• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Ситуация на рынке легковых автомобилей LCV России становится фактором, влияющим на соответствующий сектор экономики Беларуси.

На днях список выпускаемых в Беларуси в режиме «отвертки» легковых иномарок пополнился еще двумя. К собирающимся сегодня в стране 12 моделям легковых автомобилей (трем в Борисове на заводе Geely под одноименным брендом и девяти в Обчаке на предприятии «Юнисон»: Samand, Zotye, Peugeot 301, 508, 3008, Partner, Citroen C-Elysee и Berlingo, а также Opel Mokka) добавились Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe, принадлежащие компании General Motors (GM).

Как следует из сообщения пресс-службы GM от 9 июля, General Motors и белорусское СП ЗАО «Юнисон» подписали соглашение о крупноузловой сборке Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe для российского рынка. «На заводе «Юнисон» установлена современная производственная линия для сборки моделей Cadillac, а персонал подготовлен и обучен в соответствии с принципами организации производства и контроля качества, принятыми на всех заводах GM».

Особо подчеркивается, что в Беларуси будет производиться сборка четвертого поколения Cadillac Escalade в двух модификациях: в регулярной версии и с увеличенной колесной базой. Для российских покупателей стоимость регулярной версии Cadillac Escalade составит порядка 76 тыс. USD, с увеличенной колесной базой – около 80 тыс. USD. Стоимость Chevrolet Tahoe начинается от 60 тыс. USD.

В Беларуси будет производиться сборка четвертого поколения Cadillac Escalade в двух модификациях: в регулярной версии и с увеличенной колесной базой.

В Беларуси будет производиться сборка четвертого поколения Cadillac Escalade в двух модификациях: в регулярной версии и с увеличенной колесной базой.

Нам так их не хватало

Между тем еще в начале текущего года планы GM были несколько другими: тогда ее представители объявили о переносе сборки Cadillac и Chevrolet Tahoe из Калининграда с предприятия «Автотор» на свой завод в Санкт-Петербурге. Однако вскоре компания остановила их производство и там. По причине того, как заявили в концерне, что «ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации».

Чуть позже, в марте, руководство General Motors, ссылаясь на ту же причину, объявило о выводе с российского рынка бренда Opel и всех массовых моделей Chevrolet. И только 20 мая 2015 года состоялась презентация первого легкового автомобиля Opel Mokka, собранного на заводе ЗАО «Юнисон». Тогда же было сообщено о планах наладить на площадях этого предприятия сборку ряда других моделей GM, в том числе авто премиум-класса Cadillac.

Здесь следует напомнить, что рамочное соглашение об организации в Беларуси совместного производства легковых автомобилей знаменитой американской марки было подписано в июне 2013 года по итогам встречи заместителя премьер-министра РБ Петра Прокоповича с управляющим директором по России и странам СНГ ООО «Дженерал Моторз СНГ» Джеймсом Бовензи.

Согласно тогдашним договоренностям, первой моделью для выпуска в Беларуси была избрана Opel Corsa. Крупноузловую сборку модели предполагалось наладить на мощностях белорусско-британского предприятия «Юнисон» в Обчаке под Минском. Достаточно длительное время данное соглашение казалось протоколом о так и нереализованных намерениях, но настал момент, когда американская сторона была вынуждена о нем вспомнить.

Стоимость Chevrolet Tahoe начинается от 60 тыс. USD.

Стоимость Chevrolet Tahoe начинается от 60 тыс. USD.

Ход удачный, но выгода от него неочевидна

Как считает российский автомобильный обозреватель Алексей Слащев, перенос производства ряда своих моделей в Беларусь – «это великолепный ход», который позволит GM не потерять своих клиентов в России. Правда, по мнению ряда других экспертов, особых выгод перенос сборки Excalade и Tahoe из РФ в РБ не принесет.

С их точки зрения, вряд ли стоит ожидать, что себестоимость производства на «Юнисоне» в Обчаке окажется существенно меньше, чем на «Автоторе» в Калининграде, и что за счет более низкой цены удастся сколько-нибудь заметно нарастить объемы реализации «белорусизированных» Excalade и Tahoe в России (в 2014 году там было продано всего 2,1 тыс. таких машин) и, соответственно, нарастить величину валовой прибыли.

Так, в частности, полагает главный редактор портала AMSRUS Сергей Асланян: «Очень маленькая добавленная стоимость у всей этой затеи. Такая попытка хоть с чем-нибудь остаться на рынке, после того как они взяли и по глупости, чисто из политических соображений, вывели из нашей страны (России. – Прим. авт.) все остальные машины Chevrolet и Opel».

Без особого восторга (как это бывало раньше) откомментировали факт заключения соглашения о сборке очередных иномарок на СП ЗАО «Юнисон» и большинство белорусских СМИ. Ибо уже стало ясно, что ни технологического прорыва, ни коммерческой выгоды подобного рода проекты Беларуси не принесут.

Авторы ряда публикаций указывают, что «современная производственная линия для сборки моделей Cadillac», о которой говорится в пресс-релизе GM, – это всего лишь «несколько крупных подъемников, на которых работники поочередно соединяют кузов с двигателем, колесами и трансмиссией». Что касается автокомпонентов, то все важнейшие узлы и агрегаты изготавливаются в Южной Корее.

Причем, если говорить о моделях, сборку которых западные и восточные автоконцерны налаживают на белорусской территории, то практически все из них являются аутсайдерами продаж на российском рынке, которые вывели свои производства оттуда под давлением технологически более продвинутых конкурентов.

Более того, как шутят некоторые комментаторы, проанализировав нынешнюю конъюнктуру на авторынке РФ, вполне можно предсказать, какая модель какого иностранного бренда скоро будет собираться на мощностях отечественных заводов. О том, что в этой шутке – лишь малая доля шутки, позволяют говорить итоги продаж легковых авто в России в июне 2015 года.

Что нам Россия и мы России?..

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), хотя падение продаж новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) в России несколько замедлилось, все равно сжатие авторынка оказалось весьма значительным. Всего в январе – июне 2015 года в РФ было продано около 782 тыс. автомобилей. Для сравнения: за первую половину 2014 года продажи составили 1,229 млн. авто.

Правда, оптимисты усматривают в развитии конъюнктуры некий положительный тренд. В июне падение продаж в годовом исчислении составило «всего» 29,7%, что меньше, чем в мае (-37,7%) и апреле (-41,5%), и тем более чем в марте (-на 42,5%). Однако, по словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, несмотря на то что результаты выглядят вроде бы все менее драматичными, «пока нет повода расслабляться».

Дела могли бы обстоять куда хуже, если бы не государственная поддержка рынка. Как за счет понижения ключевой ставки Центробанка, так и за счет поддержки покупателей новых автомобилей путем субсидирования ставок розничного финансирования и обновления парка старых автомобилей. Так что настрой участников рынка на второе полугодие 2015 года остается сдержанным, подчеркнул глава комитета. В частности, АЕБ ожидает снижения российского автомобильного рынка в РФ в 2015 году на 36%, до 1,55 млн. машин.

Что касается ведущих игроков, то лидером здесь по-прежнему остается «АвтоВАЗ», хотя продажи автомобилей Lada в июне 2015 года (26.416 ед.), по подсчетам АЕБ, упали относительно июня 2014 года на 12%. Однако при этом показатели предыдущих двух месяцев, по данным самого «АвтоВАЗа», были превышены более чем на 15%, и при этом занятая автомобилями Lada доля авторынка России превысила 20%.

Второе место по продажам заняли машины под брендом Kia, которых в июне было реализовано 13.900 (на 18% меньше, чем годом ранее). Замыкает тройку лидеров Hyundai с результатом 12.300 ед. (-27% к уровню июня 2014 года). Продажи двух других участников топ-5 в годовом исчислении тоже упали: у Renault они сократились до 9.986 ед. (-39%), а у Nissan – до 8.916 (на 26%).

Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как Jeep (-79%), SsangYong (-75%), Great Wall (-73%), Citroen (-66%), Peugeot и Opel (-65%). Продажи Chevrolet сократились на 40%. Заметим, что четыре последних бренда уже перенесли сборку ряда своих моделей в Беларусь.

Какие марки могут оказаться следующими, предсказать нелегко, так как весьма значительными оказались потери и других крупных мировых автопроизводителей. Продажи Toyota, в частности, сократились на 35% (с 13.139 до 8.495 ед.), BMW – на 34% (с 3.247 до 2.151 ед.), Volkswagen – на 38% (с 10.850 до 6.769 ед.).

Здесь также необходимо принять во внимание то обстоятельство, что автодилеры ряда автоконцернов столкнулись с затовариванием – производители требуют от них выкупать больше машин, чем удается продать. Общий объем неликвидов уже достиг около 100 тыс. машин, Подобная ситуация наблюдалась в начале 2013 и 2014 годов, но на фоне стабильного авторынка дилеры справились. Однако сейчас продажи новых автомобилей и LCV падают, по разным оценкам, на 43-50%.

Сейчас дилеры ждут от производителей отсрочек платежей и других льгот за хранение избытка машин, предупреждая, что в противном случае будут вынуждены демпинговать. Можно предположить, что подобное развитие снова приведет к ситуации, когда белорусы отправлялись за дешевыми автомобилями в Россию.

Тэги:

, , , , ,

Президент США хочет девальвировать доллар, Беларуси придется ответить

Чтобы поддержать экономику США перед президентскими выборами 2020 года, Дональд Трамп может прибегнуть к девальвации доллара посредством  проведения валютных интервенций. Это будет настоящая мировая валютная война, в которой жители Беларуси окажутся в числе пострадавших. Дональд Трамп еще 3 июля текущего года в твиттере написал, что Китай и Европа занимаются масштабными валютными манипуляциями и вливают деньги

Калий как новый экономический драйвер Беларуси

Ввод в эксплуатацию новых калийных комбинатов – Нежинского и Петриковского ГОКов, бесспорно, еще больше усилит позиции Беларуси на мировом калийном рынке. Какие преимущества получит в результате Беларусь? И сможет ли она влиять на цены на калийном рынке? «Беларуськалий» на сегодняшний день остается единственным производителем хлоркалия в Беларуси. Спецэкспортером белорусских калийных удобрений с 2013 года является

В поисках альтернативы устаревшей либеральной идее

Жить двойной жизнью способны не только герои остросюжетных кинофильмов, но и политические режимы, претендующие на собственный путь развития. Подобные режимы принято называть «имитационными». Их лидеры периодически решаются на публичное осуждение «либеральной идеи» (вспомним июньское интервью Путина газете The Financial Times: «Есть современная так называемая либеральная идея, она, по-моему, себя просто изжила окончательно»). Но осуждать что-либо

Бог войны в Минске

Официально сообщили, что 3 июля в Минске в военном параде участвовали более 5 тысяч военнослужащих Вооруженных Сил Беларуси, включая воинов из нескольких зарубежных стран. Для проведения демонстрации миролюбивой мощи страны были привлечены почти три сотни танков, бронетехники, около полусотни вертолетов и самолетов. В общем, акция, к облегчению организаторов и командования, к радости минских обывателей, обошлась

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.