21.07.2020, 9:57
Нефтяная альтернатива для Беларуси: конъюнктурный расчет или долгосрочная стратегия?
Это вопрос пока остается риторическим, несмотря на заверения белорусских чиновников, что взятый курс на диверсификацию поставок нефти в страну – это всерьез и надолго.
Казалось бы, все точки над «i» в этой теме уже расставлены: в 2020 году белорусские власти осознанно занялась организацией поставок альтернативной нефти, даже несмотря на то, что для Беларуси российская нефть до 2024 года – срока завершения налогового маневра в нефтяной отрасли РФ – будет дешевле любой альтернативы.
В 2020 году Белорусская нефтяная компания уже закупила, как минимум, 14 партий нефти в Азербайджане, Норвегии, Саудовской Аравии и США, которые пока находятся в пути или уже были доставлены танкерами через порты Клайпеды и Одессы.
В первом полугодии на белорусские НПЗ поступило, по данным агентства Argus, 6,15 млн. тонн нефти, при этом 4,65 млн. тонн — это российская нефть, поставленная по трубе, еще около 0,5 млн. тонн – поставки по железной дороге. Объем альтернативной нефти составил около 1 млн. тонн, то есть, примерно каждая шестая тонна – это альтернативная нефть.
Для сравнения: в январе-мае 2020 года белорусские НПЗ переработали около 5,4 млн. тонн нефти, при этом примерно каждая пятая тонна была альтернативной нефтью. Минск не отказался от альтернативных поставок даже после того, как в конце марта премьеры договорились об условиях возобновления поставок российской нефти на белорусские НПЗ. Москва согласилась компенсировать Беларуси через межбюджетные механизмы часть премии российским нефтяным компаниям – 4,3 доллара на каждой поставленной в Беларуси нефти, еще 7 долларов , как заявлялось, снизят сами компании (средний размер премии для российских нефтяных компаний в цене нефти составляет 11,7 долларов за тонну). Напомним, что, собственно, из-за этой премии и разгорелся нефтяной конфликт в начале 2020 года: Минск требовал, чтобы в условиях падения мировых цен на нефть российские компании отказались от премии, те этому требованию не подчинились. В результате в первом квартале белорусские НПЗ работали вполсилы.
Но после того, как стороны нашли определенный компромисс по условиям поставки нефти, в концерне «Белнефтехим» заявили, что уже не откажутся от поставок альтернативной нефти Беларусь даже в том случае, если российские компании предоставят белорусским НПЗ «самые благоприятные условия» и, более того, будут с каждым годом их наращивать.
В концерне подчеркивают, что принятая Минском стратегия на диверсификацию поставок нефти продиктована исключительно прагматичным подходом. В Беларуси на собственном опыте убедились в ошибочности прежней стратегии привязки к монопольному поставщику. Тем более, что уже скоро Россия завершит налоговый маневр в нефтяной отрасли, после чего цена российской нефти сравняется с мировой, и будет все равно, где покупать сырье. Следовательно, к такой ситуации белорусские НПЗ должны быть готовы.
Свидетельством серьезных намерений Минска диверсифицировать поставки нефти являются планы по строительству в 2020-2023 годах нефтепровода «Гомель-Горки» — «перемычки», которая соединит южную и северную ветки белорусского нефтепровода «Дружба» и два белорусских НПЗ. Новый нефтепровод может быть востребован при реверсной работе южной ветки «Дружбы» и прокачке нефти из польского Гданьска через Мозырь на «Нафтан».
Польша будет готова поставлять нефть в Беларусь уже в декабре
Польская сторона такой вариант тоже не исключает. В феврале 2020 года польский оператор нефтепровода «Дружба» компания PERN сообщила о решении технически подготовить трубопровод к транспортировке нефти из Плоцка в Адамово в сторону Беларуси – тем самым повысить гибкость логистической сети компании и энергетическую безопасность Польши.
«PERN решила, что восточная часть трубопровода «Дружба» должна иметь возможность перекачивать сырую нефть из Плоцка в Адамово . В настоящее время транспортировка идет только в обратном направлении. Цель состоит в том, чтобы повысить гибкость логистической сети компании и повысить энергетическую безопасность Польши», — говорилось в сообщении компании.
Пока только северная часть трубопровода, соединяющего Гданьск с Плоцком, имеет возможность работать в реверсном режиме. Необходимость такого решения для Польши стала очевидной весной 2019 года во время «хлоридного кризиса», когда загрязненная нефть потекла из России в страну и северная часть нефтепровода была включена в таком режиме для поставок нефти на внутренний рынок, отмечается в сообщении.
