«Либеральный клуб» подготовил детальный анализ экономической части предложений кандидатов, которые были изложены в их программах.

Анализ программ основывался на их содержании и не зависел от личности кандидата или его политических воззрений.

Приоритетность и конкретика

Исходя из разброса тем по направлениям экономической политики, у кандидата Сергея Гайдукевича можно выделить три экономических приоритета: повышение доходов населения, государственная поддержка наиболее конкурентоспособных отраслей экономики, борьба с теневым сектором экономики.

Однако детального описания механизма отбора конкурентных отраслей, источников средств для повышения доходов населения и способов борьбы с «тенью» в программе нет.

Выделить приоритетные направления экономической части программы кандидата Татьяны Короткевич практически невозможно: из 18 направлений экономической политики ее предложения присутствуют в четырнадцати. Соответственно, Короткевич сделала ставку на максимальный охват проблемных вопросов в экономике. Это, скорее всего, связано с основой, на которой зиждется ее программа, – вопросах «Народного референдума».

С одной стороны, это позволяет охватить максимальный круг избирателей. С другой – без четкого понимания приоритетности в реформировании экономики изменения теряют свою эффективность. А построение программы кандидата на основе опроса граждан страны напоминает цитату из автобиографии Генри Форда My Life and Work: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь».

Жители Беларуси не могут обладать всей необходимой информацией для принятия решений относительно выхода из кризиса в экономике, в то время как кандидат в президенты обязан оценивать ситуацию системно, аккумулируя все необходимые данные и оценивая их.

Кандидат Александр Лукашенко в своей программе определил три стратегические цели (занятость, экспорт, инвестиции) и четыре способа их достижения: снижение инфляции, поддержка частного бизнеса и модернизация государственного сектора экономики, привлечение инвестиций, повышение эффективности государственного управления.

Важно отметить тот факт, что в программе Лукашенко лучше всего проработаны конкретные шаги по решению поставленных задач.

Однако у Лукашенко, как и у других кандидатов, достаточное количество откровенного популизма в форме пожеланий, а не конкретики. Так, «формирование Беларуси как крупнейшего регионального центра» и «вхождение Беларуси в число наиболее развитых стран мира в сфере информационно-коммуникационных технологий» скорее стоит рассматривать в качестве долгосрочных ориентиров, а не конкретных мер экономической политики.

Меньше всего внимания экономике уделил кандидат Николай Улахович, и выделить его приоритеты достаточно сложно.

Из общего количества предложений (всего их 10) больше всего внимания Улахович уделил налоговой и монетарной политике, предложив упростить налоговое законодательство, проводить «взвешенную» монетарную политику, а также обеспечить «прозрачное» ценообразование.

Противоречивость и бессистемность

Экономическая часть программ кандидатов в президенты отличается противоречивостью предлагаемых изменений.

В частности, кандидат Гайдукевич одновременно предлагает государственную поддержку малого и среднего бизнеса и государственное стимулирование того, что он сам называет «легальным сектором» экономики. И при этом он ратует за снижение объемов государственного кредитования.

Подобной противоречивостью наполнена и программа кандидата Короткевич. В ней предложено создание равных условий хозяйствования для предприятий всех форм собственности, хотя ниже по тексту программы ставка делается на государственный сектор экономики: выработка антикризисных программ для государственных предприятий, стимулирование наиболее конкурентоспособных отраслей экономики, строительство новых предприятий в малых и средних городах.

В программе кандидата Лукашенко меньше противоречивых заявлений. Правда, можно отметить желание кандидата сократить внешний государственный долг и одновременно обеспечить устойчивый рост золотовалютных резервов, поддержание их на безопасном уровне. В текущей ситуации очень тяжело выполнить эти два обещания, так как уже не первый месяц официальный Минск ведет переговоры с основными внешними кредиторами о предоставлении Беларуси очередного кредита.

Предложения Улаховича в основном носят бессистемный характер, поэтому оценить их на предмет противоречивости не представляется возможным.

Неформальный пакт оппозиции и власти

Президентские выборы, как и любая другая политическая кампания, – это возможность и даже необходимость для лидеров мнений делиться своими идеями о том, как развивать страну. На фоне экономического кризиса количество такого рода идей должно только увеличиваться. Однако из-за особенностей политической системы Беларуси общественная дискуссия о путях развития страны явно находится в хронически недоразвитом состоянии.

Тот факт, что кандидат, который является действующим президентом и де-факто ответственен за кризис в системе, предлагает наименее противоречивую и наиболее систематизированную программу экономических изменений, говорит о многом.

Во-первых, таким образом власть старается прийти к некоторому консенсусу среди правящей элиты в преддверии выборов и перетянуть на свою сторону часть электората, который еще способен верить обещаниям. Однако уровень доверия действующему президенту, согласно опросам НИСЭПИ, остается достаточно низким. Это, кстати, вызывает большие сомнения в реальности выполнения предвыборной программы, особенно учитывая степень претворения в жизнь прошлых планов.

Во-вторых, оппозиционные силы по каким-то причинам не считают разработку полноценной экономической программы, которая была бы конкурентоспособной и адекватной существующим реалиям, приоритетной для себя задачей. Вероятно, для этого нет и достаточного интеллектуального ресурса.

К сожалению, эта ситуация является закономерным трагическим результатом особенностей построенной в Беларуси политической системы, а также фактически заключенного в ее рамках неформального пакта между властью и оппозицией о комфортных условиях сосуществования.

* * *

Полный текст исследования см. на сайте «Либерального клуба».

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,