«Газпром» будет снижать транзит газа через Беларусь даже несмотря на то, что белорусский транзитный коридор для российской монополии в европейском направлении является одним из самых привлекательных, поскольку здесь он полностью владеет участком газопровода «Ямал – Европа». Есть ли у Минска шансы сохранить транзитные платежи?

Газопровод «Ямал – Европа» проходит по территории России, Беларуси, Польши и Германии, его пропускная способность — около 33 млрд. куб. м в год. Недавняя ситуация показала, что «Газпром» может полностью остановить транзит по газопроводу «Ямал-Европа», перенаправив экспорт газа в Европу через газотранспортную систему Украины и свой газопровод Северный поток».

Временная остановка транзита через «Ямал-Европу» случилась вслед за изменением условий транзита российского газа через Польшу. 16 мая 2020 года истек срок контракта на прокачку российского газа через территорию Польши, который был заключен 25 лет назад. Теперь транзит по польскому участку газопровода «Ямал — Европа» осуществляется только по результатам аукционов (с различными сроками бронирования мощности — от года до нескольких часов), чего требуют европейские правила.

До конца мая мощности распределялись на суточных и внутридневных аукционах. Сначала «Газпром» привычно бронировал максимум мощностей, однако спустя несколько дней продемонстрировал, что не нуждается в услугах польской трубы. Тем более, что на европейском рынке цены на газ упали до минимальных значений. В результате 26 мая Россия полностью остановила транзит газа по газопроводу «Ямал-Европа» через Беларусь и Польшу.

После четырех дней простоя, 1 июня, транспортировка российского газа через Беларусь и Польшу в Германию по газопроводу «Ямал-Европа» возобновилась. На июнь мощности польской транзитной трубы выкуплены на 93%, в третьем квартале «Газпром» уже забронировал до 80% мощности трубы. А 6 июля польский газотранспортный польский оператор проведет отбор сразу на год — с октября 2020 года по сентябрь 2021 года.

Новые условия транзита: в чем выгода для Польши

Польский участок газопровода «Ямал-Евпрпа» находится в собственности компании Europol Gaz, в котором «Газпрому» принадлежат 48%. Столько же контролирует польская госкомпания PGNiG, остальные 4% — еще одна польская компания. При этом оператором участка трубы, как и всей газотранспортной системы Польши, является компания Gaz-System.

По межправительственному соглашению тариф на транзит газа по польскому участку газопровода «Ямал-Европа» формируется из необходимых затрат на его работу и прибыли, которая не может превышать 21 млн. злотых в год (5,4 млн. долларов).

Одной из причин отказа пролонгации транзитного контракта было то, что поляки были не удовлетворены тем уровнем тарифа, который предусматривался действовавшим до 18 мая контрактом.

Уполномоченный правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский зв 2019 году заявил, что через Польшу ежегодно транспортируется 29 млрд. кубометров газа из России, однако оплата производится по таким низким тарифам, что доходы страны составляют лишь 5,4 млн. долларов. Он оценил потери Польши в 2010-2017 годах в 400 млн. долларов — в среднем по 50 млн. долларов в год.

В свою очередь глава польской энергетической компании PGNiG Ежи Квечиньский в интервью «Речь Посполита» отметил, что для компании «важно, чтобы отношения с «Газпромом» были деловыми, как можно менее политическими, хотя в истории с этим бывало по-разному», По словам Квечиньского, сейчас контакты PGNiG с «Газпромом» «очень интенсивные». «Мы проходим этап конструктивного обсуждения с нашим партнером», — сказал он, пояснив, что речь идет о выплате российской стороной 1,5 млрд. долларов, которые, как считают в PGNiG, польская компания переплатила за газ с 2014 года.

Ранее польский PGNiG заявил о победе над «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже, который принял решение пересмотреть ценовую формулу на покупку газа, поставляемого «Газпромом» по Ямальскому контракту, — приблизить ее к рыночной. По оценке польской стороны, «Газпрому» придется выплатить PGNiG около 1,5 млрд. долларов компенсации за переплату с период с 1 ноября 2014 (то есть даты, когда PGNiG подала заявку на пересмотр контрактной цены) по 29 февраля 2020 года.