В марте 2020 года глава МИД Беларуси Владимир Макей обсуждал с польскими коллегами вопрос диверсификации поставок нефти по «Дружбе». В апреле Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси установило тариф на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам ОАО «Гомельтранснефть Дружба» по маршрутному направлению Адамова Застава (Польша) – Мозырь – ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» в размере 8,58 рубля за тонну нефти. В министерстве пояснили, что тариф установлен «в целях возможности осуществления транспортировки нефти с территории Польши».
Президент PERN Игорь Василевски в начале июля сообщил, что компания планирует завершить его настройку для работы в режиме реверса в декабре 2020 года. По его словам, организация реверса позволит подавать альтернативную нефть к границе Беларуси на участке «Плоцк — Адамово». При этом PERN рассчитывает, что реверсный режим позволит также компании получать стабильный дополнительный доход.
«Мы надеемся, что к этому времени должна появиться организация, которая будет коммерчески заинтересована в поставках нефти в Беларусь по этому маршруту. Ведутся переговоры с белорусскими партнерами относительно объемов прокачки и правила доставки», — сказал Василевский.
По его словам, «новый покупатель, вероятно, начнет с импорта небольших количеств сырья, постепенно увеличивая спрос. «Если это решение заработает», — добавил он.
Будет ли готова Беларусь покупать нефть по польскому маршруту?
Почему президент PERN сделал такую оговорку: «если это решение заработает»? Ведь совсем недавно, 30 июня, министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в очередной раз заверил журналистов, что курс на диверсификацию поставок нефти для Беларуси – долгосрочная стратегия.
При этом, как было сказано, Беларусь руководствуется принципами экономической целесообразности. «Понятно, что надо всегда смотреть на экономику и покупать там, где дешевле. Но, наученные горьким опытом различных кризисов, финансово-экономических в том числе, мы пришли к выводу, что диверсификация — это жизненно необходимый принцип, политика нашего государства», — цитирует Макея информагентство Белта.
Макей напомнил о поручении президента Беларуси обеспечить около 30% необходимого объема нефти за счет поставок из альтернативных источников. А также подчеркнул, что поставка американской нефти в Беларусь, стартовавшая в начале июня 2020 года, — это не одноразовый шаг, а долгосрочная программа ( в августе на «Нафтан» поступит вторая партия американской нефти в объеме 80 тыс. тонн).
«Это необходимо для Беларуси, чтобы избежать потрясений в случае непредвиденных обстоятельств, связанных с возможными финансово-экономическими кризисами. Они, к сожалению, возникают регулярно — то пандемия, то биржа где-то рухнет», — сказал Макей. «Мы должны быть готовы и устойчивы к этим вызовам», — добавил он. По словам главы МИД, точно так же Минск намерен активно работать над поставками углеводородов и из других источников, других направлений, в том числе с Ближнего Востока и ряда других государств.
В этой связи следует отметить, что в марте 2020 года в Беларуси создана еще одна компания для организации альтернативных поставок нефти — ЗАО «Новая нефтяная компания» (ННК). Компания учреждена частными коммерческими структурами.
Сейчас закупками альтернативной нефти занимается ЗАО «Белорусская нефтяная компания»(БНК), акционерами которой являются ГПО «Белоруснефть», ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ». Между тем, ранее в «Белнефтехиме» заявили, что единым оператором закупок альтернативной нефти будет выступать БНК.
Способен ли «российский фактор» остановить белорусскую нефтяную альтернативу
Возможно, глава польского оператора засомневался в реализации проекта по реверсным поставкам нефти в Беларусь, учитывая возможное влияние российского фактора на объявленную Минском политику диверсификацию поставок нефти?
В Москве премьер-министр Беларуси Роман Головченко и премьер РФ Михаил Мишустин 14 июля утвердили соглашение по компенсацию премии при поставках российской нефти в Беларусь за счет межбюджетных трансфертов. Договоренности об этом были достигнуты еще в марте экс-премьером Беларуси Сергеем Румасом и премьером РФ Михаилом Мишустиным. Тогда стороны договорились, что сами нефтяные компании снизят премию на 7 долларов за тонну, а еще 4,7 долларов Беларуси компенсирует правительство РФ через межбюджетные механизмы после подписания соответствующего соглашения министерствами финансов Беларуси и России. Цена этого вопроса для Беларуси пока не совсем ясна, поскольку неизвестны детали соглашения.
