Поставки Россией Беларуси дорогой современной авиатехники военного назначения существенно усилят привязку Минска к Москве как в военно-стратегическом, так и в экономическом плане.

13 ноября первые два многоцелевых истребителя Су-30СМ, закупленные в России, прибыли в Беларусь, сообщила пресс-служба Минобороны нашей страны. Отмечается, что это первая пара Су-30СМ из запланированных 12 единиц.

«Самолеты значительно повысят боевой потенциал вооруженных сил, увеличат возможности по прикрытию войск и объектов от ударов средств воздушного нападения, патрулированию воздушного пространства, обнаружению и уничтожению воздушных и наземных целей, решению задач боевого дежурства», — указали в белорусском военном ведомстве.

Очевидно, есть необходимость напомнить, что контракт на поставку Беларуси четырех новых истребителей Су-30СМ был подписан в 2017 году, все их заказчик должен получить до конца 2019 года. Передачу же всех 12 боевых самолетов этого типа, предусмотренных рамочных соглашением сторон, планируется произвести до конца 2020 года.

Надо сказать, что факт заключения контракта на поставку боевых самолетов Россией  Беларуси в свое время многими наблюдателями был расценен как безусловная победа президента Александр Лукашенко.

Бедные, но гордые

Возвращаясь к истории вопроса, следует отметить, что проблема поддержания боеготовности белорусской авиации обострилась даже не вчера. Еще 12 сентября 2012 года Александр Лукашенко обозначил ее публично, отвечая в ходе фестиваля «Дажынкi-2012» на вопросы представителей СМИ о подробностях своей встречи в Сочи со вновь избранным тогда на пост президента России Владимиром Путиным.

По словам Лукашенко, в ответ на его просьбу посодействовать в обновлении парка боевой авиации, российский коллега пообещал передать военно-воздушным силам Беларуси современные самолеты для несения дежурства на границе.

Учитывая высокую стоимость такой авиационной техники, многие эксперты посчитали тогда наиболее реальным вариант обновления парка белорусской военной авиации за счет безвозмездной (или, на крайний случай, с минимальной оплатой) передачи боевых машин Москвой Минску. Так как у Беларуси нет необходимых средств для покупки российских боевых самолетов за полную цену.

Однако в окружении Путина такой подарок Беларуси, похоже, сочли чрезмерно щедрым и про обещание своего президента как бы забыли. В чем некоторые аналитики усмотрели не столько скупость, сколько желание обескровить авиацию союзника, дабы под предлогом сокращения ее боевых возможностей взять в свои руки охрану воздушных границ «синеокой». Недаром вскоре в повестке дня белорусско-российского сотрудничества в области обороны появился пресловутый вопрос об авиабазе, который стал камнем преткновения в отношениях Минска и Москвы.

Впервые план создания авиационного гарнизона вооруженных сил России на территории Беларуси был озвучен российским министром обороны генералом армии Сергеем Шойгу в апреле 2013 года в Минске на встрече с президентом Александром Лукашенко. Тогда внятной реакции последнего на это предложение не последовало. Одно было очевидно: белорусский лидер не собирается форсировать события. Более того, он намерен при удобном случае открестится от ведения вредных для его имиджа переговоров.

Но Москва продолжала гнуть свою линию и в Беларусь вскоре была направлена группа российских офицеров с целью подбора наиболее подходящего аэродрома для базирования будущего авиаполка. Они подыскали сразу несколько пригодных площадок. Но на этом дело застопорилось, месяц проходил за месяцем, а ситуация с авиабазой не становилась более определенной.

Пока 11 октября 2015 года во время президентских выборов, в ходе импровизированного брифинга для прессы на избирательном участке номер 1 в Минске Александр Лукашенко категорично не заявил о ненужности для Беларуси российского авиационного гарнизона.

А 30 октября 2015 года, выступая на оперативном сборе командного состава вооруженных сил страны, он окончательно подвел черту под этой темой: «Человек, который должен принимать это решение, я об этом ничего не знаю».

После чего упоминание о российской авиабазе в Беларуси звучало все реже и реже. А 30 марта 2017 года тогдашний посол России Александр Суриков заявил на пресс-конференции в Минске, что вопрос размещения в Беларуси российской военной базы никогда не стоял. «Он (вопрос о размещении военной базы) никогда не стоял. Никакая военная база на территории чужой страны, в том числе Беларуси, не может быть размещена без межправсоглашения, а его нет».

Как «приковать» союзника

А вскоре после этого в мае 2017 года и было достигнуто то самое соглашение о поставке из России в Беларусь 12 истребителей Су-30СМ о котором говорилось выше. В связи с чем у экспертов возник закономерный вопрос: что заставило обитателей Кремля изменить свою позицию?

Прежде всего напрашивается ответ, который лежит на поверхности: Москва не заинтересована в полной деградации оборонных возможностей своего союзника, прикрывающего одно из самых важных для нее стратегическое направление — Западное, где ситуация в последнее время имеет тенденцию к явному ухудшению. Таким образом получается, что Россия не столько делает одолжение белорусам, сколько печется о соблюдении собственных интересов.

Весьма возможно также, что поставляя самолеты, российское руководство надеется вбить еще один клин в отношения Минска с Западом. Поскольку Су-30СМ — это ударные самолеты большого радиуса действия, их появление на наших аэродромах гарантировано уменьшит степень доверия между Беларусью и ее натовскими соседями.

