Нациоанльный банк распространил заявление Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь по итогам заседания Правления 6 ноября 2019 года. Приводим текст полностью:

Сегодня на заседании по денежно-кредитной политике Правление Национального банка приняло два решения. Первое – снизить с 20 ноября ставку рефинансирования с 9,5 до 9 процентов годовых.

Второе решение касается ставок Национального банка по операциям регулирования ликвидности банков. С 20 ноября ставка по кредиту овернайт снижается с 10,75 до 10 процентов, по депозиту овернайт – с 8,25 до 8 процентов. В результате ширина коридора процентных ставок уменьшается с 2,5 до 2 процентных пунктов. Сохраняется его симметричность относительно ставки рефинансирования. При этом усиливается эффективность влияния процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на интенсивность инфляционных процессов. В будущем ставки по операциям регулирования ликвидности будут изменяться одновременно со ставкой рефинансирования и на соответствующую величину.

Теперь подробнее о тех факторах, которые повлияли на наше решение об изменении процентных ставок.

Первое. Фундаментальные факторы как со стороны деловой активности и бюджетной политики, так и со стороны монетарных условий продолжают формировать предпосылки для постепенного замедления роста цен в ближайшее время.

Как и ожидалось, инфляция постепенно возвращается к установленному на 2019 год целевому ориентиру 5 процентов. В сентябре текущего года она замедлилась до 5,3 процента в годовом выражении.

Базовая инфляция также устойчиво снижается. К сентябрю ее годовой прирост замедлился до 4,3 процента.

Аналогично идет уменьшение показателей инфляции, очищенных от влияния краткосрочных шоков. По нашим оценкам, сейчас трендовая инфляция и средняя интенсивность роста цен находятся вблизи 4 процентов.

В октябре текущего года темп изменения потребительских цен в годовом выражении может сформироваться чуть выше сентябрьского уровня из-за плодоовощной составляющей. Это – проявление эффекта низкой базы в ценах на плодоовощную продукцию в октябре 2018 года. В то же время тенденция замедления монетарной инфляции, наблюдающаяся на протяжении двух кварталов, продолжится. Мы ожидаем, что к концу 2019 года инфляция сложится вблизи 5 процентов.

Второе. Принимая решение об уровнях процентных ставок, мы смотрели не только на текущий год, но и на следующий.  Как вы уже знаете, наша цель по инфляции на 2020 год – не выше 5 процентов. Поэтому мы оценивали влияние всех факторов на горизонте до конца 2020 года. Общий результат – в прогнозируемых нами условиях и с учетом принятого решения по ставкам – прирост потребительских цен по итогам следующего года также не превысит 5 процентов.

Далее остановлюсь более детально на ключевых моментах, которые принимались во внимание при формировании прогноза на следующий год.

Начну с развития ситуации на внешних рынках и с того, как это может повлиять на инфляционные процессы у нас. Мы ожидаем, что внешняя среда будет благоприятной для динамики цен в Беларуси. Внешние условия стали менее инфляционными.

На фоне устойчивого замедления роста потребительских цен, а также уменьшения рисков, связанных в том числе с санкционной риторикой, Банк России пересмотрел свой прогноз по инфляции, что предопределило более быстрое снижение ключевой ставки в Российской Федерации.

В условиях наблюдаемого снижения интенсивности инфляционных процессов в еврозоне и США, а также сохраняющихся рисков существенного замедления роста мировой экономики ФРС США и ЕЦБ продолжили смягчение своих политик.

В целом последние принятые решения ключевых монетарных регуляторов свидетельствуют в пользу ослабления инфляционного фона и меньшего давления на внутренние цены в Беларуси в среднесрочном периоде.

Со стороны внутренних факторов также не ожидается проинфляционного давления. Этому будет способствовать прогнозируемое сохранение в среднесрочной перспективе экономической активности вблизи своего равновесного уровня. Рост экономики будет характеризоваться сбалансированной динамикой внутреннего спроса и внешней торговли.
Бюджетная политика не будет выступать источником ускорения инфляционных процессов, несмотря на ожидаемый дефицит бюджета в 2020 году. Накопленные остатки бюджетных средств будут использоваться преимущественно для погашения внешнего государственного долга.

Мы по-прежнему уделяем большое внимание оценке рисков, связанных с динамикой заработной платы. Ее годовой рост незначительно ускорился в III квартале. Одновременно наблюдалось усиление сберегательных процессов в экономике.

Ожидается, что в среднесрочном периоде динамика заработной платы будет определяться производительностью труда.

Возросшее в текущем году чистое предложение валюты на внутреннем рынке обусловило номинальное увеличение эффективного курса белорусского рубля, что также ограничивало повышение цен. В среднесрочном периоде ожидается сохранение дезинфляционного влияния со стороны курса белорусского рубля, вместе с тем постепенно оно будет ослабевать.

Будущая динамика инфляционных процессов во многом будет зависеть от величины и направления изменения инфляционных ожиданий. Сегодня они чувствительны к экономическим шокам. Сильное увеличение регулируемых государством тарифов и избыточная волатильность цен на плодоовощную продукцию оказывают значимое влияние на инфляционные ожидания.

В свою очередь, повышенный уровень инфляционных ожиданий – это фактор риска для ценовой стабильности, поскольку он со временем трансформируется в фактический рост цен. В то же время ожидается постепенное изменение этой ситуации в среднесрочной перспективе, в том числе по мере того, как интенсивность инфляционных процессов стабилизируется.

Таким образом, совокупность всех факторов предопределила текущее изменение ставки рефинансирования. При этом характер монетарных условий сохранится нейтральным.
В последующем при принятии решений по денежно-кредитной политике Правление Национального банка продолжит учитывать весь комплекс внешних и внутренних условий, в первую очередь фактическую и ожидаемую динамику инфляции в сравнении с целевым ориентиром, а также степенью реализации указанных выше проинфляционных рисков.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,