В июне 2020 года замминистра финансов РФ Алексей Сазанов сообщил в интервью агентству Рейтер, что Россия может компенсировать Беларуси в этом году через межбюджетные механизмы премии при поставках нефти в пределах 60-70 млн. долларов, при этом данный механизм компенсации обсуждается только на 2020 г.
В середине июня посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев оценил сумму межбюджетных трансфертов в рамках двусторонних расчетов за нефть на уровне десятков миллионов долларов. Он пояснил, что точный объем трансферта в пользу Минска будет определен по итогам фактического объема поставок российской нефти в 2020 году.
Таким образом, получается, что сейчас Беларуси выгодно максимально нарастить поставки российской нефти (напомним, согласно балансу на 2020 год Беларусь может закупить в РФ 24 млн. тонн), что позволит увеличить поступления бюджет и в части компенсационных выплат в зачет премии, и получить дополнительные доходы от экспортных пошлин на нефтепродукты.
Российский премьер в ходе встречи с Головченко 14 июля обратил внимание, что за первые пять месяцев 2020 года товарооборот между Беларусью и РФ снизился и составил чуть более 35 млрд. долларов. Но если российский экспорт сократился более чем на 30%, то белорусские компании свои поставки в РФ снизили только на 7%. Он высказал уверенность, что совместными усилиями к концу года правительства смогут исправить ситуацию с товарооборотом.
Отметим, что исправить ситуацию можно лишь в том случае, если Беларусь существенно нарастит импорт российской нефти. По логике, так, скорее всего, и будет, учитывая, что в последнее время выросла цена на нефть и наблюдается определенное оживление на экспортных рынках нефтепродуктов.
Между тем, финансовая ситуация на белорусских НПЗ сегодня непростая, отмечают в концерне «Белнефтехим». В первом квартале 2020 года в условиях неурегулированности вопроса о поставках российской нефти НПЗ значительно нарастили финансовую нагрузку. Совокупный объем задолженности предприятий «Белнефтехима» по кредитам банков превышает 2 млрд долларов, сообщила заместитель председателя концерна Светлана Гурина в интервью ведомственному журналу «Вестник Белнефтехима».
По ее словам, при постепенном снижении задолженности по кредитам для финансирования инвестиционной деятельности удельный вес кредитов на текущие нужды в общем объеме кредитного портфеля остается на уровне примерно 67%. А это краткосрочные заемные средства, которые в условиях падения цен на продукцию все сложнее погашать и обслуживать. Если в 2019 году доля выручки, направляемой на эти цели, составляла в среднем по концерну около 46%, то в 2020 году — уже около 61%.
Например, «Нафтану», чтобы уменьшить дефицит средств, возникший из-за снижения выручки от реализации нефтепродуктов, пришлось задействовать практически все имеющиеся открытые кредитные линии и тем самым исполнить все свои обязательства перед банками, партнерами, налоговыми органами, отметил заместитель гендиректора «Нафтана» Илья Икан в интервью ведомственному журналу.
Понятно, что премьер-министр подчеркнул, что все проблемные вопросы поставок нефти на 2020 г были урегулированы, а работа по формированию условий импорта российских энергоносителей в Беларусь на последующие годы будет продолжена в рамках экспертных групп.
Во втором полугодии белорусские НПЗ с учетом конъюнктуры на мировом рынке постараются нарастить поставки российской нефти. Можно также ожидать, что Беларусь также продолжит танкерные поставки альтернативной нефти.
А вот насколько серьезно нацелена Беларусь на альтернативные поставки нефти, покажет ситуация с заключением долгосрочных контрактов на поставку нефти в Беларусь. Ранее в «Белнефтехиме» заявляли, что в планах концерна — заключение долгосрочных контрактов с нефтяными компаниями Азербайджана и Саудовской Аравии. Отмечалось также , что возможные объемы поставок альтернативной нефти в Беларусь «Белнефтехим» в настоящее время просчитывает на 5 лет.
В то же время стоит обратить внимание, что если Кремль поставит политическую задачу не допустить альтернативную нефть на белорусские НПЗ, он найдет для этого экономические рычаги, как это сделать, — тем более, в грядущей еще более непростой экономической ситуации в Беларуси.
Белорусский премьер Головченко по итогам первой своей встречи с российским коллегой 14 июля заявил, что вопросы поставок российских энергоносителей в Беларусь в 2020 году стороны урегулировали. «Ттеперь обсуждаем будущие поставки. Договорились о том, что эта работа будет продолжена дальше в рамках экспертных групп», — сказал Головченко.