• EUR  2.4469
  • USD  2.1506
  • RUB (100)  3.2401
Минск  -4.5 Погода в Минске

Проект президентской директивы «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь», внесенный в конце апреля на рассмотрение в правительство, коренным образом от действующей Директивы № 4 не отличается.

Наивно было бы ожидать, что в очередном декларативном документе власти вдруг пропишут реальные рецепты реформ. Но не станем спорить с тем, что экономические лозунги сами по себе иногда нуждаются в ребрендинге. Хотя бы потому, что, освежив их, можно начать с чистого листа и не вспоминать об уже обещанном, но практически не выполненном.

Бросается в глаза то, что в проекте новой директивы значительно меньше «лирики», чем в тексте ее предшественницы. Здесь нет ни пафосного зачина о том, как «наша страна славится трудолюбивыми, образованными и талантливыми людьми», ни финального призыва президента к госорганам чтить и выполнять букву документа. Не исключено, конечно, что допишут, но пока – сугубо деловой стиль письма.

В целом структура нового документа практически целиком повторяет структуру Директивы № 4. С одной стороны, это вполне логично, поскольку разработчики представляют новую директиву продолжением действующей. С другой стороны, это навевает мысли о том, что «ремонт» плановый и косметический.

Директива № 4 обещала дальнейшее развитие добросовестной конкуренции независимо от формы собственности бизнеса, ради чего должен был произойти переход к рыночным механизмам ценообразования с исключением вмешательства госорганов в этот процесс. Госрегулирование цен было решено сохранять только на так называемые социально значимые товары и на продукцию монополистов.

В проекте нового документа формулировка несколько иная: исключить необоснованное вмешательство органов госуправления в процесс ценообразования, за исключением временного введения регулирования в форс-мажорных ситуациях.

Но вопрос в том, что именно подразумевается под обоснованным вмешательством и форс-мажором. Если это события на валютном рынке, подобные декабрьским, тогда логика разработчиков ясна. В таком случае можно и дальше отпускать цены, но в предвкушении очередной девальвации одним постановлением зажать их так, чтобы и пикнуть не успели. Риторика А. Лукашенко в последнее время лишь подтверждает то, что идея жесткого ценового регулирования продолжает оставаться навязчивой.

Вместе с тем проект новой директивы развитие добросовестной конкуренции трактует гораздо шире, чем это было в первом документе. Так, предложено законодательно закрепить разделение функций государства как регулятора и как собственника; заявлено, что господдержка должна выделяться организациям независимо от формы собственности на конкурсной основе.

Привлекательно выглядит и предложение об установлении упрощенного порядка продажи госпредприятий как имущественных комплексов и доли государства в уставных фондах, если она не превышает 50%. Но на практике это может оказаться лишь очередным имитирующим приватизацию эпизодом.

С базами данных неиспользуемой государственной недвижимости вроде бы разобрались, теперь составим список неиспользуемых станков и оборудования, чтобы распродать их предпринимателям. Верится в это слабо, а в реальность намерений передать арендаторам в частную собственность арендуемые более трех лет площади не верится совсем.

Хотя разработчики нового документа пытаются переубедить в этом скептиков. Если Директива № 4 провозглашала преимущественное право арендатора на выкуп помещения, то теперь анонсировано создание исчерпывающего перечня критериев, при выполнении которых субъекту хозяйствования не может быть отказано в приобретении этого имущества. Вопрос, естественно, в цене. Но об этом пока ничего не сказано.

Проект новой директивы предлагает исключить возможность пересмотра размеров уставных фондов хозяйственных обществ, определенных на дату преобразования государственных унитарных предприятий в ОАО, за исключением случаев недостоверной оценки вкладов в уставный фонд, а также установить пресекательный срок для подачи иска о переоценке, который должен ограничиться тремя годами.

Пожалуй, это одно из самых смелых предложений. Но если явная отсылка к скандальным событиям с «Коммунаркой» в 2012 году и является их переосмыслением, то не факт, что точку зрения Минэкономики разделяют вышестоящие чиновники. Ведь и законопроект о приватизации, который позволял бы представителям государства «рулить» во всех акционерных обществах, вызывал критику в ведомстве, но, несмотря на это, успел пройти первое чтение в Национальном собрании.

Авторы новой директивы обещают «разработать законодательные основы для создания саморегулируемых организаций с предоставлением таким организациям возможности выполнения функций, выполняемых в настоящее время органами государственной власти и управления, но не свойственных им». Замечательно, давно пора. Но как это состыкуется с моделью функционирования экономики, которую в недавнем послании озвучил президент: «Правительство управляет экономикой в целом, министры – отраслями, губернаторы – регионами, директора –предприятиями»? О возможности создания и функционирования саморегулируемых организаций в стране, где правят «ствол и ветви», можно рассуждать долго, но безрезультатно.