Ямальский контракт на поставку газа, подписанный компаниям «Газпром» и PGNiG в 1996 году, предусматривает объем поставок российского газа в Польшу в размере около 10,2 млрд. кубометров в год. При этом в соответствии с условием договора «бери или плати» концерн PGNiG обязан оплачивать как минимум 8,7 млрд. кубометра газа в год, даже если не нуждается в таких объемах поставок. В то же время за каждой стороной сохраняется право потребовать пересмотра действующих цен на газ в случае, если компанию посчитают, что они не соответствуют рыночным. Именно этим правом и воспользовалась компания PGNiG в ноябре 2014 года.

Изменение формы работы польского транзитного участка газопровода приведет и к изменению транзитных тарифов, на чем настаивает польская сторона

По данным главы экспертного совета по вопросам развития газовой промышленности и рынка природного газа Украины Леонида Униговского, в июне 2020 года «Газпром» будет платить транзитные платежи Польше в размере 7,3 долларов за 1 тыс. куб. м, а при квартальном бронировании в июле-сентябре — 6,8 долларов за 1 тыс. куб. м. «В любом случае это больше, чем Газпром» платил при постоянном контракте, который закончился 18 мая», — отмечает Униговский.

По мнению президента ассоциации «Газовые трейдеры Украины» Андрея Мизовца, низкие тарифы, которые платит «Газпром», выкупая на аукционе мощности газопровода «Ямал – Европа» в Польше, объясняются отсутствием конкуренции на этом направлении сейчас.

«Ямал-Европа» как рычаг для балансировки экспорта российского газа в Европу

Для «Газпрома» газопровод «Ямал-Европа» — не единственный экспортный газопровод по доставке российского газа на европейский рынок. В этом направлении работает магистраль «Северный поток» (мощность — 55 млрд. куб. м в год), а также украинская ГТС (транзит за 2019 год — 92 млрд. куб. м).

Эксперты отмечают, что для «Газпрома» прекращение поставок газа по газопроводу «Ямал-Европа» означало ни что иное, как временную паузу, чтобы снизить издержки на фоне рекордного падения спроса и экспортных цен на газ в Европе. Ведь к этому времени стоимость газа на европейских хабах снизилась до рекордных минимумов. Даже без учета экспортной 30-процентной пошлины на российский газ и транспортных расходов цены на крупнейшем европейском хабе TTF стали в два раза ниже, чем стоимость газа для российских потребителей в приграничных регионах.

В сложившейся ситуации трубопровод «Ямал-Европа» оказался для российской стороны весьма уязвимым в финансовом плане. С одной стороны, Польше перешла на транзит газа по результатам аукционов. С другой, «Газпром» в конце 2019 года заключил контракт с Украиной на транзит газа на условиях «качай или плати». В результате участок газопровода «Ямал-Европа», который проходит через Беларусь и Польшу, стал для российской монополии менее привлекательным с точки зрения поставок газа в Европу.

Таким образом, отмечают эксперты, газопровод «Ямал – Европе» после завершения долгосрочного контракта с Польшей может быть использован «Газпромом» для балансировки поставок газа в Европу. Снизив прокачку по «Ямал – Европе» в период слабого спроса в регионе, «Газпром» может увеличить загрузку «Северного потока» или же украинской ГТС, мощности которых уже оплачены.

Как следствие, в мае загрузка «Северного потока» увеличилась до предельного уровня — 194 млн. кубометров в сутки, а 15 мая уровень прокачки доходил до 200,2 млн. кубометров, что примерно на 14% выше прошлогоднего майского объема загрузки трубы.

Среднесуточный транзит газа через Украину в мае составлял 150 млн. кубометров, притом что «Газпром» по договору с Киевом оплачивает мощности на 178 млн. кубометров в сутки — вне зависимости от их фактического использования.

