В Беларуси в целях совершенствования порядка осуществления микрофинансовой деятельности подписан Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов», который отменяет действие Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций», говорится в комментарии Нацбанка.

Основные положения Указа № 394 вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. Это время дается Национальному банку и Совету Министров для приведения актов законодательства в соответствие с принятым документом.

Указ № 394, в частности, направлен на дальнейшее снижение долговой нагрузки на потребителей услуг микрофинансовых организаций путем ограничения суммы процентов и неустойки, которые могут быть начислены по договорам микрозайма. Максимальный размер процентов за весь период пользования денежными средствами не может превышать двукратный размер основного долга, а неустойка (штраф, пеня) за нарушение условий договора – половину размера основного долга. Данное ограничение коснется всех договоров микрозайма, в том числе заключенных до момента вступления в силу Указа № 394.

Для исключения отдельных недобросовестных практик предоставления денежных средств ограничивается спектр вещей, которые могут быть предметом лизинга по договорам возвратного лизинга, заключаемым с физическими лицами. С момента вступления в силу Указа № 394 предметом возвратного лизинга смогут выступать только транспортные средства и жилые помещения. Как показала практика, под видом договоров возвратного лизинга телефонов, смартфонов и иной бытовой техники гражданам фактически предоставлялись деньги взаймы под завышенные процентные ставки без надлежащего информирования потребителей финансовых услуг о сути заключаемых договоров.

Также Указом № 394 устанавливаются требования к рекламе деятельности по предоставлению займов и микрозаймов. Реклама должна будет содержать полную и достоверную информацию о рекламодателях и рекламируемой ими деятельности. Данное требование распространяется как на организации, включенные в реестр микрофинансовых организаций, так и на физических и иных юридических лиц, предоставляющих денежные средства взаем. Такие лица должны будут в своей рекламе отражать в числе прочего сведения о нормативном правовом акте, в соответствии с которым они предоставляют займы.

При этом цивилизованные способы микрофинансирования получат дальнейшее развитие:

упростится работа ломбардов, выдающих краткосрочные займы под залог автомобилей;

предоставлять микрозаймы под залог движимого имущества смогут государственные юридические лица, оказывающие бытовые услуги населению и зарегистрированные в сельской местности, а также юридические лица, осуществляющие скупку драгоценных металлов и камней для пополнения Госфонда;

членами потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи (для получения финансирования своей деятельности) смогут стать физические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и (или) виды деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог;

из видов некоммерческих микрофинансовых организаций исключаются некоммерческие микрофинансовые организации, созданные в организационно-правовой форме фонда. При этом субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальные предприниматели, которые ранее были заемщиками фондов, смогут быть членами потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи;

в конфликтной ситуации между заемщиком и займодавцем до обращения в суд или Национальный банк обязательным будет предъявление сторонами спора претензии – письменного предложения о добровольном урегулировании возникшего спора;

требование о формировании минимального размера уставного фонда ломбардов денежными средствами позволит улучшить финансовое положение ломбардов и уровень ответственности их учредителей.

Таким образом, Указ № 394 и принятые в его исполнение документы будут способствовать повышению доступности финансирования для населения, улучшению защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций, а также финансового положения и порядка функционирования самих организаций.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,