Среди предложений, содержащихся в проекте, есть фраза об организации обязательной оценки регуляторного воздействия для проектов нормативно-правовых актов, касающихся бизнеса. Союзы предпринимателей добиваются этого давно, нужны гарантии того, что подобная оценка не превратится в череду формальностей.

Согласимся, что без новой директивы о поддержке предпринимательства в предвыборном 2015 году обойтись сложно. Вот только макроэкономические условия сегодня куда хуже, чем 5 лет назад. И если это стало хотя бы одной из причин подготовки документа, тогда в истинность этих намерений отчасти хочется поверить.

Крещение в Минске: адреса мест для купания

На Крещение места для купания оборудуют на восьми минских спасательных станциях. Все места для купания оборудуют безопасными подходами и спусками к воде. На спасательных станциях будут нести дежурство сотрудники ОСВОД, медики и милиционеры. 19 января можно будет окунуться в прорубь в следующих местах: Спасательная станция «Вяча» (водохранилище Вяча, Минский район, д. Пильница, 23 км от МКАД). Спасательная станция «Дрозды»

Прогноз курса рубля на неделю с 21 по 25 января

Возможно снижение средневзвешенного курса доллара на БВФБ примерно на 1% на фоне роста курсов евро и российского рубля. Но в понедельник 21 января курс доллара может подняться на доли процента. Как мы и прогнозировали, изменение курса доллара на БВФБ на прошедшей неделе оказалось близким к нулю и составило минус 0,02%. 18 января средневзвешенный курс американской

Жители Беларуси больше не забирают валюту из банков

Снижение курса белорусского рубля и рост ставок по валютным депозитам в банках улучшило отношение населения РБ к валюте. В декабре их срочные вклады в банках прекратили снижаться и увеличились на 11 млн. долларов, достигнув 6,1 млрд. долларов. В декабре 2017 года ситуация была совершенно другой, тогда население сократило свои срочные депозиты в иностранной валюте на

Попадут ли снова белорусские активы в интеграционную повестку?

Налоговый маневр, ставший главным камнем преткновения в отношениях Беларуси и России, вновь актуализировал интеграционную повестку в формате союзной «двойки». Торг за более привлекательные условия поставок российских энергоносителей в Беларусь практически всегда сопровождался обсуждением совместных приватизационных проектов. Вряд ли эту тему удастся обойти и сейчас. Повестка только формируется Вопрос компенсации Беларуси издержек от налогового маневра Москва,

Варианты для Беларуси и ее руководителя

В новогодние дни белорусов обрадовали социологи  Информационно-аналитического центра при Администрации президента (ИАЦ), обнародовав результаты  опроса населения по поводу ожиданий его от 2019 года. Оказывается, в народной среде преобладают хорошее настроение и чувство оптимизма — 64%. Правда, отметили президентские социологи, около четверти респондентов (28%) оказались относительно равнодушными к «новогодним переменам», но только 5% оказались в группе

Польский эксперт: белорусским предприятиям нужна интернационализация

Белорусский бизнес – вне зависимости от того, частный он или государственный — обязательно должен присутствовать на международных рынках, чтобы иметь дешевые деньги на развитие и получать твердую валюту за свою продукцию. «Только интернационализация может стать для белорусских предприятий достойным ответом на глобализацию мировой экономики», — подчеркнул председатель Польско-белорусской торгово-промышленной палаты Казимеж Здуновский на состоявшемся в

Прогноз курса российского рубля на 2019 год

Банк России с 15 января 2019 года собирается начать скупать валюту для предотвращения укрепления рубля, но одновременно готовится к его девальвации. Куда же двинется курс рубля? К числу загадок России можно, пожалуй, отнести и курс российского рубля. С 2014 года рубль подешевел по отношению к доллару примерно в 2 раза, хотя страна получает колоссальные доходы

Белорусская экономика-2019: перспективы с привкусом нефтяного маневра

Решающий раунд белорусско-российских переговоров по компенсации налогового маневра для Беларуси на уровне президентов Беларуси и России прошел 25 декабря. Минск пока не получил нужного для себя результата, хотя, как заявлялось, стороны договорились о сближении позиций по этому вопросу. Пока же белорусское правительство готовится к худшему сценарию – к тому, что в 2019 году компенсации не