• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Ситуация на рынке легковых автомобилей LCV России становится фактором, влияющим на соответствующий сектор экономики Беларуси.

На днях список выпускаемых в Беларуси в режиме «отвертки» легковых иномарок пополнился еще двумя. К собирающимся сегодня в стране 12 моделям легковых автомобилей (трем в Борисове на заводе Geely под одноименным брендом и девяти в Обчаке на предприятии «Юнисон»: Samand, Zotye, Peugeot 301, 508, 3008, Partner, Citroen C-Elysee и Berlingo, а также Opel Mokka) добавились Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe, принадлежащие компании General Motors (GM).

Как следует из сообщения пресс-службы GM от 9 июля, General Motors и белорусское СП ЗАО «Юнисон» подписали соглашение о крупноузловой сборке Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe для российского рынка. «На заводе «Юнисон» установлена современная производственная линия для сборки моделей Cadillac, а персонал подготовлен и обучен в соответствии с принципами организации производства и контроля качества, принятыми на всех заводах GM».

Особо подчеркивается, что в Беларуси будет производиться сборка четвертого поколения Cadillac Escalade в двух модификациях: в регулярной версии и с увеличенной колесной базой. Для российских покупателей стоимость регулярной версии Cadillac Escalade составит порядка 76 тыс. USD, с увеличенной колесной базой – около 80 тыс. USD. Стоимость Chevrolet Tahoe начинается от 60 тыс. USD.

В Беларуси будет производиться сборка четвертого поколения Cadillac Escalade в двух модификациях: в регулярной версии и с увеличенной колесной базой.

В Беларуси будет производиться сборка четвертого поколения Cadillac Escalade в двух модификациях: в регулярной версии и с увеличенной колесной базой.

Нам так их не хватало

Между тем еще в начале текущего года планы GM были несколько другими: тогда ее представители объявили о переносе сборки Cadillac и Chevrolet Tahoe из Калининграда с предприятия «Автотор» на свой завод в Санкт-Петербурге. Однако вскоре компания остановила их производство и там. По причине того, как заявили в концерне, что «ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации».

Чуть позже, в марте, руководство General Motors, ссылаясь на ту же причину, объявило о выводе с российского рынка бренда Opel и всех массовых моделей Chevrolet. И только 20 мая 2015 года состоялась презентация первого легкового автомобиля Opel Mokka, собранного на заводе ЗАО «Юнисон». Тогда же было сообщено о планах наладить на площадях этого предприятия сборку ряда других моделей GM, в том числе авто премиум-класса Cadillac.

Здесь следует напомнить, что рамочное соглашение об организации в Беларуси совместного производства легковых автомобилей знаменитой американской марки было подписано в июне 2013 года по итогам встречи заместителя премьер-министра РБ Петра Прокоповича с управляющим директором по России и странам СНГ ООО «Дженерал Моторз СНГ» Джеймсом Бовензи.

Согласно тогдашним договоренностям, первой моделью для выпуска в Беларуси была избрана Opel Corsa. Крупноузловую сборку модели предполагалось наладить на мощностях белорусско-британского предприятия «Юнисон» в Обчаке под Минском. Достаточно длительное время данное соглашение казалось протоколом о так и нереализованных намерениях, но настал момент, когда американская сторона была вынуждена о нем вспомнить.

Стоимость Chevrolet Tahoe начинается от 60 тыс. USD.

Стоимость Chevrolet Tahoe начинается от 60 тыс. USD.

Ход удачный, но выгода от него неочевидна

Как считает российский автомобильный обозреватель Алексей Слащев, перенос производства ряда своих моделей в Беларусь – «это великолепный ход», который позволит GM не потерять своих клиентов в России. Правда, по мнению ряда других экспертов, особых выгод перенос сборки Excalade и Tahoe из РФ в РБ не принесет.

С их точки зрения, вряд ли стоит ожидать, что себестоимость производства на «Юнисоне» в Обчаке окажется существенно меньше, чем на «Автоторе» в Калининграде, и что за счет более низкой цены удастся сколько-нибудь заметно нарастить объемы реализации «белорусизированных» Excalade и Tahoe в России (в 2014 году там было продано всего 2,1 тыс. таких машин) и, соответственно, нарастить величину валовой прибыли.

Так, в частности, полагает главный редактор портала AMSRUS Сергей Асланян: «Очень маленькая добавленная стоимость у всей этой затеи. Такая попытка хоть с чем-нибудь остаться на рынке, после того как они взяли и по глупости, чисто из политических соображений, вывели из нашей страны (России. – Прим. авт.) все остальные машины Chevrolet и Opel».

Без особого восторга (как это бывало раньше) откомментировали факт заключения соглашения о сборке очередных иномарок на СП ЗАО «Юнисон» и большинство белорусских СМИ. Ибо уже стало ясно, что ни технологического прорыва, ни коммерческой выгоды подобного рода проекты Беларуси не принесут.

Авторы ряда публикаций указывают, что «современная производственная линия для сборки моделей Cadillac», о которой говорится в пресс-релизе GM, – это всего лишь «несколько крупных подъемников, на которых работники поочередно соединяют кузов с двигателем, колесами и трансмиссией». Что касается автокомпонентов, то все важнейшие узлы и агрегаты изготавливаются в Южной Корее.