К тому же поставка истребителей Минску для Москвы — это еще и способ более тесной привязки к себе белорусского союзника, который в последние время стал самостоятельным. Причем не только в военно-техническом плане, но и в экономическом.

Как сообщила в свое время газета «Ведомости», со ссылкой на высокопоставленного менеджера одной из компаний Объединенной авиастроительной корпорации, 12 истребителей Су-30СМ обойдутся Беларуси примерно в 600 млн. долларов. По данным издания, для оплаты самолетов будут задействованы российские кредиты.

Получается, что Минск, который, и без того является крупнейшим должником Москвы, попадает во все большую долговую кабалу к своему ближайшему союзнику. А это, как нетрудно догадаться, существенно сокращает возможности белорусского руководства по проведению самостоятельной внешней и оборонной политики.

При этом, ряд экспертов вообще ставит под сомнение целесообразность приобретения Су-30СМ для вооруженных сил Беларуси. Они считают контракт на закупку данных самолетов (наряду с контрактом на строительство БелАЭС) одним из самых «бессмысленных» за последние годы.

Они считают характеристики этого тяжелого истребителя (дорого по цене и чрезвычайно затратного в эксплуатации) избыточными для небольшой Беларуси. Более оправданным было бы приобретение более легких истребителей МиГ-35.

В данном контексте будет не безынтересно узнать, а какими соображениями руководствовались наши военные настаивая на приобретении именно этих боевых машин.

Как заявил еще 4 февраля 2016 года заместитель министра обороны по вооружению — начальник вооружения вооруженных сил страны генерал-майор Игорь Лотенков, именно, Су-30СМ должны заменить стоящие на вооружении ВВС и войск ПВО еще советские фронтовые истребители МиГ-29. Последние в связи с исчерпанием ресурса будут списаны.

«Подсчитав, во что выливается нам их (МиГ-29 — прим. авт.) содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования». Тем более, что на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах ремонт и сопровождение Су-30 уже освоили.

И здесь хотелось бы несколько дополнить выкладки генерала Лотенкова. Наряду с «мигами», Су-30СМ должны заменить в ВВС и войсках ПВО нашей страны еще и тяжелые перехватчики Су-27П/Су-27УБ (которые уже поставлены на прикол). А так как Су-30СМ способен выполнять еще и функции бомбардировщика-ракетоносца (да и разведчика тоже), то ему придется «вкалывать» также и за Су-24М/Су-25МР давно списанных в утиль.

Согласимся, такой размен выглядит приемлемым.

Тот самый «Су»

Согласно данным производителя, Су-30СМ «предназначен для завоевания господства в воздухе, блокирования аэродромов противника на большой глубине, уничтожения воздушных, наземных и морских целей, в том числе в ночное время суток и сложных метеорологических условиях». Машина уже успела себя отлично зарекомендовать в ходе воздушной операции России против ИГИЛ в Сирии.

Практическая дальность полета самолета составляет 3 тыс. км, с двумя дозаправками в воздухе — до 8 тыс. км, боевой радиус — 1500 км Практический потолок — 17 км. Максимальная скорость у земли — 1350 км/ч, на высоте — 2125 км/ч.

Феноменальная маневренность самолета определяется использованием двигателя с отклоняемым вектором тяги.

Авионика Су-30СМ создана по принципу открытой архитектуры, что упрощает интеграцию новых аппаратных средств и вооружений в состав бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). На Су-30СМ уже сегодня смонтировано БРЭО, которое устанавливается на авиационный комплекс фронтовой авиации 5-го поколения Су-57.

В его состав входит радиолокационная станция (РЛС) «Барс» с пассивной фазированной антенной решеткой, что резко повышает быстродействие РЛС. «Барс» позволяет гарантированно обнаруживать все виды целей (наземные воздушные и морские) на расстоянии не менее 150 км. РЛС может одновременно сопровождать 15 и более воздушных целей, выбирая приоритетные, и обстреливать 4 из них.

Опционно могут применяться подвесные контейнеры с инфракрасными и лазерными приборами прицеливания.

БРЭО Су-30СМ также включает комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Хибины» и «Сорбция», которые способны не только подавлять относительно маломощные РЛС самолетов противника, но и нейтрализовать более серьезные наземные РЛС дежурного режима и зенитных ракетных комплексов.

Благодаря таким тактико-техническим характеристикам, потенциал одного Су-30СМ сравним с возможностями двух машин предыдущего поколения. Недаром ему присвоен индекс 4++. Платформа самолета с легкостью может использоваться для различных видов вооружения и аппаратуры.

В случае необходимости Су-30СМ может быть использовать в качестве тяжелого перехватчика ПВО, ударного истребителя-бомбардировщика, разведчика, воздушного командного пункта и даже самолета РЭБ.

Для поражения противника Су-30СМ оснащен широкой номенклатурой вооружения класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность» для поражения широкой номенклатуры воздушных, наземных и надводных целей. Он является носителем большого набора управляемых ракет различной дальности, а также свободнопадающих и управляемых авиабомб. При максимальной взлетной массе в 34,5 т самолет способен поднять на 12-ти точках подвески до 8 т боевой нагрузки.

Не исключено, что в дальнейшем в состав бортового вооружения Су-30СМ может быть включена авиационная версия крылатой ракеты (КР) российского тактического комплекса Club — 3М-14АЭ (экспортный вариант ставшей знаменитой после применения в Сирии КР «Калибр») c дальностью стрельбы до 300 км. Высокоточная дозвуковая КР воздушного базирования 3М-14АЭ предназначена для поражения разнообразных наземных целей.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,