Напоим, 30 декабря 2019 года, за одни сутки до окончания соглашения о транзите газа, Украина и Россия подписали новый контракт на транзит газа, а также ряд других договоренностей. Среди них, в частности, отказ «Нафтогаза» Украины и «Газпрома» от судебных споров друг против друга, выплата «Газпромом» 2,9 млрд. доллпров компенсации по решению арбитражей и прощения Украиной 7,4 млрд. долларов штрафа за нарушение «Газпромом» антимонопольного законодательства.

По данным украинского оператора ГТС, транспортировка российского газа в ЕС через Украину сократилась по итогам января-мая 2019 года на 7,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года до 37,629 млрд. м куб. Однако в соответствии с новым транзитным договором между НАК «Нафтогаз» Украины и «Газпромом» падение физических объемов прокачки газа не влияет на сумму платежей благодаря условию «качай или плати». Украина получит около 7 млрд. долларов до 2025 года независимо от объемов физической транспортировки.

По данным РБК, согласно проекту пятилетнего договора «Нафтогаза» и «Газпрома», стоимость прокачки российского газа в Европу через Украину составит 31,72 доллара за 1 тыс. кубометров, учитывая все налоги и сборы. Тариф рассчитывался по ставке 2,66 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 км и исходя из протяженности ГТС 1192,48 км.На транзите 225 млрд кубометров за пятилетку украинская компания, вероятно, заработает около 7,13 млрд. долларов.

Похожие прогнозы в конце прошлого года представлял и украинский президент Владимир Зеленский, заявлявший, что Украина сможет получить от нового контракта с «Газпромом» порядка 7 млрд за пять лет.

Как пишет РБК со ссылкой на директора по исследованиям Vygon Consulting Марию Белову, тариф на прокачку российского газа через украинскую ГТС в 2019 году рассчитали по ставке 2,61 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 км. А вот по новому контракту, по ее словам, предусмотрен рост этой ставки на 1,9%.

Что меняется для Беларуси

Таким образом, если с изменением правил транзита по польскому участку меняется и сам статус газопровода «Ямал-Европа» (для российской монополии он становится своего рода «трубой» для балансировки экспортных поставок газа в Европу), логично задать вопрос: а что это меняет для Беларуси?

Напомним, участок магистрального экспортного газопровода «Ямал — Европа», проходящий через территорию Беларуси, был введен в строй в 1999 году. Транзитный газ по этой «трубе» поставляется в Калининградскую область, Литву, Украину и Польшу и далее в Германию. Его проектная мощность составляет 32,9 млрд. кубометров в год. Протяженность белорусского участка магистрального газопровода «Ямал-Европа» составляет 575 км. Этот участок всегда принадлежал «Газпрому». Ранее его эксплуатировал «Белтрансгаз», а после продажи в конце 2011 года белорусской ГТС «Газпрому» этот участок и пять компрессорных станций на нем эксплуатирует его дочернее предприятие «Газпром трансгаз Беларусь»

«Газпром» в 2013 году установил рекордный объем транзита газа через Беларусь 48,8 млрд. куб. м – на 10,3% больше, чем в 2012 году. Тогда же был достигнут исторический максимум транзита по белорусскому участку российского газопровода «Ямал-Европа» – с 29 млрд. куб. м газа в 2012 году до 34,7 млрд. куб. м (+19,5%). А вот по участку газотранспортной системе ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» (бывший «Белтрансгаз») транзит, напротив, снизился – с 15,3 млрд. куб. м в 2012 году до 14,1 млрд. куб. м в 2013 году.

Сколько сейчас получает белорусский бюджет от транзита российского газа по территории Беларуси, сказать сложно, поскольку официально эти данные не озвучивались. Тем не менее, можно определенные оценки исходя из косвенных данных.

Напомним, что в июле 2010 году вспыхнула очередная газовая война между ближайшими союзниками, — в Минске тогда оценивали общую задолженность «Газпрома» по транзиту в 260 млн. долларов. В «Газпроме» поясняли, что оплата за транзит топлива была произведена исходя из транзитной ставки 1,45 доллара за прокачку тысячи кубометров газа на 100 км. Белорусская сторона, в свою очередь, посчитала плату за транзит по другому тарифу — 1,74 доллара в 2009 году и 1,88 доллара в 2010 году.

