключенного в ее рамках неформального пакта между властью и оппозицией о комфортных условиях сосуществования.

* * *

Полный текст исследования см. на сайте «Либерального клуба».

Тэги:

, , ,

С 2023 года изменится порядок уплаты взносов в ФСЗН для ИП

Лукашенко подписан закон о внесении поправок в законы по вопросам государственного социального страхования», которые вступят в силу с 2023 года. «Начиная с 2023 года, индивидуальные предприниматели, также как и все остальные категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в бюджет фонда, в период нахождения в трудовых отношениях будут обязаны уплачивать взносы в бюджет фонда»,

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 5 декабря

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 3 октября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Доллар и евро продолжили дорожать на торгах на БВФБ 19 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия