В октябре прошлого года Лидия Ермошина в интервью «КП», о чем писал БЕЛРЫНОК, высказалась за повышение пенсионного возраста. Она аргументировала это соображение разными причинами. В частности, относительной бедностью страны, невысокой трудовой моралью ее жителей, достигнутыми государством успехами в повышении продолжительности жизни его граждан. В первую очередь гражданок, поскольку «нынешние женщины в 55 лет еще замуж готовы выходить, и многократно выходят».

По этим вот соображениям г-жа Ермошина заявила, что нет смысла проводить референдум по вопросу повышения пенсионного возраста: «Население никогда не поддержит эту идею. Мы же не в Швейцарии живем, где все голосуют против сокращения рабочей недели, потому что это экономически невыгодно. Мы до такого высокого самосознания еще не дожили…».

Я пробовал обратить внимание г-жи Ермошиной, гражданки и председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, что если бы в Швейцарии правительство объявляло референдумы с очевидным для всех итогом, то Швейцарская Конфедерация превратилась бы в унитарную (минимум!) Республику Беларусь или (что тоже предсказуемо!) в Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) – тоже плебисцитарную демократию, в которой каждый гражданин начинает день с молитвы одному из правящих в данный момент Кимов. Но в Швейцарии проводят не референдумы-приговоры для утверждения доминирующего и выгодного организатору мнения, а плебисциты, в ходе которых общество выясняет доминирующее отношение к спорным важным вопросам для достижения согласия по этому поводу. В данный конкретный момент развития общества. Что будет дальше – увидим, а пока будем делать так, как считает большинство граждан.

Мне казалось, что и условный вопрос, сформулированный для Швейцарии г-жой Ермошиной (сокращение рабочей недели), не является очевидным, поскольку даже экономические интересы различных слоев населения многозначны. Считал, что и вопрос о повышении пенсионного возраста в Беларуси тоже спорный: здесь сталкиваются эмоциональные и рациональные стимулы, поскольку, по большому счету, он ограничивается только сохранением трудоспособности населения, которое можно продлить юридически, но нельзя это сделать фактически. Тем более нельзя на этом сэкономить, поскольку искусственное продление физического здоровья населения увеличит расходы на лечение престарелых работников.

Я отмечал, что в Беларуси очень трудно организовать референдум группе граждан, но легко – властям, поэтому никогда у нас и не было «альтернативного» народного голосования. Были за власть любимую. Но, подчеркну, Беларусь – не Швейцария. Там власть не флиртует с массами, она на самом деле управляет страной от имени граждан, для чего стремится узнать, что они думают по поводу того или иного вопроса, что предлагают сделать нужное и хорошее для всех. Вероятно, правительство Швейцарии, откликаясь на инициативу группы интеллектуалов и общественных деятелей и объявляя о проведении этим летом референдума о выплате «безусловного дохода» (вне зависимости от того, работает кто или нет) каждому жителю страны в размере 2500 франков в месяц (примерно 2500 долларов, 2250 евро, 1700 фунтов или 52.500.000 белорусских рублей), руководствуется этой же целью.

Как считают инициаторы референдума, введение «безусловного базового дохода» не повредит высокой трудовой морали швейцарцев, а лишь повысит прожиточный минимум социальных аутсайдеров, что окажется стимулом для их развития. Имея такую базу, они захотят работать больше и лучше. В то же время, по данным социологов, в случае введения «безусловного дохода» только 2% трудоспособных граждан «точно оставят работу», а еще 8% склоняются к такому шагу. Иными словами, в экономике существует значительная вынужденная чрезмерная занятость, от которой она может избавиться и прибавить в эффективности.

Разумеется, обсуждаются не только экономические проблемы, но и социальные, моральные, культурные, религиозные. Очевидно, например, что введением «базового дохода» общество фактически откупается от нерадивых и неспособных работников. Их даже не получится привлечь к ответственности за неучастие в финансировании государственных программ. К слову, величина «базового дохода» составляет только 40% от средней заработной платы (6500 франков). Как минимальный потребительский бюджет в Беларуси, который равен около 40% от средней зарплаты по стране.

Таким образом, структурное равновесие там и тут примерно сохраняется, но абсолютное значение этих величин различается в разы. Однако считается, что и в Швейцарии на эти деньги можно жить, а в Беларуси – даже и на меньшие деньги.

Правда, в Беларуси любые малые деньги приходится зарабатывать. Но можно сказать, что введением «базового дохода» Швейцария не переходит к коммунизму, она пробует наилучшим на данный момент способом организовать свое общество. И ищет ответ на этот вопрос в публичной дискуссии, которая проводится не только в СМИ, не только в политических и общественных организациях, но и на улице. Уличная демократия имманентна Швейцарии, как любая иная форма народовластия. Как это было еще в древности на афинской Агоре, где собирались горожане, чтобы послушать своих философов и других умных людей, поспорить с ними. Самый великий европейский писатель из швейцарских Фридрих Дюрренматт так сформулировал «швейцарское понятие» свободы: «Швейцария – это тюрьма, в которой каждый заключенный доказывает свою свободу тем, что является собственным охранником». Писатель показал, что демократия может существовать только как результат самоограничения и самоконтроля.

В Швейцарии это можно видеть, ощущать и дышать демократией. Например, на женевском «майдане» – на площади Наций, где могут митинговать не только граждане страны, но и все другие мирные люди. Демократично и ответственно. Даже белорусы, которым власти не разрешают выходить на городскую площадь.

Это к вопросу о доверии к народу, к его гражданской зрелости.

Как сообщают СМИ, правительство Швейцарии и влиятельные политические партии не поддерживают идею референдума по введению «базового дохода», имея на этот счет свое собственное мнение. Поэтому весьма возможно, что население согласится с их аргументами, а может – нет. Главное, прецедент будет создан и, вероятно, послужит для осмысления социальной политики процветающей страны в будущем.

А нам, нешвейцарцам, интересно, как проголосуют швейцарцы.

 

Тэги:

, , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,