Российская сторона утверждала, что увеличение транзитной ставки возможно только после того, как Беларусь выполнит условие контракта с Россией по повышению оптовой надбавки на газ, реализуемый «Белтрансгазом» на местном рынке. Эта надбавка (10,47 доллара на тысячу кубометров в 2009 году и 11,0 долларов в 2010 году) должна была позволить российской монополии повысить прибыль, получаемую «Белтрансгазом» на рынке Беларуси. Однако надбавка так и не была введена.

Эта информация позволяет дать представление об объемах платежей, которые получал белорусский бюджет от транзита российского газа по территории Беларуси.

В 2007-2011 годах «Газпром» купил белорусскую газотранспортную систему за 5 млрд. долларов, которой сейчас управляет стопроцентная дочка «Газпрома» – ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». В результате сейчас расположенные на территории Беларуси два газопровода — «Ямал-Европа» и бывшая отечественная ГТС — полностью принадлежат России.
А что же с оплатой транзита? Поскольку это – сфера коммерческих договоренностей двух сторон, известно немного.

В соответствии с соглашением по продаже «Газпрому» белорусской ГТС, минимальный уровень наценки на газ, реализуемый компанией «Газпром трансгаз Беларусь» потребителям Беларуси, с 1 января 2012 года составлял 15,95 долларов за тыс. куб м, с 2013 по 2031 годы он корректироваться на величину инфляции. С 1 января 2032 года уровень минимальной наценки будет регулироваться уполномоченным органом Беларусь в соответствии с белорусским законодательством. При этом наценка не сможет быть ниже уровня, компенсирующего затраты компании «Газпром трансгаз Беларусь», включая экономически обоснованную норму прибыли, но в любом случае она должна быть не ниже 11,09 долл. за тыс. куб. м.

При этом, согласно договоренностям, тариф на транспортировку по газопроводам бывшей ГТС Беларуси составлял 2 доллара за тыс. куб м на 100 км, в 2013–2014 годах он ежемесячно рассчитывался по формуле. Какой – неизвестно. Таким образом, сСколько стоят услуги по транспортировке газа сейчас по этому участку, — неизвестно.
Что же касается тариф на транспортировку газа по белорусскому участку газопровода «Ямал — Европа», то известно лишь, что он « ежемесячно рассчитывался по формуле в течение всего срока действия контракта».

Ранее «Газпром» планировал в 2018 году транспортировать через Беларусь 39,33 млрд. куб м газа, расчетная стоимость транспортировки газа в 2018 году составляла 360 млн. долларов. На практике объем транзита составил 42,3 млрд. куб м.

В 2019 году транзит газа через Беларусь должен был составить, по плану «Газпрома», 39,29 млрд куб м, как отмечалось в годовом отчете российского концерна.

Известно, что в конце декабря 2019 года «Газпром» и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» подписали дополнительные соглашения о продлении до 2021 года срока действия контрактов на поставку газа в Беларусь и его транспортировку через территорию Беларуси. Согласно документам, контрактные объемы поставок и транзита в 2020 году сохранены на уровне 2019 года.

Отметим, что в 2010 году транзит газа через Беларусь составлял около 50 млрд. кубометров, в том числе по белорусскому участку газопровода «Ямал-Европа». – 33 млрд кубометров в год. В то же время проектная производительность бывшей белорусской ГТС на входе составляет 51 млрд. кубометров. Сейчас мощности газотранспортной системы ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» оцениваются около 30 млрд. кубометров в год.

Польша планирует отказаться от российского газа

Следует отметить. что Польша не только отказалась транзитировать российский газ на стабильных контрактных условиях, но и заявила о желании отказаться от услуг «Газпрома» по поставке газа для обеспечения потребностей внутреннего рынка страны.