Причем, если говорить о моделях, сборку которых западные и восточные автоконцерны налаживают на белорусской территории, то практически все из них являются аутсайдерами продаж на российском рынке, которые вывели свои производства оттуда под давлением технологически более продвинутых конкурентов.

Более того, как шутят некоторые комментаторы, проанализировав нынешнюю конъюнктуру на авторынке РФ, вполне можно предсказать, какая модель какого иностранного бренда скоро будет собираться на мощностях отечественных заводов. О том, что в этой шутке – лишь малая доля шутки, позволяют говорить итоги продаж легковых авто в России в июне 2015 года.

Что нам Россия и мы России?..

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), хотя падение продаж новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) в России несколько замедлилось, все равно сжатие авторынка оказалось весьма значительным. Всего в январе – июне 2015 года в РФ было продано около 782 тыс. автомобилей. Для сравнения: за первую половину 2014 года продажи составили 1,229 млн. авто.

Правда, оптимисты усматривают в развитии конъюнктуры некий положительный тренд. В июне падение продаж в годовом исчислении составило «всего» 29,7%, что меньше, чем в мае (-37,7%) и апреле (-41,5%), и тем более чем в марте (-на 42,5%). Однако, по словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, несмотря на то что результаты выглядят вроде бы все менее драматичными, «пока нет повода расслабляться».

Дела могли бы обстоять куда хуже, если бы не государственная поддержка рынка. Как за счет понижения ключевой ставки Центробанка, так и за счет поддержки покупателей новых автомобилей путем субсидирования ставок розничного финансирования и обновления парка старых автомобилей. Так что настрой участников рынка на второе полугодие 2015 года остается сдержанным, подчеркнул глава комитета. В частности, АЕБ ожидает снижения российского автомобильного рынка в РФ в 2015 году на 36%, до 1,55 млн. машин.

Что касается ведущих игроков, то лидером здесь по-прежнему остается «АвтоВАЗ», хотя продажи автомобилей Lada в июне 2015 года (26.416 ед.), по подсчетам АЕБ, упали относительно июня 2014 года на 12%. Однако при этом показатели предыдущих двух месяцев, по данным самого «АвтоВАЗа», были превышены более чем на 15%, и при этом занятая автомобилями Lada доля авторынка России превысила 20%.

Второе место по продажам заняли машины под брендом Kia, которых в июне было реализовано 13.900 (на 18% меньше, чем годом ранее). Замыкает тройку лидеров Hyundai с результатом 12.300 ед. (-27% к уровню июня 2014 года). Продажи двух других участников топ-5 в годовом исчислении тоже упали: у Renault они сократились до 9.986 ед. (-39%), а у Nissan – до 8.916 (на 26%).

Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как Jeep (-79%), SsangYong (-75%), Great Wall (-73%), Citroen (-66%), Peugeot и Opel (-65%). Продажи Chevrolet сократились на 40%. Заметим, что четыре последних бренда уже перенесли сборку ряда своих моделей в Беларусь.

Какие марки могут оказаться следующими, предсказать нелегко, так как весьма значительными оказались потери и других крупных мировых автопроизводителей. Продажи Toyota, в частности, сократились на 35% (с 13.139 до 8.495 ед.), BMW – на 34% (с 3.247 до 2.151 ед.), Volkswagen – на 38% (с 10.850 до 6.769 ед.).

Здесь также необходимо принять во внимание то обстоятельство, что автодилеры ряда автоконцернов столкнулись с затовариванием – производители требуют от них выкупать больше машин, чем удается продать. Общий объем неликвидов уже достиг около 100 тыс. машин, Подобная ситуация наблюдалась в начале 2013 и 2014 годов, но на фоне стабильного авторынка дилеры справились. Однако сейчас продажи новых автомобилей и LCV падают, по разным оценкам, на 43-50%.

Сейчас дилеры ждут от производителей отсрочек платежей и других льгот за хранение избытка машин, предупреждая, что в противном случае будут вынуждены демпинговать. Можно предположить, что подобное развитие снова приведет к ситуации, когда белорусы отправлялись за дешевыми автомобилями в Россию.

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Средства ПВО: простой ответ на сложный вопрос

Предприятия ВПК Беларуси разрабатывают средства противодействия ударным малогабаритным беспилотным летательным аппаратам. Практически сразу после атаки дронов и крылатых ракет хуситов на НПЗ Саудовской Аравии в СМИ началась полемика на тему защиты от кустарно изготовленных БПЛА и таких же крылатых ракет. Из которой однозначно следовал вывод о том, что на сцене появился очень серьезный противник для

Украинский рынок: бонус для белорусского дизтоплива и риски для бензина

Основной и самый высокомаржинальный украинский рынок для экспорта светлых белорусских нефтепродуктов может в скором времени преподнести сюрпризы. Сюрприз со знаком плюс – рост поставок дизтоплива в связи с новой возможностью транспортировки по трубе, со знаком минус – введение пошлин на белорусские бензины. Белорусский бензин «под напряжением» В последние годы Украина несколько раз пыталась ограничить импорт

Фольксваген выпускает первый народный электромобиль

Автомобильный концерн Volkswagen на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне представил свой первый серийный электромобиль, созданный на собственной платформе, который, как надеются в концерне, станет третьим народным автомобилем после «Жука» и «Гольфа». Модель называется ID.3. Ее запас хода в зависимости от батареи составляет от 330 до 550 км. Автомобиль действительно, будет сравнительно дешев: в базовой комплектации с пробегом в 330 км он

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в