В 2022 году заканчивается контракт на поставки газа «Газпрома» в Польшу с применением принципа take-or-pay (бери или плати). Польская сторона уже сделала официальное объявление о том, что после этого, с 2023 года, новый контракт с «Газпромом» на поставки газа для внутреннего рынка они заключать не будут.

Сейчас Польша потребляет 14 млрд. кубометров газа в год, при этом около 10 млрд. кубометров – это российский газ. Но при этом растут поставки в страну LNG-газа из США и Катара (Польша имеет регазификационные мощности). Более того, Польша завершает строительство газопровода Baltic Pipe, по которому в страну будет поступать около 10 млрд. куб м. Проект стоимостью около 1,7 млрд. евро должен быть реализован в 2022 год.

Позиции «Газпрома» в Европе продолжают ослабевать

Эксперты отмечают, что сейчас мировой рынок газа находится в глубокой депрессии, так что цены на газ в Европе, США и Азии максимально сблизились. Июньский фьючерс на американском Henry Hub 25 мая упал до 60,1 долларов за тыс. кубометров.

При этом основные поставщики трубопроводного газа в Европу — «Газпром», Норвегия и Алжир — с начала года сокращают продажи, в то время как доля СПГ в январе-апреле росла (хотя в мае отгрузки снизились примерно на 20%).

Аномально теплая зима и резкий рост поставок СПГ привели к тому, что в первом квартале, традиционно самом выгодном для компании, «Газпром» впервые в истории в 2020 году получил убыток в размере 306 млрд. рублей. Эксперты отмечают, что во втором квартале средняя стоимость газа для компании составит 72-75 долларов за тыс. кубометров, хотя еще в феврале «Газпром» ориентировался на 133 доллара в среднем за год.

В этих условиях «Газпром» больше не борется за долю рынка за счет цены, как в прошлом году. Продажи на электронной торговой площадке «Газпром экспорта» за 20 дней мая составили немногим более 1 млрд. кубометров по цене порядка 80 долларов за тыс. кубометров. «Газпром» практически прекратил практику продаж на электронной торговой площадке (ЭТП) на условиях «день вперед», напротив, пытается удержать цену, используя более длинные форварды, в том числе и на будущий год»,— отмечает аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов.

Во второй половине года, по его прогнозу, все производители газа продолжат снижать объемы поставок, а к началу августа в Европе будут полностью заполнены ПХГ. Аналитик ожидает, что по итогам года средняя цена по портфелю «Газпрома» окажется на уровне 110–120 долларов за тыс. кубометров.

По другим оценкам аналитиков, экспортная цена «Газпрома» в 2020 году может упасть глубоко ниже отметки в 100 долларов за тыс. кубометров, а доля российского газа в потреблении Европы — сократиться с 39% до 34%.

Более пессимистичный прогноз у Марии Беловой из Vygon Сonsulting. Она ожидает, что с учетом значительного падения цен на газ и текущей структуры ценообразования в портфеле контрактов «Газпрома» (57% контрактов индексируются по газовым хабам, треть — с привязкой к нефти и нефтепродуктам) средняя экспортная цена «Газпрома» во втором квартале 2020 года может составить 72–75 долларов за тыс. кубометров. В третьем же квартале даже при сохранении среднемесячных цен на основных газовых хабах Европы на уровне 50–55 долларов за тыс. кубометров, и экспортная цена будет находиться в районе 50 долларов за тыс. кубометров.

По мнению Марии Беловой, доля российского газа (труба плюс СПГ) в потреблении Европы, которая в 2019 году составила 39%, в этом году сократится. При условии сохранения спроса в Европе в 2020 году на уровне прошлого года и роста импорта СПГ (что подтверждается статистикой января—апреля) на 20 млрд. кубометров доля российского газа может снизиться до 35%. Если же спрос на газ снизится на 2%, доля российского газа сократится до 34%. Причем, падение придется на трубопроводный экспорт.

И это – тревожный сигнал для официального Минска, который в рамках заключенного с «Газпромом» контракта, похоже, не имеет рычагов влияния ни на цену импортируемого из РФ газа, ни на объемы транзита через свою территорию.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,